КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Как издавать газету в учебном заведении: Практические советы 3 страница
< · спланировать объем материала, подлежащего переработке, повторению;
· сверить свои конспекты с программой;
· законспектировать отсутствующие темы по учебнику;
· просмотреть весь материал по вопросу, оценить роль и место каждого из его разделов, параграфов, вопросов, а потом начать детальную переработку;
· применять общую генеральную стратегию – тщательно систематизировать материал при: - вдумчивом повторении, - запоминании формулировок, - установлении внутрипредметных связей, - увязке различных тем и разделов, - закреплении путем выполнения практических задач (заданий);
· составить алгоритм или единый общий план ответа по целому ряду вопросов данного предмета;
· изучать материал по предмету системно в следующей последовательности: - первый просмотр всего конспекта (общая ориентировка) à - выявление основных идей лекции и их взаимосвязи à - повторение наиболее существенных фактов à - составление плана лекции или вопроса à - дальнейшее повторение уже по плану. · составлять логическую схему изучаемого материала;
· чередовать углубленное повторение особо сложных вопросов с беглым повторением всего материала;
· научиться правильно заучивать материал при следующей рациональной динамике – повторять заученное: - через 8 часов, - через сутки, - через неделю после первого безошибочного воспроизведения; · мысленно, сжато повторять материал вечером, перед сном и после сна, утром; · оценить собственную подготовку по следующим аспектам, учитываемым преподавателем при выставлении отметки на экзамене:
- понимание и степень усвоения теории; - методическая подготовка; - знание фактического материала; - знакомство с обязательной литературой по данной дисциплине; - умение приложить теорию к практике; - знакомство с историей науки; - умение защищать выдвигаемые положения. · спланировать логику, структуру и стиль ответа на вопрос.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
· определить для себя установку на «дефицит» времени;
· спланировать подготовку к экзамену с точностью до часа, учитывая следующие факторы:
- неоднородность материала и этапов его проработки (например, на заучивание уходит больше времени), - сложность материала, - свои индивидуальные способности, - индивидуальные ритмы деятельности («совы», «жаворонки»), - привычки организма; · отдыхать при подготовке к экзамену, используя:
- смену деятельности, - перерывы на 10 минут через каждые 50-60 минут занятий, часовой перерыв после 3-4 часов умственного труда; · осуществлять распределенное во времени повторение материала с постепенно возрастающими интервалами;
· осуществлять «инвентаризацию» времени, затраченного на подготовку к экзамену: - анализировать временные потери, «поглотители» времени, - определять причины нерациональной траты времени, - изменять расход времени; · продуктивно для подготовки использовать свободные минуты (поездка в транспорте, приготовление пищи и т.д.).
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
· равномерно распределить время подготовки между всеми вопросами с расчетом, чтобы осталось время для повторения;
· подготовку к ответу начать с вопроса, который помните лучше других;
· фиксировать одновременно ответы на несколько всплывающих в памяти вопросов;
· вспомнить главную идею вопроса, наиболее важную его часть;
· подойти к ответу с разных сторон;
· припомнить, как именно вы изучали этот вопрос;
· припомнить составленный вами при подготовке план или алгоритм ответа, схему, которую вы составили, логику изложения;
· набросать на листе примерную схему раскрытия вопроса с большими интервалами, где вписать подробности, детали;
· составить письменный план ответа на вопрос;
· составить полный текст ответа на вопрос;
· представить материал в виде логической схемы;
· объяснить перечисленные факты, сделать выводы о закономерностях развития того или иного явления, представить существующие точки зрения на вопрос, обосновать их правильность;
· учесть, что при ответе особенно ценится:
- умение выделить главное, - самостоятельность – умение обобщать материал из разных источников; - использование своих примеров; - приведение оригинальных путей практического использования материала; - положительное собственное отношение, заинтересованность в предмете; - показ связей данного вопроса в общей структуре курса; · произвести ретроспективный анализ своего поведения на экзамене, выявить положительные и отрицательные стороны своей подготовки и стратегии ответа.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
