Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные подходы к анализу институциональный




Институциональная подсистема является наиболее динамичной и активной частью политической системы общества. Любой вид политической деятельности, направленной на достижение определённых целей, требует организации совместных действий людей, которые регулируются определёнными правилами и нормами, принятыми в данном обществе. Благодаря организации осуществляется перевод идеологической или моральной силы в материальную, идеи становятся правилами поведения. Поэтому организация и выступает важнейшим средством формирования единой воли.

Государство и партии являются собственно политическими организациями, так как осуществляют политическую власть в полном объёме или стремятся к ней. Косвенно в политической жизни принимают участие профессиональные и молодёжные политические организации. Эти добровольные объединения граждан способствуют развитию политической, социальной, трудовой активности и самодеятельности своих членов. Они действуют в соответствии с конституциями и записанными в их уставах целями и задачами, в рамках государственных законов. Их политическая деятельность является лишь одним из аспектов деятельности. Неполитические организации в политической власти почти не участвуют. Их политизация происходит только на определённых этапах жизни страны.

Стержнем институциональной подсистемы является государство. Вокруг него группируются другие институты, идёт борьба за завоевание государственной власти и рычагов государственного управления. Государство представляет собой сложную многофункциональную систему, внутренне дифференцированную целостность. От других политических форм его отличает формальность, наличие определённых правил, регулирующих его жизнедеятельность. Оно отличается наивысшей концентрацией власти, наибольшей способностью к решению общественных проблем, существенно влияет на течение всех политических процессов. Государство является важной политической силой, обеспечивающей организованность общества, наличие в нём определённого порядка. Общественная сущность государства выражается во взаимосвязи с ним социальных групп и человека и характеризуется понятием гражданства, которое определяет политический и социальный статус человека, его права и свободы, а во многом и материальное и моральное благополучие. Государство обладает таким свойством как принудительность, располагает исключительным правом на навязывание своей воли с помощью аппарата насилия – армии, служб охраны порядка и безопасности.

Именно государство призвано обеспечить единство и целостность многочисленных институтов, выполняющих разнообразные функции управления. Нельзя представить себе политические партии, избирательную систему, систему представительства в отрыве от государства. Через государство осуществляется реализация отношений власти и контроль в обществе. Поэтому можно утверждать, что государство является базисной структурой правления и порядка в обществе.

В системе государственных органов власти особое место принадлежит Министерству внутренних дел, которое в целом отвечает за внутреннюю безопасность страны. В МВД входит милиция, внутренние войска и другие структурные элементы. Задачи и принципы деятельности милиции определены законом «О милиции» от 18 апреля 1991 г. Милиция как орган исполнительной власти призвана защищать жизнь, здоровье, права и свободы человека, собственность, интересы общества или государства от преступных и иных противоправных посягательств. Она наделена правом применения мер принуждения. Её деятельность строится в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения прав человека, гласности.

В соответствии с законом «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 24 сентября 1992 г. они призваны защищать интересы личности, общества и конституционные права и свободы граждан от преступных и иных противоправных посягательств. На внутренние войска возложены задачи по оказанию содействия органам внутренних дел России в охране общественного порядка, обеспечении безопасности и правового режима чрезвычайного положения, охрана важных государственных объектов и специальных грузов, участие в территориальной обороне Российской Федерации.

Вокруг системы органов власти формируется политическая инфраструктура - партии, группы давления, а также другие организации, способные оказывать воздействия не только на власть, но и на властные структуры: профсоюзы, ассоциации, средства массовой информации и др.

Значительную роль в жизни общества играют религия, церковь. Известно, что положение церкви в различных государствах неоднозначно. В одних их влияние на политическую жизнь почти незаметно, в других - они играют весьма важную, а иногда и ведущую роль.

Что такое церковь? Это особый вид религиозной организации, объединяющий верующих на основе общности религиозных взглядов и обрядов. Как форма общественного сознания, распространенная в массах, она нередко довлеет над всеми другими. Религии нередко выражают взгляды определенных социальных групп, хотя стремятся это всячески скрывать (они защищают интересы существующих социальных порядков и институтов).

