Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Динамика развития помехоустойчивости к ограничению времени 3 страница




Несмотря на значимость развития сенсорной культуры для приобретения, в свою очередь, технического совершенства движений, в программах для детско-юношеских спортивных школ задача ее целенаправленного развития ставится далеко не всегда. Лишь в программе для ДЮСШ по спортивной гимнастике приводятся упражнения для развития способности к дифференцировке силовых, пространственных, временных характеристик движений, приводятся контрольных тесты для оценки готовности детей в этом плане. Невнимание к развитию психомоторики юных спортсменов не позволяет в полной мере раскрыть их потенциальные возможности и реализовать возможное развивающее влияние занятий спортом на становление их психики.

Сензитивным периодом для развития психомоторики является младший школьный возраст. Особенно благоприятные возможности для ее формирования имеются в видах спорта, где начало занятий приходится на 7-8 лет. Б. Б. Коссов (1989) включает в число психомоторных способностей наряду с точностью дифференцировок основных характеристик движений произвольность двигательных действий. Как известно, произвольность поведения, движений, под которой подразумевается способность подчинить свои действия сознательно поставленной цели, определенному правилу, является одним из основных психических новообразований младшего школьного возраста (В. В. Давыдов, 1979).

Развитие произвольности представляет собой существенную предпосылку обучаемости. Двигательная деятельность содержит большие возможности для развития произвольности. Постановка задачи развития произвольности целесообразна и с точки зрения повышения эффективности обучения юных спортсменов младшего школьного возраста, и с точки зрения усиления развивающего влияния занятий спортом на их психику.

Другим условием повышения обучаемости является развитие у юных атлетов рефлексии и самоконтроля. Способность к самоконтролю, сформированность действия самоконтроля необходима в любом процессе обучения. Но в спорте, где совершенствующийся спортсмен оказывается одновременно и субъектом, и объектом деятельности, роль самоконтроля особенно велика. Значение самоконтроля не исчерпывается его позитивным влиянием на процесс освоения двигательных действий. Самоконтроль результата их выполнения способствует формированию адекватного представления о своих возможностях, а это необходимо для формирования уверенности в своих силах, умения ставить реалистичные цели, что является предпосылкой надежности действий во время соревнований.

Таким образом, занятия спортом, особенно в тех его видах, где период начальной подготовки приходится на младший школьный возраст, создают благоприятные предпосылки для продвижения детей в психическом развитии. Решение двигательных задач требует произвольности действий, внимания. Освоение новых движений вызывает потребность в их осознании и тем самым способствует развитию рефлексии. С другой стороны, целенаправленная ориентация занятий с детьми на формирование психических новообразований способствует ускорению обучения юных спортсменов основам техники избранного вида спорта. Если речь идет о младших подростках, занятия спортом создают дополнительную возможность неформального общения, удовлетворяющего потребность детей в самостоятельности, способствуют освоению детьми норм общения, навыков взаимодействия с другими детьми. Формирование в этом возрасте самооценки может происходить более полноценно в условиях занятий спортом. А адекватная самооценка, если она оказывается сформированной, становится предпосылкой уверенности в себе, необходимой спортсменам.

Формирование устойчивого интереса к избранному виду спорта, обучение юных спортсменов основам техники, обогащение их двигательного опыта за счет включения в тренировки упражнений из различных видов спорта являются основными задачами начального этапа подготовки спортсменов. Поэтому часто в сознании тренеров не актуализируются проблемы, связанные с соревновательной сутью спорта, хотя при отборе учеников в группы начальной подготовки некоторые из них обращают внимание на зачатки бойцовских качеств, проявляемые детьми в играх, как на одну из существенных предпосылок их будущих спортивных успехов. В некоторых случаях как критерий отбора детей для занятий спортом рассматривается их устойчивость к помехам.

