Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политика как общественное явление




Основания, ресурсы и типы легитимности политической власти.

Понятия и функции политической власти.

Политика как общественное явление.

ПОЛИТИКА И ВЛАСТЬ

Политика и политическая власть - основополагающие категории политологии. Они дают ключ к пониманию сущности, предназначения и формах функционирования политической сферы общества. Все последующие темы данного учебника раскрывают и конкретизируют структуру политики, политической власти и механизмы их взаимодействия с обществом. Поэтому столь необходимо и важно уяснить сущность данных категорий, причин становления исторических форм политической власти, её источников и ресурсов, функций, которые она выполняет, а также современных тенденций в развитии политики и политической власти. Рассмотрению этих вопросов и посвящена данная глава.

 

 

Термин «политика» получил распространение под влиянием трактата Аристотеля о государстве, правлении и правителях, названного им «Политика». С того момента и вплоть до эпохи Нового времени политика традиционно рассматривалась исключительно как учение о государстве. Однако в Новое время представления политике расширились и углубились. Вследствие этого обнаружилось, что сфера функционирования политики выходит за рамки сферы функционирования государства. Многие проблемы общественной жизни становятся объектом внимания политики еще до того, как они попадут в поле зрения государства. Это привело, в конечном счете, к формированию ряда наук о государстве и обособлению их от наук о политике - политологии, политической истории, политической философии и др. Разумеется, что данные размежевание и обособление не отрицает взаимодействия и диалектического единства политики и государства.

Современный уровень знаний о политике позволяет трактовать ее как объективно-исторический процесс, имеющий своё начало и последующие стадии развития. Политики не было в первобытном обществе, так как оно было социально однородным. Политика появляется там, тогда и постольку, где, когда и поскольку появляются большие группы людей (например, классы или нации) с различными интересами, удовлетворение которых одними группами приводило, или могло приводить к ущемлению интересов других групп. Политика как общественное явление формируется в качестве объективного фактора самосохранения общества от взаимоуничтожения, который проявляется в двух основных его функциях: в качестве всеобщего организационного начала общества и в качестве его конкретной регулятивно контрольной системы направляющей жизнь и деятельность людей, общественных групп, классов, наций, народов и стран.

Итак, политика есть человеческая деятельность, выражающаяся во взаимодействии между социальными общностями, классами, нациями, народами, государствами, партиями, гражданами и их объединениями по поводу политической власти, с целью улучшения условий жизни людей, обеспечения общественного и мирового порядка.

Политика имеет место и оказывает влияние (позитивное или негативное) на все сферы общества. Многообразие форм проявления политики можно классифицировать по различным основаниям. По сферам общественной жизни она подразделяется на экономическую, социальную, национальную, экологическую, демографическую, научную, военную и т.д.; по направленности - на внутреннюю и внешнюю; по целям - прогрессивную и реакционную; по способам достижения целей – агрессивную, мирную, компромиссную; по степени объективности сформулированных целей - научно обоснованную и волюнтаристскую т.д. Политика осуществляется на нескольких уровнях: на местном, региональном, национальном и международном.

Политика как целенаправленная деятельность предполагает наличие взаимодействующих субъектов и объектов политики.

Объектами политики являются те социальные, территориальные, конфессиональные, профессиональные и другие общности, на которые политика воздействует в определенных целях.

Субъектами политики называют тех участников политической жизни, которые на базе осознания собственных интересов, способны формулировать соответствующие цели и добиваться их реализации. Определяющими признаками субъекта политики являются его активность, возможность и способность осознавать и выступать на политической сцене представителем той общности, от имени которой он выступает.

В реальной жизни функционирует множество субъектов политики, которые можно условно квалифицировать на три группы. К первой группе относят субъекты социально-классового, национально-этнического и конфессионального уровня, являющиеся первоисточником власти, так как именно на этом уровне зарождаются объективные потребности и формулируются базовые интересы больших групп людей. К социально-классовым общностям в настоящее время традиционно относят буржуазию, рабочий класс, средние классы и крестьянство. Представители данных типов общности идентифицируют себя по одинаковому отношению к средствам производства, способами и размерами приобретения материальных и иных благ, образу жизни и менталитету. Национально-этнические и конфессиональные общности идентифицируют себя на базе языка, веры и культуры, исторического прошлого, традиций и быта. Принадлежность к национальной и конфессиональной общности осознается человеком значительно острее, чем принадлежность к социальной общности, поэтому конфликты на национальной и конфессиональной почве проявляются в наиболее жестких формах и трудно поддаются урегулированию.

Ко второй группе следует отнести институциализированных субъектов политики, которые являются непосредственными участниками политической жизни: государство, политические партии политические элиты, политические лидеры, общественные организации и движения. Эта группа субъектов осуществляет как мыслительно-теоретическую деятельность, связанную с формированием политической идеологии, политического сознания и политической культуры, стереотипов и образцов политического участия и поведения, так и практически-политическую деятельность. Последняя связанна с конкретной организаторской работой по политическому руководству и управлению, подбору и расстановке кадров, разработке и принятию политических решений, взаимодействию с государственными институтами и другими субъектами политики.