< · выполнять любую научно-исследовательскую работу в следующей последовательности: - сбор и организация материала, - чтение конспектов, планирование работы, обдумывание, принятие решения по поводу раскрытия темы и решения проблемы исследования; - подготовка рукописи (оформление);
· осуществлять следующую последовательность действий при выполнении научно-исследовательской работы (см. схему): · выбрать тему и уяснить цель;
· составить ориентировочный план реферата;
· подобрать литературу; · проработать литературу;
· составить окончательный план реферата;
· фиксировать на листке мысли по исследуемой проблеме, которые приходят в голову;
· выполнять дипломное исследование по следующей схеме:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
< · писать работу по схеме:
- введение (цель, задачи, степень изученности проблемы, краткая историография, значимость); - основная часть (освещение изученности проблемы); - заключение (выводы и собственное отношение к проблеме); - список использованной литературы; - приложения (если необходимо); · учесть следующие требования:
- степень владения фактическим материалом, - логика подачи материала, - аргументированность суждений, - согласованность (а не противопоставление и противоречие) введения и заключения, - обоснованность заключения - преобладание анализа над репродукцией, - подчинение всего содержания теме, - стилистическая корректность (отсутствие разговорных выражений, сленга), - отсутствие тавтологии, неоправданных повторов, - отсутствие личного местоимения «я»; · придерживаться принципа «одна мысль – один абзац»
· следовать логической модели изложения проблемы (вопроса):
- приведение довода в пользу или против какого-либо положения и подведение итога (вывода, заключения), - сравнение и противопоставление различных теорий и событий, - комментирование положения, цитаты, - объяснение определенных фактов и предвосхищение развития ситуации (моделирование); · высказывать собственное мнение, учитывая, что:
- нельзя доверять только своему опыту, - убеждает истинность трактовки, - от многократных повторений утверждение не становится истинным; - превосходящее число приверженцев какой-либо теории не означает автоматически ее истинности, - наиболее современная информация не обязательно является истинной, - лучший способ найти истину – проверить теоретические положения фактами, экспериментом;
· помнить, что плагиат недопустим, для этого корректно ссылаться на литературу;
· указать практическую значимость исследования;
· использовать схемы, графики, строить диаграммы;
· написав работу, отложить ее на сутки, затем перечитать ее, внести поправки и уточнения.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
· заранее предусмотреть возможные вопросы, спроектировать ответы на них;
· заготовить раздаточный материал (схемы, таблицы, стендовый доклад, диаграммы и т.д.);
· продумать систему сигналов-ориентиров для слушателей, позволяющих им четко представить переход от одной части выступления к другой:
- вербальные сигналы, например, «следующая задача решалась …», - нумерация, например, «первая причина, вторая причина…», - паузы; · провести «генеральную репетицию»: накануне несколько раз прочитать доклад вслух, обращая внимание на: - затрачиваемое время, - выразительность речи, - контакт со слушающим(и), - использование жестов, - способы привлечения внимания; · обратиться за рекомендациями-советами к научному руководителю, консультанту, задать вопросы по презентации выступления;
· маркировать в тексте выступления наиболее значимые, опорные сигналы (слова, выражения, формулировки), чтобы при необходимости опереться на них при его воспроизведении;
· довести приготовленное сообщение до совершенства, т.е. быть готовым к воспроизведению его при обязательном соблюдении контакта со слушающими (не глядя в текст, а лишь бросая изредка взгляд на «заготовку»);
· раздать заготовленный для облегчения задачи слушателей материал;
· говорить четко, громко, контролируя и модулируя свой голос;
· применять (при необходимости) средства привлечения внимания, варьируя мелодику, используя паузацию и т.д.
· повторять, акцентировать важные моменты;
· завершая сказанное, подытожить основное содержание.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
& Хорошо известно, что при изучении иностранного языка наибольшие усилия должны быть приложены при самостоятельной работе над языком без непосредственного руководства со стороны преподавателя.
