Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Таможеннымиорганамииееособенности




В базовой модели управления таможенными органами (специ­альной модели управления — вариант 3) в качестве объектов управления выступают собственно таможенные органы (ЦА ФТС России, РТУ, та­можни, таможенные посты), специалисты таможенного дела, таможенные коллективы, технологические таможенные процедуры, ресурсы таможен­ной деятельности (финансовые, материальные, трудовые, информацион­ные и др.), а также звенья инфраструктуры таможенной деятельности. Со­гласованность (единодействия) различных элементов (частей, подсистем) таможенной системы для достижения целей деятельности таможенных органов и обеспечивает управление.

К субъектам управления таможенными органами относятся все эле­менты и подсистемы таможенного поста, таможни, регионального та­моженного управления и ЦА ФТС России, осуществляющих процесс управления, т. е. процесс целенаправленного воздействия на коллективы сотрудников, занятых в управляемой системе.

Таким образом, для формирования и реализации управляющего воз­действия необходимо наличие субъекта управления, объекта управления и определенным образом организованных взаимосвязей между ними.

В совокупности эти элементы - субъект управления, объект управле­ния и взаимосвязи между ними - образуют систему управления таможен-


ными органами. Базовая формализованная модель системы управления таможенными органами представлена на рис. 24.

Для уяснения вопроса о субъекте и объекте управления важно понять, что различные уровни управления в таможенной системе одновременно выступают и как субъекты, и как объекты управления, а также что управ­ление таможенными органами носит ступенчатый, иерархический харак­тер. Каждой ступени или уровню управления соответствуют свой субъект и объект управления.

Каждый таможенный орган также состоит из целого ряда структурных подразделений. Эти подразделения и составляют требуемый набор компо­нентов (элементов) системы, в качестве которой рассматривается любой таможенный орган. Вместе с тем следует иметь в виду, что своеобразным элементом этой системы выступают и отдельные сотрудники таможенных органов, поскольку они способны самостоятельно решать ряд задач и осу­ществлять ряд функций, присущих рассматриваемым органам.

Все элементы (структурные подразделения) таможенного органа определенным образом связаны между собой и системой в целом. Они оказывают друг на друга различное по степени значимости воздейст­вие, которое может носить управляющий либо информационный ха­рактер.


Непосредственное управляющее воздействие, необходимым условием которого являются отношения соподчиненное™, оказывается вышесто­ящим органом либо его структурным подразделением на нижестоящий таможенный орган либо его структурное подразделение. Следовательно, воздействие данного вида является формой взаимосвязи субъекта и объ­екта управления.

В отличие от него информационное воздействие - это форма взаимосвя­зи несоподчиненных структурных элементов одного таможенного органа либо элементов (подразделений) самостоятельных систем управления.

Одновременно каждый таможенный орган, равно как и любое его структурное подразделение, обладает системными признаками, т. е. оп­ределенным комплексом свойств и качеств, которые не могут быть сведе­ны к сумме качеств и свойств составляющих их элементов. Так, отделы оперативного, экономического и правоохранительного блоков имеют свои задачи и функции. Однако лишь таможня как целостная система способна решить задачи, возложенные на таможенный орган, в полном объеме.

Таким образом, поскольку каждый таможенный орган любого уров­ня обладает признаками, присущими системным образованиям, он явля­ется управляемой системой. Функциональное (целевое) назначение этой системы определяется кругом задач, для выполнения которых собственно и создается таможенный орган.

Вместе с тем все таможенные органы, являясь управляемыми социаль­ными системами, в целом выступают как совокупность субъектов и объ­ектов управления, взаимосвязанных каналами прямой и обратной связи. При этом таможенные органы, входящие в единую таможенную систему РФ, испытывают управляющее воздействие «сверху».

Наряду с этим, функционируя в окружении других социальных систем и в определенной внешней среде, они постоянно подвергаются разнооб­разным управляющим и информационным воздействиям. Следовательно, в силу отмеченных обстоятельств каждый таможенный орган одновремен­но является не только управляемой системой, но и системой управления, т. е. субъектом и объектом управления.