Третью группу составляют те субъекты политики, которые незримо, но весомо воздействуют на формирование конкретных целей и направлений политического развития общества. К этой группе субъектов политики относят финансово- промышленные структуры, корпоративные группы, теневые и полулегальные объединения, лоббистов и т. д.

Отношения между субъектами политики, складывающиеся в их борьбе за власть с целью реализации своих интересов, называются политическими отношениями. Сущности и многообразию форм политических отношений посвящена специальная глава данного учебника. Здесь же рассмотрим проблемы соотношения, взаимоотношения, сходства и развития политики и права, что представляется важным и необходимым для профессиональной подготовки и деятельности сотрудников органов внутренних дел.

Политика и право представляют собой две взаимосвязанные сферы общественной жизни, предназначение и цель которых заключается в регулятивном обеспечении устойчивости и стабильности существования и развития социальной системы. В процессе функционирования между политикой и правом могут складываться не только отношения инструментального взаимодействия, но и конфликтные отношения. Можно выделить два взаимоисключающих варианта взаимодействия политики и права. В естественно-правовых теориях XVIII века сложилась тенденция абсолютизации права, связанная с объявлением права самодостаточным и более высоким, чем политика. С этих позиций политические проблемы представляются не иначе как в виде административно-правовых проблем, которые и предполагается решить административными мерами. Одним из проявлений такого подхода может служить программа одной группы политиков периода перестройки «500 дней», ставящая целью велениями государственных законов преобразовать мощное тоталитарное государство с плановой экономикой в демократическое государство с рыночными отношениями за 500 дней.

Другая тенденция характеризуется недооценкой роли права, которая рассматривается не иначе как в роли безгласной служанки политики. Право представляется не в качестве исторически обусловленной нормативной системы, регулирующей общественную жизнь, а только в виде инструмента политики, как способ юридического оформления политических решений господствующего субъекта власти. Ярким проявлением недооценки относительно самостоятельной роли права являются известные исторические факты его отрицания путем подмены права революционной или иной политической целесообразностью.

Политика и право как системы регулирования социально значимых отношений тесно взаимодействуют и переплетаются между собой. Но это не может и не должно быть основанием для их отождествления или подмены одного другим. Взаимодействие политики и права следует рассматривать через призму взаимоотношения общества и государства. Несмотря на их общность политика и право как системы регулирования общественной жизни различаются по субъектам влияния, сферам действия функциям, методам реализации и формам выражения политических и правовых решений.

По субъектам политики и права. Субъектами политики являются: классы, социальные группы, нации, народности, политические партии, общественные движения и объединения, способные представить свои корпоративные интересы в качестве всеобщих. Субъектами политики может выступать и личность, способная представлять свой индивидуальный интерес в качестве интереса какой-либо социальной группы.

Субъектами права выступает государство, вся система его представительных и исполнительных органов.

По целевой направленности действий политики и права. Политика направлена на завоевание и удержание политической власти с целью удовлетворения социально значимых интересов. Политика формируется в обществе на основе определившихся объективных потребностей и интересов больших групп людей. Политика формируется массами и «идет» от общества к власти, к государству.

Право же имеет целью согласование уже сформировавшихся и осознанных многообразных потребностей и интересов социальных групп с потребностями и интересами других социальных групп, закрепление их в общеобязательных правовых актах и правовую защиту силой государства. В отличие от политики право оформляется государством и адресуется обществу.

По формам и методам реализации политических решений. В качестве главной силы для реализации своих решений политика использует не только санкционированные или несанкционированные государственной властью политически значимые действия больших групп людей (демонстрации, забастовки, пикеты и т.д.), но и противоправные или преступные действия (массовые неповиновения, бойкот, захват помещений, саботаж, похищение людей и захват заложников, убийства по политическим мотивам и т.д.)

Реализация правовых решений обеспечивается, прежде всего, деятельностью государства. Государство обладает легитимным правом на применение силы. Разумеется, действие правовых норм нельзя сводить только к государственному принуждению. Обычно их реализация происходит без обращения к государству. Государственное принуждение приводится в действие, когда субъекты права действуют противоправно. Жизненность права состоит не столько в государственном принуждении, сколько в согласовании интересов различных социальных групп, представляемых субъектами политики.

По формам выражения политических и правовых решений. Формы выражения политических решений отличаются большим разнообразием: различные идеологические концепции, политические программы, уставы, декларации, заявления, выступления политических деятелей и т.п. Политические решения часто допускает двусмысленности, нечеткости формулировок, завуалированность истинных целей и т.п.

Формы выражения правовых решений обладают строгой юридической определенностью, четкостью зафиксированных в них правил поведения, соотносимостью предмета регулирования с компетенцией правотворческого органа и непосредственной связью с государством.

