Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воспитание как процесс формирования личности будущего профессионала 1 страница




Вопросы формирования личности будущего профессионала играют существенную роль в подготовке специалиста со средним профессиональным образованием. Ведь именно ценностные ориентации, отношения, убеждения, социально и профессионально
значимые качества личности оказывают влияние на модель профессиональной деятельности и те способы, с помощью которых молодой специалист должен транслировать социокультурные нормы споим воспитанникам.

Основной ориентир профессионального воспитания — профессиональное становление специалиста в соответствии с объективными требованиями общества. Выпускник колледжа должен осознавать общественный смысл выбранной профессии, определять
личностную значимость профессионального груда, творчески относиться к профессиональной деятельности, владеть навыками профессионального поведения на основе принятия правил профессиональной этики.

В качестве условий, способствующих эффективности профессионального воспитания, выделяют следующие:

-создание ситуации выбора на каждом этапе профессиональною воспитания;

- дифференциацию целей, задач, содержания профессиональною воспитания с учетом индивидуальных особенностей студентов;

-направленность образовательного процесса на решение задач профессионального воспитания, на построение системы профессиональных отношений;

-построение системы профессионального воспитания на основе ведущей роли в нем программы самореализации личности будущего специалиста;

-организацию сотрудничества на основе взаимного доверия, диалога, установления субъект-субъектных отношений между преподавателем и студентами;

-ориентации студентов в ценностях будущей профессиональной деятельности;

-построение содержания учебных дисциплин в направлении самопознания, самоанализа, саморазвития личности студента как будущего специалиста.

В связи с этим стоит остановиться более подробно на механизмах профессионального развития и становления личности студента.

Из психологии известно, что развитие — это основной способ
существования личности, благодаря которому происходит накопление, обновление ее количественных и качественных изменений.

Профессионально-личностное развитие студента колледжа можно определить как единство общекультурного и профессионально-обусловленного в личности, индивидуально личностную окрашенность педагогической деятельности.

По ходу развития личности постепенно происходит ее профессиональное становление. Поскольку в психолого-педагогической литературе наблюдается разнообразие трактовок понятия «становление», за основную примем такую.

Становление приобретение новых признаков и форм в процессе развития, приближение к определенному состоянию.

Профессиональное становление студента средней профессиональной школы — это процесс профессионального самоопределения, адаптации к профессии, образовательному учреждению, овладения специальностью, положительного отношения к выбранной профессии, проявления желания работать или продолжать образование по избранной специальности после получения диплома о среднем профессиональном образовании.

Становление студента как специалиста предполагает:

1. появление новых психических качеств личности, которые
раньше или полностью отсутствовали, или были, но в другом виде;

2. возникновение различных видов профессиональной деятельности.

Процесс профессионального становления детерминируется рядом факторов, среди которых выделяются окружающая и внутренняя среда, жизненный опыт студента, активность личности.

В основе профессионального становления находится профессиональная направленность личности как системное качество личности, определяющее ее отношение к профессии, потребность и готовность к профессиональной деятельности. Выделяют несколько
составляющих профессиональной направленности:

а) профессиональная позиция как методологическое основание направленности в виде профессиональных мотивов, ориентации, принципов;

б) ценностные ориентации как относительно устойчивые социально обусловленные оценки значимых сторон профессиональной деятельности;

в) профессиональное самоопределение как сложный процесс
поиска личностью своего места в профессии, отношение к себе как субъекту профессиональной деятельности, приобретение определенного профессионального статуса;

г) профессиональная компетентность как опыт, знания, умения, навыки и привычки, реализуемые в профессиональной деятельности.

Профессиональное становление личности как непрерывный
процесс формирования и проектирования личности специалиста
имеет свои стадии.

На первой — стадии формирования профессиональных намерений - происходит отбор способов получения профессионального образования в соответствии с выбранной профессией.

На второй — стадии получения профессионального образовании - происходит адаптация к учебному заведению, к новой роли студента, освоение системы профессиональных ЗУН, формирование профессионально значимых качеств личности и положительною отношения к профессии.

На третьей — стадии профессионализации — происходит вхождение в профессию, приобретение профессионального опыта, дальнейшее развитие личностно-профессиональных качеств, нужных для квалифицированного выполнения профессиональной работы.

