Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Как издавать газету в учебном заведении: Практические советы 3 страница




 

 

s Как рационально готовиться к экзамену s

 

<

· спланировать объем материала, подлежащего переработке, повторению;

 

· сверить свои конспекты с программой;

 

· законспектировать отсутствующие темы по учебнику;

 

· просмотреть весь материал по вопросу, оценить роль и место каждого из его разделов, параграфов, вопросов, а потом начать детальную переработку;

 

· применять общую генеральную стратегию – тщательно систематизировать материал при:

- вдумчивом повторении,

- запоминании формулировок,

- установлении внутрипредметных связей,

- увязке различных тем и разделов,

- закреплении путем выполнения практических задач (заданий);

 

· составить алгоритм или единый общий план ответа по целому ряду вопросов данного предмета;

 

· изучать материал по предмету системно в следующей последовательности:

- первый просмотр всего конспекта (общая ориентировка) à

- выявление основных идей лекции и их взаимосвязи à

- повторение наиболее существенных фактов à

- составление плана лекции или вопроса à

- дальнейшее повторение уже по плану.

· составлять логическую схему изучаемого материала;

 

· чередовать углубленное повторение особо сложных вопросов с беглым повторением всего материала;

 

· научиться правильно заучивать материал при следующей рациональной динамике – повторять заученное:

- через 8 часов,

- через сутки,

- через неделю после первого безошибочного воспроизведения;

· мысленно, сжато повторять материал вечером, перед сном и после сна, утром;

· оценить собственную подготовку по следующим аспектам, учитываемым преподавателем при выставлении отметки на экзамене:

- понимание и степень усвоения теории;

- методическая подготовка;

- знание фактического материала;

- знакомство с обязательной литературой по данной дисциплине;

- умение приложить теорию к практике;

- знакомство с историей науки;

- умение защищать выдвигаемые положения.

· спланировать логику, структуру и стиль ответа на вопрос.

 

_______________________________________________ _______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

s Как распределить время при подготовке к экзамену s

· определить для себя установку на «дефицит» времени;

 

· спланировать подготовку к экзамену с точностью до часа, учитывая следующие факторы:

 

- неоднородность материала и этапов его проработки (например, на заучивание уходит больше времени),

- сложность материала,

- свои индивидуальные способности,

- индивидуальные ритмы деятельности («совы», «жаворонки»),

- привычки организма;

· отдыхать при подготовке к экзамену, используя:

 

- смену деятельности,

- перерывы на 10 минут через каждые 50-60 минут занятий, часовой перерыв после 3-4 часов умственного труда;

· осуществлять распределенное во времени повторение материала с постепенно возрастающими интервалами;

 

· осуществлять «инвентаризацию» времени, затраченного на подготовку к экзамену:

- анализировать временные потери, «поглотители» времени,

- определять причины нерациональной траты времени,

- изменять расход времени;

· продуктивно для подготовки использовать свободные минуты (поездка в транспорте, приготовление пищи и т.д.).

_______________________________________________ _______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

s Как вести себя на экзамене s

 

· равномерно распределить время подготовки между всеми вопросами с расчетом, чтобы осталось время для повторения;

 

· подготовку к ответу начать с вопроса, который помните лучше других;

 

· фиксировать одновременно ответы на несколько всплывающих в памяти вопросов;

 

· вспомнить главную идею вопроса, наиболее важную его часть;

 

· подойти к ответу с разных сторон;

 

· припомнить, как именно вы изучали этот вопрос;

 

· припомнить составленный вами при подготовке план или алгоритм ответа, схему, которую вы составили, логику изложения;

 

· набросать на листе примерную схему раскрытия вопроса с большими интервалами, где вписать подробности, детали;

 

· составить письменный план ответа на вопрос;

 

· составить полный текст ответа на вопрос;

 

· представить материал в виде логической схемы;

 

· объяснить перечисленные факты, сделать выводы о закономерностях развития того или иного явления, представить существующие точки зрения на вопрос, обосновать их правильность;

 

· учесть, что при ответе особенно ценится:

 

- умение выделить главное,

- самостоятельность – умение обобщать материал из разных источников;

- использование своих примеров;

- приведение оригинальных путей практического использования материала;

- положительное собственное отношение, заинтересованность в предмете;

- показ связей данного вопроса в общей структуре курса;

· произвести ретроспективный анализ своего поведения на экзамене, выявить положительные и отрицательные стороны своей подготовки и стратегии ответа.

