Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Самостоятельная работа №9




1. Впиши ответы на вопросы. В примерах знаки препинания не расставлены.

В качестве ответа может выступать одно слово, цифра, слова «да» или «нет».

1) Есть ли вводное слово в предложении: «Мне кажется это хорошим знаком»?  
2) Сколько рядов однородных членов в предложении: «Любовь печаль слава все было в его жизни»?  
3) В предложении: «Мы сидели молча» – есть обособленное обстоятельство?  
4) Какой частью речи выражено приложение?  
5) Верно ли, что определение всегда выделяется запятыми?  
6) Верно ли, что вводные слова не являются членами предложения?  
7) Чем осложнено предложение: «Здравствуй племя младое!»  
8) Верно ли, что предложение: «Течет звеня ручей» – осложнено обособленным обстоятельством?  
9) Обособляется ли определение, если оно относится к личному местоимению?  
10) Верно ли, что слова конечно, пожалуйста, впрочем выступают только как вводные?  

 

 

2. Расставь недостающие знаки препинания, выделяющие вводные слова и словосочетания. Найди в данных предложениях вводные слова и словосочетания. Выпиши их в таблицу.

 

1) А в этом по моему понятию и состоит высочайшее блаженство!

2) И о зарплате значит не думать?

3) К счастью идею сменила, и почти тут же, другая, куда более могучая.

4) Кажется юноша никого не боялся.

5) Конечно она очень ценила красивые вещи и понимала в них толк.

6) Малышка, соскочив с крыльца, подбежала к знакомой хате, но около хаты к ее удивлению не было заметно обычной суеты.

7) Начавшееся с рассветом преследование немцев шло весь день, хотя собственно говоря на ряде участков назвать это просто преследованием было бы не совсем верно.

8) Несправедливо однако утверждать, что и в то время в России не было вовсе любителей искусства.

9) Ну-ну, больной. Главное духом не падать.

10) Однажды по преданиям на поляну вступил юноша.

11) Она посмотрела на фотографию и сделала несколько замечаний к большому удовольствию Корниенко свидетельствовавших о том, что она понимала толк в лошадях.

12) Разумеется если вижу две цифры, то всегда выберу меньшую.

13) Скажем решили делать стог в двести пудов.

14) Следовательно сценические переживания есть творческие переживания, не отражающиеся на нервной системе.

 

Разряды вводных слов и словосочетаний
уверенность, неуверенность эмоции и чувства источник сообщения порядок и связь мыслей способ оформления мыслей
             

 

3. Прочитай предложения. Выдели в них границы определений и приложений, отметьте слова, от которых они зависят. Расставь знаки препинания.

 

1) В ту пору среди балетоманов был известен некий Дандре выходец из старой аристократической семьи.

2) Впереди на солнце от легкого ветра волновалась пересекающая просеку паутина.

3) Две молодые казачки дочери хозяина избы накрыли стол белой скатертью принесли хлеба ухи.

4) Нас врачей поражает это поистине безграничное терпение.

5) Но где ему старому угнаться за молодой дочкой.

6) Предвестник осени мелкий дождь кропит землю.

7) Путь был загроможден подорванными на минах паровозами и вагонами.

8) Ракета приподнятая столбом тугого пламени тронулась с места.

9) Сергей Иванович глава семьи высокий сутулый бреющийся наголо мужчина был хороший столяр.

10) Тихий молчаливый сдержанный он появлялся в мастерских.

11) Этот предмет можно было принять за лук со свистом выпускающий жалящие и пронизывающие стрелы.

12) Я сидел один в полутемной комнате погруженный в какую-то книгу и не слышал звонка в передней.

13) Я как человек знающий могу утверждать, что вы не правы.

 

Дополни таблицу «Обособление определений и приложений». Впиши номера этих предложений как иллюстрацию к пунктам правила.

 

Правило Иллюстрация
А. Определение обособляется, если относится к личному местоимению.  
Б. Определение НЕ обособляется, если относится к существительному и стоит перед ним.  
В. Определение обособляется, если относится к существительному и стоит после него.  
Г. Приложение обособляется, если относится к личному местоимению.  
Д. Приложение обособляется, если является именем нарицательным и стоит после определяемого слова – имени собственного.  
Е. Приложение обособляется, если является именем нарицательным и поясняет имя нарицательное.  

 

 

4. В предложениях найди ряды однородных членов, выдели их, отметь член предложения, от которого они зависят, выдели союзы, их разделяющие. Составь схемы по образцу.

Тогда схватил старик каменную глыбу и метнул в беглянку, но непопал.

,но
х
и

1) Еще у меня была в кармане кровавая ягода костяника, и голубая черника, и красная брусника.

2) Много есть озер на свете – больших и малых, глубоких и мелких, суровых и живописных, но ни одно из них не может сравниться с Байкалом.

3) Не спесивость, не надменность, не заносчивость, а именно величавость.

4) Прошло два-три года, и в ее глазах, и в осанке, и в ее обращении с людьми наметилась одна главнейшая черта ее личности: величавость.

5) Там сперва столбами и фонтанами, а потом ленивыми, отяжелевшими наплывами восходили к небу серые, черные, кирпично-красные и дымно-огненные облака поднятого на воздух мусора, расплывались, раскидывались султанами, рассеивались, оседали назад на землю.

 

5. Выпиши из стихотворения все деепричастия, Разбери их по образцу.