Связь политики и религии прослеживается во всей истории человечества, но если ранее она носила открытую форму, то сейчас идет поиск более утонченных связей. Поиск идет по самым различным направлениям: модернизируются религии, вводятся новые обряды, в её деятельности появляется больше элементов демократии (обратите внимание - Алексий II благословил иеромонаха Романа на пение авторских песен на религиозные темы).

Таким образом, институциональная подсистема – это совокупность взаимодействующих конкретных организаций и учреждений, осуществляющая политическую власть в обществе.

2. Функциональная подсистема. Она складывается из совокупности тех ролей и функций, которые осуществляются как отдельными социально-политическими институтами, так и их группами (формы и направления политической деятельности, способы и методы осуществления политической власти, средства воздействия на политическую жизнь и т.д.) Функциональная подсистема включает в себя высшие органы государственной власти (глава государства и его аппарат), правительства, парламенты, судебные органы. Они принимают решение общенационального значения, имеют свою структурно-функциональную определенность и известную самостоятельность (принцип разделения властей).

3. Регулятивная подсистема выступает как совокупность политико-правовых норм и других средств регулирования взаимоотношений между субъектами политической системы. Политические и правовые нормы являются весьма существенными элементами политической системы. Эти нормы существуют в виде действующих конституций, уставов и программ политических партий, политических традиций и процедур, регулирующих политические процессы. Принципы и нормы, лежащие в основе функционирования политической системы, прямо зависят от сущности политического режима. Составляя нормативную основу, правовые принципы и нормы регулируют политические отношения, определяют дозволенное или недозволенное, желательное или нежелательное с точки зрения укрепления данной политической системы. Нормативно-регулятивная подсистема включает в себя нормы поведения гражданина в обществе (участие в политическом процессе, артикуляция интересов, осуществление власти и т.д.). С помощью политических принципов и норм происходит формирование политического сознания и поведения субъектов политической жизни, вырабатываются установки, соответствующие целям и принципам политической системы.

4. Коммуникативная подсистема, является важной составной частью политической системы общества - это совокупность разнообразных отношений между субъектами политической системы (социальных групп, личностей, социальных институтов) в процессе принятия политических решений и их реализации (сбор информации, выработка решений, распределение информации и т.д.).

Одним из важных социальных институтов общества являются средства массовой информации (СМИ). Этот институт, в свою очередь, состоит из целого ряда органов и элементов, выполняющих функции информирования населения о происходящих в каждой стране и мире событиях. Так как СМИ достаточно самостоятельны, они имеют возможность собирать и доводить до населения политическую информацию, формировать общественное мнение, оказывать влияние на политические процессы, формировать взгляды, заниматься в определенном направлении политическим просвещением масс.

Именно это и лежит в основе того, что СМИ нередко называют «четвертой властью». Кого она представляет, кому служит и как работает, зависит от многих факторов. Прежде всего, надо знать, кто является учредителем данных СМИ, на какие слои общества информация направляется, кто финансирует их деятельность. Так как каждая политическая сила заинтересована в том, чтобы не всякая информация доходила до населения, её нередко искажают, умалчивают. Поэтому общество заинтересовано в наличии разнообразных источников информации.

Многообразные политические отношения, которые характеризуют коммуникативную подсистему, принято делить на три группы в зависимости от их субъектного состава. К первой группе относят отношения между классами, крупными социальными группами, нациями и государствами. Именно межклассовые, межгрупповые, внутриклассовые и межнациональные отношения составляют основу политической системы. Эти отношения отражаются в функционировании соответствующих политических организациях и их взаимоотношениях.

Вторую группу политических отношений составляют вертикальные отношения, складывающиеся в процессе осуществления власти, воздействия высших и местных органов руководства и управления на социально-экономические, политические и культурные процессы.

Отношения, которые складываются между политическими организациями и учреждениями, относят к третьей группе.