 

_______________________________________________ _______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

s Как организовать научно-исследовательскую работу s

<

· выполнять любую научно-исследовательскую работу в следующей последовательности:

- сбор и организация материала,

- чтение конспектов, планирование работы, обдумывание, принятие решения по поводу раскрытия темы и решения проблемы исследования;

- подготовка рукописи (оформление);

· осуществлять следующую последовательность действий при выполнении научно-исследовательской работы (см. схему):

 
 


· выбрать тему и уяснить цель;

 

· составить ориентировочный план реферата;

 

· подобрать литературу;

· проработать литературу;

 

· составить окончательный план реферата;

 

· фиксировать на листке мысли по исследуемой проблеме, которые приходят в голову;

 

· выполнять дипломное исследование по следующей схеме:

 


_______________________________________________ _______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

s Как написать научно-исследовательскую работу s

<

· писать работу по схеме:

 

- введение (цель, задачи, степень изученности проблемы, краткая историография, значимость);

- основная часть (освещение изученности проблемы);

- заключение (выводы и собственное отношение к проблеме);

- список использованной литературы;

- приложения (если необходимо);

· учесть следующие требования:

 

- степень владения фактическим материалом,

- логика подачи материала,

- аргументированность суждений,

- согласованность (а не противопоставление и противоречие) введения и заключения,

- обоснованность заключения

- преобладание анализа над репродукцией,

- подчинение всего содержания теме,

- стилистическая корректность (отсутствие разговорных выражений, сленга),

- отсутствие тавтологии, неоправданных повторов,

- отсутствие личного местоимения «я»;

· придерживаться принципа «одна мысль – один абзац»

 

· следовать логической модели изложения проблемы (вопроса):

 

- приведение довода в пользу или против какого-либо положения и подведение итога (вывода, заключения),

- сравнение и противопоставление различных теорий и событий,

- комментирование положения, цитаты,

- объяснение определенных фактов и предвосхищение развития ситуации (моделирование);

· высказывать собственное мнение, учитывая, что:

 

- нельзя доверять только своему опыту,

- убеждает истинность трактовки,

- от многократных повторений утверждение не становится истинным;

- превосходящее число приверженцев какой-либо теории не означает автоматически ее истинности,

- наиболее современная информация не обязательно является истинной,

- лучший способ найти истину – проверить теоретические положения фактами, экспериментом;

 

· помнить, что плагиат недопустим, для этого корректно ссылаться на литературу;

 

· указать практическую значимость исследования;

 

· использовать схемы, графики, строить диаграммы;

 

· написав работу, отложить ее на сутки, затем перечитать ее, внести поправки и уточнения.

 

 

_______________________________________________ _______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

s Как представить результаты научно-исследовательской работы при ее защите s

 

· заранее предусмотреть возможные вопросы, спроектировать ответы на них;

 

· заготовить раздаточный материал (схемы, таблицы, стендовый доклад, диаграммы и т.д.);

 

· продумать систему сигналов-ориентиров для слушателей, позволяющих им четко представить переход от одной части выступления к другой:

 

- вербальные сигналы, например, «следующая задача решалась …»,

- нумерация, например, «первая причина, вторая причина…»,

- паузы;

· провести «генеральную репетицию»: накануне несколько раз прочитать доклад вслух, обращая внимание на:


- затрачиваемое время,

- выразительность речи,

- контакт со слушающим(и),

- использование жестов,

- способы привлечения внимания;


· обратиться за рекомендациями-советами к научному руководителю, консультанту, задать вопросы по презентации выступления;

 

· маркировать в тексте выступления наиболее значимые, опорные сигналы (слова, выражения, формулировки), чтобы при необходимости опереться на них при его воспроизведении;

 

· довести приготовленное сообщение до совершенства, т.е. быть готовым к воспроизведению его при обязательном соблюдении контакта со слушающими (не глядя в текст, а лишь бросая изредка взгляд на «заготовку»);

 

· раздать заготовленный для облегчения задачи слушателей материал;

 

· говорить четко, громко, контролируя и модулируя свой голос;

 

· применять (при необходимости) средства привлечения внимания, варьируя мелодику, используя паузацию и т.д.

 

· повторять, акцентировать важные моменты;

 

· завершая сказанное, подытожить основное содержание.

