Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Динамика развития помехоустойчивости к ограничению времени 4 страница




Обучение точности основных параметров движений целесообразно начинать с заданий на сравнение заметно различающихся движений и постепенно переходить к более тонким дифференцировкам.

Полезным для обучения воспроизведению заданных характеристик движения может быть применение тренажера с обратной связью, дающей информацию о результатах выполнения движения по силовым, временным, пространственным параметрам. Использование сигналов обратной связи значительно ускоряет процесс совершенствования сенсорных дифференцировок.

Включение детей в активную двигательную деятельность, обогащение их двигательного опыта за счет освоения различных по типу движений способствует развитию точности дифференцировок основных характеристик движений. Но специальные упражнения на развитие этой способности дают значительно более сильный эффект.

2.2.5. Методы развития помехоустойчивости

Развитию помехоустойчивости способствует проведение тренировок в усложненных условиях (в присутствии посторонних, при шуме и т. п.). С этой целью полезно моделировать во время тренировок помехи, специфичные для соревнований в избранном виде спорта. Для многих спортивных дисциплин характерна такая помеха, как выполнение упражнений с ограничением времени разминки в заданный регламентом соревнований момент времени. Адаптация к такой помехе юных гимнасток первого года обучения, проводившаяся в условиях формирующего эксперимента дала интересные результаты (Таблица 2).

Из данных таблицы видно, что в начале эксперимента оценки за выполнение упражнений с ограничением времени разминки и вызова к снаряду ниже, чем оценки за упражнения, выполненные без ограничения. Следовательно, гимнастки проявили неустойчивость к данной помехе. Два месяца работы по развитию устойчивости к ней дали положительный результат: потери результата при ведении ограничения времени разминки и фиксированном времени вызова к снаряду стали меньше. В процессе дальнейшей адаптации к таким условиям юные гимнастки приобрели способность к мобилизации в нужный момент и стали выполнять упражнение при действии ограничения лучше, чем без ограничения. Об этом говорят результаты контрольных соревнований, проведенных в апреле, содержащиеся в таблице 2.

 

 

Таблица 2

разминки и фиксированному времени вызова к снаряду

 

Месяцы Средние оценки за выполнение упражнений (баллы)
  без ограничений с ограничением
Декабрь Февраль Март Апрель 8,24 8,41 8,52 8,46 7,87 8,37 8,52 8,64

 

 

Таким образом, приучая юных гимнасток к ограничениям, которые в условиях соревнований являются сильным сбивающим фактором, можно добиться повышения надежности выполнения упражнений.

Развитию помехоустойчивости служит включение в тренировки психотехнических игр, таких как "Хромая обезьяна", "Карусель", "Полевые тренировки", предложенные Н. В. Цзеном и Ю. В. Пахомовым. Педагогический эксперимент с их использованием в группах юных гимнастов показал, что он помог детям научиться во время тренировок забывать обо всем, кроме задания, над которым они работали. Иными словами, эти игры научили юных гимнастов не реагировать на внутренние и внешние помехи, которые довольно часто становятся преградой для выполнения сложных комбинаций во время соревнований.

Игру "Хромая обезьяна" лучше проводить в конце тренировки для понижения уровня возбуждения. Занимающиеся садятся в круг, тренер сидит вместе с ними. Тренер дает инструкцию: "Сейчас я попрошу вас выполнить следующее задание. Внимание! Я приказываю не думать о хромой обезьяне". Задание выполняется от команды "начали" до команды "стоп". Игра продолжается 1-2 минуты. Если кто-то из играющих сбивается, не может отвлечь мысли от хромой обезьяны, он молча поднимает руку. Вместо задания не думать о хромой обезьяне можно давать другие, например, не думать о сальто на бревне, не думать о двойке в дневнике, не думать о дне рождения и т. п. Выполнить задание детям удается не сразу, но по мере повторения игры у них возникают способы переключения своего сознания с запрещенного объекта на другой. Один из участников игры считает про себя, другой начинает представлять себе, как пройдет воскресение и т. д. Если дети испытывают затруднения, тренер может подсказать им способ выполнения задания. Игра "Хромая обезьяна" формирует у детей важное умение управлять своими мыслями, которое поможет сопротивляться помехам в условиях соревнований.