Существуют программы подготовки спортсменов даже очень юного возраста, которые включают адаптацию детей к соревновательным условиям, присутствию зрителей, большей регламентированности двигательных действий на соревнованиях по сравнению с тренировками (например, программы болгарских тренеров по художественной гимнастике). Но чаще всего задача формирования психической устойчивости к соревновательному стрессу не считается актуальной для этапа начальной подготовки.

Обдуманное включение соревнований в процесс занятий с начинающими спортсменами следует рассматривать как элемент опережающей постановки задач их подготовки. Он заключается в формировании устойчивых психологических предпосылок успехов на последующих этапах подготовки. Психологическими факторами будущих спортивных достижений можно считать и положительную мотивацию участия в соревнованиях, и разумное отношение к их результатам, складывающееся у детей под влиянием тренера, способного соотнести свое понимание значимости соревновательных результатов и ее понимание, свойственное детям.

Предпосылки соревновательной надежности закладываются и за счет адаптации детей к соревновательным условиям, снятия неопределенности, связанной с ситуацией соревнований, превращения соревнований в неотъемлемую, интересную и привлекательную часть занятий спортом. С помощью психологически оправданного, соответствующего возможностям детей включения их в соревновательную деятельность возможно снижение вероятности возникновения страха неудач в соревнованиях, часто провоцируемого взрослыми, не проявляющими реализма ни в постановке целей, ни в реакции на соревновательные результаты детей.

Подведем итог сказанному. Существенной чертой периода начальной подготовки спортсменов является то, что в это время происходит принятие спортивной деятельности как личностно значимой, формируется устойчивая мотивация занятий избранным видом спорта. Вследствие этого спорту отдается предпочтение по сравнению с другими видами деятельности, привлекательными для детей. В этот период формируются психологические предпосылки успешности обучения: произвольность движений и психических процессов, сенсорные дифференцировки основных параметров движений, действие самоконтроля.

Развитие мотивации занятий спортом, психических процессов, способствующих усвоению основ технического мастерства, - это основные задачи психологического обеспечения начальной подготовки спортсменов. Вместе с тем существует и другая задача: опережающее формирование психологических предпосылок соревновательной надежности на последующих этапах спортивного совершенствования. Пренебрежение этой задачей может стать причиной стойких психологических барьеров, связанных с участием в соревнованиях, которые могут свести на нет усилия, затраченные спортсменами и тренерами на подготовку к ним.

Уже один перечень задач психологического обеспечения подготовки юных спортсменов может вызвать у тренеров сомнение в том, что они могут быть решены в процессе тренировок. Но результаты психолого-педагогических экспериментов, проведенных в группах начальной подготовки, убеждают в реальности получения положительного результата. Примерная программа психологического обеспечения подготовки начинающих спортсменов приводится в приложении.

 

 

2.2. Методы психологического обеспечения начальной подготовки

юных спортсменов

 

2.2.1. Методы развития мотивации занятий избранным видом спорта

Мотивы занятий спортом можно разбить на две группы: внутренние и внешние мотивы. Внешние мотивы, не связанные с содержанием деятельности, к которой они побуждают, бывают, как правило, социальными. К ним относятся стремление к самоутверждению, приобретению уважения со стороны старших и сверстников; стремление к общению с товарищами по учебной группе; стремление заниматься полезным, социально значимым делом. Внутренние мотивы - это стремление освоить новые знания и навыки приобретения знаний, стремление к самосовершенствованию, овладению двигательными навыками в избранном виде спорта.

Успешность обучения в группах начальной подготовки зависит прежде всего от силы и действенности внутренних мотивов, но закрепление занимающихся в группах начальной подготовки возможно и за счет усиления мотивов социальных.

Формированию мотивации занятий у начинающих спортсменов способствует развитие и закрепление интереса к общению в учебно-тренировочной группе. Совместное посещение соревнований, тренировок квалифицированных спортсменов, проведение интересных походов, включение в жизнь группы традиций и ритуалов, вызывающих положительные эмоции (например, поздравление с днем рождения, поощрение отличившихся в тех или иных групповых делах) повышает значимость группы для детей, закрепляет желание заниматься в ней.

