Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4. Личность




Задачи

Задача 1.

1. Следует ли отнести перечисленные особенности к свойст­вам темперамента?

2. Дайте обоснование своего ответа.

Петю П., ученика IX класса, руководитель оценивал как самого вспыльчивого и несдержанного, агрессивного и нетерпеливого мальчика. Эти особенности поведения проявлялись у него в начальных классах и особенно ярко — в средних. В то же время сдержанность, внимательность наблюдались лишь при условии строгого словесного воздействия со стороны учителя.

 

 

Задача 2.

1. На основании характеристики определить тип темперамента школьника.

2. Какие свойства нервной системы проявляются в этой характеристике?

А. Виктор Г., III класс. Медлителен. Походка неторопливая, вразвалку. Говорит медленно, но обстоятельно, последовательно. На уроках сидит с довольно равнодушным лицом, сам руки не поднимает, но на вопрос учителя обычно отвечает правильно. Когда учитель спрашивает, почему он не поднял руку, отвечает односложно: «Да так...» Его трудно рассмешить или рассердить. Сам обычно не обижает товарищей, к ссорам других относится равнодушно. Незлобив, но для товарища ленится что-либо сделать. В разговор вступает редко, больше молчит. Понимает материал небыстро. Требуется несколько раз повторить ему новый материал, но задание выполняет правильно и аккуратно. Любит порядок. Придя в класс из другой школы, с трудом сдружился с ребятами. По словам матери, часто вспоминает старую учительницу. Видимо, привязчив. (По И. М. Палею, 1966)

Б. Борис Р., III класс. Безгранично увлекающийся. Часто берет работу не по силам. До крайности подвижный. В любую минуту готов сорваться с места и «лететь» в любом направле­нии. Руки не находят покоя. Быстро и часто поворачивает голову во все стороны. Крайне, вспыльчив. Усваивает материал быстро и правильно, но часто от торопливости дает сбивчивые ответы. Приходится все время говорить ему: «Не отвечай сразу, подумай сначала, не торопись». Резко переходит от смеха к гневу и наоборот. Обожает военные игры. Очень инициативен. Учителя буквально засыпает вопросами. Отзывчив и на хорошее и на дурное (на последнее теперь реже, так как с ним ведется большая педагогическая работа). Когда рассердится, еще не умеет себя сдержать, хотя и старается. Очень любит получать хорошие отметки. Говорит: «Изумрудная пятерочка». Хоть сто раз может сбегать куда угодно, но по дороге часто забывает поручение, так как от желания скорее его выполнить не дослушивает до конца. (По И. Палею, 1966)

В. Саша. Д., II класс. Очень впечатлительный. Малейшая неприятность выводит его из равновесия, плачет по каждому пустяку. Однажды Саша заплакал только из-за того, что сразу не нашел в портфеле учебника. Очень обидчив. Долго помнит обиды и болезненно их переживает. Мечтательный. Часто задумчиво смотрит в окно, вместо того чтобы играть с товарищами. Покорно подчиняется всем правилам. Пассивен в детском коллективе. Часто обнаруживает неверие в свои силы. Если в работе встречаются трудности, он легко опускает руки, теряется и не доводит дела до конца. Но если настоять на выполнении задания, в большинстве случаев выполнит его не хуже других. (По И.Палею, 1966)

Г. Лена В., 2 класс. Девочка очень подвижная, на уроках ни минуты не сидит спокойно, постоянно меняет позу, вертит что-либо в руках, тянет руку, разговаривает с соседом. Легко заинтересовывается всем новым, но сравнительно быстро и остывает. Преобладающее настроение веселое и бодрое. На вопрос «Как дела?» обычно отвечает с улыбкой: «Очень хорошо!»,— хотя иногда оказывается, что полученные ею отметки и не так уж хороши. Про пятерки радостно объявляет всем в доме. Двоек не скрывает, но всегда бодро добавляет: «Это у меня так... случайно...» Иногда огорчается, даже плачет, но ненадолго. Мимика живая. Несмотря на живость и непоседливость, ее легко дисциплинировать. На интересных уроках проявляет большую энергию и работоспособность. Легко сходится с подругами, быстро привыкает к новым требованиям. Весьма разговорчива. (По И. Палею, 1966)

Задача 3.

Указать те особенности, которые характеризуют сангвиника, флегматика, холерика и меланхолика.

