Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

При регулярном выполнении таких заданий ты успешно освоишь типовые вопросы, приобретешь навыки в решении разнообразных задач




Наиболее эффективно такая работа проводится на основе связных текстов, в которых можно найти дидактический материал по всем изученным темам.

Ниже предлагаются задания, в которых мы попытались объединить традиционный и тестовый подход. Само задание представляет собой текст, который необходимо переписать, расставив знаки препинания, пропущенные буквы и раскрыв скобки. В процессе работы над текстом, надеемся, ты задумаешься над тем, почему вставляешь такую букву или ставишь запятую в данном месте. Вопросы к тексту отмечают ряд мест, над которыми надо поразмышлять особенно внимательно. Кроме того, в задания включены вопросы, ответы на которые могут быть полезны для подготовки к части В ГИА.

Задание 1

Раскройте скобки, расставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

 

Какое удовольствие1 июньской ночью наблюдать у костра как алым пламенем на западе уходит день, а на востоке уже занимается з..ря3. Природа зам..рает3 до ра(с, сс)вета. Безлюдно. Тишина кругом. Только в лугах выкрикивает бе..покойный перепел: «Спать пора, спать пора». Но при этом едва ли кого он сумеет убаюкать своей монотонной песней. А в лесу в ночной тьме тут2 и там вспыхивают4 зеленоватые огоньки жучков(светлячков) создавая (не)повторимую естественную и(л, лл)юминацию.

Июньский день пр..тягивает не только своей красотой, но и кладовыми своих даров. Зацветают можжевельник калина малина. В лесной шкатулке ароматов ландыш обладает самым изыска(н, нн)ым нежным запахом. Красуется он (не)долго2 и поблекнув2 зарумяни(т, ть)ся горошинками семян.

В июне наступает веселая птичья пора. Птицы все уже пр..бывают дома. В числе последних прилетает1 жар-птица наших лесов иволга. Лес бе(с, з)преста(н, нн)о4 звенит от птичьих голосов и непр..рывного щебетания.

(По В.Арсеньеву.)

 

Выполни задания по тексту.

1. Произведи фонетический разбор слов.

2. Определи частеречную принадлежность слов.

3. Каким правилом ты руководствовался при написании слов? Приведи свои примеры слов с чередующейся гласной в корне.

4. Произведи морфемный разбор слов.

 

А. Подчеркни в тексте односоставные предложения. Определи их вид.

Б. Укажи в каждом предложении его грамматическую основу.

В. Определи, в какой грамматической форме употреблены глаголы-сказуемые.

Г. Найди в тексте приложения и объясни способы их обособления.

 

 

Задание 2

Раскройте скобки, расставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

 

(1)Летом 1771 года английский естествоиспытатель Пристли искал способ очистки воздуха испорче(н, нн)ого3 г..рением2. (2)Заключив порцию непригодного4 для дыхания воздуха под стекля(н, нн)ый к..лпак Пристли проделывал с ним различные манипуляции освещал ярким светом нагревал охлаждал сжимал разреживал. (3)Ничто3 не помогало: мышонок посаже(н, нн)ый под колпак погибал свеча гасла.

(4)Однажды Пристли поместил4 под колпак р..стение мяту в горшочке. (5)Он не очень надеялся на удачу так как знал что р..стениям то(же)3 нужен чистый воздух. Занявшись3 другими делами ученый с неделю не подходил к колпаку. (6)Уверенный что р..стение уже пожелтело и засохло он однажды пр..близился к сосуду и замер пораженный4 р..стение под колпаком ярко зеленело (не)обнаруживая н..каких признаков ув..дания. (7)Пристли ввел под него свечу. (8)Она не гасла. (9)Убрал свечу посадил белого мышонка. (10)Тот то(же) жил. (11)Повторив опыт и убедившись что ошибки нет Пристли выступил с сообщением в Лондонском Королевском обществе.

(12)– Мне посчастливилось, – сказал он, – открыть один из исправителей воздуха которым пользуется природа. (13)Это р..стительность.

(14)В 1779 году другой ученый уточнил вывод Пристли р..стения исправляют воздух но только на свету и только зелеными своими частями то есть по преимуществу листьями.1

(По М.Ивину.)