Во время игры "Карусель" ее участники разбиваются на две группы. Дети одной группы садятся или встают в круг лицом наружу. Дети второй группы встают вокруг детей первой группы. Дети первой группы по команде "начали" должны сосчитать до 20 и обратно, а дети второй группы в это время мешают им выполнять задание (смешат, сбивают счет, задают вопросы), перемещаясь по кругу и изображая карусель. Командой "стоп" тренер останавливает "карусель". Важным достоинством игры "Карусель" является то, что, участвуя в ней, дети овладевают умением противостоять внушению извне.

Игра "Полевые тренировки" проводится в основной части тренировочного занятия при выполнении основного задания, запланированного на тренировку. Каждый занимающийся получает задание от тренера. На этом задании он должен сосредоточиться. По команде тренера дети начинают работу. В это время один из занимающихся создает по заданию тренера помехи остальным, пытается отвлечь их внимание: спрашивает, который час, предлагает пойти отдохнуть, смешит, говорит, что пришла мама, хочет поговорить и т. п. Работа длится 5-10 минут. Каждый занимающийся по возможности должен находиться во время игры в поле зрения тренера, контролирующего успешность выполнения задания в условиях помех. Чтобы активизировать работу детей над развитием помехоустойчивости, целесообразно, подводя итоги работы, поощрять тех, кто успешно справился с заданием, несмотря на помехи, например, "самый надежный", "самый помехоустойчивый".

Включение описанных игр в тренировочные занятия во время формирующих экспериментов дало очевидный положительный результат. Во-первых, игры разнообразили тренировки, повышали их эмоциональность. Во-вторых, они повысили эффективность использования учебного времени, поскольку интервалы отдыха, заполненные психотехническими играми, несли обучающую функцию. В-третьих, дети приобрели помехоустойчивость, которая проявилась в итоговых контрольных соревнованиях: экспериментальные группы выступили более успешно и ровно, чем контрольные.

Развитию помехоустойчивости способствует проведение контрольных соревнований, открытых уроков для родителей, привлечение детей к участию в показательных выступлениях. Это приучает их к присутствию зрителей и действию возникающих в связи с этим помех. Измеряя частоту пульса перед выступлением в контрольных соревнованиях, на открытом уроке для родителей, тренер может оценить чувствительность каждого занимающегося к действию сбивающих факторов и проследить, как дети адаптируются к ним, приобретая опыт выступлений перед зрителями.

 

2.3. Оценка перспективности юных спортсменов на этапе начального обучения

 

Одной из задач этапа начального обучения является отбор талантливых юных спортсменов для углубленной специализированной подготовки. Сложность решения этой задачи состоит в том, что спорт, как и некоторые другие виды деятельности, состоит из двух компонентов (тренировок и соревнований), которые предъявляют к психике спортсменов несовпадающие требования.

Успех обучения юных спортсменов на тренировках определяется свойствами психики, являющимися предпосылками освоения технического и тактического мастерства. В соревнованиях нужны еще качества, обеспечивающие надежность деятельности в эмоционально напряженных условиях. Эти группы качеств не всегда бывают в равной степени присущи спортсменам.

Более того, возможна ситуация, когда именно качества, благодаря которым юный спортсмен успешно обучался на тренировках технике своего вида спорта, объясняют его низкую устойчивость к соревновательному стрессу. К числу таких индивидуально-психологических свойств относится, например, слабость нервных процессов, т. е. низкая выносливость нервной системы к интенсивным нагрузкам.