5. Культурная подсистема представляет собой комплекс типичных для данного общества укоренившихся образцов (стереотипов) политических представлений, ценностей, ориентаций и политического поведения. Политическое сознание и политическая культура, которые представляют собой ценностные ориентации и установки участников политической жизни, их эмоции и предрассудки, оказывают сильнейшее воздействие на их поведение и всю политическую динамику.

6. Идеологическая подсистема представляет собой совокупность политических идей, теорий и концепций, на основе которых возникают, формируются, развиваются общественно-политические институты как элементы политической системы (политическое сознание, политическая и правовая культура, политическая социализация).

Изложенное позволяет сделать вывод, что политическая система представляет собой совокупность государственных и негосударственных институтов, осуществляющих организацию политической жизни общества.

Практическая значимость теории политической системы состоит в том, что она: во-первых, позволяет вырабатывать рекомендации по совершенствованию структуры политической системы и улучшению деятельности всех её структурных элементов. Во-вторых, способствует укреплению экономических, социальных и политических основ существующего общества. В-третьих, служит для определения стрессовых ситуаций и уровня политической стабильности в той или иной стране и способствует выработке мер по устранению стрессовых ситуаций и повышению уровня стабильности.

Каковы функции политической системы?

Под функциями понимается роль, которую выполняет тот или иной элемент социальной системы в её организации как целого, в осуществлении интересов социальных групп и классов, или социальное действие, ставшее стандартизированным, регулируемое определёнными нормами и контролируемое социальными институтами. Каждая система должны выполнять только определённые, свойственные ей функции. Политическая система отражает состояние общества, основы его экономического существования, социальную и национальную структуру, демографические и экологические процессы, уровень образования населения, состояние общественного сознания, духовно-идеологическую жизнь, международное положение экономические. Через политическую систему аккумулируются основные группы социальных интересов, выстраиваются социальные приоритеты, что затем находит своё выражение в политике.

Исходя из этого, в самом общем плане функции политической системы можно сформулировать следующим образом:

1. Политическое руководство обществом - определение стратегических целей и перспектив общественного развития, конкретных программ деятельности.

2. Законотворчество. Выработка нормативно-правовых актов, соответствующих социально-экономическому и политическому уровню развития общества, его целям и задачам.

3. Организация деятельности общества на выполнение целей, задач, программ, обеспечение внутренней и внешней безопасности.

4. Выявление, обобщение и реализация интересов субъектов политической жизни. Согласование интересов государства и социальных общностей.

5. Легитимация, утверждение данного политического строя, достижение определённой степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам.

6. Распределение материальных и духовных ценностей в соответствии с интересами социальных общностей.

7. Формирование политического сознания народных масс, регламентация политического поведения и политических отношений в обществе.

Следует иметь в виду, что в реальной жизни функции политической системы взаимосвязаны между собой и не существуют отдельно друг от друга.

Функции политической системы рассматриваются на трех уровнях:

1. Макроуровень, или уровень первого порядка. Здесь определяются общие коллективные цели, приоритеты и пути коллективных действий для достижения этих целей (целеполагание). На этом уровне основными субъектами политики являются суверенные государства

2. Медиауровень, или уровень второго порядка. Здесь основными функциями являются: регулирование, распределение ценностей, мобилизация ресурсов, регулирование и политическая социализация.

3. Микроуровень, или уровень третьего порядка, где происходит артикуляция интересов и их агрегация и конверсия, принятие решений, определяются типы поддержки и требований.

Достаточно сложным является вопрос о типологии (классификации) политических систем. Политические системы классифицируют по многим основаниям:

1. В зависимости от типологии общества: традиционные, тоталитарные, модернизированные демократии и др.

2. В зависимости от характера взаимодействия со средой: открытые и закрытые,

3. Классификация политических систем по типу политических режимов:

а) политические системы демократического типа;

б) политические системы авторитарного типа;

в) политические системы тоталитарного типа.

4. По характеру распределения власти:

а) авторитарные политические системы:

б) плюралистические политические системы.

