Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 17. Основы экологического права




Административный процесс в узком (правоохранительном) смысле представляет административно-юрисдикционную деятельность, деятельность по рассмотрению и разрешению административно-правовых споров.

Структуру административного процесса в широком смысле образуют следующие производства:

- производство по принятию нормативных актов государственного управления;

- производство по обращениям граждан и организаций в сфере государственного управления;

- производство по административно-правовым жалобам и спорам;

- производство по делам о поощрениях;

- производство по делам об административных правонарушениях;

- производство по дисциплинарным делам;

- регистрационное производство;

- лицензионное производство;

- исполнительное производство.

Реализация норм административного права в порядке административных производств осуществляется в соответствии с соблюдением установленных административных процедур, которые представляют собой нормативно установленный порядок последовательно совершаемых действий субъектов права для реализации их прав и обязанностей.

Производство по делам об административных правонарушениях. Система органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, определена Разделом III КоАП РФ. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, рассматриваются:

1) судьями (мировыми судьями);

2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

3) федеральными органами исполнительной власти, их структурными подразделениями, территориальными органами и структурными подразделениями территориальных органов, а также иными государственными органами;

4) органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы;

5) органами, осуществляющими федеральный пробирный надзор и государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, обращением, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней;

6) органами исполнительной власти субъектов РФ в случае передачи им полномочий Российской Федерации на осуществление государственного контроля и надзора.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, рассматриваются:

1) мировыми судьями;

2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

3) уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов РФ;

4) административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов РФ.

Различают четыре стадии производства по делам об административных правонарушениях:

- возбуждение дела об административном правонарушении;

- рассмотрение дела об административном правонарушении;

- пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях;

- исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.

Производство по делу об административном правонарушении начинается возбуждением дела. Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных ст. 28.1 КоАП РФ, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

О совершении административного правонарушения, по общему правилу, составляется протокол. Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. В протоколе должны быть указаны определенные данные: дата и место его составления; данные о лице, составившем протокол; данные о личности нарушителя; место, время совершения и суть правонарушения; нормативный акт, предусматривающий ответственность за это правонарушение; другие материалы, необходимые для разрешения дела. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

В случае, если при совершении физическим лицом административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа, протокол об административном правонарушении не составляется, а уполномоченным на то должностным лицом на месте совершения административного правонарушения выносится постановление по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа.

Дело об административном правонарушении рассматривается, как правило, по месту его совершения. Дело об административном правонарушении рассматривается, по общему правилу, в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. А вот, например, дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания.

При разрешении дела выносится постановление. Оно объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Копия постановления вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

По общему правилу, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно было вынесено, потерпевшим, их защитниками и представителями, а также должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении. Жалоба может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. По общему правилу, жалоба подлежит рассмотрению в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в двухмесячный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в суд, правомочный рассматривать жалобу. По результатам рассмотрения жалобы выносится решение.

Не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором.

Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут быть обжалованы в порядке надзора, а также могут быть опротестованы в порядке надзора прокурором.

Обращение постановления по делу об административном правонарушении к исполнению возлагается на судью, орган, должностное лицо, вынесших постановление. Постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Какова структура Кодекса РФ об административных правонарушениях.

2. Что такое административное правонарушение?

3. Дайте определение административного наказания.

4. Что такое административный процесс?

5. Каковы стадии рассмотрения дела об административном правонарушении?

 

 

 

Экологическое право Российской Федерации: понятие и предмет его правового регулирования. Экологическое право – это система правовых норм, которыми регулируются общественные отношения по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов (экологические отношения).

Это комплексная отрасль права. В состав его системы входят такие подотрасли, как земельное, водное, лесное, горное право и некоторые другие, которыми регулируются отношения по охране и рациональному использованию определенных видов природных ресурсов. Предметом экологического права являются нормативно-урегулированные общественные отношения по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.

Законодательство об охране окружающей среды: общая характеристика. Нормативно-правовыми актами, регулирующими основы организации охраны окружающей среды, являются Федеральные законы «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ, «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ, «Об охране атмосферного воздуха» от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ, «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ, «О животном мире» от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ и др. Многие отношения в сфере использования и охраны окружающей среды урегулированы Земельным, Водным, Лесным кодексами РФ.

Отсюда становится понятным, что основу правовой охраны окружающей среды составляют нормы земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах, о животном мире и т.д.

Экологические права и обязанности граждан. Экологические права и обязанности граждан Российской Федерации - это система юридически закрепленных за гражданами полномочий и обязательств в экологической сфере. В Конституции РФ записано: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением» (ст. 42).

