Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Growing Child in Competitive Sport, 1986, London, Holden and Stauton. 3 страница




Вероятность возникновения у спортсменов состояния фрустрации после неудачи в соревнованиях сокращается за счет обучения навыкам реалистичной постановки целей, формирования продуктивного отношения к результатам выступлений. Все же эти меры не исключают развития состояния фрустрации полностью. В случае, если оно все же возникло, нужно помочь спортсмену быстрее выйти из него, сохранив при этом самооценку, желание продолжать совершенствовать мастерство. Первым шагом в этом направлении является разрядка эмоций, вызванных неудачей. Этому способствует включение спортсмена в обсуждение прошедших соревнований, позволяющее выплеснуть эмоции. В некоторых случаях приходится для разрядки негативных эмоций использовать такое средство, как сознательное провоцирование агрессии спортсмена, часто направленной на тренера, воспринимаемого как виновника неудачи. После уменьшения остроты переживания неудачи за счет разрядки эмоций желательно переключить спортсмена на вид деятельности, не ассоциирующейся с неудачей. Это может быть включение в тренировки элементов другого вида спорта. Для спортсменов, совмещающих занятия спортом с получением образования, отвлекающую роль может сыграть переключение на учебные дела. Переключение на занятия, не напоминающие о неудаче, смена обстановки стабилизирует состояние спортсмена. Это позволяет спокойно и взвешенно проанализировать причины неудачи, вызвавшей фрустрацию, переключить внимание на новые цели, стоящие на очередном этапе подготовки.

Невнимание к тому, как спортсмен выходит из состояния фрустрации, может привести к возникновению у него психологических барьеров, например, боязни определенного соперника, определенной команды, "несчастливого" места проведения соревнований. Другим возможным следствием невнимания к тому, как спортсмен преодолевает неудачи, может быть закрепление реакций психологической защиты, помогающих спортсмену сохранить самооценку, несмотря на неудачу, но не всегда способствующих необходимой работе над собой. Наиболее частой формой психологической защиты, наблюдаемой у спортсменов, является рационализация, т. е. нахождение внешне разумного, но по существу неконструктивного объяснения неудачи. Например, спортсмен, потерпев неудачу в соревнованиях, объясняет ее тем, что у него не было достойных соперников и стимула для мобилизации всех сил. Другой вариант рационализации: проиграв отбор на ответственные соревнования, спортсмен говорит, что для него важнее не выигрыш отбора, а победа на других соревнованиях, в которых он действительно выступил успешно. Закрепление защитных реакций описанного типа делает спортсменов закрытыми для опыта, не склонными воспринимать замечания в свой адрес, преодолевать собственные недостатки.

Совершенствование описанных в данном разделе контрольно-оценочных компонентов деятельности является существенным резервом повышения соревновательной надежности спортсменов, условием сокращения психических перегрузок, поддержания активного стремления к совершенствованию мастерства.

3.5. Развитие психологических предпосылок соревновательной

надежности совершенствующихся спортсменов

 

Повышение устойчивости спортсменов к соревновательному стрессу является одной из центральных задач психологического обеспечения этапа специализированой подготовки спортсменов. Решение этой задачи складывается из нескольких компонентов: 1) развитие способности к реалистичной постановке целей, основанной на объективной самооценке и взвешенном анализе условий выступления в соревнованиях, формирование разумного отношения к успехам и неудачам; 2) развитие устойчивости к соревновательным помехам за счет моделирования соревновательных ситуаций на тренировках, проведения тренировок в усложненных условиях, создающего у спортсменов "запас прочности", позволяющий надежно действовать во время соревнований: 3) развитие у спортсменов навыков самоконтроля и саморегуляции эмоциональных состояний.

Содержание первого компонента работы изложено в предыдущих разделах данной главы. Его позитивное влияние на соревновательную надежность подтверждают результаты исследования Л. А. Соколовой (1990), проведенного в группе спортсменов-стрелков. В нем показано, что при сходных психических качествах, от которых зависит соревновательная надежность спортсменов, более успешно реализуют свой потенциал те стрелки, у которых лучше сформированы механизмы сознательной регуляции деятельности.

