Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I.4.2. Современные стратегии и модели образования




Идея непрерывного образования, его цели, содержание, структура.

Непрерывность образования в настоящее время характеризуя его процессуальную сторону, выступает в качестве основной черты. Образование как процесс предполагает:

во-первых, разграничение обучения и научения (учения), где сами термины трактуются неоднозначно.

Во-вторых, со стороны обучающего образовательный процесс представляет всегда вольно или невольно единство обучения и воспитания.

В-третьих, сам процесс воспитывающего обучения включает с позиции обучающегося освоение знаний, практические действия, выполнение учебных, исследовательско-преобразующих, познавательных задач, а также личностные и коммуникативные тренинги, что способствует его всестороннему развитию. Развитие человека определяется в значительной мере тем, какими средствами, на каком содержании оно осуществляется. Со ссылкой на П.Барто, П.Ф.Каптерев приводит три вида формального развития: рефлектирующее – подготовка к исследованию субъективного мира (человеческого духа), объективного – подготовка к исследованию объективного мира (природы), и системообразующее – подготовка к установлению логического порядка во всякой области фактов. Средством первого служат языки, второго – естественные науки, третьего – математика. Эти три вида часто бесполезны друг для друга, но тем самым обнаруживают свою различную природу. Все последующее образование предполагающее фуркацию (разделение) осознанно или основывается на природной разнице этих видов образования. Соответственно складываются две культуры – гуманитарная и естественно-научная (технократическая). Это разрыв углубляется (Дж.К.Джонс, В.Ф.Сидоренко, Г.Л.Ильин) сознательно и может привести к нового направления образования к проектного способа взаимодействия с миром. Это проектное образование есть способ формирования типа культуры – проектной культуры или Культуры Большого Дизайна.

Непрерывность означает не образование полученное раз и навсегда, на всю жизнь, а процесс постоянного образования – самообразования человека в течение всей жизнедеятельности в связи с быстро меняющимися условиями жизни в современном обществе.

В процессе получения образования человек может достигать определенного уровня и качества. Говоря об уровне образования, выделяют уровни начального, среднего, неполного высшего и высшего образования. Каждый уровень подтверждается государственным документом – свидетельством об окончании начальной, средней школы, справкой о прослушанных курсах в высшем учебном заведении или дипломом о высшем образовании.

Начальное образование представляет фундамент, на котором основаны все последующие уровни образования современного человека.

Среднее образование в России в течение разных исторических эпох и 20 веке не имеет постоянного временного срока и скачет от 9-летнего (19401950), 10-летнего (1950-1967, 1970-1991), 11-летнего (1967-1972, 1991-1998) до 12-летнего (2000). В других странах также меняются сроки получения полного среднего образования, и в разных странах они не одинаковы. Среднее образование является обязательным для продолжения образования в высшей школе.

Начальный уровень высшего образования в России можно получить, как и во многих странах мира в специализированном колледже. Полное высшее только после успешного окончания вуза. По закону «Об образовании», к высшим учебным заведениям относят институты, академии и университеты.

Наряду с этим в России после окончания вуза возможно продолжение образования в магистратуре, аспирантуре и докторантуре. Соответственно, при успешной защите магистерской, кандидатской или докторской диссертации специалист, как при обучении, так и при самообучении и самостоятельной научно-исследовательской работе, получает диплом магистра, кандидата или доктора наук по конкретной специальности, известной из классификатора специальностей в России.

Непрерывное обучение – постоянное совершенствование личностных и профессиональных качеств человека на протяжении всей жизни. Включает периодическое обучение и повышение квалификации в системе учреждений непрерывного образования (учреждения начального, среднего, высшего профессионального образования; учреждения дополнительного образования детей и взрослых; учреждения повышения квалификации на производстве, аспирантура и т.д.) а также самообразование.

Необходимо указать, что в процессе получения образования человек может достигать определенного уровня и качества. Говоря об уровне образования, выделяют уровни:

- начального,

- среднего,

- неполного высшего и

- высшего образования.

Каждый уровень подтверждается государственным документом – свидетельством об окончании начальной или средней школы, справкой о прослушанных курсах в высшем учебном заведении или дипломом о высшем образовании.

Среднее образование в России в течение разных исторических эпох и в XX веке не имеет постоянного временного срока и скачет от 9-летнего (1940-1950), 10-летнего (1950-1967, 1970-1991), 11-летнего (1967-1972, 1991-1998) до 12-летнего (2000). В других странах также меняются сроки получения полного среднего образования, и в разных они неодинаковые. Среднее образование является обязательным для продолжения образования в высшем учебном заведении.

В России после окончания вуза возможно продолжение образования в магистратуре, аспирантуре и докторантуре. Соответственно, при успешной защите магистерской, кандидатской или докторской диссертации специалист, как при обучении, так и при самообучении и самостоятельной научно-исследовательской работе, получает диплом магистра, кандидата или доктора наук по конкретной специальности, известной из классификатора специальностей в России.

В оценке уровня образованности школьника выделяют элементарную или функциональную грамотность, предметную и методологическую компетентность.