5. Общепризнанной типологией политических систем в настоящее время является классификация, предложенная Г. Алмондом, в соответствии с которой выделяются:

а) англо-американская политическая система, для которой характерна гомогенная политическая культура - практически признание всеми общественно политическими институтами и гражданами страны политических целей и средств их достижения;

б) континентально-европейские политические системы, для которых характерно сосуществование старых и новых политических культур (Франция, Италия, Испания и др.);

в) доиндустриальные и частично индустриальные политические системы, для которых характерны смешанные политические культуры.

г) политические системы тоталитарного типа, для которых характерно создание политической активности принудительного типа.

Существует и ряд других типологий, более подробно с которыми можно ознакомиться в рекомендованной к теме литературе.

Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что сущность политической системы в самом общем виде заключается в регламентации поведения всех субъектов политики. Её важнейшим элементом, опорой существующей общественной организации является государство.

 

2. Политические режимы. Эволюция политических систем

 

Часто понятие «политический режим» используются как синоним политической системы. Но эти понятия не идентичны. Отличия находятся в рамках самих политических систем. Суть их в принципах организации ветвей и конкретных институтов власти, формах и методах осуществления политической власти. Если политическая система показывает структурную форму государства, то политический режим раскрывает содержательную сторону политического процесса.

Политический режим - это способ функционирования политической системы общества, определяющий характер политической жизни, отражающий уровень политической свободы в стране и отношение органов власти к правовым основам их деятельности. Политический режим призван обеспечивать стабильность политической власти, управляемость граждан, приемлемую для власти динамику и направление политических отношений, достижение целей политики, реализацию интересов властвующей элиты. Чем же определяется политический режим?

· уровнем развития и интенсивностью общественно-политических процессов;

· структурированностью правящей элиты;

· состоянием отношений с бюрократией;

· развитостью общественно-политических традиций;

· господствующими в обществе политическим сознанием и политическим поведением;

· доминирующим в обществе типом легитимности.

Существует ряд классификаций политических режимов, в основе которых лежат разные критерии. Так, французский политолог М. Дюверже строит свою типологию на различиях между однопартийными, двухпартийными и многопартийными системами. Некоторые из российских политологов различают режимы по роли, которую играют глава государства и глава правительства. В настоящее время наиболее распространенной является классификация политических режимов на три основных типа:

· демократические политические режимы;

· авторитарные политические режимы;

· тоталитарные политические режимы.

Чем эти типы характеризуются, чем они отличаются друг от друга и что их сближает? Ответы можно получить лишь на основе сравнительного анализа режимов, который, как правило, осуществляется по трем направлениям, характеризующим а) политическую организацию общества; б) систему прав и свобод граждан и в) систему организации власти.

Понятие «тоталитаризм» (от лат. totalis – весь, полный, целый) означает стремление власти контролировать все сферы общественной жизни и личную жизнь граждан. Для него, как политического режима, характерны всеобщая политизация и идеологизация общества. Законодательная, исполнительная власти контролируются из одного центра, политического и идеологического института – единственной правящей партии. В обществе функционирует только одна государственная идеология. В стране действует строжайшая цензура, критика власти строжайше запрещена. Полиция, армия, спецслужбы активно привлекаются к выполнению карательных функций и являются инструментом массовых репрессий. Политические свободы граждан декларированы, но реально не осуществляются. Действует принцип – «запрещено всё, что не приказано». Легальная политическая оппозиция отсутствует. Права национальных меньшинств формально провозглашены, но на деле существенно ограничены. Власть держится преимущественно на насилии, экономика полностью контролируется государством. Несмотря на это, в обществе процветает коррупция и взяточничество.

Классическим примером тоталитарного режима можно назвать политический режимы Италии при Муссолини, Германии при Гитлере, Португалии при Салазаре и др. Но не все политические режимы можно подвести под один из названных типов. Существуют и переходные типы режимов. Они характерны как для стран Восточной Европы, так и для республик бывшего СССР.