Роль второго из названных компонентов иллюстрирует пример его успешного использования яхтсменками из США Э. Джолли и Л. Джуэлл, выигравшими золотые медали на Олимпийских Играх 1988 года. Спортсменки считали своим недостатком, мешающим достижению высоких результатов, нарушение концентрации внимания и эффективности тактического мышления к концу соревнований на фоне утомления. Чтобы преодолеть этот недостаток, они строили тренировочные дни таким образом: утром проводили тренировку по общей физической подготовке, предусматривающую выполнение большого объема работы на тренажерах с отягощениями, на велостанке. Затем проводилась четырехчасовая тренировка на воде, во время которой перед гонщицами ставилась задача добиваться точности, безошибочности действий в конце тренировки. Снятие физической нагрузки за 7-12 дней перед ответственным соревнованием оказывало стимулирующее влияние на внимание и интеллектуальную деятельность спортсменок, что заметно повысило результаты выступлений экипажа.

Обучение спортсменов саморегуляции эмоциональных состояний целесообразно начинать с беседы о том, почему возникают эмоции, как они могут влиять на выступления в соревнованиях. Особое внимание следует уделить таким регуляторам эмоций, как мотивация и неопределенность соревновательной ситуации. На занятиях следует обратить внимание на то, что эмоции - механизм энергетической мобилизации, увеличивающей возможности спортсменов, облегчающей принятие решений в неопределенных условиях, обостряющей внимание.

Важным компонентом умения управлять своими эмоциями является способность контролировать, правильно оценивать свое состояние. Не обладая такой способностью, спортсмен, попадая в эмоционально напряженные условия, обрекает себя на значительные эмоциональные перегрузки. Характерным примером таких перегрузок являются страхи перед мнимыми опасностями. В ситуациях повышенной неопределенности, а потому стрессогенных (новые условия тренировок и соревнований, неизвестные соперники, судьи, зрители, переоценка подготовки соперников и недооценка своих возможностей), в сочетании с воздействиями, усиливающими мотивацию, у спортсменов могут возникать необоснованные опасения получить травму, потерпеть поражение. Может также появиться боязнь выступать в соревнованиях, тревога, беспокойство, нерешительность.

Основой самоконтроля спортсменом своих состояний является полная осведомленность об их признаках и об их связи с результативностью действий. Поэтому в задачу психологического обеспечения подготовки спортсменов входит формирование у них представления об объективных и субъективных признаках оптимального боевого состояния (А. В. Алексеев, 2003), или состояния продуктивной напряженности, т. е. состояния повышенной эмоциональной мобилизации, способствующей достижению высоких результатов на соревнованиях.

Систематическое наблюдение за предсоревновательными изменениями таких объективных показателей эмоциональной напряженности, как частота сердечных сокращений (ЧСС) или величина электрокожного сопротивления (ЭКС) позволяет определить для каждого спортсмена зону оптимальных с точки зрения результативности деятельности значений этих показателей. Это дает возможность управлять предсоревновательными состояниями, подводить их к оптимальному уровню, если наблюдается отклонение от него в направлении снижения или чрезмерного повышения эмоциональной напряженности.

Психическое состояние спортсмена в определенный момент времени может быть охарактеризовано как перечисленными выше объективными показателями, так и субъективными признаками, отражающими самооценку спортсменом своего состояния. Самооценка эмоционального состояния может регистрироваться с помощью специальных опросников типа шкалы ситуативной тревоги Ч. Спилбергера. Сопоставление объективных и субъективных признаков психического состояния позволяет более точно судить о нем, что дает возможность более эффективно регулировать его.