Поступив (деепричастие сов.в.) ← поступи-ть (глагол сов.в.) +в

 

Ночь пролетела над миром,1

Сны на людей навевая;2

С темно-лазуревой ризы

Сыпались звезды,3 сверкая.

Радостно волны журчали,4

Образ ее отражая;

Роль наклонялась,5 сильнее

Пахла трава луговая…

Крики кузнечиков резвых

И соловьиные трели,6

В хоре хвалебном сливаясь,7

В воздухе тихо звенели.

И улыбалася кротко

Ночь,8 над землей пролетая;

С темно-лазуревой ризы

Сыпались звезды,9 сверкая. (Пл.)

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Выпиши номера запятых, которые обозначают границы обособленных обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами: ___________________________

 

 

6. Объясни расстановку знаков препинания по образцу.

Столетиями перед храмом умирали цветы и травы,1 а звериные и человеческие рельефы,2 стройный каменный пояс,3 порталы,4 украшенные резьбой,5 недвижимо возвышаются над окрестностью.

1 – разделяет грамматические основы,

2,3 – разделяют однородные члены предложения,

4, 5 – обособляют определение.

1) Тоненькая,1 стройная,2 похожая на робкую пятнадцатилетнюю девочку,3 она ни на шаг не отходила от мужа,4 молодого поэта Н.С. Гумилева, который тогда же,5 при первом знакомстве,6 назвал ее своей ученицей.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2) Люди не только в твоем положении,1 на каторге,2 но все решительно,3 в тылу и на фронте,4 вздохнули всей грудью,5 и упоенно,6 с чувством истинного счастья бросились в горнило грозной борьбы,7 смертельной и опасной.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3) Вот,1 неустанно подпрыгивая,2 кувыркаясь,3 выкатывается на опушку леса большой рыжий медведь и,4 теряя клочья огненной шерсти,5 лезет,6 точно за медом,7 по стволу вверх,8 а достигнув кроны,9 обнимает ветви ее мохнатым объятием багровых лап,10 качается на них,11 осыпая хвою дождем золотых искр.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

7. Определи, какой конструкцией являются выделенные слова:

А – обособленное определение

Б – однородные члены предложения

В – обособленное обстоятельство

Г – вводное слово или словосочетание.

Д – обращение

Наконец опять из двери послышался голос монаха, читавшего молитву (____), и шаги папы. Дверь скрипнула, и он вышел оттуда, по своей привычке покашливая (____), подергивая плечом и не глядя ни на кого из нас.

- Теперь ты ступай, Люба (____), да смотри все скажи. Ты ведь у меня большая грешница, - весело сказа папа, щипнув ее за щеку.

Любочка побледнела и покраснела, вынула и опять спрятала (____) записочку из фартука, и, как-то укоротив шею, как будто ожидая удара сверху, прошла в дверь…

Я пробыл не более пяти минут в бабушкиной комнате, но вышел оттуда счастливым и, по моему тогдашнему убеждению (____), совершенно чистым, нравственно переродившимся и новым человеком.

(По Л.Н. Толстому)

 

8. Напиши, чем осложнены данные предложения.

1) Этот прекрасно воспитанный, владеющий многими языками человек увлекся Павловой на всю жизнь, которую он ей, впрочем, и пожертвовал.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) Впрочем, может быть, этому причиной расстроенные нервы, ночь, проведенная без сна, две минуты против дула пистолета и пустой желудок.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

3) Из зарослей выбегал черный ощетинившийся вепрь и, суетливо хрюкая, звал за собой кабаниху и дюжину полосатых поросят.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

4) Неловкими движениями, как на воде, ныряя и переваливаясь в мягком сене, он собирал в узелок какие-то носильные пожитки, а потом так же косолапо стал сползать с вершины своей горы к порогу сеновала и выходу.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

5) По другую сторону, через дорогу, тянулись пустыри, может быть, мало заостренные и раньше, до разгрома города, и более пощаженные пожаром и пороховыми взрывами, потому что здесь нечего было уничтожать.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. В представленных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпиши цифры, обозначающие запятые в соответствии с заданием.

 

1) Здесь,1 у Стрелки,2 обращенной острием к югу,3 в Волгу впадает Которосль,4 берущая начало в озере Неро под Ростовом.

Выпиши номера запятых, выделяющих уточняющее обстоятельство: ______

2) Кое-кто,1 может,2 и нарушал этот закон фронтовой жизни,3 так ведь были и дезертиры,4 и самострелы.

Выпиши номер запятой, разделяющей однородные члены предложения: ______

3) Она пришла в ярость,1 чувствуя запах медвежьей шубы,2 ее янтарные прозрачные глаза вспыхнули колючей искрой собачьей ненависти,3 кожа складками собралась на загривке,4 упругие ляжки напряглись перед решительным прыжком.

Выпиши номера запятых, выделяющих обстоятельство: ______

4) Он оживленно рассказывает что-то,1 а сам это время тянется к соуснику,2 угловато,3 торжественно развернув ребром поставленную ладонь.

Выпиши номер запятой, разделяющей однородные члены предложения: ______

5) Разумеется,1 земной шар,2 как и все мироздание,3 существует отдельно от человеку,4 и такой мир независим и безразличен к людям.

Выпиши номер запятой, выделяющей вводное слово: ______

6) На обратном пути оба съехались и заночевали в Черни,1 маленьком городке,2 хотя и разоренном,3 но не совершенно уничтоженном подобно большинству населенных мест этой «зоны пустыни»,4 стертых с лица земли отступавшим неприятелем.

Выпиши номера запятых, выделяющих определения: ______

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1139; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.