 

Выполни задания по тексту.

 

1. Определи стиль текста. Какие средства языка способствуют точному, неэмоциональному, обобщенному изложению сведений?

2. Какая орфограмма встретилась в данных словах? Приведи примеры других слов (не менее пяти) с этой же орфограммой.

3. Укажи частеречную принадлежность слов.

4. Подбери синонимы.

 

А. Укажи номер сложного предложения, в состав которого входит односоставное безличное.

Б. Дай характеристику 2 предложению текста.

В. Замени прямую речь косвенной.

Г. Укажи номер(а) сложноподчиненного(ых) предложения (ий). Определи тип придаточного.

Д. Из 1 предложения выпиши все возможные словосочетания. Определи тип связи.

 

 

Задание 3

Раскройте скобки, расставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

 

(1)Наконец (то) настали долгожданные каникулы. (2)Как только нас отпустили5 из школы на праздники мы с увлечением занялись подготовкой1 к елке.

(3)По вечерам мы с жаром доставали из шкафа в передней запыле(н, нн)ые1 карто(н, нн)ые к..робки из(под) старых шляп. (4)Стирали с них тряпкой пыль и открывали крышки. (5)Из коробок весело выглядывал какой(то) особый мир3 мир праздников. (6)Тускло поблескивали перепутанные между собой серебря(н, нн)ые и золотые нити «дождя», елочной канители. (7)Будто2 сказочные р..списные яблоки лежали укута(н, нн)ые в вату разноцветные стекля(н, нн)ые шары. (8)А как2 хороши были ватные зайчики белки мишки! (9)Как празднично сверкали усыпа(н, нн)ые блестками звезды! (10)И все это было забрызгано ж..лтыми застывшими капельками от свечей. (11)И все это было забрызга(н, нн)о2 ж..лтыми застывшими5 капельками от свечей. (12)А вся вата как в лесу усыпана сухой еловой хвоей. (13)Мы бережно2 вынимали каждую вещицу. (14)Потом мама доставала стекля(н, нн)ые разноцветные бусы. (15)Добрая их половина оказывалась побитой. (16)Но нас это не смущало. (16)Хороши они и разбитые2 похожие на ра(с, з)крытые ракушки с серебря(н, нн)ой сердцевиной.

(17)Наконец с самого дна коробки появлялся большой ватный дед(мороз). (18)Вид у него сильно помятый, будто заспанный. (19)Мама бережно поправляла на дедушке шапку мешок с игрушками который он нес за спиной. (20)Немножко выправляла голову сильно скл..нившуюся на один бок от долгого лежания. (21)Стряхивала со старика прошлогодние иголки. (22)И дед(мороз) снов..4 как молодой.

(23)Очень весело было переб..рать старые елочные украшения, но еще веселее – делать новые. (24)Каждый год мы кле..ли маленькие к..рзиночки. (25)В каждую к..рзиночку клалась конфета. (26)И до чего же вкусны оказывались5 потом эти конфеты с елки! (27)Куда вкуснее5 свежих, из магазина!

(28)В пылу трудов мы (не)замечали как летит время.

(По Г.Скребицкому.)

 

Выполни задания по тексту.

1. Сделай словообразовательный анализ.

2. Укажи частеречную принадлежность слов.

3. Какой знак ты поставил? Почему?

4. Нужна ли запятая перед союзом как? Почему? В каких случаях запятая перед союзом как ставится? Докажи примерами из текста.

5. Произведи морфемный разбор.

 

А. Обозначь грамматические основы в предложениях 2 абзаца.

Б. Укажи номер предложения, в котором есть неоднородные определения.

В. Из предложений 23 – 27 выпиши слово с чередующейся гласной в корне. Приведи примеры (не менее пяти) с другими корнями с чередованием гласных.

Г. Укажи номер(а) сложноподчиненных предложений. Определи тип придаточного.

Д. Выпиши из текста 3 слова, в которых звуков больше чем букв.