 

 

_______________________________________________ _______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 


Овладеваю иностранным языком рационально  

 

 

«Задача, которую вы решаете, может быть скромной, но если она бросает вызов вашей любознательности и заставляет вас быть изобретательными и если вы решаете ее собственными силами, то вы можете испытать ведущее к открытию напряжение ума и насладиться радостью победы». Д. Пойя  

 

&

Хорошо известно, что при изучении иностранного языка наибольшие усилия должны быть приложены при самостоятельной работе над языком без непосредственного руководства со стороны преподавателя.

 

Самостоятельная работа предполагает максимальную активность в усвоении языковых знаний, организации деятельности по употреблению этих знаний в собственных речевых высказываниях. Самостоятельная работа над языком способствует самосовершенствованию по данному предмету.

 

Известно, что для овладения иностранным языком особую значимость приобретает поддержание постоянного интереса, возникновение потребности в открытии нового в языке, стремление к удовлетворению этих потребностей. При этом интерес к языку не должен гаснуть при столкновении с неизбежно возникающими трудностями.

 

Основное средство поддержания постоянного интереса к овладению иностранным языком заключается в организации этого процесса. Организация – ключевое слово при овладении языком. Речь идет об организации труда, времени, материала.

 

Есть люди, которые рождены с умением правильно организовывать свой труд при овладении иностранным языком. Большинство же изучающих язык таким даром не обладают, но они могут научиться этому, если у них есть представление о рациональной организации труда, вера в себя, упорство в самостоятельной работе.

 

Стратегия самостоятельной работы над иностранным языком предполагает нацеленность на целый ряд объектов, к которым относятся:

 

· языковой материал (фонетика, грамматика, лексика),

 

· языковые и речевые действия,

 

· самоконтроль и самооценка,

 

· работа на аудиторном занятии,

 

· работа в парах,

 

· выполнение специфичных для иностранного языка упражнений.

 

От рациональности учебных действий, направленных на данные объекты, во многом зависит общая успешность в овладении иноязычным общением, т.к. данные действия ускоряют этот процесс, делают его более занимательным, они способствуют сокращению умственных и физических усилий по овладению иностранным языком.

 

 

ü Воспользуйтесь приводимыми ниже рекомендациями-советами по рациональной организации работы над иностранным языком. Апробируйте их при самостоятельной работе и сделайте вывод об их эффективности для овладения иноязычным общением. Активно пополняйте свою «Копилку рациональных способов учебной деятельности».

 

 

s Как рационально запоминать языковой материал s

 

q

· уточнить по словарю значение и транскрипцию новой лексической единицы;

 

· запомнить ситуацию, в которой данное слово встретилось;

 

· употребить данную языковую единицу в высказывании в нужном значении;

 

· подумать, в каких других ситуациях общения можно ее употребить;

 

· периодически сознательно возвращаться к данной языковой единице и стараться правильно ее использовать в речи;

 

· вести индивидуальный словарь языковых единиц и постоянно возвращаться к ним в процессе работы над языком;

 

· использовать приемы логического (осмысленного) запоминания:

 

- анализировать внутреннюю форму слова, соотнести его значение со значением составляющих его элементов

- находить ассоциативную связь между новым словом (звуком, грамматическим явлением) и аналогичным ему в родном языке, в другом иностранном языке:

- осуществлять межъязыковое сопоставление, сравнение, противопоставление с целью выявления сходства и различия значений слов:

- искать словообразовательные ассоциации: определять знакомое слово в новой словообразовательной «упаковке»:

- искать смысловые ассоциации: определять тематический ряд, к которому относится незнакомое слово:

- создать матрицу для логического запоминания слова: его образ «нанизывается» на имеющуюся схему. Например, представьте образ хорошо знакомой вам улицы, проходя по которой мысленно расставьте запоминаемые явления,

- искать рифмованные ассоциации: подбирать рифму для иноязычного явления;

· использовать различного рода вспомогательные способы для запоминания нового слова:

 

если у вас хорошая зрительная память:

- создать карточки с написанием слова (на обороте указывается перевод) для пользования ими в любое свободное время (в транспорте, при просмотре телепередач в рекламное время и т.д.);

 

- вывесить на видное место (куда «глаз падает») плакаты с написанными на них языковыми явлениями для намеренного и ненамеренного фиксирования внимания на них;

 

- изобразить в виде рисунка, схемы, таблицы языковой (лексический, грамматический, фонетический) материал;

если у вас хорошая слуховая память:

- многократно произносить слово, записывать себя на магнитофон;

 

- использовать звучащую речь;

 

если у вас хорошо развита моторная (двигательная) память:

- многократно фиксировать на письме, произносить запоминаемое явление;

 

- подключив воображение и фантазию, изобразить в виде рисунка, схемы, таблицы изучаемое явление для его рационального запоминания;

 

если у вас хорошо развиты разные виды памяти:

- использовать многоканальность восприятия / воспроизведения, когда одно и то же иноязычное явление читается, проговаривается, прослушивается и фиксируется письменно.

