Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Самостоятельная работа №11




1. Впиши ответы на вопросы. В качестве ответа может выступать одно слово, цифра, слова «да» или «нет».

1. Какое придаточное вводится союзом так что?  
2. Союзы хотя, несмотря на то что, ни указывают на придаточное…  
3. Ставится ли запятая перед союзом И в сложноподчиненном предложении при однородном подчинении придаточных?  
4. Союз если относится к придаточному….  
5. Назовите вопросы придаточного цели.  
6. Верно ли, что союзные слова где, куда, откуда встречаются только в придаточном места?  
7. Если придаточные соединены союзом И, то такое подчинение называется…  
8. Запятая на стыке союзов не ставится, если далее следуют слова…  
9. Верным ли является утверждение: в сложном предложении, состоящем из двух простых, встречается два вида связи?  
10. Верно ли, что граница придаточного предложения начинается с подчинительного союза?  

 

2. Проанализируй структуры предложений, определи, что соединяет союз И. Составь схемы предложений.

 

1 – однородные члены предложения.

2 – грамматические основы в сложносочиненном предложении

3 – однородные придаточные в сложноподчиненном предложении.

 

1) Гром непрестанно грохотал, И вихорь был ужасен, И человек под ним стоял испуган и безгласен. (___)

Схема: _______________________________________________________________

2) Дверь тихонько отворилась, И царевна очутилась в светлой горнице. (___)

Схема: _______________________________________________________________

3) Жестами, мычанием, лицом… показывает, как горят и горят леса где-то на юге, И как дым застилает солнце, И как самолеты летают тушить, но неудачно. (___)

Схема: _______________________________________________________________

4) И месяц, И звезды, И тучи толпой внимали той песне святой. (___)

Схема: _______________________________________________________________

5) Любовь И тайная свобода внушали сердцу гимн простой. (___)

Схема: _______________________________________________________________

6) Между тем луна начала одеваться тучами И на море поднялся туман. (___)

Схема: _______________________________________________________________

7) На том поле, где тогда цвела рожь И кричали перепела, теперь бродили коровы и спутанные лошади. (___)

Схема: _______________________________________________________________

8) Они сошлись. Волна И камень, стихи И проза, лед И пламень не столь различны меж собой. (___)

Схема: _______________________________________________________________

9) Старый князь был еще в городе, И его ждали каждую минуту. (___)

Схема: _______________________________________________________________

10) Там горы, может быть, богатств несметных: кораллов, жемчугу И камней самоцветных. (___)

Схема: _______________________________________________________________

11) Юрке казалось, что война где-то далеко И что не было здесь никаких немцев. (___)

Схема: _______________________________________________________________

 

3. Проанализируй предложения из романа «Двенадцать стульев» И. Ильфа и Е.Петрова. Определи, в каких придаточных выступают омонимичные союзы и союзные слова.

А. ЧТО:

1) Вид ее ясно говорил, что неудача с кроликами – дело пустое. (___________________)

2) Все, что имело родиться в этот день, – родилось и было записано в толстые книги. (___________________)

3) Голос у нее был такой силы и густоты, что ему позавидовал бы Ричард Львиное Сердце. (___________________)

4) Мыло долго потом мокло и разлагалось в сенях, так что Катерина Александровна, проходя мимо него, даже всплакивала. (___________________)

5) Но тут певший все время огнетушитель «Эклер» взял самое верхнее фа, на что способна одна лишь народная артистка республики Нежданова, смолк на секунду и с криком выпустил первую пенную струю, залившую потолок и сбившую с головы повара туальденоровый колпак. (___________________)

6) Мы у вас стульчик украли, но, к сожалению, ничего в нем не нашли, так что, мол, получите назад в несколько испорченном виде! (___________________)

7) Однажды, решив, что носить пенсне негигиенично, Ипполит Матвеевич направился в оптику и купил очки без оправы, с позолоченными оглоблями. (___________________)

8) Последние слова были произнесены с такой силой, что каре волос на голове Ипполита Матвеевича колыхнулось в разные стороны. (___________________)

9) В этом месте к нему вернулось детское ощущение, что вот сейчас из‑за угла двухэтажного дома с длинным балконом обязательно должен выйти знакомый. (___________________)

10) Мне одно ясно, что денег нет, а трамвай не ишак – его за трешку не купишь. (___________________)

Б. ЧТОБЫ:

1) Казалось, жители города рождаются лишь затем, чтобы побриться, остричься, освежить голову вежеталем и сразу же умереть. (___________________)

2) А может быть, вы хотите, чтобы я работал даром, да еще дать вам ключ от квартиры, где деньги лежат. (___________________)

3) Остап осторожно поддерживал Тихона, чтобы речь могла свободно литься из его широко открытого рта. (___________________)

4) Покоритель женщин сгорбился и, чтобы преодолеть смущение, стал протирать пенсне. (___________________)