Так, по отношению к Правительству РФ ФТС России является управ­ляемой системой. В то же время она сама осуществляет управление вхо­дящими в его структуру элементами.

Системой управления таможенными органами является совокупность элементов, функционирование которых обеспечивает эффективную де­ятельность, направленную на достижение цели таможенных органов. Это система, в которой реализуются функции управления и которая включает:


• специалистов, объединенных в органы управления;

• используемый комплекс методов управления;

• организационную и вычислительную технику;

• связи между органами управления, объектом управления и внешней
средой, которые определяются различными способами взаимодействия
и потоками управленческой информации;

• документооборот, необходимый для выполнения функций, распреде­
ленных между органами управления в интересах достижения целей, пос­
тавленных перед таможенной системой.

Система управления таможенными органами обладает свойством иерархичности, которое проявляется при осуществлении любых управ­ленческих воздействий. Наиболее выпукло это свойство заметно в отно­шениях между таможенными органами, стоящими на разных ступенях иерархической лестницы, где органы наделены различной компетенцией и более сложная вышестоящая таможенная система является субъектом управления по отношению к менее сложной нижестоящей.

Строгая иерархичность системы управления таможенными органами находит свое выражение и в принципе единоначалия, необходимость осу­ществления которого обусловливается сложностью и спецификой реша­емых таможенными органами задач, а также обстановки, в которой они функционируют (повышенная ответственность в принятии конкретных решений, динамика оперативной обстановки, требующая высокой мо­бильности и максимальной управляемости, и т. д.). Эффективной реали­зации этого принципа призвана способствовать и строгая субординация между структурными элементами таможенных органов.

Осуществление принципов единоначалия и субординации обусловли­вает достаточно жесткую систему прямых связей субъектов с объектами управления. Это выражается, прежде всего, в том, что различная управля­ющая информация в виде команд, приказов, распоряжений и т. п. посту­пает по каналам прямой связи от субъектов к объектам управления сверху вниз, последовательно спускаясь по ступеням иерархии управления.

Такой порядок несколько снижает скорость прохождения команд и не исключает возможности их искажения. Однако благодаря этому порядк} достаточно надежно обеспечивается необходимая централизация управ­ления, согласованность деятельности многочисленных структурных под разделений по решению возникающих задач.

Система обратных связей, по которой к субъектам управления посту пает осведомительная информация, в отличие от системы прямых связе! является более гибкой и подвижной.


Такое ее свойство не случайно и объясняется следующими обстоя­тельствами. Во-первых, необходимо иметь в виду несомненную заинте­ресованность субъекта управления любого уровня в максимально пол­ной информации осведомительного характера. Практика неоднократно убеждала в том, что эффективность управления выше у того субъекта, который лучше информирован о среде функционирования, состоянии управляемых объектов, результатах собственного управляющего воз­действия. Во-вторых, гибкость и подвижность системы обратных свя­зей - это одно из проявлений демократичности в государственном уп­равлении, обусловливающей развернутую систему связей объектов с субъектами управлений.

Внешнюю среду, в которой функционируют таможенные органы, пре­жде всего, составляют все иные социальные системы, выходящие за рамки федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела - участники ВЭД, таможенные брокеры, перевозчики, владельцы складов и т. д.

Во внешней среде существуют различные объективные условия и фак­торы, в которых протекает деятельность таможенных органов и которые оказывают существенное влияние на эту деятельность.

С внешней средой таможенные органы также связаны каналами пря­мой и обратной связи. Так, по каналам прямой связи они оказывают ин­формационное, а при необходимости в установленном законом порядке и прямое управляющее воздействие на участников ВЭД, организации, граждан и должностных лиц.

Важными компонентами внешней среды функционирования таможен­ных органов и объектами воздействия являются внешнеэкономическая деятельность, государственная и экономическая безопасность, а также такие негативные социальные явления, как коррупция и преступность в сфере таможенного дела.

Своей деятельностью таможенные органы влияют на эти объекты вне­шней среды, добиваясь их желаемого состояния.