Спектр методов саморегуляции эмоционального состояния, которые могут применять спортсмены, довольно широк. Это и различные модификации аутогенной тренировки, разработанные специально для спортсменов (психорегулирующая тренировка, психомышечная тренировка), и дыхательные упражнения, и аппаратурные методы психической саморегуляции, и когнитивные методики преодоления эмоциональных стрессов (В. П. Некрасов, Н. А. Худадов, Л. Пиккенхайн, Р. Фрестер). Многочисленные методы регуляции эмоционального состояния можно подразделить на те, действие которых направлено на непосредственное изменение уровня активации, и на методы, нацеленные на изменение содержания сознания. Вторая группа методов направлена на переосмысление, переоценку стресссовой ситуации как путь оптимизации эмоционального состояния, на снижение эмоционального напряжения через уменьшение субъективной неопределенности ситуации за счет детального мысленного представления своего поведения в ней. Методы регуляции эмоционального состояния на основе изменения содержания сознания относятся к группе когнитивных. В спортивной практике они менее популярны, чем методы, направленные непосредственно на изменение уровня активации, но интерес к ним постепенно возрастает.

Полезным шагом на пути к управлению эмоциями является формирование конструктивного отношения к симптомам изменения эмоционального состояния. Для части спортсменов уже сами эти изменения становятся стрессором, дезорганизующим их поведение. Для того чтобы это не происходило, следует объяснить спортсменам смысл этих изменений как естественную реакцию на значимую ситуацию, научить воспринимать симптомы изменения эмоционального состояния как пусковой сигнал для действий, способствующих его оптимизации. Например, учащение дыхания должно включать действия, направленные на восстановление его нормального ритма, появление суетливости движений должно быть сигналом к их замедлению, восстановлению их плавности и координированности (В. Л. Марищук, Л. К. Серова; Р. М. Сьюинн).

Одним из наиболее распространенных источников соревновательного стресса является неуверенность спортсменов в своих силах, выражением которой является появление у них негативных мыслей. Они могут быть связаны с опасениями за благополучный исход выступления в соревнованиях, с боязнью негативных последствий неудачи, с боязнью недоброжелательного отношения судей, зрителей, соперников. Распространенность этого явления придает значимость такому методу саморегуляции эмоционального состояния, как подавление негативных мыслей. Он заключается в умении заметить негативные мысли, связанные с определенными ситуациями, и найти замещающие их более рациональные суждения об этих ситуациях. Например, фехтовальщица нервничала на соревнованиях из-за того, что, как ей казалось, она не успевала как следует размяться. Она считала, что раздражает судей, которые из-за этого торопят ее с завершением разминки. На занятиях по развитию навыков саморегуляции эмоций ее мысли были направлены в более конструктивное русло: "У меня такие же права, как у других. Если я жду, пусть и меня подождут. Если я разминаюсь слишком долго, судьи скажут мне об этом, не мое дело следить за временем разминки". Изменение отношения к ситуации сняло эмоциональное напряжение, связанное с разминкой, что позволило спортсменке спокойно готовиться к выступлению и действовать более успешно. (Р. М. Сьюинн).

Хорошим способом подавления негативных мыслей является концентрация внимания на задаче, на технической и тактической стороне выступления в соревнованиях. Спортсмены, склонные во время соревнований концентрироваться на содержательной стороне своего выступления, а не на собственном состоянии, демонстрируют более высокую соревновательную надежность.

Полезной для повышения устойчивости к стрессам является методика, названная методикой зрительно-моторного воспроизведения поведения (Р. М. Сьюинн). Ее аналогами является применяемая спортивными психологами методика "Репортаж", предложенное Н. В. Цзеном и Ю. В. Пахомовым упражнение "Чемпион двадцать первого века". Суть перечисленных методик состоит в возможно более ярком и детальном представлении выступления в соревнованиях, его наиболее сложных и волнующих моментов, в мысленном проигрывании возможных вариантов развития соревновательной борьбы. Их эффект заключается в сокращении неопределенности соревновательной ситуации, стабилизирующей эмоциональное состояние. Условием успешности применения этих методик является развитое умение оперировать зрительными образами. Спортсмены владеют им в разной степени, и в случае необходимости его развитию нужно посвятить специальные занятия.

Развитие навыков саморегуляции эмоциональных состояний у спортсменов, проходящих этап специализированной подготовки, закладывает базу надежности их соревновательной деятельности на этапе высшего спортивного мастерства.