Как известно, слабость нервных процессов положительно коррелирует с высокой чувствительностью сенсорных систем. Это способствует быстрому развитию способности к тонким сенсорным дифференцировкам, к легкому и точному освоению двигательных действий. Слабость нервной системы проявляется в поведении в склонности к тщательному предварительному планированию действий, в добросовестном и тщательном выполнении тренировочных заданий, в устойчивости к монотонной работе, в дисциплинированности, в хорошем самоконтроле. С другой стороны, слабость нервных процессов снижает устойчивость к соревновательному стрессу.

Но это неблагоприятное с точки зрения соревновательной надежности проявление слабости нервных процессов становится заметным не сразу. Детские соревнования не вызывают заметных стрессов, нарушающих стабильность двигательных действий. При умеренном уровне стресса дети со слабой нервной системой могут проявлять собранность и ответственность даже в большей степени, чем дети с сильной нервной системой, и выступить в соревнованиях даже лучше последних. Только с ростом сложности и ранга соревнований низкая соревновательная надежность юных спортсменов со слабой нервной системой становится заметной.

Поскольку на этапе начальной подготовки перспективность юных спортсменов оценивается главным образом по темпам роста их технического мастерства, а предпосылки соревновательной надежности меньше принимаются во внимание, возможны ошибки в прогнозировании их будущих достижений. Далеко не всем юным спортсменам удается реализовать свой потенциал из-за недостаточной устойчивости к соревновательному стрессу.

Очевидное негативное влияние низкой соревновательной надежности на достижения спортсменов может привести к заключению, что для специализированной подготовки следует отбирать только психически выносливых юных спортсменов. Но жизнь опровергает продуктивность такого подхода как единственно возможного. Это объясняется тем, что деятельность спортсменов направлена на достижение максимально высоких результатов, а не просто на надежное исполнение пусть сложных, но доступных квалифицированному исполнителю действий.

На рекордные результаты оказываются способными спортсмены с уникальным сочетанием способностей, не всегда наделенные предпосылками устойчивости к стрессу. Для некоторых выдающихся спортсменов соревнования, несмотря на достигаемые успехи, остаются тяжелой нагрузкой на протяжении всего их спортивного пути. Вот как пишет об этом известный штангист Ю. Власов: "Когда я вспоминаю прошлое, тренировки не кажутся мне тягостными. Нет, это было счастье - черпать силу. Я любил ее и тренировался азартно. Самым неприятным, поистине перемалывающим душу было ожидание соревнований. И чаще всего в этом томительном ожидании теряются победы и рекорды... " (Ю. Власов, 1990).

Исследования, посвященные индивидуально-психологическим предпосылкам высоких спортивных достижений, показывают, что легче достичь высот в спорте психически выносливым спортсменам (А. В. Родионов, 1973, 1983; Б. А. Вяткин, 1978, В. А. Плахтиенко, Ю. М. Блудов, 1983). Тем не менее среди высококвалифицированных спортсменов во многих видах спорта оказываются люди, не имеющие выраженных предпосылок психической устойчивости к стрессам (Куликов И. Н., 1979; Сальников В. А., Кимейша Б. В., 1980; Султанов Н. А., 1979). Это не мешает им добиваться высоких результатов, но увеличивает психологическую и психофизиологическую стоимость их достижений, сокращает продолжительность их спортивной карьеры вследствие того, что в процессе подготовки с ними, как правило, не работают над компенсацией недостаточной психической устойчивости.

Специалист, проводящий отбор юных спортсменов для углубленной специализации, может оказаться перед сложным выбором между психически устойчивыми спортсменами, которые станут надежными, но, возможно, средними по уровню достижений, или теми, кто способен добиться предельно высоких результатов, но не отличается эмоциональной стабильностью.

В последнем случае потребуется искать пути совершенствования не только мастерства, но и соревновательной надежности. Причем чем раньше будет начата эта работа, тем больше у тренера и спортсмена шансов на успех.

Из сказанного следует, что установление психологических предпосылок соревновательной надежности в рамках комплексной оценки перспективности юных спортсменов дает возможность точно поставить задачи психологического обеспечения их подготовки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 696; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.