На четвертой — стадии мастерства — происходит качественное выполнение профессиональной деятельности на основе творчества, интеграции сформированных профессиональных ЗУН и индивидуальный стиль деятельности.

Современная социокультурная обстановка требует обращать внимание на формирование личностно-психологической и социально -профессиональной успешности индивида. В связи с этим в профессиональном воспитании акцент смещается в сторону реализации модели личности, способной к самостоятельной и контекстной выработке средств адаптации, обеспечивающей в конечном итоге ее жизнеспособность.

Личность должна:

-владеть минимально необходимым и максимально возможным объемом знаний, обеспечивающих адаптацию в среде и успешную реализацию личностных целей;

-иметь сформированные интеллектуальные навыки, позволяющие самостоятельно принимать решения в ситуациях учебного, социального, гражданского выбора, нести ответственность за результат, обеспечивать готовность личности к освоению и использованию наиболее эффективных интеллектуальных стратегий;

- владеть основными способами деятельности, необходимыми для позитивного общения, учебной, трудовой деятельности, выполнения профессиональных, гражданских или семейных обязанностей;

-владеть социально необходимым уровнем общей, технологической, валеологической, профессиональной культуры;

-иметь такие личностные качества, которые позволяют человеку продуктивно реализовать свои цели, соотносимые с целями и потребностями окружающих людей, государства, общества в целом;

-обладать физическими, психофизиологическими, духовными, интеллектуальными и другими жизненными ресурсами, обеспечивающими жизнеспособность, саморазвитие конкретного человека вопреки неблагоприятным обстоятельствам, изменять их,
применяя социально приемлемые формы поведения.

-Обозначенная модель личности требует обратить внимание на формирование системы свойств личности в процессе профессионального воспитания.

 

Свойства личности как основа конкретного ее существования, как относительно устойчивые и постоянные отношения человека к самому себе, окружающим и природе, к материальным и духовными ценностям выражают единство согласованности человека с
обществом и самим собой. Это проявляется во внутреннем равновесии, стабильности и единстве всех составляющих ее свойств.
Поэтому говорят о «самоактуализирующейся» и «самоуничижающейся» личности.

Свойствами личности становятся такие качества, как восприятие действительности, такой, какая она есть; признание себя, других людей, природы; доброжелательность по отношению к другим людям; чувство юмора; открытость для опыта; эмпатия; потребность оценки своих действий; способность действовать независимо от других; доверие; творчество и т.д.

Одним из ведущих свойств развивающейся личности является
«здоровое самоуважение», выраженное в реальной оценке собственных возможностей, самопринятие, самоуважение, автономия, умение быть в компании и наедине с собой. Человек, обладающий чертами «здорового самоуважения», проявляет открытость в общении; у него довольно большой поведенческий репертуар, активная
спонтанность; способность радоваться и получать удовольствие; включенность в настоящее. Он обладает набором следующих умений и
навыков:

коммуникативных, позволяющих гармонизовать личные отношения с другими людьми, создающих умение общаться, трудиться в коллективе;

профессиональных, определяющих готовность специалиста пересмотреть свою социально-профессиональную ориентацию, приобрести новую профессию, установить эффективные связи;

технологических, проявляющихся как умение решать теоретические и практические проблемы на основе анализа и с использованием научных знаний;

информационных, позволяющих добывать, сохранять и использовать полученную информацию.

Кроме этого самоактуализируюшаяся личность — это социально зрелая, высокомотивированная личность, готовая стать полезной
для общества, владеющая богатством мировой и отечественной
культуры.

Особенностью «самоуничижающейся» личности являются низкая или надуманная самооценка, когда человек неадекватен в оценке своих возможностей; самобичевание или излишняя самокритика, когда он не видит своих достижений; самозаблуждение на
основе переоценки собственных способностей; эмоциональная зависимость от других; противоречивость, выраженная в отрицании необходимости в других. Поэтому в результате такая личность придерживается неизменных штампов поведения; критикует других, чтобы поддержать собственное «Я»; не умеет слушать
других, избегает обратной связи; подавляет, отрицает собственные чувства или хранит их в себе.

У студентов с признаками «самоуничижающейся» личности проявляется пассивность, неуверенность, равнодушие или страх.
Они ищут защиту у более сильных, целиком подчиняясь их воле.