Самостоятельная работа предполагает максимальную активность в усвоении языковых знаний, организации деятельности по употреблению этих знаний в собственных речевых высказываниях. Самостоятельная работа над языком способствует самосовершенствованию по данному предмету.
Известно, что для овладения иностранным языком особую значимость приобретает поддержание постоянного интереса, возникновение потребности в открытии нового в языке, стремление к удовлетворению этих потребностей. При этом интерес к языку не должен гаснуть при столкновении с неизбежно возникающими трудностями.
Основное средство поддержания постоянного интереса к овладению иностранным языком заключается в организации этого процесса. Организация – ключевое слово при овладении языком. Речь идет об организации труда, времени, материала.
Есть люди, которые рождены с умением правильно организовывать свой труд при овладении иностранным языком. Большинство же изучающих язык таким даром не обладают, но они могут научиться этому, если у них есть представление о рациональной организации труда, вера в себя, упорство в самостоятельной работе.
Стратегия самостоятельной работы над иностранным языком предполагает нацеленность на целый ряд объектов, к которым относятся:
· языковой материал (фонетика, грамматика, лексика),
· языковые и речевые действия,
· самоконтроль и самооценка,
· работа на аудиторном занятии,
· работа в парах,
· выполнение специфичных для иностранного языка упражнений.
От рациональности учебных действий, направленных на данные объекты, во многом зависит общая успешность в овладении иноязычным общением, т.к. данные действия ускоряют этот процесс, делают его более занимательным, они способствуют сокращению умственных и физических усилий по овладению иностранным языком.
ü Воспользуйтесь приводимыми ниже рекомендациями-советами по рациональной организации работы над иностранным языком. Апробируйте их при самостоятельной работе и сделайте вывод об их эффективности для овладения иноязычным общением. Активно пополняйте свою «Копилку рациональных способов учебной деятельности».
q · уточнить по словарю значение и транскрипцию новой лексической единицы;
· запомнить ситуацию, в которой данное слово встретилось;
· употребить данную языковую единицу в высказывании в нужном значении;
· подумать, в каких других ситуациях общения можно ее употребить;
· периодически сознательно возвращаться к данной языковой единице и стараться правильно ее использовать в речи;
· вести индивидуальный словарь языковых единиц и постоянно возвращаться к ним в процессе работы над языком;
· использовать приемы логического (осмысленного) запоминания:
- анализировать внутреннюю форму слова, соотнести его значение со значением составляющих его элементов - находить ассоциативную связь между новым словом (звуком, грамматическим явлением) и аналогичным ему в родном языке, в другом иностранном языке: - осуществлять межъязыковое сопоставление, сравнение, противопоставление с целью выявления сходства и различия значений слов: - искать словообразовательные ассоциации: определять знакомое слово в новой словообразовательной «упаковке»: - искать смысловые ассоциации: определять тематический ряд, к которому относится незнакомое слово: - создать матрицу для логического запоминания слова: его образ «нанизывается» на имеющуюся схему. Например, представьте образ хорошо знакомой вам улицы, проходя по которой мысленно расставьте запоминаемые явления, - искать рифмованные ассоциации: подбирать рифму для иноязычного явления; · использовать различного рода вспомогательные способы для запоминания нового слова:
если у вас хорошая зрительная память: - создать карточки с написанием слова (на обороте указывается перевод) для пользования ими в любое свободное время (в транспорте, при просмотре телепередач в рекламное время и т.д.);
- вывесить на видное место (куда «глаз падает») плакаты с написанными на них языковыми явлениями для намеренного и ненамеренного фиксирования внимания на них;
- изобразить в виде рисунка, схемы, таблицы языковой (лексический, грамматический, фонетический) материал; если у вас хорошая слуховая память: - многократно произносить слово, записывать себя на магнитофон;
- использовать звучащую речь;
если у вас хорошо развита моторная (двигательная) память: - многократно фиксировать на письме, произносить запоминаемое явление;
- подключив воображение и фантазию, изобразить в виде рисунка, схемы, таблицы изучаемое явление для его рационального запоминания;
