Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Аравия в XVIII — начале XIX в. Ваххабитское движение




АРАБСКИЕ СТРАНЫ АЗИИ. АФРИКА

Аравийский полуостров был наиболее отсталым регионом араб­ского мира. Феодальные отношения сосуществовали здесь с весьма сильными пережитками первобытнообщинного строя и довольно широко распространенным рабством. Кочевники-бедуины и оседлое население оазисов распадались на множество зачастую враждовавших между собой племен. Хозяйственные потребности населения Аравии, угроза иностранного порабоще­ния (со стороны Османской империи, Ирана, а также европей­ских колонизаторов) порождали тенденцию к объединению мел­ких княжеств, которая реализовалась в весьма сложных и про­тиворечивых условиях крайней экономической и политической отсталости.

В Йемене еще в XVII в. развернулось направленное против турецких захватчиков объединительное движение, которое воз­главили руководители мусульманской секты зейдитов — по­следователей Зейд ибн Али (VIII в.). Зейдиты занимают про­межуточное положение между суннитами и шиитами. Глава секты — имам объединял в своих руках духовную и светскую власть. Изгнав турок, зейдиты образовали независимый имамат Йемен, границы которого не были стабильными.

Расположенный в юго-восточной части Аравийского полу­острова Оман в 40-х годах XVIII в. освободился от иранской оккупации. Восстановив свою независимость, он превратился в сравнительно крупный и сильный имамат, власть которого рас­пространялась также на о-в Занзибар (Восточная Африка) и некоторые районы восточного побережья Персидского залива. Имам Омана был главой мусульманской религиозной секты ибадитов, возникшей в VIII в. и названной по имени ее осно­вателя Абдаллаха ибн Ибада. Большинство населения Омана принадлежит к этой секте.

После изгнания в 1783 г. иранцев с Бахрейнских островов там возникло независимое арабское княжество.

Захваченное в XVI в. турками на северо-востоке Аравийско­го полуострова княжество Кувейт в первой половине XVIII в. также приобрело фактическую независимость от Османской им­перии.

Таким образом, на юге и востоке Аравии тенденция к объ­единению была локализована пределами отдельных княжеств. Она серьезно ослаблялась династическими, племенными и ре­лигиозными интересами и противоречиями.

Более ярко объединительное движение проявилось во вну­тренних районах северо-западной части Аравийского полуост­рова, в княжествах Неджда. Здесь знаменем объединительно­го движения арабских племен стало религиозное учение вах­хабитов.

Основоположником этого учения был недждский богослов Мухаммед ибн Абд аль-Ваххаб (1703—1787). В 40-х годах XVH1 в. он стал призывать мусульман вернуться к традициям раннего ислама, возродить «истинную» веру. Он резко осуж­дал сохранившиеся племенные культы, основанные на до­исламских первобытных верованиях и как бы символизировав­шие сепаратизм отдельных племен. Ваххабиты отстаивали аске­тическую простоту нравов, отвергали праздность и предметы роскоши, пение и музыку, употребление вина, кофе, табака. Западные авторы называют их «пуританами пустыни». Вахха­биты считали турецких пашей отступниками от веры, а сул­тана — лжехалифом. Иначе говоря, ваххабизм в религиозной форме сочетал идеи преодоления племенного сепаратизма и объединения Аравии с призывом к борьбе против турецкого господства. Эта идеология отражала также протест кочевни­ков-бедуинов и крестьянства земледельческих оазисов против усиливавшейся эксплуатации и их идеалы социального равен­ства.

Ваххабитское учение принял эмир небольшого недждского княжества Дарийя — Мухаммед ибн Сауд. Династия Сауди-дов развернула борьбу за подчинение других княжеств, завер­шившуюся в 1786 г. превращением Неджда в единое феодаль­но-теократическое государство. После смерти Абд аль-Ваххаба Саудиды стали также и религиозными руководителями вахха­битов и теперь стремились распространить свою власть за пре­делы Неджда. В конце XV11I — начале XIX в. они подчинили побережья Персидского залива и Красного моря, заняв Хасу, значительную часть Омана, Бахрейн, Кувейт, Хиджаз (вклю­чая Мекку), и объединили, таким образом, под своей властью почти всю Аравию. Затем развернулась борьба за Сирию и Ирак. Ваххабиты громили войска турецких пашей, но в Ираке и Сирии они не встретили такой поддержки населения, как в Аравин.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 674; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.