5) Ипполит Матвеевич на месте хозяина комнаты тоже в конце концов не мог бы согласиться, чтобы у него среди бела дня крали стулья. (___________________)

В. ГДЕ:

1) Может быть, тебе дать еще ключ от квартиры, где деньги лежат? (___________________)

2) Скажите, пожалуйста, где здесь живут Пфеферкорны? (___________________)

3) В Пассаж на Петровке, где помещался аукционный зал, концессионеры вбежали бодрые, как жеребцы. (___________________)

4) В том месте, где дорога соприкасалась с массивами, отца Федора обдавало солеными брызгами. (___________________)

5) Воробьяниновский стул стоял в столовой, где было наиболее сильное течение воды. (___________________)

6) Но ужаснее всего было то, что он решительно не помнил, где и как он мог истратить такие большие деньги. (___________________)

7) Пришлось идти занимать деньги в стан врагов – туда, где Ляписа никогда не печатали. (___________________)

8) Там, где нельзя поставить барьера или рогатки, перевернуть скамейку или вывесить заградительную надпись, – там протягиваются веревки. (___________________)

Г. КУДА:

1) Брунс, оказывается, из Старгорода выехал в 1923 году в Харьков, куда его назначили служить. (___________________)

2) И Ипполит Матвеевич горделиво проследовал со своими спутницами в отдельный кабинет, куда немедленно ринулись встревоженный метрдотель, сам хозяин «Сальве» и совершенно одичавший купец Ангелов. (___________________)

3) Лошадь двинулась задом и согласилась наконец идти туда, куда ее вели. (___________________)

4) На улице «Им. тов. Губернского», куда вышли спутники, ветер дрался с вывесками. (___________________).

5) Но вы хотя бы представляете себе, куда эти стулья могли попасть? (___________________)

6) У Асокина узнавали, как ближе пройти к выходу и куда можно сдать публикацию об утере документов. (___________________)

7) Это, кажется, единственное, куда пятигорцы пускают туристов без денег. (___________________)

Д. КОГДА:

1) Как же было дать вам бриллианты, когда вы пустили по ветру имение моей дочери? (___________________)

2) Ей и на самом деле показалось, что судьба разлучила их в ту пору, когда они любили друг друга. (___________________)

3) Когда женщина стареет, с ней могут произойти многие неприятности – могут выпасть зубы, поседеть и поредеть волосы, развиться одышка, может нагрянуть тучность, может одолеть крайняя худоба, – но голос у нее не изменится. (___________________)

4) Когда поезд прорезает стрелку, на полках бряцают многочисленные чайники и подпрыгивают завернутые в газетные кульки цыплята, лишенные ножек, с корнем вырванных пассажирами. (___________________)

5) Никто в точности не знал, когда начали строить старгородский трамвай. (___________________)

6) Он надеется, что глубокоуважаемый архивариус простит его, когда узнает, какое чувство толкнуло его на это. (___________________)

7) От милиционера пахло табаком, как от Петра Великого, и деликатный Ипполит Матвеевич свободно вздохнул лишь тогда, когда милиционер ушел. (___________________)

Е. КАК:

1) Ему было неловко и странно, как если бы он и впрямь был эмигрантом и сейчас только приехал из Парижа. (___________________)

2) И Остап поступил так, как подсказывали ему разум, здоровый инстинкт и создавшаяся ситуация. (___________________)

3) Они остыли так же быстро, как остывает ночью горный воздух. (___________________)

4) Помнишь, как там сказано? (___________________)

5) Прямо так подействовала, что и сам не знаю, как случилось все. (___________________)

6) Сколько ни обхаживал Варфоломеича страховой агент, как ни убеждал он его, рисуя обольстительные, не дай бог, похороны старушки, – Варфоломеич был тверд, как диабаз. (___________________)

 

4. Выдели правильный вариант ответа.

 

1. В каком предложении нет придаточного места?

1) Город есть книга, где каждая улица является страницей.

2) Мы перешли через мост, свернули за угол, обогнули Греческую церковь и через проходной двор вошли туда, где я еще никогда не был.

3) Там, где глаз не мог уж отличить в потемках поле от неба, ярко мерцал огонек.

4) Трудности возникали там, где их меньше всего ожидали.

 

2. В каком предложении придаточная часть не является определительной?

1) В доме Фамусова, куда после долгого отсутствия приезжает Чацкий, многое изменилось.

2) В том месте, куда по капле стекала вода из трещины, образовалось что-то наподобие чаши.

3) Дико и глухо было тогда в первобытных лесах, куда пришел святой человек.

4) Я еще не решил, куда поведу приехавших в гости родственников.

 

3. Какое придаточное не является придаточным времени?

1) Было время, когда старый замок служил даровым убежищем всякому бедняку без малейших ограничений.