если у вас хорошо развиты разные виды памяти: - использовать многоканальность восприятия / воспроизведения, когда одно и то же иноязычное явление читается, проговаривается, прослушивается и фиксируется письменно.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
< · быть бдительным при восприятии нового материала, «чувствительным» к трудностям лингвистического явления;
· при запоминании иноязычного явления фиксировать внимание на трудностях, связанных с его употреблением (активизацией) и формировать у себя:
- произносительную восприимчивость, - грамматическую зоркость, - орфографическую зоркость, - стилистическую чувствительность;
· подчеркнуть (выделить маркером, цветом и т.д.) языковую трудность;
· сознательно зафиксировать на трудности внимание с целью осознания ее, оценки степени сложности и запоминания;
· найти в справочной литературе объяснение происхождения (наличия) данной трудности;
· в случае отсутствия соответствующих пояснений найти самостоятельное логическое объяснение данной трудности;
· при необходимости употребления явления восстановить в памяти трудности, связанные с его употреблением.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
< · творчески и вдумчиво оценивать лингвистические явления по критериям «изучали / не изучали», «объясняли / не объясняли», дабы определить их субъективную «новизну»;
· постоянно накапливать собственный лингвистический «багаж» - те языковые и речевые особенности, которые обнаружены при домашнем (индивидуальном) чтении, при восприятии иноязычной речи на слух (речь носителя языка, преподавателя, одногруппников и т.д.) и которые ранее не были целенаправленно изучены;
· фиксировать лингвистические особенности в письменном виде в собственных «Записках лингвиста»;
· искать объяснение незнакомому явлению в справочниках, учебниках, спрашивать об этом носителя языка, преподавателя;
· определять ситуационные особенности, стилистический контекст употребления языковой закономерности;
· в случае отсутствие объяснения в справочной литературе убедиться в достоверности выявленной закономерности, т.е. в частой его встречаемости;
· формулировать собственные выводы и заключения по поводу данной закономерности;
· сравнить собственные умозаключения с мнением одногруппников, партнера по паре, внести необходимые коррективы либо убедиться в своей правоте.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
< · уметь выделить незнакомое слово из текстового массива (письменного или устного);
· попытаться догадаться о значении слова, исходя из:
- словообразовательных элементов; - контекста, в котором слово функционирует;
· если имеется догадка о значении слова, проконтролировать правильность ее, пользуясь:
- словарем, справочником и т.д., - подсказкой преподавателя, одногруппников, - консультацией носителя языка,
· если догадки нет, то воспользоваться
· продумать, почему не произошло (не правильно произошло) прогнозирование значения слова, сделать выводы на будущее;
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
< · быть чувствительным к инокультурной специфике, выявляемой из письменного, устного текста посредством понимания слов, выражений;
· при чтении, восприятии устного текста фиксировать внимание на словах, несущих национальный колорит, отражающих специфику культуры другой страны;
· адекватно определять значение национально-маркированной лексики путем:
- предварительного прогнозирования значения слова; - консультации с толковым словарем, лингвострановедческим справочником; - анализа страноведческого контекста, в котором употреблено слово; - консультации с преподавателем, носителем языка;
· сравнить реалию, обозначаемую национально-маркированным словом, с реалией своей страны, определить меру их совпадения, т.е. установить:
- совпадение; - частичное совпадение; - полное несповпадение;
· закрепить специфику национально-маркированного слова путем:
- проговаривания, - фиксации в словаре-глоссарии национально-маркированной лексики, - обсуждения с одногруппниками, преподавателем, носителем языка, - изображения значения в виде рисунка, схемы и т.д.
· представить путем воображения «социокультурный образ (облик)» слова, установить жесткую связь значения слова с этим обликом. Например: англ. яз: double-decker – представить слово в виде двухэтажного автобуса - double- decker
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 466; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |