Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод, которым мы нашли оптимальное решение, можно назвать методом перебора угловых точек




Вершины многогранника называются угловыми точками.

Множество решений системы (1) является выпуклым многогранником (напомним, что выпуклое множество вместе с любыми двумя точками содержит все точки соединяющего их отрезка).

3. Оптимальное решение достигается хотя бы в одной угловой точке. Отсюда, принципиальный путь поиска оптимального решения: перебрать все угловые точки (их конечное число!) и среди них выбрать ту в которой целевая функция достигает максимума.

Остановимся подробнее на последнем пункте.

Прежде всего, как искать угловые точки?

а) найти базисные переменные, т.е. те m переменных, которым соответствует не равный 0 определитель. Остальные переменные- свободные.

б) выразить базисные переменные через свободные

в) свободные переменные приравнять к нулю и подсчитать значения базисных переменных.

г) отобрать только наборы переменных с неотрицательными компонентами (опорные решения)- это и будут угловые точки!

Пример 1: решить задачу линейного программирования в каноническом виде.

х1 – х2 + 4х3 - 2х4 = 2

1 + 2х2 - х3 + 4х4 = 3

хi ≥ 0, i = 1,4

F= - 4x1- 2x2 + x3 - x4 → max

а) базисные переменные х1, х2

х12 = 2 - 4х3- 2х4

1+2х2 =3 + х3- 4х4

х12 = 2

1+2х2 =3 → x1=7/5, x2 = -3/5→ x =(7/5,-3/5,0,0) -базисное решение, но не опорное!

б) базисные переменные х13

х1+4х3 = 2 + х2 + 2х4

1- х3 = 3 - 2х4 - 4х4

х1+4х3 = 2

1- х3 = 3 → x1=14/13, x2 = 3/13→ x =(14/13, 0, 3/13,0) -базисное решение, опорное!

в) базисные переменные х14

х1-2х4 = 2 + х2 - 4х3

1+4х4 =3 - 2х2+ х3

х1-2х4 = 2

1+4х4 =3 → x1=7/5, x4 = -3/5→ x =(7/5, 0, 0, -3/5) -базисное решение, но не опорное!

г) базисные переменные х2, х3

- х2+ 4х3 = 2 – х1 + 2х4

23 =3 - 3х1-4 х4

- х2+ 4х3 = 2

2 - х3 = 3 → x2 =2, x3 = 1→ x =(0, 2, 1, 0) -базисное решение, опорное!

д) базисные переменные х3, х4

4 х3- 2х4 = 2 – х1 + х2

3+4х4 =3 - 3х1-2 х2

4 х3- 2х4 = 2

- х3+4х4 =3 → x3 =1, x4 = 1→ x =(0, 0, 1, 1) -базисное решение, опорное!

Вычисляем критерий F в каждой из угловых точек:

F2= -50/13, F4= -3, F5= 0

Оптимальное решение х = (0, 0, 1, 1) → Fmax=0

Недостатки метода очевидны: даже при небольшом числе ограничений, число угловых точек велико, да и сам способ их нахождения весьма трудоемок.

2. Задача линейного программирования в стандартной форме

а11х1 + а12х2+……а1nхn ≤ в1

а21х1 + а22х2+……а2nхn ≤ в2 (2)

……………………………

аm1х1 + аm2х2+……аmnхn ≤вm

xi ≥ 0, i = 1,n

F = c1х1 + c2х2+……cnхn → max

Геометрический смысл тот же, что и в п.1 (для задачи в каноническом виде).

Пример 2:

Участок цеха выпускает изделия двух видов. Исходные данные указаны в таблице стандартного вида:

Ресурсы Запасы Расх. коэфф.
1 2
Медь   5 3
Алюминий   1 2
Прибыль   2 3

Начальнику цеха нужно составить план выпуска изделий, обеспечивающий цеху максимальную прибыль.

Построение математической модели.

Пусть х1, х2 количество изделий каждого вида, соответственно.

1 + 3х2 ≤ 45 (α)

х1 + 2х2 ≤ 16 (β)

х1, х2 ≥ 0

F = 2x1 + 3x2 → max

Далее эту задачу с двумя переменными можно решать двумя способами:

1. Привести к каноническому виду:

1 + 3х2+ х3 = 45

х1 + 2х2 + х4 = 16

х1, х2, х3, х4 ≥ 0

F = 2x1 + 3x2 → max

3, х4 – балансовые переменные)

Далее можно решать перебором угловых точек (см. выше).

Результат: хопт.= (2, 7, 0, 0), Fmax = 25

2. Мы, однако, воспользуемся другим методом - графоаналитическим.

Систему ограничений в стандартной форме перепишем так:

Рис. 1

Множество допустимых решений (многоугольник) заштриховано на рис 1. Среди точек этого многоугольника и нужно выбрать оптимальную.

Выше мы отметили, что оптимальная точка совпадет с угловой точкой (О, А, В, С). Чтобы их не перебирать поступим так:

Изобразим линию уровня F= 0 и отметим в точке О вектор- градиент. Из курса высшей математики мы знаем, что он ортогонален линии уровня и указывает направление возрастания целевой функции F. (нам это и нужно - прибыль).

Перемещая линию уровня в указанном направлении найдем ту точку многоугольника, в которой линия уровня последний раз с ним соприкоснется. Это точка В.

Чтобы найти ее координаты заметим, что она лежит на прямых (α) и (β):

1 + 3х2 = 45

х1 + 2х2 =16

хопт = (2,7) Fmax = 25

Заметим, что из-за неточности рисунка, “подозрительными” могут оказаться несколько точек. В этом случае следует найти значение целевой функции в каждой из них выбрать наилучшее.

Пример 3:

Предприниматель, обладая капиталом 30000 у.е. хочет сформировать пакет акций двух компаний (их цены 6 и 4, соответственно) исходя из следующих требований:

- общее число акций не превышает 6000

- число акций каждого вида не превышает 5000.

Ожидаемая прибыль 1,2 и 1 у.е. на каждую акцию, соответственно.

Построение математической модели:

х1, х2 – количество акций каждого вида.

х1 + х2 ≤ 6000 (α)

х1 ≤ 5000 (β)

х2 ≤ 5000 (γ)

1 + 4х2 ≤ 30000 (δ)

х1, х2 ≥ 0

F = 1,2х1 + х2 →max

Воспользуемся графоаналитическим методом:

Рис.2

Оптимальная точка лежит на пересечении прямых (α) и (δ).

х1 + х2 = 6000

1 + 4х2 = 30000

хопт = (3000, 3000) Fmax = 6600




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 913; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.