Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Религиозное учение бабидов




Подобно восстанию тайпинов в Китае, народное движение в Иране развернулось под религиозным знаменем.

В начале XIX в. в стране существовала мусульманская сек­та шейхитов, последователи которой верили, что скоро должен появиться мессия — махди (букв, «ведомый всевышним»), «чтобы установить на земле справедливость после того, как она будет переполнена притеснениями». Перед этим появится че­ловек, через которого находящийся в потустороннем мире махди сообщит свою волю людям. Он будет играть роль ворот (по-персидски «баб»), соединяющих махди с людьми.

В 1844 г. один из последователей секты шейхитов, Али-Му-хаммед (он происходил из семьи торговца и сам пять лет зани­мался торговлей в Бушире), провозгласил себя Бабом, а его последователей стали называть бабидами. Он обнародовал свои взгляды в книге «Беян» («Откровение»). Написанная в подражание Корану, она стала священной книгой бабидов.

Баб утверждал, что каждой эпохе истории человеческого об­щества соответствует своя религия, изложенная пророками в соответствующих священных книгах. Такими священными кни­гами были Пятикнижие, Евангелие, Коран. Теперь наступила эпоха новой религии и новой священной книги — Беяна. Од­нако, утверждал Баб, представители власти и высшее духовен­ство не хотят расстаться со старыми порядками, поэтому земля переполнена «несправедливостями и притеснениями». Он при­зывал создать на основе новой религии священное царство бабидов, утверждая, что первоначально оно будет создано в главных провинциях Ирана.

В новом царстве должно быть провозглашено равенство всех людей, равноправие мужчин и женщин. Все отказавшиеся при­нять Беян, в том числе и иностранцы, должны быть изгнаны из священной страны бабидов, а имущество их конфисковано и разделено. Ряд положений, выдвигаемых Бабом (обязатель­ная уплата долгов, тайна торговой переписки, признание рос­товщических процентов справедливым делом, право выезда из царства бабидов для торговцев, организация хорошей почты, введение единой денежной системы и т. п.), соответствовали интересам иранского купечества.

В первый период бабидского движения — до 1848 г. — Баб я его сторонники пытались привлечь на свою сторону шаха, придворных, высшее духовенство, не обращаясь непосредствен­но к народным массам. Но власти начали преследовать баби­дов, в 1847 г. Баб был арестован и заключен в крепость. Неуда­ча пропаганды среди власть имущих, репрессии заставили ба­бидов обратиться непосредственно к народным массам.

Сам Баб выступал прежде всего как представитель купече­ства. Об этом свидетельствовало содержание практических требований его программы, стремление осуществить ее путем привлечения на сторону бабидов шаха и высшего духовенства. Однако своей проповедью равенства, призывом к созданию царства справедливости, утверждениями о том, что мир пере­полнен несправедливостями и притеснениями, он завоевал сим­патии ремесленников и крестьянства. Эта сторона бабидской пропаганды отражала общий протест широких народных масс против феодального гнета.

Особенно большую популярность бабидская проповедь при­обрела среди ремесленников и крестьян в пригородных деревнях. В связи с этим усилилось влияние тех учеников Баба, ко­торые были теснее связаны с народом и шли дальше своего учителя, развивая антифеодальные, демократические элементы его учения.

Выходец из крестьянской семьи, мулла Мухаммед-Али из Барфоруша (в провинции Мазендеран на севере Ирана) учил, что с наступлением бабидского царства иранцы будут свободны от выполнения феодальных повинностей и уплаты налогов. Он утверждал, что «все люди, бывшие до сих пор высокими и важными, станут низкими, а люди низкие — высокими». Му­хаммед-Али барфорушский призывал к установлению общно­сти имущества. «Люди пойдут по базарам,— говорил он,— и, читая молитвы, возьмут из лавок все, что хотят». Эти пропове­ди встречали горячую поддержку крестьян и ремесленников, отражая их стремление ликвидировать феодальную эксплуа­тацию. По всей стране, особенно в провинциях Азербайджан, Гилян и Мазендеран, быстро росло число приверженцев но­вого религиозного учения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 641; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.