Экологические права и обязанности граждан закреплены в ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Согласно этому Закону граждане Российской Федерации имеют право: на безопасную и благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду; на объединение в общественные природоохранные формирования; на получение в установленном порядке полной и достоверной экологической информации т.п. Все экологические права граждан защищаются и восстанавливаются в судебном порядке.

Наряду с правами Конституцией РФ и Федеральным законом «Об охране окружающей среды» предусмотрены определенные обязанности. Так, граждане обязаны: беречь, охранять и рационально использовать природные богатства; не нарушать экологические права других субъектов; компенсировать причиненный ими вред и т.п.

Права и обязанности природопользователей. Природопользование – использование полезных для человека свойств окружающей природной среды – экологических, экономических, культурных и оздоровительных. Важнейшими принципами природопользования являются его целевой характер, плановость и длительность, лицензирование, учет чрезвычайного значения в жизни общества и т.д.

Право природопользования – это обеспеченная законом возможность непосредственной эксплуатации природного объекта с целью получения определенных благ.

Признанными разновидностями права природопользования являются: право землепользования, право водопользования, право лесопользования, право пользования недрами, право пользования животным миром и т.д.

Субъектами этих отношений могут быть предприятия, учреждения, граждане, которым это право предоставлено в установленном порядке.

Природопользование может осуществляться в двух видах: в виде общего и в виде специального природопользования.

Общее право природопользованияобщедоступное право граждан на окружающую природную среду и ее использование. Этот вид природопользования осуществляется на основе принадлежащих каждому субъекту (гражданину) естественных (гуманитарных) прав, возникающих и существующих как результат его рождения и существования (пользование атмосферным воздухом, водой для питьевых, коммунально-бытовых, лечебно-оздоровительных нужд и т.д.).

Специальное право природопользованияпользование природными ресурсами для извлечения их полезных свойств и качеств при наличии на то специальных разрешений. Это право носит целевой характер и по видам используемых объектов подразделяется на землепользование, пользование недрами, лесопользование, водопользование, пользование животным миром, использование атмосферного воздуха.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» возлагает на граждан, предприятия, учреждения и организации, как на субъектов права специального использования природных ресурсов, специальные обязанности. Плата за специальное природопользование устанавливается на основе нормативов платы и лимитов использования природных ресурсов. Указанные нормативы определяются с учетом количества и качества природных ресурсов, возможности использования, местонахождения, возможности переработки и хранения отходов. К тому же субъекты специального природопользования обязаны вносить плату за загрязнение окружающей среды, которая устанавливается за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, под землю и т.д.

Контроль в сфере природопользования и охраны окружающей среды осуществляется посредством проверки, надзора, мониторинга и экспертизы. Он может осуществляться как уполномоченными государственными органами, так и общественными формированиями. Государственный контроль возлагается на органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Министерство природных ресурсов Российской Федерации и его органы на местах.

Понятие и состав особо охраняемых природных территорий. Особо охраняемые природные территории – участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Особенности правового режима этой категории объектов экологического права определяются Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ.

С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории указанных территорий:

а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

б) национальные парки;

в) природные парки;

г) государственные природные заказники;

д) памятники природы;

е) дендрологические парки и ботанические сады;

ж) лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Природные заповедники, национальные и природные парки, государственные природные заказники, памятники природы находятся в исключительной государственной собственности. Остальные объекты могут находиться и в других формах собственности. Охрана особо охраняемых природных территорий обеспечивается установлением заповедного режима, организацией систематических наблюдений и исследований, осуществлением государственного и общественного контроля, установлением повышенной ответственности и т.п. Природные заповедники, национальные и природные парки, а также дендрологические парки и ботанические сады формируются в виде самостоятельных юридических лиц – природоохранных учреждений, непосредственное управление которыми осуществляется специальными администрациями, в состав которых входят соответствующие научные подразделения, службы охраны, хозяйственного и другого обслуживания.

За нарушение законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях виновное лицо может привлекаться к дисциплинарной, административной, гражданской или уголовной ответственности.

Правовые средства охраны атмосферного воздуха и животного мира. Атмосферный воздух – жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.

Загрязнением атмосферного воздуха является поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха. Возможно вредное физическое воздействие на атмосферный воздух - шума, вибрации, ионизирующего излучения, температурного и других физических факторов, изменяющих температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства атмосферного воздуха, на здоровье человека и окружающую среду. Случается трансграничное загрязнение атмосферного воздуха в результате переноса вредных (загрязняющих) веществ, источник которых расположен на территории иностранного государства. Неблагоприятные метеорологические условия могут способствовать накоплению вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха.