3.6. Влияние включения в углубленное спортивное совершенствование

на личностное и интеллектуальное развитие спортсменов

 

Спорт принадлежит к видам деятельности, достижение высоких результатов в которых возможно лишь при достаточно раннем включении в их освоение. Высокие требования к исполнительскому мастерству делают процесс его приобретения аналогичным овладению сложной профессией, каков бы ни был официальный статус спортсмена (любительский или профессиональный). Совершенствование мастерства - это по сути дела совершенствование спортсменом самого себя. Чем выше становится его квалификация, тем больше занятия спортом превращаются в образ жизни. Спортсменам приходится подчинять свою жизнь определенному режиму, вносить в нее ряд ограничений, без которых невозможно поддержание необходимой профессиональной формы. По сравнению с решением этой задачи все остальное становится второстепенным.

Трансформация спортивной деятельности в образ жизни тем более заслуживает внимания, что процесс формирования спортивного мастерства в большинстве видов спорта приходится на подростковый и юношеский возраст, то есть на время, когда большинство сверстников юных спортсменов лишь готовится к профессиональному и личностному самоопределению. Согласно концепции профессионального развития Д. Е. Сьюпера (1957), на возрастной период до 14 лет приходится стадия пробуждения, когда формируются профессиональные предпочтения, происходит опробование специальных способностей, появляются представления о профессиональных требованиях и профессиональном образовании. В возрасте 15-24 лет большинство людей проходит стадию исследования, когда делаются попытки "примерить" на себя профессиональные роли, осуществляется профессиональный выбор, ведется поиск поля деятельности в профессиональной жизни. Далее наступает стадия консолидации (25-44 года), заключающаяся в стремлении добиться устойчивого положения в найденном профессиональном поле. За ней следует стадия сохранения (45-65 лет), когда процесс профессионального развития происходит в избранном направлении без выходов за рамки найденного поля деятельности. Завершающей стадией профессионального развития является стадия спада (после 65 лет), специфической особенностью которой является развитие новых профессиональных ролей, связанных с передачей своего опыта, наблюдением за профессиональной деятельностью других людей.

Юные спортсмены включаются в целенаправленное профессиональное совершенствование в том возрасте, когда большинство их сверстников делают только первые шаги в формировании профессиональных предпочтений. При этом далеко не все юные спортсмены могут в полной мере осознавать последствия включения в серьезные занятия избранным видом спорта, которые первоначально воспринимаются как одна из форм досуга. Приобретение спортивного мастерства совпадает во времени с процессом формирования личности и интеллектуального развития, с получением школьного образования, от уровня которого зависят возможности будущего профессионального самоопределения. Обычно это обстоятельство анализируется с утилитарной точки зрения, с точки зрения того, как личностные качества юных спортсменов сказываются на спортивных результатах, как согласовать тренировки и занятия в школе таким образом, чтобы обеспечивать нужное продвижение юного спортсмена к высокому уровню спортивного мастерства. В значительно меньшей степени анализируется то, как включение в профессиональное по сути своей совершенствование сказывается на становлении юных спортсменов в личностном плане, на благополучии их жизненного пути.

Относительно влияния описанных условий на личностное развитие юных спортсменов высказываются разные мнения. С одной стороны, спорт рассматривается как фактор, способствующий социализации, облегчающий включение в самостоятельную жизнь. Большинство спортсменов высокого класса завершают спортивную карьеру, имея высшее образование. Они не менее успешно, чем люди, не занимающиеся спортом, создают семью. С другой стороны, отмечается, что углубленные занятия спортом в подростковом и юношеском возрасте могут стать причиной дисгармоний в личностном развитии, которые затрудняют адаптацию к жизни вне спорта после завершения спортивной карьеры.