Существует три подхода к определению уровня
развития учащихся, которые помимо показателей успеваемости, включают в себя такие показатели, как устойчивость/неустойчивость их поведения в деятельности, наличие или отсутствие интереса к профессии. Данные подходы выработаны применительно к характеристикам учащихся профессиональных лицеев, однако могут быть использованы в работе со студентами колледжа, поскольку совпадают возрастные параметры воспитанников.

Первый подход основывается на характеристике социальной зрелости и позиции студентов. Здесь выделено четыре
уровня воспитанности:

1) уровень активной позиции, когда будущий профессионал социально активен, стремится реализовать принятые им общественные
нравственные нормы доступной для него окружающей социальной жизни;

2) уровень пассивной положительной позиции, при которой прослеживается положительная социальная направленность при недостаточной активности воспитанника;

3) уровень неустойчивой позиции, для которой характерно сочетание положительной социальной направленности и неустойчивого поведения учащихся. Принятие воспитанниками общественных ценностей во многом зависит от случайных обстоятельств. Это группа студенческой молодежи более всего подвержена отрицательным влияниям;

4) уровень негативной позиции, выражающийся в том, что нарушение моральных норм поведения и асоциальные мотивы явипогся нормой поведения юноши, а устойчивость, и активность выступают как факторы, усугубляющие отрицательную степень
воспитанности.

Второй подход основан на взаимосвязи личностных и деятельностных характеристик в педагогически регулируемом процессе освоения учащимися профессиональной деятельности. Данный подход базируется на взаимосвязи между направленностью
личности и темпом работы. Согласно этому можно выделить четыре уровня в типологии развития личностных качеств.

На первом уровне личность характеризуется ответственным отношением к труду на основе инициативности и трудолюбия как естественных проявлений. Эти качества — прямое следствие совпадения социальных требований и внутренних запросов личности.

Второму уровню свойственны такие проявления, как положительное отношение к труду, настойчивость и активность. Однако они весьма неустойчивы и требуют постоянного контроля со стороны педагога.

К третьему уровню принадлежат студенты, деятельность которых должна находиться под постоянным контролем, коррекцией и внешним стимулированием со стороны педагога.

Четвертый уровень определяется категорией так называемых «трудно воспитуемых». У студентов данной категории формирование профессиональных умений и навыков затруднено в силу слабой мотивации профессией или низким уровнем знаний, а также
нередко и «педагогической запущенностью».

Третий подход в определении уровня развития учащихся
представляет собой компонентный анализ сформированности профессиональных умений и навыков: правильность выполнения тру довых приемов; самостоятельность в работе; качество работы; выполнение нормы времени; общетехнические умения и навыки;
соблюдение правил техники безопасности.

Все три подхода позволили выделить шесть типов учащейся
молодежи:

1. педагогически запущенные с низким уровнем развития профессиональных задатков, широким интересом к профессии, негативной социальной направленностью;

2.педагогически запущенные учащиеся с достаточно развитыми профессиональными задатками, с низким интересом к профессии, негативным социальным опытом;

3. пассивные, с неразвитыми профессиональными задатками, низким интересом к профессии, низким уровнем самосознания;

4. импульсивные, с неразвитыми профессиональными задатками, со средним интересом к профессии, с неразвитым самосознанием;

5. импульсивные, с развитыми профессиональными задатками, интересом к профессии, положительной социальной направленностью, с завышенной самооценкой, болезненно реагирующие на замечания;

6. уравновешенные, с развитыми профессиональными задатками, высоким интересом к профессии, отличающиеся высокой продуктивностью, с положительной социальной направленностью, развитым социальным и профессиональным самосознанием.

Данная типология показывает, что социально-профессиональное становление личности характеризуется некоторой неравномерностью развития личностно-профессиональных качеств и направленности личности, и поэтому воспитательная деятельность
и профессиональной школе должна быть построена на основе развития субъектности студента.