В соответствии с Федеральным законом «Об охране атмосферного воздуха» от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ, управление в области охраны атмосферного воздуха осуществляют органы исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, а также органы местного самоуправления. В их функции входят стандартизация и нормирование в этой сфере. Учитывая наличие государственных стандартов и нормативов, государство возлагает на предприятия, учреждения и организации соответствующие обязанности. Так, они обязаны применять меры по уменьшению объемов вредных выбросов, поддерживать в надлежащем состоянии сооружения, оборудование и аппаратуру для очистки выбросов и т.д.

Экономический механизм обеспечения охраны атмосферного воздуха состоит в лимитировании, экономическом поощрении и стимулировании охраны атмосферного воздуха.

Законодательство предусматривает, что правонарушениями в области охраны атмосферного воздуха являются: нарушение нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ; превышение нормативов предельно допустимых уровней вредного воздействия физических и биологических факторов; использование атмосферного воздуха в качестве сырья основного производственного назначения без разрешения специально уполномоченных государственных органов и т.д.

Федеральный закон «О животном мире» от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ регулирует отношения в области охраны, использования и воспроизводства животного мира, который представляет собой совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации.

Объектом животного мира является организм животного происхождения (дикое животное).

Юридическими лицами и гражданами могут осуществляться следующие виды пользования животным миром: охота; рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих; добыча объектов животного мира, не отнесенных к охотничьим ресурсам и водным биологическим ресурсам; использование полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира - почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и других; изучение, исследование и иное использование животного мира в научных, культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных, эстетических целях без изъятия их из среды обитания; извлечение полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира; получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира. Законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены и другие виды пользования животным миром.

Своеобразными памятниками живой природы, обладающими признаками уникальности, неповторимости, невоспроизводимости, служат редкие, исчезающие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных. Для усиления их повсеместной охраны, в соответствии с подписанными СССР и Российской Федерацией конвенциями учреждаются Красные книги, куда заносятся сведения о состоянии такого рода растений и животных. Включение животного или растения в Красную книгу означает с точки зрения закона повсеместное его изъятие из хозяйственного оборота и торговли, полный запрет на какое-либо использование либо изменение условий его обитания.

Международная Красная книга ведется Международным союзом охраны природы и природных ресурсов, Красная книга РФ – Министерством природных ресурсов РФ. За нарушение законодательства возможна дисциплинарная, административная, гражданско-правовая и уголовная ответственность.

Правовая охрана водных ресурсов. Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 года N 74-ФЗ, а также иные нормативно-правовые акты регулируют отношения по использованию и охране водных объектов (водные отношения).

Водный фонд Российской Федерации включает все водные объекты на территории Российской Федерации. К нему относятся: поверхностные водоемы (озера, реки, ручьи, водохранилища, пруды, каналы, ледники и снежники); подземные воды и источники; внутренние морские воды и территориальное море Российской Федерации.

Водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах:

1) значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека;

2) приоритет охраны водных объектов перед их использованием;

3) сохранение особо охраняемых водных объектов, ограничение или запрет использования которых устанавливается федеральными законами;

4) целевое использование водных объектов;

5) приоритет использования водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения перед иными целями их использования;

6) участие граждан, общественных объединений в решении вопросов, касающихся прав на водные объекты, а также их обязанностей по охране водных объектов;

7) равный доступ физических лиц, юридических лиц к приобретению права пользования водными объектами, за исключением случаев, предусмотренных водным законодательством;

8) равный доступ физических лиц, юридических лиц к приобретению в собственность водных объектов, которые в соответствии с водным законодательством могут находиться в собственности физических лиц или юридических лиц;

9) гласность осуществления водопользования;

10) платность использования водных объектов и др.

Нарушение водного законодательства влечет за собой дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность согласно законодательству Российской Федерации.

Порядок использования и охраны недр. В соответствии с Законом РФ «О недрах» от 21 февраля 1992 года N 2395-1, недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.

Месторождения полезных ископаемыхэто накопление минеральных веществ в недрах, на поверхности земли, в источниках вод и газов, на дне водоемов, которые по количеству, качеству и условиям залегания пригодны для промышленного использования.

Государственный фонд недр составляют используемые участки, представляющие собой геометризованные блоки недр, и неиспользуемые части недр в пределах территории Российской Федерации и ее континентального шельфа.

Все месторождения полезных ископаемых с запасами, оцененными как промышленные, составляют Государственный фонд месторождений полезных ископаемых. Государственный фонд месторождений полезных ископаемых является частью Государственного фонда недр.

Пользователями недр могут быть предприятия, учреждения, организации, граждане Российской Федерации, а также иностранные юридические лица и граждане.