Образованный человек – это не только знающий и умеющий человек в основных сферах жизнедеятельности, с высоким уровнем развития способностей, но и человек, у которого сформировано мировоззрение и нравственные принципы, а понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление, т.е. образованность предполагает и воспитанность человека (Н.Г.Чернышевский).

Образовательная системасинергетична т.е. с одной стороны она определяется политическими социально-экономическими обстоятельствами, а с другой стороны она сама во многом определяет эти обстоятельства.Государство и общество несут ответственность за состояние и развитие системы образования, однако и каждый человек несет перед ними ответственность за то, как он использует гарантированную Конституцией возможность получить образование, а затем его реализовать.

3) Образование как система может рассматриваться как система в трех измерениях:

1) социальный масштаб рассмотрения, т.е. в мире, определенной стране, обществе, регионе, организации. Здесь же рассматривается система государственного, частного, общественного, светского, клерикального и т.д. образования.

2) ступень образования дошкольное, школьное, высшее с различными уровнями, бакалавриат, магистратура, ПК, аспирантура, докторантура.

3) профиль образования – общее, специальное (математическое, гуманитарное, естественно-научное и т.д.) профессиональное, дополнительное.

Т.О. образование как система может быть – светским или клерикальным, государственным, частным, муниципальным или федеральным.

Образование характеризуется уровневостью, ступенчатостью, в основе лежит возрастной критерий. Но во всех странах есть – дошкольное образование, школьное с тремя ступенями, где формами могут быть гимназии, лицеи, вузы с тремя ступенями – институты, университеты, академии. Каждая ступень имеет свои организационные формы обучения – урок, лекции, семинар и т.д.

4) как система может характеризоваться преемственностьюуровней, управляемостью, эффективностью, направленностью,

5) как система имеет качественную и количественную характеристику, специфическую для своих подсистем.

6) как система определяет одновременно функционированием и развитием согласно принципу дуальности в терминах А.И.Субетто, Н.А.Селезневой. Все эти показатели определяют психолого-педагогические аспекты. Они заключаются в ответах на вопросы: как сам человек или его родители, представив всю иерархию ступеней системы образования, могут сделать правильный выбор, как внутри каждой образовательной структуры отражается специфика ее ступеней по отношению к субъекту обучения – обучающемуся; как предыдущий уровень подготовки может обеспечить комфортное продолжение образования в другой; каковы механизмы управления при помощи тестовых батарей достижений; При этом сам процесс определения качества образования посредством изучения образованности обучающихся включает решение собственно психолого-педагогических проблем.

Образовательные системы в последние десятилетия переходят к дистанционному обучению, осуществляют свои действия в пространстве через телекоммуникационные средства.

Литература

1. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. – М., 2009.

2. Гершунский Б.С. Философия образования для 21-го века. – М., 2002.

3. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. – М., 2004.

4. Егоров В.С. Философия открытого мира. М.,2002.

5. Закон Российской Федерации «Об образовании» (по состоянию на 20 апреля 2008 года). – Новосибирск: Сиб.унив. 2008.

6. Загвязинский В.И., Гильманов С.А. Творчество в управлении школой. – М., 2002.

7. Загвязинский В.И. Общая педагогика / В.И.Загвязинский, И.Н.Емильянова. – М.: Высш. шк., 2008. – 391 с.

8. Кульневич С.В. Педагогика личности от концепций до технологий: Учеб.-практич. пособие для учителей и классных рук., студентов, магистрантов и аспирантов, учеб заведений, слушателей ИПК. Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 2001. – 160 с.

9. Маслоу А. Психология быта / Пер. с англ. – Киев, 2007.

10. Никандров Н.Д. Россия: социализация воспитания на рубеже тысячелетий. М., 2000.

11. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе: Парадоксы наследия, векторы развития. – М., 2000.

12. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов. – М.,2008.

13. Роджерс К. Свобода учиться / Пер. с англ. – М., 2002.

14. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2007. – 432с. – (Серия «Учебное пособие»).

15. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы // Избранные педагогические сочинения. В 3 т. Т.3. – М., 2001.С.133.

16. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е.Н.Педагогика. – М.,2008.

17. Степашко Л.А. Философия и история образования. М., – 2003. С.6 – 44;

 

 

Структура педагогической науки. Основные категории и понятия педагогики. Функционально-ориентированная и личностно-ориентированная стратегии развития образования. Основные модели образования: традиционная, культурно-ориентированная, личностно-деятельностная. Критерии выбора содержания образования и адекватных моделей его усвоения обучающимися. Типы и виды обучения.. Общая характеристика: догматического обучения; объяснительно-иллюстративного (традиционного), программированного, проблемного, компьютерного обучения. Развивающее обучение (Д.Б.Эльконин-В.В.Давыдов), теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин), теория и технологии контекстного обучения (А.А.Вербицкий). Возможности модульного обучения. Идеи самоактуализации и самореализации личности (А.Маслоу, К.Роджерс и др.) и проблемы становления гуманистической педагогики в современной России. Педагогическая антропология.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1738; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.