Субьектность будущего педагога просматривается в нескольких плоскостях:

- в саморазвитии, которое является основой развития личности, ее индивидуальности и универсальности;

- в ходе учебно-воспитательного процесса, дающего возможна и, студенту проявить активность, избирательность, творчество. Данные субъектные характеристики позволяют не только развить личность, но и оказывают существенное влияние на овладение
будущей профессией;

- в будущей профессиональной деятельности, когда субъектное и. преподавателя служит своеобразным «ключом зажигания» субъектности обучаемых.

Вее перечисленные плоскости развивают субъектность будущего специалиста и формируют своеобразную готовность к проявлению профессиональной позиции, которая в свою очередь базируется на «позиции личности». Она определяется как ведущая
характеристика личности, как отношение человека к объективной действительности, как система взглядов человека на жизнь. Позиция эта складывается из двух аспектов. Внутреннего, содержательного, представляющего собой знания, жизненный опыт,

систему взглядов и ценностей человека, и внешнего, поведенческого, процессуального. Субъектная позиция является способом самореализации, самоутверждения и саморазвития личности. Субъектная профессиональная позиция отражает личностные критерии и нормы профессиональной деятельности, способы авторского проектирования и личностно значимого способа осуществления жизненных и профессиональных стратегий, собственную систему действий по их реализации. И структуру субъектной позиции профессионала входят три компонента. Мотивационно-ценностный складывается из ценностных ориентации, профессиональных мотивов и направленности, учебно- познавательных интересов. Отношенческий выражается в самоотношении, отношении к личности воспитанника, отношении в диаде «преподаватель — студент» и в системе «студент—учебная группа» посредством эмпатии, рефлексии, идентификации. Регулятивно-деятельностный проявляется в способности к управлению собственной жизнедеятельностью, личностью, поведением, к умению ставить цели, планировать и прогнозировать, осуществлять коррекцию своей жизнедеятельности, стремиться к самовоспитанию и самообразованию.

Механизмом развития субъектной позиции является система отношений в триаде «преподаватель —студент—учебная группа».

Субъект-субъектные отношения проявляются в открытости, искренности, стремлении к сотворчеству, в безусловном принятии участников такими, какие они есть, в готовности построить позитивные отношения даже вопреки негативному восприятию и отношению к участникам.

Существует четыре принципа субъектного педагогического взаимодействия. Принцип диалогизации предполагает обмен информацией на уровне межличностного взаимодействия на уровне сотрудничества и паритетности. Принцип проблемное проявляется в изменении функций и ролей в процессе взаимодействия: от
однонаправленности и репродуктивного воспроизведения к стимулированию личностного роста и нестандартному мышлению. Принцип персонификации изменяет систему отношений: от ролевых, регламентируемых ситуативными требованиями и предписаниями к персонификации педагогического взаимодействия,
требующего отказа от ролевых масок, включенности во взаимодействие чувств. Принцип индивидуализации педагогического взаимодействия заключается в выявлении и культивировании в каждом обучаемом индивидуально специфических элементов общей
и специальной одаренности и построение учебно-воспитательного процесса с их учетом.

В соответствии с перечисленными принципами выделяют и уровни развития субъектности студентов.

Так, для объективного уровня мотивационно-ценностный компонент будет проявляться в слабой самостоятельности, осознанности выбора жизненного и профессионального пути; здесь мотивы профессиональных предпочтений не связаны с педагогической
направленностью, не имеют личностной окраски и не обладают реальной, побудительной силой, сопровождаясь размытостью познавательных интересов, отсутствием потребности в саморазвитии и самореализации в различных сферах человеческой деятельности.

Отношенческий компонент проявляется в негативном отношении к собственной личности, неадекватной самооценке; отмечаются неустойчивый уровень притязаний; или завышенный, или крайне низкий; высокая степень социального и учебного конформизма.

 

Самовоспитание сознательная и целенаправленная деятельность человека по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств.

В самом общем плане самовоспитание направлено на самосовершенствование личности при решении конкретных задач, связанных с освоением и выполнением ею социальных ролей, на овладение культурой, а также освоение системно-функциональной ориентировочной основы поведения и деятельности.