Авторитаризм по своим характеристикам занимает промежуточное положение между тоталитарным и демократическим режимами. Наиболее влиятельной политической силой при авторитаризме является правящая группировка, в руках которой практически сосредоточена исполнительная власть – доминирующая в обществе. Политические права и свободы граждан ограничены, действует принцип – «всё, что не разрешено – запрещено». Легальная оппозиция находится в таких условиях, что практически действовать не может. В стране одна официальная идеология, как правило, одна массовая политическая партия. Существует цензура над всеми СМИ, полиция, армия и другие спецслужбы выполняют кроме основных функций и карательные. Гражданское общество хотя и может существовать, но сильно зависит от государства.

Сравнительный анализ тоталитарного и авторитарного политических режимов позволяет придти к выводу о том, что авторитаризм отличается от тоталитаризма тем, что:

а) авторитаризм не имеет единой обязательной для всех идеологии, допускается ограниченный политических плюрализм;

б) при авторитаризме значительно меньше регламентируются различные аспекты политической жизни;

в) при авторитаризме государство является абсолютной ценностью, а при тоталитаризме центром власти является одна партия;

г) для авторитаризма характерно сохранение в значительной степени традиционные, классовые, сословные или племенные перегородки;

д) если в тоталитарном режиме систематически проводится легальный и организованный террор, то при авторитаризме репрессии осуществляются выборочно.

Чем же характеризуется демократический режим?

«Демократия» в переводе с греческого языка означает “власть народа”. Родилась демократия в V в. до нашей эры в Афинах. Несмотря на столь почтенный возраст, термин «демократия» принадлежит к одному из неясных понятий современной политической теории и используется во многих значениях: как форма государства и политического режима; как форма организации политических партий; как политическое мировоззрение; как общечеловеческая ценность; как комплекс гражданских и политических прав личности; как общественно-политическое движение.

В настоящее время прослеживается мировая тенденция в эволюции политических систем в сторону экономической и политической демократии.

Демократический политический режим характеризуется системой выборов, многопартийностью и легальной оппозицией, формальным провозглашением и фактическим наличием демократических свобод, свободы печати и информации, равенством всех перед законом и главенством закона, построением государственного механизма на основе разделения властей, подотчетностью и подконтрольностью власти и ее периодической сменой.

Как форма правления «демократия» имеет несколько значений.

1. Прямая демократия (демократия участия), при которой решения принимают все без исключения граждане.

2. Представительская (плюралистическая) демократия, при которой от имени граждан их представители-избранники принимают решения.

3. Либеральная, или конституционная демократия, при которой власть большинства ограничена Конституцией в интересах меньшинства.

4. Социальная демократия, целью которой является сведение к минимуму социального и экономического неравенства граждан. Крайним выражением такой демократии является социалистическая демократия.

Теория демократии органически впитала в себя неотчуждаемые права человека на жизнь, свободу и стремление к счастью.

Основными теориями демократии являются: плюралистическая; партиципаторная (демократия участия); рыночная; плебисцитарная; консоциативная; представительная; народная; социалистическая.

Остановимся на некоторых из этих теорий.

Консоциативная (согласительная) теория демократии имеет в своей основе принцип распределения власти пропорционально между политическими, религиозными и этническими группами, а не принцип большинства. Данная теория в законченном виде реализована в Швейцарии.

Одной из наиболее распространенных теорий демократии является плюралистическая. В соответствии с этой теорией демократия представляет собой механизм урегулирования конфликтов, возникающих в обществе, в котором участвуют группы, взаимно сдерживающие друг друга в процессе реализации своих интересов.

Её основными чертами являются:

· Признание центральным звеном политической системы заинтересованную группу. И хотя личность признаётся первичным субъектом власти, она оттесняется на второй план.

· Утверждение, что соперничество и баланс групповых интересов составляют её социальную основу и динамику.

· Рассматривает государство как арбитра, сохраняющего равновесие различных групповых интересов.

· Забота о политической культуре как условии цивилизованного характера борьбы интересов.

· Поддержка государством слабо защищённых социальных групп и повышение социальной справедливости.