Выделим, по крайней мере, некоторые проблемы, связанные с особенностями личностного становления юных спортсменов в условиях раннего включения в процесс спортивного совершенствования. Как свидетельствуют результаты исследований, к числу наиболее актуальных следует отнести проблему несовпадения норм и ценностей, регулирующих взаимоотношения в спортивной и внеспортивной жизни, моделей поведения, обеспечивающих эффективность спортивной деятельности и вызывающих конфликты в повседневной жизни. Не менее существенна проблема формирования самосознания, Я-концепции юных спортсменов. Сужение Я-концепции до представления о себе только как о спортсмене, происходящее под влиянием взрослых, концентрирующих внимание юных спортсменов на самоутверждении через спорт, оказывается причиной дезадаптации в случае прекращения выступлений, которое воспринимается как конец жизни. Дисгармонии в личностном развитии связаны с ограничением социального опыта юных спортсменов, обусловленного их большой занятостью тренировками и учебой. Не случайно поэтому многие высококвалифицированные юные спортсмены говорят о том, что у них нет друзей, что они опасаются корыстных мотивов интереса сверстников к общению с ними.

Юношеский возраст характеризуется усилением значимости принятия сверстниками, чувства принадлежности к группе. Вместе с тем соперничество, мотивация достижения вступает в противоречие с аффилятивными мотивами, т. е. стремлением быть принятым другими людьми, быть для них желанным партнером по общению, стремлением к дружеской поддержке и участию (Х. Хеккаузен, 1986). Столкновение мотивов достижения и аффиляции может быть причиной глубоких внутренних конфликтов. Пример такого конфликта - описанный К. Карье (1993) феномен юниора-чемпиона. Он состоит в том, что значительное превосходство по уровню достижений увеличивает дистанцию между чемпионом-юниором и его сверстниками. Его потребность в аффиляции остается неудовлетворенной, что служит причиной сильных и болезненных эмоциональных переживаний. Другое проявление противоречия мотивов достижения и аффиляции описано Ю. А. Коломейцевым. Как показали его исследования спортсменов-подростков, хорошие друзья оказываются плохими спарринг-партнерами. Они не стремятся добиться превосходства друг над другом, готовы предоставить друг другу возможность порадоваться успехам. Но чем выше квалификация спортсменов, тем труднее ожидать, что противоречие мотивов достижения и аффиляции разрешится в пользу последнего мотива.

Спецификой спортивной деятельности является не только раннее включение в профессиональное совершенствование, но и раннее завершение спортивной карьеры, что также является источником психологических проблем. Ведь если в начальный период включения в совершенствование спортивного мастерства спортсмены опережают своих сверстников в становлении как субъектов профессиональной деятельности, то при завершении спортивной карьеры высококвалифицированные спортсмены оказываются перед необходимостью поиска себя в новой профессии. Они проходят начальные стадии профессионального становления, в то время как их сверстники находятся на стадии профессионального развития, которую Д. Е. Сьюпер обозначил как стадию консолидации, когда человек имеет прочные позиции в избранном поле профессиональной деятельности. Это оказывается тем более болезненной перестройкой, чем выше успехи и популярность, достигнутые в спорте, и чем менее сформирована психическая готовность к переходу на новый этап жизненного пути. А элементы этой готовности формируются задолго до завершения спортсменом своей спортивной карьеры. К таким элементам следует отнести полноценную Я-концепцию, серьезное отношение к получению образования. Их сформированность во многом зависит от позиции взрослых, составляющих круг значимых других для совершенствующихся спортсменов.

Факты, приведенные выше, свидетельствуют о неоднозначности влияния раннего включения в целенаправленное спортивное совершенствование на личностное развитие юных спортсменов. Они указывают на то, что характер этого влияния может быть связан не только со спецификой спорта, но и с особенностями организации работы с юными спортсменами. Это подтверждают изучения источников дисгармоний личностного развития юных спортсменов, включившихся в углубленное спортивное совершенствование. В пятилетнем лонгитьюдном исследовании анализировалась динамика мотивации учения и занятия спортом, учебной и спортивной успешности, особенности Я-образа, специфика отношений со значимыми другими учащихся специализированного спортивного класса по футболу в период обучения юных спортсменов в 6-10 классах средней школы.