В демократическом обществе политика и власть как регулятивные системы функционируют в режиме инструментального взаимодействия. Политика выявляет, оформляет и доводит до власти возникшие в обществе социально-значимые интересы, а право придает им юридическую форму и берет под правовую защиту. Право воздействует также и на политику. Прежде всего, посредством права конституционно закрепляется общественно-политический строй общества, определяется правовой статус всех субъектов политической системы. Право устанавливает границы одобряемой или запрещаемой политической деятельности. Под воздействием права все виды политической деятельности осуществляются как права и обязанности субъектов политики, а не как безграничное неконтролируемое проявление их силы, воли и авторитета.

В правовую форму облекаются взаимоотношения между государством, политическими партиями, общественными объединениями и гражданами. Основные направления государственной политики также опосредованы правом. Право делает политику более предсказуемой, эффективной, социально ориентированной и гуманной.

Политика и мораль. Мораль как социальный регулятор общественной жизни, осуждает, ограничивает свободу неконтролируемого политического действия, поэтому политика стремится освободиться от морали. С этой целью предпринимаются попытки доказать тезис о несовместимости политики и морали. Мол, поскольку политика преследует достижение государственного интереса, постольку она не может быть оценена с позиций моральных норм, сложившихся между людьми. Ибо реализация государственного интереса зачастую требует использования самых жестоких, негуманных, аморальных средств. Долг в политике - достижение цели любыми средствами. Отсюда программная установка - цель оправдывает средства. При этом исторически сложившиеся в обществе представления о справедливости, порядочности, чувстве гражданского долга, подменяются искусственными нормами «классовой» морали, превращающей человека в безличный винтик государственного механизма.

Попытки обосновать полную независимость политики от морали представляются неубедительными. Являясь сферой социального выбора индивидов или групп, политика органично связана с моралью. Так как выбор проектов желаемого будущего, значимость поставленных целей, определение средств и методов их достижения основываются на моральных представлениях людей о справедливости или несправедливости, долге, чести и достоинстве. Аристотель утверждал, что политика и мораль неразделимы, поскольку их общей целью является достижение общего блага, счастливой жизни для всех граждан полиса. В середине прошлого века стала складываться интеллектуальная традиция рассматривать права человека в качестве основного критерия моральности политики. Эффективное инструментальное взаимодействие политики и морали, как двух разных социальных регуляторов общественной жизни, имеет место в демократических режимах с развитым гражданским обществом, где универсальная ценность прав человека не только декларируется, но и реализуется в практической политике.

Для России такое взаимодействие политики и морали пока остается перспективой. Карьеристы, авантюристы, экстремисты и криминальные «авторитеты», опасные для общества, находят пути для проникновения в политику. Честность, служение долгу, высокая мораль и нравственность с великим трудом прибивают себе дорогу в политике. Политика продолжает оставаться (и это с новой силой показывают общероссийские и региональные выборы) областью хитрости, порой обмана, заигрываний, большой, не всегда честной и чистой игры. Этому способствует и низкий уровень политической культуры граждан, и недостаток опыта их принципиального участия в выборах, и неразработанность нормативной базы.

Политика как наука и искусство. Единство политики как науки и искусства означает, что нельзя разрывать, а тем более противопоставлять эти две стороны политики.

Политика как наука имеет дело с анализом: с одной стороны объективных природных, демографических, экономических, политических, международных и иных условий; а с другой стороны субъективных факторов. Исходя из конкретно-исторических условий, научно обоснованная политика обеспечивает мирное и эффективное взаимодействие различных классов, социальных групп, наций и народностей с целью достижения ими общего блага.

Но в обществе велика роль факторов, которые не поддаются анализу так же, как поддаются ему объективные явления, названные выше. Поэтому политика, опирающаяся только на объективные научные данные, не всегда способна адекватно ответить на поставленные жизнью вопросы.

Искусство в политике (политика как искусство) предопределяется вероятным характером политического процесса, постольку никогда не бывает полной информации об исходных условиях процесса, о появлении непредвиденных факторов при его реализации и т.д. Искусство политики и состоит в том, чтобы возместить недостаток научно установленного уровня знания и выработать наиболее адекватную реальности стратегическую и тактическую линию политического поведения и действия.

Таким образом, политическое искусство включает не только рациональные и интеллектуальные факторы, но и интуитивные, подсознательные и чувственные начала. Но политическое искусство чревато перерождением политики в политиканство, если будет осуществлен резкий отход от реального и преувеличена роль безотчетного, случайного, необъяснимого и если политические решения будут приниматься под влиянием предрассудков, пристрастий и личных счетов.

В России в период перестройки и радикальных реформ политика не проявила свойств науки и искусства. Она функционировала в режиме «проб и ошибок», политических импровизаций, бездумного заимствования иноземных рецептов, волюнтаризма, самонадеянности и вседозволенности реформаторов. Утрата политикой свойств науки и искусства опасна и за неё приходится платить слишком высокую цену.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 959; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.