По каналам обратной связи в таможенные органы поступает необхо­димая осведомительная информация о состоянии внешней среды, которая позволяет придавать внешним управляющим воздействиям целенаправ­ленный характер.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что, являясь управляемой системой, таможенный орган в сфере внешнего управления выступает в качестве системы управления, которая оказывает на среду функциони­рования информационные и управляющие воздействия.


Управление таможенными органами осуществляется в специфических условиях, во многом отличных от управления в других областях обще­ственной жизни. Как и всякий сложный социальный объект, таможенная система включает в себя множество различных элементов, подсистем, ко­торые находятся между собой в определенных отношениях и взаимодейст­вуют друг с другом. Задача управления - поддержание их в оптимальном соответствии друг другу и таможенной службе в целом как социально-экономической организации, выполняющей специфические функции.

Управление таможенными процессами и системами включает такие эта­пы, как:

1) получение и уяснение задачи;

2) сбор и обработка информации;

3) формирование гипотезы о состоянии таможенной системы на осно­
ве данных информационного обеспечения таможенного органа, а также
информации, полученной от вышестоящего звена управления;

4) выбор критерия общего плана действий;

5) определение общего плана действий (декомпозиция задач и ограни­
чений по этапам функционирования);

6) определение конкретных плановых мероприятий и критериев их
оценки;

7) определение и реализация управляющих воздействий.

Выводы

Под управлением будем понимать процесс формирования и ре­ализации такого целенаправленного воздействия на объект, в результате которого объект переходит в требуемое (целевое) состояние.

Управление организациями принято рассматривать с позиции двух ос­новных подходов: кибернетического и синергетического, хотя в принци­пе они не противоречат друг другу. В кибернетическом подходе система управления представляется в виде совокупности управляющей и управ­ляемой подсистем. Синергетический подход основывается на учете ес­тественных факторов развития (саморазвития) организации. Субъект уп­равления в самоорганизующихся системах не значим.

Введенные базовые модели управления, в том числе и специальная модель управления таможенным делом, сформулированные законы (ак­сиомы) и принципы управления, представленные классификация методов


[травления и параметры эволюции управленческих парадигм позволяют «опочить следующее.

1. Управление таможенной системой осуществляется в пределах ти-
овых моделей и на основе общих законов и принципов управления.

рамках кибернетического подхода специфика таможенной модели про-зляется в том, что она объединяет в себе модели, характерные и для со-иально-экономических, и для технических систем.

2. Представленные последовательность и характер эволюции мето-
ов управления позволяют наблюдать этапы перехода от кибернетичес-
[IX к синергетическим методам, наиболее адекватным применительно
таможенным системам. Наблюдаемый переход от детерминированного
программно-целевому, и от программно-целевого к целостно-эволюци-
нному методу не предполагает подчеркивание предыдущего этапа, а рас-
рывает их качественное развитие. Внутренняя логика этого развития
бусловлена эволюцией внешних и внутренних факторов жизнедеятель-
ости таможенных систем, механизмом обратных связей и возможностью
зменения критериев в направлении: план—>цель—^видение.

3. Целостно-эволюционный метод применительно к таможенным
рганизациям можно рассматривать как модель обобщенной концепции
правления. Метод является интегративным и, несомненно, станет опре-
еляющим в теории и практике управления таможенными организациями
ближайшей перспективе.

4. Концепция «субъект - объект управления» в теории управления
остепенно уступает место другой концепции - самоорганизации. Ки-
ернетическая модель остается хорошей методической парадигмой на
ервых этапах формирования знаний об управлении. Другими словами,
ибернетический подход в теории и практике управления уступает место
инергетическому подходу. Именно такому типу подхода - когнитивному

будет уделяться основное внимание в данной дисциплине в дальней-1ем.

Общая схема управления таможенными процессами и системами ключает следующие этапы: получение и уяснение задачи; сбор и обра-отку информации; формирование гипотезы о состоянии таможенной истемы; выбор критерия общего плана действий; определение общего лана действий; определение плановых мероприятий; определение и ре-лизацию управляющих воздействий. Все приведенные этапы являются арактерными для процедуры управления таможенными процессами и истемами.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2799; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.