2) Когда я проснулся, в доме уже никого не было.

3) Мелеховы выехали на покос, когда уже на лугу была чуть не половина хутора.

4) Солнце еще согревало верхушки сосен, когда мы дошли до места.

 

4. В каком предложении есть придаточное изъяснительное?

1) Была светлая ночь, когда солнце за нами подглядывает.

2) Еще я люблю, когда передо мной стоят цветы, пускай самые скромные.

3) За момент, когда поворачивал коня, Иванков запечатлел в памяти безусое нахмуренное лицо офицера, статную его посадку.

4) Я хорошо помню тот вечер, когда родители в первый раз оставили меня дома одного.

 

5. Какое придаточное не является придаточным условия?

1) Когда бы искусство вдруг исчезло из нашей жизни, жизнь невероятно обеднела бы.

2) Животные чувствуют, когда им грозит опасность.

3) Когда б оставили меня на воле, как бы резво я пустился в темный лес.

4) Молчалин вам наскучил бы едва ли, когда б сошлись короче с ним.

 

6. Какое придаточное не является придаточным образа действия и степени?

1) Было так тихо, что слышно было редкое падение капель с нависших ветвей.

2) Кусты местами так часты, что составляли непроходимый лес.

3) Некоторые из мелких сочинений Пушкина так резко ослепительны, что их понимать способен каждый.

4) Приближение вечера тем и прекрасно, что придает густоту краскам.

 

7. Какое придаточное не является придаточным следствия?

1) Бельтов встал и всею фигурою своей выразил вопрос, так что слов не нужно было.

2) Бьется насмерть парень бравый, так что дым стоит сырой.

3) Молодость права, что шутит.

4) С убегающими глазами, Пушкин более его не слушал и грыз карандаш, так что в конце концов тот протянул руку и отнял у него карандаш.

 

8. В каком предложении есть придаточное изъяснительное?

1) Казалось, что Ялта сейчас растает и стечет в море.

2) Окрик показался Аксинье настолько громким, что она ничком упала на землю.

3) Стало так темно, что у ранних прохожих ныли ноги.

4) Целый день плыла Велга и вступила в те безграничные воды, что уходят на край света и сливаются с небом.

 

9. В каком предложении нет придаточного цели?

1) Чтоб концы своих владений охранять от нападений, должен был он содержать многочисленную рать.

2) Дед закашлялся, чтобы скрыть свою радость.

3) Остапу нужно было время, чтобы внимательно изучить местность.

4) С вечера отдавался приказ старосте, чтоб собрать легион мальчишек и девчонок с кузовками, корзинками, плетушками и проч.

 

10. В каком предложении есть придаточное цели?

1) Гостиница «Великобритания» заслуживает того, чтобы ее описать.

2) Арина смело поднималась по лестнице и строго наблюдала, чтоб барчуки и барышня Ольга Сергеевна чего-нибудь не обронили или не поломали.

3) Чтобы пресечь всякое сообщение города с внешним миром, велели завалить ворота кирпичом.

4) Отец потребовал, чтобы я ехала с ним.

 

11. В каком предложении есть придаточное времени?

1) Не успел я расплатиться со старым ямщиком, как Дуня возвратилась с самоваром.

2) Всю ночь мы лежали у костра, дремали и слушали, как бушевало море.

3) Я и не заметил, как ушли мои милые звезды, давно уже поблекшие от усталости.

4) Внимательно слежу, как золотом пестреют в лощинах и в полях дубовые леса.

 

12. В каком предложении есть придаточное сравнительное?

1) Отсюда не разглядеть было, как одеты всадники.

2) Лежа весь вечер, я представляю себе, как пугливо и зыбко мерцают мои освещенные окошечки.

3) Казалось, будто по первому ломкому льду скачет, вызванивая, камень, пущенный сильной рукой.

4) Налево, как будто кто чиркнул по небу спичкой, мелькнула полоска, бледная, фосфорическая, и потухла.

 

13. В каком предложении нет придаточного времени?

1) Коршуновы приехали уже после того, как жениха с невестой увезли в церковь.

2) Герасим продолжал свои дворничьи занятия, как вдруг произошло одно неожиданное обстоятельство.

3) Как только тихий Иванопуло уходил, Бендер вдалбливал в голову компаньона кратчайшие пути к отысканию сокровищ.

4) Скрипучий голос снаружи звучал так, как будто это роптали все забытые века, воплотившись тенями воспоминаний.

 

5. Определи виды подчинения придаточных.

1) Важно, что они жили, что вокруг них кипела литературная и общественная жизнь, что вся современная им история страны преломлялась в их деятельности.

__________________________________________________________________________

2) Когда мы смотрим на юного смелого «Давида», вставшего на защиту своей страны, мы чувствуем, как горячо любил родину сам Микеланджело, также с оружием в руках защищавший родную ему Флоренцию.