Важно, чтобы все дети находили себя в группе источник положительных эмоций. Поэтому целесообразно, подводя, например, итоги работы за месяц, поощрять детей не только за успехи в освоении программы занятий, но и выделять самого трудолюбивого, самого аккуратного, самого смелого, самого хорошего товарища и т. п. Подведение итогов по разным параметрам дает возможность поощрить большую часть детей, стимулировать их к продолжению занятий. Подбор критериев, по которым делается оценка успехов детей, позволяет сформировать у детей систему ценностей и нравственных норм, регулирующих их отношение к выполнению тренировочных заданий, к тренеру, к товарищам, к спортивному инвентарю.

Очень важным фактором, способствующим повышению интереса детей к занятиям спортом, является личность тренера, присущий ему стиль общения. Внимательное, заинтересованное отношение к детям - это один из наиболее верных путей приобщения их к занятиям спортом.

Укреплению мотивации занятий способствует включение в тренировки игровых элементов, вызывающих у детей положительные эмоции. Целенаправленный подбор игр дает возможность не только вызывать у детей интерес к занятиям, но и развивать необходимые двигательные качества, свойства психики. Большой обучающий потенциал имеют, например, психотехнические игры, развивающие внимание, самоконтроль, помехоустойчивость, некоторые из которых будут описаны ниже.

Упрочению мотивации занятий способствует расширение знаний об избранном виде спорта, его истории, прикладном значении, о выдающихся спортсменах. Проведение бесед об известных спортсменах, составление альбомов с вырезками из газет и журналов, посвященных избранному виду спорта, обсуждение важных спортивных событий текущего сезона, посещение соревнований, просмотр их по телевидению с последующим обсуждением включает занимающихся в мир избранного вида спорта, вызывает желание приобщиться к нему.

На развитие внутренней мотивации, стремление освоить технику движений направлен такой прием, как постановка конкретных целей и наглядное подведение итогов работы. Юных спортсменов активизируют конкретные цели, достижимые в достаточно короткий промежуток времени. Сообщив детям о целях работы на ближайших тренировках, необходимо по крайней мере один раз в неделю подводить итоги работы. Желательно, чтобы и постановка целей, и фиксация результатов имели форму, привлекающую внимание детей, вызывающую их интерес. Например, тренер по плаванию из Ростова-на-Дону представлял работу над увеличением дистанции, которую дети могут проплыть без остановки, как задание научиться переплывать Дон. На специально сделанной схеме дети отмечали стрелкой, какую часть Дона они могут проплыть. Удлинение стрелки было мерой их продвижения к цели.

В группах начальной подготовки по спортивной и художественной гимнастике удачным средством фиксации результатов тренировок оказался стенд, на котором после каждой контрольной тренировки против фотографии каждого из занимающихся, успешно выполнивших контрольное упражнение, ставилась звездочка или флажок. Получение звездочки или флажка оказалось для детей действенным стимулом, который не только активизировал их работу на тренировках, но и побудил к тщательному выполнению домашних заданий. Наглядное подтверждение итогов работы повысило интерес родителей к успехам детей, способствовало тому, что родители стали активно включаться в помощь детям, консультируясь с тренером, как лучше работать дома, чтобы ребенок получил желанное поощрение, фиксирующее тот факт, что он справился с заданием.

Если работа над развитием мотивации ведется последовательно и целенаправленно, она обязательно дает положительные плоды: дети перестают пропускать тренировки, проявляют к ним активный интерес, охотно и полностью выполняют задания тренеров. Естественным результатом положительно мотивированной работы детей является быстрое повышение уровня их подготовленности. Часто они демонстрируют результаты, превышающие контрольные нормативы для того этапа подготовки, на котором они находятся.