 

_______________________________________________ _______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

s Как анализировать языковые трудности s

 

<

· быть бдительным при восприятии нового материала, «чувствительным» к трудностям лингвистического явления;

 

· при запоминании иноязычного явления фиксировать внимание на трудностях, связанных с его употреблением (активизацией) и формировать у себя:

 

- произносительную восприимчивость,

- грамматическую зоркость,

- орфографическую зоркость,

- стилистическую чувствительность;

 

· подчеркнуть (выделить маркером, цветом и т.д.) языковую трудность;

 

· сознательно зафиксировать на трудности внимание с целью осознания ее, оценки степени сложности и запоминания;

 

· найти в справочной литературе объяснение происхождения (наличия) данной трудности;

 

· в случае отсутствия соответствующих пояснений найти самостоятельное логическое объяснение данной трудности;

 

· при необходимости употребления явления восстановить в памяти трудности, связанные с его употреблением.

 

_______________________________________________ _______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

s Как обнаружить языковые закономерности s

 

<

· творчески и вдумчиво оценивать лингвистические явления по критериям «изучали / не изучали», «объясняли / не объясняли», дабы определить их субъективную «новизну»;

 

· постоянно накапливать собственный лингвистический «багаж» - те языковые и речевые особенности, которые обнаружены при домашнем (индивидуальном) чтении, при восприятии иноязычной речи на слух (речь носителя языка, преподавателя, одногруппников и т.д.) и которые ранее не были целенаправленно изучены;

 

· фиксировать лингвистические особенности в письменном виде в собственных «Записках лингвиста»;

 

· искать объяснение незнакомому явлению в справочниках, учебниках, спрашивать об этом носителя языка, преподавателя;

 

· определять ситуационные особенности, стилистический контекст употребления языковой закономерности;

 

· в случае отсутствие объяснения в справочной литературе убедиться в достоверности выявленной закономерности, т.е. в частой его встречаемости;

 

· формулировать собственные выводы и заключения по поводу данной закономерности;

 

· сравнить собственные умозаключения с мнением одногруппников, партнера по паре, внести необходимые коррективы либо убедиться в своей правоте.

 

_______________________________________________ _______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

s Как самостоятельно понимать значение иноязычного слова s

 

<

· уметь выделить незнакомое слово из текстового массива (письменного или устного);

 

· попытаться догадаться о значении слова, исходя из:

 

- словообразовательных элементов;

- контекста, в котором слово функционирует;

 

· если имеется догадка о значении слова, проконтролировать правильность ее, пользуясь:

 

- словарем, справочником и т.д.,

- подсказкой преподавателя, одногруппников,

- консультацией носителя языка,

 

· если догадки нет, то воспользоваться

 

· продумать, почему не произошло (не правильно произошло) прогнозирование значения слова, сделать выводы на будущее;

_______________________________________________ _______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

s Как овладевать национально-маркированной лексикой s

 

<

· быть чувствительным к инокультурной специфике, выявляемой из письменного, устного текста посредством понимания слов, выражений;

 

· при чтении, восприятии устного текста фиксировать внимание на словах, несущих национальный колорит, отражающих специфику культуры другой страны;

 

· адекватно определять значение национально-маркированной лексики путем:

 

- предварительного прогнозирования значения слова;

- консультации с толковым словарем, лингвострановедческим справочником;

- анализа страноведческого контекста, в котором употреблено слово;

- консультации с преподавателем, носителем языка;

 

· сравнить реалию, обозначаемую национально-маркированным словом, с реалией своей страны, определить меру их совпадения, т.е. установить:

 

- совпадение;

- частичное совпадение;

- полное несповпадение;

 

· закрепить специфику национально-маркированного слова путем:

 

- проговаривания,

- фиксации в словаре-глоссарии национально-маркированной лексики,

- обсуждения с одногруппниками, преподавателем, носителем языка,

- изображения значения в виде рисунка, схемы и т.д.

 

· представить путем воображения «социокультурный образ (облик)» слова, установить жесткую связь значения слова с этим обликом.

Например:

англ. яз: double-decker – представить слово в виде двухэтажного автобуса - double-

decker




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 466; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.182 сек.