 

 

Задание 4

Раскройте скобки, расставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

 

(1)Река шла пр..чудливыми изгибами.2 (2)Над бегущей1 водой бе..пр..рывно перелетали2 с берега на берег сверкающие стрекозы а в вышине (не)подвижно п..рили огромные ястребы. (3)Песчаные5 косы перемытые речной водой и перевея(н, нн)ые4 ветром пор..сли разномастными цветами.

(4)Сосновые сухие леса по берегам перемешивались с вековыми дубовыми рощами с зар..слями ивы и ольхи. (5)Корабельные сосны поваленные5 ветром лежали2 через реку над прозрачной водой как(будто) медные литые3 мосты. (6)Лес т..нулся на двести километров и (не)было поблизости4 (н..)какого жилья. (7)Лишь кое(где)1 на берегах стояли шалаши смолокуров и изредк(о, а)1 по лесу тянуло сладковатым дымком тлеющего смолья.

(8)Удивительнее3 всего в этих местах был воздух в нем была полная и совершенная чистота и эта чистота пр(е, и) давала особую резкость всему что было окружено5 этим воздухом. (9)Каждая сухая ветка сосны была видна среди темно(зеленой) хвои очень далеко.

(По К.Паустовскому.)

 

Выполни задания по тексту.

1. Определи частеречную принадлежность слов. Объясни правописание.

2. К данным словам найди зависимые и определи тип связи слов в полученных словосочетаниях.

3. Сделай морфологический анализ слов.

4. Произведите морфемный разбор слов.

5. Объясни выбор написания «Н» или «НН» в отмеченных словах.

 

А. Укажи номера сложноподчиненных предложений.

Б. Укажи номера предложений с обособленными определениями.

В. Укажи номера сложных предложений, одна из частей которых является односоставным предложением. Определи вид односоставных предложений.

Г. Выпиши грамматические основы из предложений последнего абзаца текста.

Д. Выпиши из текста все страдательные причастия.

 

 

Задание 5

Раскройте скобки, расставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

 

(1)Там за опушкой за стволами (из)под листве(н, нн)ого навеса сухо бл..стел1 и желтел полевой простор, откуда тянуло теплом светом счастьем последних летних дней.6 (2)(В)прав… от меня всплывало (из)под деревьев неправильно и чудес..но круглилось в синеве медле(н, нн)о текло и менялось (не)известно откуда взявшееся3 большое белое облако. (3)Пройдя несколько шагов я то(же) лег на землю, на сколь(з, с)кую траву, среди разбросанных, как бы гуляющих вокруг меня светлых, солнечных деревьев, в легкой тени двух сросшихся берез, двух белоствольных2 сестер в сероватой мелкой листве с сережками, то(же) подставил руку под голову и стал смотреть то в поле сиявшее и ярко желтевшее за стволом то на это облако. (4)Мягко тянуло с поля сушью4 зноем светлый лес тр..петал струился слышался его дремотный2 как(будто) куда(то) бегущий шум. (5)Этот шум иногда возр..стал усиливался и тогда сетчатая2 тень пестрела двигалась солнечные пятна вспыхивали сверкали и на земле и в деревьях ветви которых гнулись и светло ра(с, з)крывались показывая небо…

(6)Что я думал, если это были думы? (7)Я думал конечно о гимназии об удивительных2 людях которых я видел в ней которые назывались учителями и пр..надлежали как бы к какой(то) совсем особой породе людей все назначенье которых5 учить и держать учеников в вечном страхе и меня охватывал недоуменный ужас, зачем везут меня в рабство к ним разлучают с родным домом с Каменкой с этим лесом…

(И.Бунин)

Выполни задания по тексту.

1. Каким правилом ты руководствовался, вставляя пропущенную букву? Запиши 5 слов на это правило.

2. Разбери по составу отмеченные слова.

3. Охарактеризуй частеречную принадлежность отмеченного слова. Выпиши из текста другие слова той же части речи.

4. Каким способом образовано отмеченное слово?

5. Какой знак препинания употреблен тобой в указанном месте? Почему?

6. Объясни знаки препинания в предложении.

 

А. Сколько частей в предложении (4)? Выпиши грамматическую основу каждой из частей.

Б. В предложении (5) определи тип придаточного предложения.

В. Укажи номера предложений с вводными словами.

Г. Укажи номер предложения с однородным подчинением придаточных.