2.2.2. Методы развития навыков самоконтроля и формирования

самооценки

Дети, начинающие занятия спортом в 7-8 лет, не имеют развитого самоконтроля, сформированной самооценки. Они ориентируются на внешний контроль и внешние оценки, которые получают от взрослых. На основе внешнего контроля и внешних оценок формируется самоконтроль и самооценка.

Средством, облегчающим и стимулирующим переход от внешнего контроля и внешней оценки к самоконтролю и самооценке, является введение в тренировки работы в парах с взаимным контролем и взаимной оценкой. В процессе такой работы дети усваивают критерии правильного выполнения упражнений, приобретают умение сравнивать эталонное выполнение с фактическим, которое и является содержанием учебного действия самоконтроля.

Развитию самоконтроля способствует ведение спортивных дневников, которое может быть представлено юным спортсменам как обязательное для настоящих атлетов. Это положительно мотивирует работу с дневником, значение которой дети не всегда способны правильно оценить. В дневниках начинающих спортсменов целесообразно фиксировать оценки за работу на тренировках (за выполнение заданий тренера, дисциплину на тренировках, аккуратность в обращении с инвентарем, смелость в освоении трудных упражнений). В дневниках дети, по заданию тренера, могут сами выставлять себе оценки за выполнение упражнений и заданий, чтобы потом сопоставить их с оценками тренера. В случае расхождения оценки тренера и самооценки занимающегося тренеру следует обсудить с ребенком его причину.

Систематическое сопоставление самооценок выполнения упражнений и оценок тренера является эффективным приемом формирования у детей объективной самооценки. После нескольких месяцев работы расхождение самооценок и оценок тренера заметно сокращается. Дети начинают более критично относиться к себе, замечают свои ошибки. В процессе обсуждения возникающих расхождений оценок тренера и самооценок дети усваивают эталонные признаки правильного выполнения упражнений, начинают более осознанно работать над освоением технических элементов.

Успех работы тренера над развитием самооценки зависит от того, насколько он обеспечивает детей оценочной информацией содержательного характера, создавая на тренировках ситуации, когда занимающиеся должны оценивать собственную работу и сопоставлять свои оценки с оценками других. Для того, чтобы дети не теряли интерес к таким заданиям, необходимо разнообразить их, вводя по возможности игровые элементы. Можно с этой целью проводить соревнования на точность самооценки выполнения изучаемых упражнений. Другим вариантом введения оценочной ситуации может быть игра в судей: назначенные из числа занимающихся судьи на контрольных тренировках получают задание как можно точнее оценить выполнение контрольных упражнений. Подготовка к выполнению роли судей повышает интерес занимающихся к тому, по каким признакам можно судить о правильности выполнения упражнений. Усвоение этих признаков способствует развитию объективной самооценки.

Чтобы усилить интерес к работе по развитию самооценки, необходимо обратить внимание на ее важность: кто точно знает свои возможности, тот более уверенно выступает в соревнованиях.

Тренеру, работающему над развитием самоконтроля и самооценки, следует проявлять терпение, потому что желаемые результаты появляются не сразу. Для части детей, например, дневник достаточно долго остается "внешним контролером": забыв дневник, девочка или мальчик шалят на тренировке, не выполняют задание тренера, объясняя это тем, что нет дневника и некуда ставить оценки за работу на тренировке и дисциплину. Дети лучше замечают ошибки других, чем свои собственные. Улучшение самоконтроля и самооценки отмечается лишь через несколько месяцев целенаправленной работы над их развитием.

Описанные методы развития самоконтроля и самооценки органично включаются в тренировочные занятия. По сути дела тренеру лишь необходимо расставить психологические акценты в широко применяемых приемах педагогического воздействия, в полной мере оценить и использовать их психологический смысл. Педагогические эксперименты показали, что задания на развитие самоконтроля и самооценки повышают интерес к тренировкам, закрепляют мотивацию занятий спортом.