Функции самовоспитания:

самодиагностическая, реализуемая с помощью таких методов, как самонаблюдение, тестирование, анкетирование, хронометри-
рование;

целевой самоориентации, реализуемая с помощью таких методов, как ранжирование целей, прогнозирование результатов самовоспитания;

планирования, реализуемая с помощью таких методов, как планирование, проектирование, моделирование своей жизни, самовоспитания, профессиональной деятельности;

самоорганизации, реализуемая с помощью таких методов, как саморегламентация, самообеспечение распорядка дня, условий для достижения целей самовоспитания;

самомобилизации и самопобуждения, реализуемая с помощью таких методов, как установка, самопобуждение, самоприказ, самовнушение, самопринуждение;

самоконтроля, самоанализа, самооценки, реализуемая с помощью таких методов, как сравнение, анализ, обобщение, типизация, учет результатов самовоспитания;

самоформирования, реализуемая с помощью таких методов, как упражнение, самоиспытание, самоубеждение, самоограничение при формировании привычек, опыта профессиональной деятельности;

самокоммуникации, реализуемая с помощью таких методов, как самонаучение, рефлексия, тренинг;

самокоррекции, реализуемая с помощью методов, направленных на самокоррекцию целей, задач, замыслов, мотивов деятельности;

эвристическая, реализуемая с помощью таких методов, как решение творческих изобретательских задач, творческая импровизация, мозговой штурм и т.д.

Самовоспитание напрямую зависит от содержания жизни человека, отражает степень его интересов, отношений, потребностей. Однако потребность самовоспитания требует соблюдения ряда условий, предъявляемых как самому воспитаннику, так и воспитателю. Это наличие знаний о механизмах осуществления самовоспитания, своевременное поощрение, проведение консультаций по вопросам формирования отдельных личностно-профессиональных качеств студентов, представление их о собственной «Я-коннищии», организация процесса самовоспитания.

Процесс самовоспитания можно представить в
ииде трех этапов.

I. Этап целевой. Здесь выделяются такие направления работы. Вначале воспитаннику нужно осуществить самопознание, направленное на изучения себя и интересующих качеств личности. Затем ему требуется принять самообязательство, т.е. составить план работы над собой, осуществить установку на его вы-
полнение, возможно огласить ее перед другими.

2.Этап реализации намеченной цели. Вначале воспитаннику предстоит заняться самовнушением и самоубеждением, ревизуемым по формуле: должен — хочу — могу — есть. Потом воспитанник ищет способы поддержки и поощрения своих
намерений относительно самовоспитания. Самым главным буде самоободрение, которое можно воспроизвести как письмо от воображаемого друга, в виде таблицы, дневниковых записей и т.д. За самоободрением следует самоприказ как более жесткое распорижение. Самоприказ нужен для того, чтобы сконцентрировать нолевые усилия, поднять уверенность в себе, определить временные рамки выполнения задуманного плана самовоспитания.

3.Этап подведения итогов работы по самовосп и т а н и ю. Здесь работа разбивается на самоконтроль, который пошалит скорректировать процесс самовоспитания, определить результаты и эффективность проделанной работы, и на самоанализ, позволяющий воспитаннику каждодневно осмысливать свои действия, поступки в направлении формируемого качества личности.

Результатом самовоспитания становится самовоспитательная культура личности, которая проявляется как ее способность к самоорганизации в любой сфере человеческой деятельности и прежде всего — в профессиональной.

13.4. Содержание, средства, методы и формы воспитания студентов среднего профессионального учебного заведения

Исходя из современной цели образования и воспитания какую составляющей содержание воспитания может быть структурировано по направлениям развития личности. Таких направлений три: социально-нравственное, общеинтеллектуальное. обще культурное.

Социалъно-нравственное направление заключается в усвоении и ни ганниками основных понятий о социальных нормах отношений, об общечеловеческих ценностях, усвоении основных обобщенных закономерностей жизни развития общества и человека в
нем, сформированное гражданско-патриотического сознания.

Общеинтеллектуальное направление представляет собой усвоение воспитанником основных понятий об эффективных способах мыслительных действий применительно к решению задачи, к другим видам практического применения аналитико-синтетической
деятельности, усвоение основных элементов общенаучных методов познания.

Общекультурное направление включает в себя усвоение воспитанниками разнообразных понятий. К их числу относятся основные общеэстетические понятия, связанные с художественно-образным способом познания, экологические понятия, отражающие непосредственное взаимодействие человека с окружающей средой и его последствиями. Это понятия, позволяющие человеку управлять собой, своим здоровьем, физическим развитием, творческим самосовершенствованием.