__________________________________________________________________________

3) Мне кажется, что в одной улыбке состоит то, что называется красотою лица.

__________________________________________________________________________

4) Улица, которой было непонятно это прозвище и которая все ловит на слух и все перевирает, переделала на свой лад это обозначение, ближе к своему злободневному площадному наречию.

__________________________________________________________________________

5) Дело в том, что раньше, когда дядя Сима жил в Белогорске, они с дедушкой буквально каждый вечер сражались за шахматной доской.

__________________________________________________________________________

6) Хотя бы кто на этом пути подошел ко мне, спросил, что со мной, не нужно ли помочь.

__________________________________________________________________________

 

5. Соотнеси предложения со схемами.

А. [ ], союз [ ], (союз, (союз),). 1) Боль путала сознание, но я понимал, что, если лягу сейчас на тротуаре, преспокойно будут перешагивать через меня, обходить.
Б. [ ], (союз), союз [ ]. 2) И вот прошло пять веков, как умер художник, а творения его живы.
В. [ ], (союзное слово), (союзное слово), (союз). 3) Он остановился, тяжело дыша, рот его был открыт, но глаза старика горели живо и радостно.
Г. [ ], [ ], союз [ ]. 4) Трудно писать о человеке, с которым недавно расстался, которого любил, знал больше двух десятков лет, хотя дружба с ним была далеко не легка.
Д. [ ], союз [ ], (союз). 5) Я его понял, и он за это меня не любит, хотя мы наружно в самых дружеских отношениях

6. Объясни расстановку знаков препинания.

1) Да,1 музыка та же,2 и я вроде тот же,3 и горло мое сдавило,4 стиснуло,5 но нет слез,6 нет детского восторга и жалости чистой,7 детской,8 из которой рождалась любовь к земле родной,9 к своим близким.

 
 
 
 
 
 
 

 

2) Схватив горсть травы,1 старик вытер ею мокрое,2 налившееся кровью лицо,3 и травяная мелочь прилипла к морщинистой стариковской коже,4 и стало не понять,5 отчего так мокры его щеки: от пота,6 от росы или от слез совершившейся радости.

 
 
 
 
 
 
 

3) Чужие ли мне это сказали,1 сама ли я это в сердце сберегла,2 только слышала я,3 будто маменька моя,4 Раиса Комарова,5 женой была скрывающегося министра русского в Беломонголии,6 товарища Комарова.

 
 
 
 
 
 
 

4) Я говорю сейчас обо всех этих мелочах не только потому,1 что из мелочей складывается целое,2 а потому,3 что именно сейчас,4 через каких-нибудь два месяца после того,5 как я его хоронил,6 Твардовский близок и дорог мне этими его черточками,7 его взглядом,8 иногда суровым,9 редакторским,10 а иногда таким добрым,11 даже детским,12 его улыбкой,13 замечанием,14 жестом.

 
 
 
 
 
 
 

 

7. Проведи общий синтаксический анализ предложений в следующем порядке:

1) выдели грамматические основы;

2) выдели в составе сложного простые предложения, нумеруя их по порядку следования;

3) составь схему сложного предложения, где каждое предложение будет выступать под своим порядковым номером;

4) отметь в схеме типы придаточных, если они есть;

5) объясни знаки препинания;

 

1) Когда в наших делах наметился благоприятный перелом и немцы стали сдаваться тысячами, меня после дважды полученного ранения и двукратного пребывания в госпитале перевели из зенитной артиллерии в седьмой отдел штаба, где требовались люди со знанием иностранных языков, куда я настоял, чтобы и тебя откомандировали, после того как раздобыл тебя как со дна морского.

 
 
 
 
 
 
 

2) Он уже ходил в знаменитых писателях, «Теркина» все знали наизусть, а я пришел к нему в кирзовых сапогах, в гимнастерке с заплатанными локтями и робко сел на краешек стула в кабинете.

 
 
 
 
 
 
 

3) Но в тот вечер не думаю, чтоб он хотел как-нибудь задеть меня – весь вечер он был удивительно внимателен и заботлив.

 
 
 
 
 
 
 

4) Может быть, с ним не всегда было легко дружить, но от одного сознания, что он есть, всегда становилось легче.

 
 
 
 
 
 
 

5) Все-все обнажилось, со всего сорваны одежды, все вывернуто грязной изнанкой, и оттого-то, видимо, старая музыка не плакала, а как будто повернулась иной ко мне стороною, звуча древним боевым кличем, звала куда-то, заставляла что-то делать, чтобы поутихли эти пожары, чтобы люди не жались к горящим развалинам, чтобы зашли они под крышу в свой дом, к близким и любимым, чтобы небо, вечное наше небо не подбрасывало взрывами.

 
 
 
 
 
 
 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2994; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.081 сек.