Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие о мышлении




Методические рекомендации

Темы рефератов и докладов

Основные понятия и термины

Основные вопросы

I.2.3. Рациональное познание. Мышление.

 

Мышление как психологический феномен. Средства рационального познания: действие, образы, логика. Эмпирическое и теоретическое мышление. Мышление как процесс разрешения проблем и решения задач. Продуктивное и репродуктивное мышление. Пространственное мышление как специфический вид мыслительной деятельности. Стратегии в решении задач. Речь как способ оформления мысли, образа. Культура мышления. Целевые, смысловые, и операциональные установки. Учет психологических установок в работе профессионала. Продукты рационального познания. Понятийное отражение действительности. Диагностика интеллекта. Способность к анализу собственных возможностей и саморазвитию. Приемы логического и психологического обоснования принятия решения. Мышление, творчество, коммуникация и рефлексия в деятельности современного профессионала.

 

 

1. Понятие о мышлении.

2. Виды, закономерности и логические формы мышления.

3. Операции мыслительной деятельности

 

 

«Мышление»; «обобщенное познание»; «опосредствованное познание»; «проблемная ситуация»; «задача»; «виды мышления»; «качества мыслительной деятельности»; «мыслительные операции»; «понятие»; «суждение»; «умозаключение»; «творческое мышление»; «творчество».

 

Контрольные вопросы для рефлексии

 

1. Почему мышление называют обобщенным и опосредствованным познанием?

2. Расскажите о логических формах мышления. Приведите свои примеры, характеризующие логические формы мышления.

3. Охарактеризуйте основные виды и качества мышления.

4. Каким образом можно активизировать мыслительную и творческую деятельность?

5. Психологические механизмы воображения.

6. Охарактеризуйте концепцию творческого мышления Дж. Гилфорда.

7. Свобода воли и личная ответственность.

8. Мышление как психологический феномен.

9. Человек как субъект, индивидуальность, личность.

10. Эмпирическое и теоретическое мышление.

 

 

1. Мышление и решение задач.

2. Естественный интеллект.

3. Искусственный интеллект.

4. Творческое мышление.

5. Мышление и межполушарная асимметрия мозга.

6. Психологические теории мышления.

 

 

Основная задача при изучении темы – всесторонне рассмотреть сущность и важнейшие качественные характеристики мышления, как высшего познавательного психического процесса, особого рода теоретическая и практическая деятельность, включающая умственные и практические действия и операции ориентировочного, исследовательского, преобразовательного и познавательного характера. Мышление – главный инструмент познания. Дать исчерпывающее определение мышлению единственным предложением практически невозможно, однако, мышление можно описать с разных сторон.

Приступая к изучению мышления, надо иметь в виду, что в психологии мышление определяют обычно как обобщенное и опосредствованное познание человеком существенных связей предметов и явлений, преобразование имеющихся представлений, получение новых знаний, творческое созидание новых идей, открытие существенно нового, прогнозирование событий и действий.

Мышление – это познание окружающей действительности.

Мышление – это получение знаний о мире при помощи специальных средств: логики мышления, инструментов, приборов, машин и т.д.

Следует отметить существенные признаки мышления.

Итак, особенности протекания мышления:

1. Мышление – обобщенное и опосредствованное познание. Обобщенное познание – познание общих существенных свойств предметов и явлений реального мира; основных закономерных связей предметов и явлений. Опосредствованное познание – познание свойств предметов и явлений без непосредственного контакта с ними, а через посредство других, путем анализа ранее усвоенных знаний.

2. Мышление у человека протекает на базе речи. Всякая мысль возникает и развивается с помощью речи. Если мысль продумана глубоко и основательно, то она четко и ясно выражается в речи, и, наоборот, чем больше совершенствуется словесная формулировка мысли, тем отчетливее и понятнее становится сама эта мысль.

3. Мышление человека всегда возникает в связи с решением определенной задачи, проблемы. Чем обширнее и глубже знания человека, чем совершеннее опыт его умственной деятельности, тем чаще возникают в его сознании мыслительные задачи, требующие разрешения, и наоборот, перед человеком с наивным умом, низким уровнем знаний, как правило, не возникает нерешенных вопросов. Задача появляется из проблемной ситуации, тесно связана с ней, но отличается от нее.

Итак, необходимо различать проблемную ситуацию и задачу. Проблемная ситуация – это довольно смутное, еще не очень ясное и малоосознанное впечатление, как бы сигнализирующее: «что-то не так», «что-то не то». В результате анализа проблемной ситуации возникает, формулируется задача. Возникновение задачи – в отличие от проблемной ситуации – означает, что теперь удалось хотя бы предварительно и приблизительно расчленить известное и неизвестное. Это расчленение выступает в словесной формулировке задачи.

Познание окружающего мира в процессе мышления совершается посредством определенной системы мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования, конкретизации, классификации и систематизации. Данные мыслительные операции подробно раскрыты в рекомендованной литературе по психологии. Здесь важно уяснить не только особенности каждой из них, но главное то, как они взаимосвязаны друг другом, каковы их место и роль в познании окружающего мира.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 891; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.