Студент колледжа, так же как и ребенок дошкольного возраста, учащийся школы, в процессе воспитания включаются в разнообразную деятельность, направленную на формирование:

— гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека;

—представлений о нравственности и опыте взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нормами, приобщения к системе культурных ценностей;

—трудолюбия, готовности к осознанному выбору будущей профессии, стремления к профессионализму, конкурентоспособности;

— экологической культуры;

— эстетического отношения к окружающему миру; умения ви-деть и понимать прекрасное; потребности и умения выражать себя в различных, доступных и наиболее привлекательных для воспитанника видах творческой деятельности;

— организационной культуры; активной жизненной позиции; лидерских качеств; организационных умений и навыков; опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми; коммуникативных умений и навы-;
ков; навыков самоорганизации; проектирования собственной деятельности;

— физической культуры, навыков здорового образа жизни.

Одним из приоритетных направлений здесь является нравственное воспитание, которое предполагает формирование у будущих специалистов нравственной культуры.

Нравственная культура позволяет будущему специалисту расставить приоритеты общечеловеческих нравственных ценностей; гармонизовать взаимоотношения с окружающим социумом, природой и самим собой; сформировать готовность к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни, образования, профессионализма, самореализации в общественно и личностно значимой творческой деятельности.


Нравственная культура личности складывается из усвоения ею морали, нравственных норм, нравственных принципов поведения. Базисом нравственной культуры является нравственное сознание личности.

Воспитательная деятельность колледжа по формированию нравственной культуры студентов многообразна, но в ней можно особо выделить такие направления, как воспитание гуманности, сознательной дисциплины и культуры поведения, воспитание экологической культуры.

Выделяют и несколько проблем воспитания нравственной кульруры студенчества.

Первая связана с тем, что в настоящее время в студенческой среде происходит смена нравственных ориентиров. От коллективистских установок произошел переход к позиции персонификации.

Вторая определена тем, что нравственные ориентиры студентов представляют собой сложную противоречивую систему, где существуют совершенно различные, иногда даже взаимоисключающие друг друга нравственные представления о добре и зле, смысле жизни. В качестве отличительной черты выступает полицентризм ценностей, который делает жизнь современного студентчества исключительно напряженной.

Третья определяется разнонаправленностью векторов в нравственном сознании и поведении студентов, что свидетельствует об одновременном существовании в массовом студенческом coзнании различных систем нравственной регуляции. Личность выделяет нравственные ориентиры применительно к ситуации, не испытывая при этом никаких моральных запретов ни со стороныи окружающих, ни со стороны собственной совести.

Четвертая обусловлена формированием нового типа морали — морали рыночного человека.

Пятая связана с распространением в студенческой среде «индивидуализма прагматического типа» — ярко выраженного рационализма. При выборе нравственного решения личность руководствуетея не только моральными постулатами, но и конкретной
рициональной выгодой, эмпирическим рассудком.

Шестая проблема связана с углублением дифференциации стуенчества по ценностным ориентациям.

Сложность нравственного воспитания определяется и неодновременностью нравственного созревания молодых людей.

Развитие и созревание молодежи проходит неравномерно, поэтому выделяются разные типы юношей и девушек. Есть молодые люди, у которых юность характеризуется серьезными эмоциональными и и поведенческими трудностями, довольно острыми конфликтами с окружающими и самим собой, сопровождается разнообразными кризисами. У другой категории молодых людей — все легко и плавно. Они быстро адаптируются ко взрослой жизни, в меру активны, но романтика юности не для них, да и механизмы приспособления блокируют формирование самостоятельности. Третий тип юношей рано определяет жизненные цели; у них довольно высокий уровень самодисциплины и самоконтроля; они активно формируют собственную личность, но для данного типа характерны быстрые скачкообразные изменения, слабая интроспекция и эмоциональная жизнь.

С социально-эстетической точки зрения содержание воспитания нравственной культуры будущего специалиста должно прежде всего включать в себя вовлечение студентов в такие виды деятельности, как общественно-политическая, патриотическая, трудовая, материальная, природоохранительная и общение.

Патриотическое воспитание это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины в мирное и военное время[6].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 3132; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.