Недра предоставляются в пользование с целью:

- геологического изучения, в том числе опытно-промышленной разработки месторождений полезных ископаемых общегосударственного значения;

- добычи полезных ископаемых;

- строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе сооружений для подземного хранения нефти, газа и других веществ и материалов, захоронения вредных веществ и отходов производства, сбрасывания сточных вод;

- создания геологических территорий и объектов, имеющих важное научное, культурное, санитарно-оздоровительное значение (научные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, лечебные, оздоровительные учреждения и др.);

- удовлетворения других потребностей.

Недра предоставляются в постоянное или временное пользование.

Пользователи недр имеют право:

а) осуществлять на предоставленном им участке недр геологическое изучение, комплексную разработку месторождений полезных ископаемых и другие работы согласно условиям специального разрешения (лицензии);

б) распоряжаться добытыми полезными ископаемыми, если другое не предусмотрено законодательством или условиями специального разрешения (лицензии);

в) осуществлять на условиях специального разрешения (лицензии) консервацию предоставленного в пользование месторождения полезных ископаемых или его части;

г) на первоочередное продолжение срока временного пользования недрами.

Пользователи недр обязаны:

а) использовать недра в соответствии с целями, для которых они были предоставлены;

б) обеспечивать полноту геологического изучения, рациональное, комплексное использование и охрану недр;

в) гарантировать безопасность людей, имущества и окружающей среды;

г) приводить земельные участки, нарушенные во время пользования недрами, в состояние, пригодное для дальнейшего их использования в общественном производстве;

д) выполнять другие требования относительно пользования недрами, установленные законодательством Российской Федерации.

Пользование недрами является платным. Плата взыскивается за пользование недрами в пределах территории Российской Федерации, ее континентального шельфа и исключительной экономической зоны.

Месторождения, в том числе техногенные, запасы и проявления полезных ископаемых подлежат учету в Государственном кадастре месторождений и проявлений полезных ископаемых и Государственном балансе запасов полезных ископаемых.

Вопросы для самоконтроля

1. Сформулируйте понятие и предмет правового регулирования экологического права Российской Федерации.

2. Охарактеризуйте экологическое законодательство Российской Федерации.

3. Определите права и обязанности природопользователей.

4. Какие объекты относятся к особо охраняемым природным территориям?

5. Как правовыми средствами осуществляется охрана атмосферного воздуха и животного мира?

6. Как осуществляется правовая охрана водных ресурсов?

7. Каковы порядок использования и охраны недр?

Тема 18. ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО. Правовые основы защитыгосударственной и коммерческой тайны

 

 

Понятие информации. Создание современных сложных информационных технологий нового поколения обусловило почти безграничные возможности общества и государства в получении и использовании информации. В результате информация превратилась в важнейший ресурс государства наряду с его другими основными ресурсами - природными, экономическими, трудовыми, материальными.

Правовое понятие информации содержится в Федеральном законе от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»: информация – это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления (ст. 2). Таким образом, термин "информация" становится универсальным, он обозначает любые сведения о ком-либо или о чем-либо, получаемые из любого источника в любой форме: письменной, устной, визуальной и т.п.

Виды информации. Существует множество критериев классификации информации. Так, например, выделяют четыре основных вида информации: контрольно-измерительную (связана с постоянным техническим контролем на производстве, а также добываемая в естественно-научных исследованиях), учетно-статистическую (включает в себя данные, которые поступают главным образом в цифровом виде и отражают развитие экономики, культуры, здравоохранения, образования и т.д.), научно-техническую (включает в себя разнообразные данные, характеризующие состояние тех или иных наук, технические достижения) и общественно-политическую (сведения о повседневной экономической, политической и культурной жизни общества).

По степени организованности (упорядоченности) информацию можно разделить на документированную и недокументированную. Документированная информация - это особая организационная форма выражения информации. Информационные ресурсы составляют определенные документы или массивы документов, имеющие реквизиты.

Кроме того, по категориям доступа информация делится на:

1) информацию с ограниченным доступом, которая, в свою очередь, делится на:

- информацию, существующую в виде государственной тайны;

- информацию, существующую в виде конфиденциальной информации;

2) открытую (общедоступную) информацию.

Исходя из подхода, предполагающего обязательное наличие субъекта, воспринимающего информацию, закрытой информации не бывает; так, это означало бы, что существует информация не известная никому, т.е. информация без субъекта, ее воспринимающего.

К открытой информации относится: вся неправовая информация, а также информация о выборах и референдуме; официальные документы, обязательно представляемая информация.

Информационное право. Информационное право - совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в информационной сфере производства, преобразования и потребления информации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 404; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.114 сек.