Несмотря на значительное количество различных концепций демократии, все они единодушно выделяют ее общие признаки:

1. Признание народа единственным источником власти.

2. Равноправие граждан.

3. Подчинение меньшинства большинству.

4. Выборность основных органов власти.

Демократическая власть - это не обязательно хорошая власть. Это, прежде всего власть, назначаемая народом, подотчётная и контролируемая народом. Несмотря на недостатки демократии, из всех известных человечеству форм правления, она самая популярная. У. Черчиль говорил, что “демократия - очень плохая форма правления, но человечество, к сожалению, не придумало пока ничего лучшего”. Демократия реальная - это в лучшем случае власть большинства над меньшинством, в худшем - господство хорошо организованного, опирающегося на экономическую власть меньшинства.

Во всех демократических странах, включая и Россию, всё меньше и меньше тех, кто участвует в выборах. Поэтому законодатели всё больше и больше сокращают порог явки избирателей. Сейчас он доведён до 20%. Таким образом, те, кому доверяет свою судьбу человечество, могут быть избраны случайно. Проведённый в конце 2002 г. опрос о доверии парламентариям показал, что лишь 5 % населения считают, что депутаты всех уровней идут в политику, преследуя общественные цели, а 95% уверены, что они преследуют исключительно личные цели. 5 лет тому назад этот показатель был 50х50.

Часто ведутся дискуссии о том, какой режим является приемлемым и желательным для России. Известно, что как парламентский, так и президентский режимы имеют и много положительного, и свои недостатки.

Установившийся в России в 1990-х гг. режим трудно обозначить одним словом. Почти все руководящие функции в государстве являются прерогативой президента. Как президент, так и парламент избирается путем прямого всеобщего голосования. Правительство ответственно перед президентом, парламент имеет незначительное влияние на его формирование, но оперативное управление выведено из-под контроля парламента.

Каждая страна выбирает себе общественную систему и политический режим с учетом своих исторических традиций, систем общественных ценностей и руководствуясь принципом легитимности. Россия не является исключением. Дальнейшее развитие политической системы России должно идти по пути её демократизации.

 

Вопросы для самопроверки:

1. В чём сущность политической системы?

2. Каковы основные подходы к анализу политической системы?

3. Какова структура политической системы?

4. Назовите основные функции политической системы.

5. Какова типология политической системы?

6. Что такое политический режим?

7. Основные характеристики политических режимов.

8. Дайте сравнительный анализ политических режимов.

 

 

Литература

Безансон А. Бедствие века. Коммунизм, нацизм и уникальность катастрофы. М., 2000.

Белоусов Л.С. Режим Муссолини и массы. М., 2000.

Демократия Сост. С.В. Сироткин. М., 2001.

Законы и практика СМИ в одиннадцати демократиях мира. М., 2000.

Исаев М.А., Чеканский А.Н., Шишкин В.Н. Политическая система стран Скандинавии и Финляндии. М., 2001.

Исследование авторитарной личности / Т. Адорно и др. М., 2001.

Лихобабин В.А., Пархоменко А.Г. Российский конституционализм. История. Современность. Перспективы. М., 2000.

Парсонс Т. Системы современных обществ. М., 1998.

Политическая система США. Актуальные измерения / Отв. ред. С.А. Червонная, В.С. Васильев. М., 2000.

Садыки М.А. Федерализм – внутреннее кредо демократии. М., 2001.

Токвиль А. Демократия в Америке. М., 2000.


Глава 4. Политическая система общества

Структурно-логическая схема темы

«Политическая система общества»

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА – совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимосвязей между ними, в которых реализуется политическая власть.

 

Особенности политической системы:

· Верховенство над другими системами.

· Обусловленность социально-экономической структурой общества

· Имеет целью достижение баланса интересов в обществе, сохранение системы как единого целого

· Является легитимной, поддерживающей порядок в обществе.

· Претендует на конечный контроль за применением физического насилия в обществе.

· Имеет относительную самостоятельность

·

 
 

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 532; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.112 сек.