А. Повышенная активность, длительная работоспособность, энергичность, сдержанность, вспыльчивость, непоседливость, терпеливость, медленность движений и речи, медленная смена чувств и настроений, слабая эмоциональная возбудимость, быстрое усвоение и перестройка навыков, аффективность, бедность движений, малая активность, вялость, выразительность мимики и пантомимики, молчаливость, гиперсензитивность.

Б. Бодрое, повышенное настроение, быстрая приспособляемость к новой обстановке, медленное усвоение и перестройка навыков, неуверенность в себе, повышенная эмоциональная возбудимость, выдержанность, однообразие мимики, энергичность, подвижность, подавленность и растерянность при неудачах, быстрое возникновение и смена чувств и эмоциональных состояний, малая активность, терпеливость, невыразительность речи, ровное, спокойное настроение, возбужденное состояние, сосредоточенность внимания.

 

 

Задача 4.

1. Укажите те особенности поведения, которые обусловлены темпераментом, и те, которые обусловлены мотивацией.

2. По каким признакам это можно установить?

У детей старшего дошкольного возраста холерического темперамента при выполнении различных трудовых заданий могут проявляться следующие особенности поведения:

а) они невнимательны при объяснении задания, даже тогда, когда интересно;

б) часто не выслушивают объяснения до конца и приступают к работе;

в) при неудачах бывают срывы: дети рвут тетради, бросают работу, когда что-нибудь не получается;

г) в новых заданиях с красочным материалом при объяснении внимательно следят за каждым движением воспитателя;

д) в работах соревновательного характера проявляют терпение и настойчивость при неудачах;

е) в однообразной работе проявляют торопливость, неряшливость, неаккуратность.

 

 

Задача 5.

1. Из числа нижеприведенных положений о характере выберите те, которые наиболее правильно раскрывают понятие «характер».

2. Дайте обоснование своего ответа.

а) черты характера проявляются в любых обстоятельствах и условиях;

б) черты характера проявляются лишь в соответствующих им типичных обстоятельствах;

в) свойства характера есть ни что иное, как отношение личности к определенным сторонам действительности;

г) свойства характера есть ни что иное, как определенные способы действий;

д) в характере проявляются и отношения личности, и способы действия, при помощи которых эти отношения осуществляются;

е) характер индивидуально своеобразен;

ж) черты характера социально типичны и индивидуально своеобразны;

з) характер − отражение общественных отношений.

 

 

Задача 6.

1. В характеристике выделите моменты, в которых проявляются черты характера, мотивы и направленность личности.

2. Дайте обоснование своего ответа.

Анатолий В., 18 лет. Анатолий родился и вырос в семье врачей − людей трудолюбивых, весьма гуманных. С детства родители привили мальчику трудолюбие и любовь к искусству. Уже в дошкольном возрасте он с увлечением рисует и играет на пианино, поет, декламирует. В школу Анатолий пошел с большим интересом и волнением. Учился хорошо, был дисциплинирован. В VIII классе увлекся произведениями Л.Н.Толстого. Читая, много думал. Толстого полюбил за великий гуманизм и поиски правды. Позже героика советских людей стала идеалом для Анатолия. Павел Корчагин, Алексей Мересьев − вот кто стали образцами для его поведения и действия. На уроках Анатолий всегда внимателен, домашние задания выполняет аккуратно по всем предметам, а по литературе и истории знакомится и с дополнительной литературой. Ответы Анатолия глубокие, полные.

Анатолий любит коллектив. «Коллектив для меня все»,— говорит он. Для своей школы, класса он готов сделать многое. Надо видеть, с каким увлечением он работает в стенной газете. Анатолий − хороший товарищ. В любое время готов помочь в учебе тому или иному соученику. Для этого нередко остается после занятий или приглашает товарищей к себе домой и терпеливо объясняет им непонятное. Анатолия любят в коллективе за то, что он настоящий товарищ. И он, в свою очередь, чутко и внимательно относится к каждому, вежлив и корректен со всеми. Анатолий вежлив в отношениях с учителями, он исполнителен, но без подобострастия и заискивания. Очень высоко ценит справедливость. Так, однажды ему показалось, что ему завысили оценку, а товарищу занизили. Он серьезно переживал, подошел к учителю, когда тот выходил, и заявил, что, может быть, и он, и товарищ − они оба не знают на «отлично», но они вместе готовили уроки и он, Анатолий, чувствовал, что товарищ материал знает лучше. «Вы уж простите меня, но я очень прошу переставить оценки: мне вместо «пяти» поставить «четыре», ему вместо «четырех» − «пять». Это будет справедливо», − заключил он свою просьбу. (По А.Г.Ковалеву, В.Н.Мясищеву, 1957)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2848; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.