Следует обратить внимание на то, что работа по формированию самоконтроля и самооценки увеличивает развивающее влияние тренировочных занятий на психику детей. Она стимулирует развитие у них рефлексии, т. е. умения выделять, анализировать и сравнивать с условиями деятельности собственные способы действий.

Рефлексия представляет собой одно из главных психических новообразований младшего школьного возраста. В сформированном виде она включает сопоставление условий и целей деятельности, выявление имеющихся в опыте и соответствующих ситуации способов деятельности, определение их достаточности для достижения цели, выработку пошаговой стратегии достижения цели, учет и осмысление обратной связи о результатах действия (А. В. Захарова, М. Э. Боцманова, 1982).

Учитывая такие особенности спорта, как высокие требования к исполнительскому мастерству, направленность на достижение максимально высоких результатов, значение рефлексии для юных спортсменов трудно переоценить. Она не только делает освоение двигательных действий более осмысленными, но и способствует повышению реалистичности самооценки. Развитие рефлексии помогает детям адаптироваться к требованиям учебной деятельности не только в спортивной, но и в общеобразовательной школе.

 

2.2.3. Методы развития устойчивости внимания

Эффективным средством развития устойчивости внимания, как показали результаты формирующих экспериментов, являются психотехнические игры, предложенные Н. В. Цзеном и Ю. В. Пахомовым (1985), модифицированные в соответствии с условиями тренировок и возрастом занимающихся. Приведем в качестве примера игры "Муха" и "Фокусировка".

Для проведения игры "Муха" необходимо заранее приготовить игровое поле и "муху". Игровое поле представляет собой квадрат из плотной бумаги или картона размером 30 х 30 см, расчерченный на 9 квадратов размером 10 х 10 см. "Муха" - кусочек пластилина или бумаги на булавке с ушком. Тренер показывает игровое поле и объясняет, что "муха", находящаяся в центральном поле, может перелетать с поля на поле только вверх-вниз или вправо-влево и не может перемещаться по диагонали. Далее тренер объясняет условия игры: "Закройте глаза, мысленно представьте себе игровое поле и "муху", которая сидит в центральном квадрате. По моей команде муха будет перелетать с квадрата на квадрат. Следите за ней. После того как "муха" перелетит из квадрата в квадрат 5(10) раз, вы должны будете открыть глаза и сказать, где, в каком квадрате она находится". Тренер "командует" движениями": вверх, вниз, вправо, влево и т. д.. Через заданное количество ходов тренер проверяет, насколько точно дети следят за перемещениями "мухи", спрашивая, где она находится после сделанных ходов.

Возможно, что детям не сразу удастся представить движения "мухи" и запомнить их, но по мере освоения игры они, как правило, начинают справляться с задачей, почти не допуская ошибок. Таким образом, дети учатся концентрировать и удерживать внимание на заданном объекте, что помогает им лучше контролировать собственные движения, допускать меньше ошибок. В таком виде спорта, как гимнастика, навыки, приобретенные в игре, помогают детям при выполнении гимнастических комбинаций не пропускать отдельные элементы, что часто наблюдается у юных гимнастов.

Когда игра "муха" в том варианте, который описан выше, хорошо освоена детьми, ее можно усложнить, предложив детям по очереди командовать "мухе", куда она должна двигаться, не допуская при этом выхода "мухи" за пределы игрового поля. Команда, приводящая к выходу "мухи" за поле, считается ошибкой. После нее игра останавливается и начинается сначала, с центрального квадрата игрового поля.