Анализ спортивных достижений учащихся исследованного класса показал, что к концу обучения в школе 40% из них получили приглашения в клубные команды, что говорит об их высокой спортивной успешности. Выделены также учащиеся со средней спортивной успешностью, эпизодически привлекаемые на игры в клубных командах, учащиеся, не проявившие заметных успехов в спорте. Для последних стала очевидной проблема смены жизненных планов из-за невозможности реализовать себя в спорте.

Учебная успешность в 10 классе оказалась различной у учащихся с разной спортивной успешностью. Наиболее высоки успехи в учебе в группе с низкой спортивной успешностью. Несколько ниже они у юных футболистов с высокой спортивной успешностью. Худшие результаты в учебе обнаружили учащиеся со средней спортивной успешностью. Существенно изменилась от 6 к 10 классу мотивация учения. Спортивный класс был сформирован из мальчиков, имеющих средний балл не ниже, чем "4". Их отличала выраженная познавательная мотивация, которая постепенно сменилась мотивами долженствования. В исследовании отмечены существенные различия оценок интеллектуальных способностей учащихся спортивного класса педагогами в 6 и 10 классах. В 6 классе 83% учащихся характеризовались учителями как имеющие хорошие способности, 17% - выше средних. В 10 классе только 13,5% учащихся приписывались хорошие интеллектуальные способности. У 27,5% они расценивались как средние, 22,5% учащихся обладали, по мнению педагогов, способностями ниже средних, а 35,5% - низкими. Оценки способностей педагогами существенно расходились с самооценками учащихся, из которых 54% считали, что их способности хорошие, 36% - средние, 10% - выше средних. Учителя, отказываясь изменить режим занятий с учетом графика тренировок и соревнований, снижали требования к учащимся спортивного класса. Это воспринималось по крайней мере частью из них как недооценка их возможностей, пренебрежительное отношение к спортсменам.

Состав значимых других в спортивном 10 классе отличался от установленного в параллельном классе, 40% юных спортсменов на первое место среди значимых других поставили мать, 30% - отца, 20% - сестру или брата, 10% - друга вне класса. В параллельном классе 33,3% поставили на первое место мать, 13,3% - отца, 20% - сестру или брата, 33,3% - друга вне класса. У учащихся спортивного класса не отмечается свойственной возрасту переориентации на общение со сверстниками, что следует расценивать как дисгармонию в личностном развитии. Повышенная значимость родителей как значимых других объясняется доминированием отношения конкуренции в общении с одноклассниками, ограниченными возможностями общения со сверстниками вне школы, непрестижностью роли спортсмена в глазах многих педагогов, работающих в спортивном классе. Поэтому семья оказывается основным источником психологической поддержки спортсменов. Этим объясняется наибольшая значимость в структуре Я-образа восприятия себя как члена семьи. Несколько меньшую значимость имеет социальная роль спортсмена, которая тем выше, чем больше успехи в спорте. На следующем месте по значимости стоит роль ученика. Интересно отметить, что большую значимость ей придают успешные в спорте учащиеся. У учащихся со средней и низкой спортивной успешностью престижность роли ученика меньше. У учащихся со средней спортивной успешностью низкая престижность роли ученика сочетается с низкой учебной успешностью. Возможно, это связано с неопределенностью их ориентаций на будущее. Если учащиеся с низкой спортивной успешностью определенно переориентировались на учебу, то у имеющих среднюю спортивную успешность этой переориентации не отмечается.

Источниками проблем в личностном развитии обследованного спортивного класса являются: несовершенство отбора, вызывающее фрустрации из-за несовпадения ожидаемых и фактических достижений; несогласованность специальной и общеобразовательной подготовки по содержанию и организации, приводящая к снижению мотивации учения и школьных успехов; сужение социального опыта, приводящее к формированию инфантильной структуры общения со значимыми другими; доминирование в общении со сверстниками отношения конкуренции, усиливающее потребность в психологической поддержке.

Полноценное спортивное и личностное становление юных спортсменов, включившихся в углубленное спортивное совершенствование, возможно лишь при психологически обоснованном построении их подготовки.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.