Д. Укажи номер сложного предложения, в состав которого входит односоставное безличное предложение.

 

Задание 6

Раскройте скобки, расставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

 

(1) В России испокон веков были такие люди4 которые1 куда(то) шли. (2) У них не было н(е, и) дома н(е, и) крова н(е, и) семьи н(е, и) дела, но они всегда были чем(то) озабоче(н, нн)ы.2 (3) Не будучи цыганами, вели они цыганский образ жизни (?)3 ходили4 по просторной русской земле с места на место, из края в край. (4) Блуждали по подворьям заходили в монастыри заглядывали в кабаки т..нулись на ярмарки. (5) Отдыхали и спали где попало. (6) Этих людей называли стра(н, нн)иками5.

(7) Цель их странствований угадать4 (не)возможно. (8) Я убежден, что (?) если каждого из них в отдельности спросить куда и за(чем) он идет он не ответит потому что (не)знает. (9) Он над этим (не)думал. (10) Кажется что они чего(то) ищ..т. (11) Кажется что в их душах4 живет смутное5 представление о неведомом5 каком(то) крае где жизнь4 праведнее2 и лучше. (12) Может быть они от чего(нибудь) бегут. (13) Но если бегут то конечно от тоски – этой совсем особенной непонятной невыразимой иногда бе(з, с)причи(н, нн)ой русской тоски.

 

Выполни задания по тексту.

1. Определи часть речи обозначенного слова. Приведи примеры других разрядов этой части речи.

2. Произведи морфологический разбор слов.

3. Какой пунктуационный знак ты поставил? Почему?

4. К словам подбери из предложений зависимые. Запиши полученные словосочетания. Определи тип связи.

5. К обозначенным словам подбери синонимы.

 

А. Выпиши из текста простое односоставное неопределенно-личное предложение. Подчеркни его грамматическую основу. Какой глагольной формой она выражена?

Б. Из найденного в задании 1 предложения выпиши все словосочетания.

В. Какое из приведенных ниже сочетаний слов является грамматической основой предложения 7?

1) угадать цель

2) было невозможно

3) угадать было невозможно

4) цель угадать было невозможно

Г. Среди предложений 8 – 12 найди такое(-ие), которое(-ые) осложнено (-ы) вводной конструкцией. Выпиши номер(-а) этого(-их) предложения(-й).

Д. Укажи, чем осложнено предложение (3).

Е. Запиши основную информацию предложения (3), исключив из него все осложняющие конструкции.

Ж. В приведенных ниже предложениях текста пронумерованы все запятые. Какой номер соответствует запятой, разделяющей части сложносочиненного предложения? Выпиши этот номер.

В России испокон веков были такие люди,(1) которые куда-то шли. У них не было ни дома,(2) ни крова,(3) ни семьи,(4) ни дела,(5) но они всегда были чем-то озабочены.

З. В предложении (2) замени ряд однородных дополнений словом с обобщенным значением.

И. Сколько грамматических основ в предложении (8)? Составьте структурную схему этого предложения.

К. Сравни предложение (8) с его сжатым вариантом.

1) Я убежден, что, если каждого из них в отдельности спросить, куда и зачем он идет, он не ответит, потому что не знает.

2) Я убежден, что каждый из них не знает, куда и зачем он идет.

Сохранена ли в варианте 2 основная информация исходного предложения? Какой прием применен при сжатии исходного предложения?

 

Задание 7

Раскройте скобки, расставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

 

(1)…А надо вам сказать что к Яблочному (С, с)пасу как начнет небо поворачивать9 с лета на осень город наш имеет обыкновение подвергаться истин..ому наше..ствию цикад так что ночью и захоч..шь6 спать да не уснешь – вот какие со всех сторон несутся трели и звезды опускаются низко-низко, луна же и подавно виснет чуть (н..) над самыми колокольнями9 делаясь8 похожа на яблоко нашей прославлен..ой «сметан..ой» породы которуюмес..ные купцы поставляют и к царскому двору и даже возят на (Е, е)вропейские1 выставки. (2) Если б кому выпало взглянуть на Заволжск из небесных сфер откуда изл..ваются лучи ночных св..тил6 то перед счастливцем9 верно2 предстала бы картина некоего зач..рован..ого царства (знак?3) лениво искрящаяся Река, посверкивающие крыши, мерцание газовых фонарей (знак?3) и над всей этой игрой разнообразных сияний восп..ряет серебрян..ый звон цикадного хора.