Для проведения игры "фокусировка" занимающиеся могут сесть в удобной позе или лечь. Тренер просит играющих закрыть глаза и сосредоточить внимание на одной из частей тела. Например, по команде "рука" дети сосредотачивают внимание на руке, по команде "палец" на пальце и т. д. Команды подаются с интервалом 10-60 секунд. Общее время игры не должно превышать пять минут. Применение игры дает положительный результат уже на второй-третьей тренировке. Дети начинают замечать, что им удается без особого труда сконцентрировать внимание на отдельной части тела. Игра "фокусировка" полезна как подготовительное упражнение для обучения детей приемам психической саморегуляции.

В качестве средства развития внимания у юных гимнастов оказалось полезным использование тестового комплекса на внимание, выполняемого в условиях тренировок и соревнований. Он представляет собой набор из 10-12 элементов акробатики и хореографии, по трудности соответствующих возможностям детей. Связка показывалась один раз, а затем детей просили повторить ее, чтобы проверить точность "схватывания" упражнения. Выполнение тестовой связки можно включать в контрольные соревнования как дополнительный вид многоборья. Приводим вариант тестовой связки на внимание: 1 - упор присев; 2 - кувырок вперед; 3 - стойка на коленях; 4 - перекат в стойку на груди; 5 - лечь; 6 - мост, 7 - встать, руки на пояс, 8 - прыжок с поворотом на 180 градусов, 9 - хлопок над головой, 10 - упор присев. Приведенные игры и упражнения на внимание хороши тем, что не только дают полезный обучающий эффект, но и вносят разнообразие в тренировки, повышают их эмоциональность.

2.2.4. Методы развития психомоторных способностей юных спортсменов

Психомоторные способности - это способности к самоконтролю и саморегуляции двигательных действий. Они включают высокий уровень произвольности движений, т. е. способности подчинять двигательные действия сознательно поставленной цели, способности подчинять действия заданному правилу. Другой важный компонент психомоторных способностей - это тонкость различения основных параметров движений (силовых, временных, пространственных). К составляющим психомоторных способностей относятся развитая двигательная память и хорошее двигательное воображение (Б. Б. Косов, 1989).

Важной предпосылкой обучаемости является произвольность внимания, двигательных действий, поведения в целом. Наиболее элементарным проявлением произвольности является способность точно скопировать заданный образец. Наличие произвольности такого уровня устанавливают у детей при поступлении в школу как компонент их готовности к обучению. С этой целью детям предлагают скопировать написанную фразу, комбинацию поставленных на листе бумаги точек, как можно точнее скопировать предложенный как образец рисунок, как можно точнее воспроизвести последовательность из нескольких звуков.

Более высокий уровень произвольности - подчинение своего поведения правилу. Его сформированность у детей устанавливается в заданиях типа игры "Вежливость". В этой игре детям дается задание выполнять по команде простые движения, но только в том случае, если после команды следует слово "пожалуйста". Более сложный вариант этого задания состоит в том, что детям предлагается несколько чередующихся программ действий, выполняемых по определенным командам, которые нельзя путать между собой. Вариант такого задания - игра "Четыре стихии". В ней детям предлагается на слово "воздух" поднимать руки вверх, на слово "вода" - ставить руки прямо перед собой, по команде "земля" - приседать, по команде "огонь" - выполнять вращательные движения руками перед собой. В данном случае оценивается не только способность подчинять свои действия правилу, но и способность быстро изменять действия при переходе от одного задания к другому.

Следующий уровень произвольности состоит в способности подчинять свои действия правилу в условиях помех. Его демонстрируют дети, хорошо справляющиеся с требованиями игры "делай то, что я говорю, а не то, что я показываю". Детям дается инструкция выполнять упражнения по речевым командам педагога, который одновременно показывает движения. В начале игры называемые и показываемые движения совпадают, а затем педагог начинает называть одни движения, а показывать другие. Если дети в условиях помех, создаваемых несоотвествием показываемых и называемых движений, сохраняют правильность выполнения упражнений, они имеют высокий уровень произвольности.

Высокий уровень произвольности проявляется и в том, что дети успешно действуют по правилам, предписывающим последовательное выполнение серии действий. С такой задачей дети сталкиваются, участвуя в комбинированных эстафетах, в которых члены соревнующихся команд по очереди выполняют в определенном порядке серию заданных действий.

Описание основных проявлений произвольности указывает на средства ее развития. К наиболее простым следует отнести задания на точное копирование определенной последовательности движений. Более сложными являются упражнения на переключение координации движений. Они заключаются в том, что на тренировке дети осваивают упражнение с определенной координацией движений, а затем вводится парное упражнение с изменением усвоенной ранее координации движений. Например, исходный вариант упражнения: прыжок ноги вместе, руки вниз, прыжок ноги врозь, руки в стороны (4-6 прыжков подряд). Парное упражнение: прыжок ноги врозь, руки вниз, прыжок ноги вместе, руки в стороны.

Развитию произвольности способствуют игры типа упомянутой игры "Четыре стихии". Это игра "слушайте хлопки", в которой идущие друг за другом по кругу дети, услышав один хлопок, переходят на бег, два хлопка - начинают передвигаться прыжками, три хлопка - переходят на шаг. Еще одна игра того же плана - "Карлики и великаны". В ней дети, идущие друг за другом по кругу, по команде "карлики" переходят на движение в полуприседе, по команде "великаны" начинают идти на носках. Опытные тренеры обязательно включают такие игры в занятия с юными спортсменами и обращают внимание на то, насколько успешно дети справляются с ними. Известный тренер по художественной гимнастике А. Дерюгина, например, вспоминала, что одна из знаменитых ее учениц А. Тимошенко привлекла к себе ее внимание тем, что очень редко ошибалась в играх, требующих высокой произвольности движений. А. Дерюгина сочла это не менее важной предпосылкой успехов спортсменки, чем ее двигательная одаренность и хорошие внешние данные.

Для развития произвольности у юных спортсменов очень полезны игры на следование заданному правилу в условиях помех, описанные выше. Они готовят их к действиям в усложненных условиях, развивают способность отстраиваться от действия сбивающих факторов.

Важной особенностью подвижных игр и упражнений на развитие произвольности является то, что их результаты наглядны, они легко поддаются контролю тренера и самоконтролю занимающихся. Их тренирующий эффект довольно быстро становится заметным. Достигнутые детьми успехи становятся стимулом, закрепляющим мотивацию занятий. Вместе с тем упражнения на произвольность двигательных действий увеличивают развивающее влияние занятий спортом на психику детей. Если речь идет о детях 7-10 лет, то произвольность поведения является одним из главных психических новообразований их возраста, от которого зависит успешность включения в школьную жизнь, предполагающего способность соотнести свое поведение с правилами, по которым она строится.

Компонентом развитой психомоторики является способность к точной дифференцировке силовых, пространственных и временных характеристик движений. Тренировки начинающих спортсменов содержат большие возможности для развития этой способности у юных спортсменов.

Формированию навыка дифференцировки движений по силе способствует выполнение упражнений с максимальным, минимальным или заданным усилием, выполнение движений с отягощением и без него, метание мячей разного веса на заданное расстояние, выполнение прыжков с места на заданное расстояние, упражнения с резиновыми бинтами (растягивание бинта, сложенного вдвое, втрое и в обычном положении).

Совершенствование точности различения пространственных характеристик движений может проводиться с помощью упражнений, включающих выполнение упражнений с максимальной, минимальной или заданой амплитудой. Той же цели служат игры, в которых требуется запомнить и воспроизвести взаимное расположение участников игры, воспроизвести заданное направление движений.

Временные дифференцировки совершенствуются в упражнениях с выполнением движений в меняющемся темпе, с выполнением движений на время, с наращиванием и замедлением темпа движений. Точность различения временных интервалов улучшается в играх и упражнениях на узнавание заданного темпа, предъявляемого среди других, на воспроизведение заданного интервала времени.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 427; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.