(3) Прежде чем сестра Пелагия отправит..ся в поместье генеральши Татищевой необходимо сделать (кое) какие9 географические по..снения без которых человеку (н..) когда не бывавшему в Заволжске10 будет трудно поверить и даже просто понять как могло произойти все то что7 воспоследовало4 в дальнейшем. (4) Главное действующее лицо в этой истории5 Река величайшая и славнейшая9 не только в Росси.. но и во всей Европе. (5) Губернская столица выстроен..а на левом берегу, над крутым яром. (6) Здесь течение8 вод ст..снен..о6 с об..их сторон утесами и (от) того знаменитый своей8 величавостью поток на время утрачивает благодушие9 переходит с ра..сеян..ой неспешности на рысистый бег пенит..ся барашками крутит..ся темными водоворотами и ведет (много) вековую осаду (З, з)аволжского1 отвеса подсекая высокий обрыв коварными апрошами. (7) Ниже, верст через пять, (лево) бережная круча постепенно выравнива..тся6 см..няется6 песчан..ыми отмелями9 так что Реке становит..ся пр..вольней и она отдуваясь8 после вынужден..ой пробежки раст..кается6 (в) ширь чуть (н..)6 на версту. (8) Но передышка эта времен..ая – как раз там где расположен..а9 Дроздовка10 упрямый берег снов.. резко дыб..т..ся (к) верху; помещич..ий8 дом и сад вознесен..ы высоко над водным простором (от) чего открывающийся (от) туда вид по праву считается красивейшим во всей округе.

(Б.Акунин)

 

Выполни задания по тексту.

1. Объясни, почему ты написал прилагательные с прописной или строчной буквы. Придумай примеры, когда необходимо другое написание (можешь использовать и другие прилагательные с тем же суффиксом).

2. Является ли отмеченное слово вводным? Придумай другие контексты употребления этого слова. Для каждого из контекстов определи частеречную принадлежность слова.

3. Объясни расстановку знаков в этой части предложения.

4. К какому слою лексики – нейтральной, разговорной или книжной – принадлежит отмеченное слово? Найди стилистические синонимы для него.

5. Какой знак препинания употреблен тобой в указанном месте? Почему? По каким причинам данный знак может быть опущен?

6. Одинаковая ли буква пишется в пропущенных местах отмеченных слов? Сформулируй правила, по которым ты написал ту или иную букву.

7. Охарактеризуй частеречную принадлежность отмеченного слова. Выпиши из текста другие слова той же части речи, но относящиеся к другим разрядам этой части речи.

8. В каких из отмеченных слов количество букв совпадает с количеством звуков? Сделай фонетический разбор этих слов.

9. Разбери по составу отмеченные слова.

10. Ставятся ли запятые в отмеченных местах? Сформулируй правила постановки/непостановки запятой в этих случаях.

 

А. Есть ли в предложении (7) однородные придаточные? Обоснуй свою позицию. Назови типы придаточных.

Б. В предложении (3) определи количество частей. Назови типы придаточных.

В. Найди в предложениях (3) – (6) обособленные определения. Укажи причину обособления.

Г. Назови тип связи в словосочетании над самыми колокольнями из предложения (1). Выпиши из того же предложения еще 2 словосочетания с тем же типом связи.

Д. Сколько частей в предложении (6)? Выпиши грамматическую основу второй части этого предложения. Является ли эта часть осложненной? Если да, то чем?

Е. Выпиши из предложений (1) и (4) сочинительные союзы. К каким разрядам сочинительных союзов они относятся?

Ж. Назови грамматическую основу в предложении (5). Назови тип сказуемого, опиши частеречную принадлежность и правописание входящих в него слов. В предложениях (6) – (8) найди слова, правописание которых подчиняется тому же правилу. Сформулируй его.


Ключи к заданиям.

Часть I. Лицом к лицу с тестовыми заданиями.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 979; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.