Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В конечном слоге




Задание 1. Объясните на примере следующих пар слов зависимость корневых гласных от гласных, находящихся в конечном слоге:

nimu, nimis - nemames, nemet; biugu, biugis - biogames, bioget; bugum - gibogan; durfum - dorfta; berg - gibirgi; erda - irdisk; reht - rihten (гот. rihtjan); diota - diutisk; lioht - liuhten (гот. liuhtjan); fora - furi; fol - fullen (гот. fulljan);

Задание 2. Напишите форму Infinitiv следующих глаголов и определите причину изменения корневых гласных:

wirdu, sihit, nim, stigis, beret, giu3it, nimit, nemet, quidu, quedames, stirbit, quim, sterbe, wurtum, snitum, firloran, zugum, firlurum, gizogan.

 

3. У м л а у т

 

Умлат гласного а (первичный умлаут: а > е) основан на его уподоблении гласному i (согласному j) в последующем слоге. Напр., gast - gesti. Данное чередование отсутствует перед буквосочетаниями ht, hs, lw, rw.

 

Задание 1. Объясните употребление корневых гласных в следующих примерах (преломление, умлаут):

faru, frenkisk, werdan, feris, findan, manag, menigi, ferit, lang - lengiro, almahtig, giu3u, gio3ant, engil, man - mennisko, fasto - festi, beran, nahti, wahsit, biginnu, mahti, siuhi (Кrankheit), gifildi.

 

Задание 2.Прочитайте следующий текст и выпишите из него примеры, в которых корневые гласные чередуются по умлауту либо преломлению (повышение - понижение). Переведите текст на русский язык:

- Sliumo after arbeiti thero tago sunna uuirdit bifinstrit, inti mano ni gibit sin lioht, inti sterronfallent fon himile, inti megin himilo sint giruorit. Inti thanne erougit sih zeichan thes mannes sunes in himile, inti thanne uuofit sih allu erdcunnu, inti gisehent mannes sun comentan in himiles uuolkanon mit managemo megine inti mihilnesse. Thanne sentit sine engila mit trumbun mit mihileru stemmu, inti gisamanont sine gicoranon fon fior uuinton, fon hohi himilo io unz iro enti.

- Quad tho zi imo thie engil: “ni forhti thu thir, Zacharias, uuanta gihorit ist thin gibet, inti thin quena Elysabeth gibirit thir sun, inti nemnis thu sinan namon Johannem. Inti her ist thir gifeho inti blidida, inti manage in sinero giburti mendent. Her ist uuarlihho mihhil fora truhtine inti uuin noh lid ni trinkit inti heilages geistes uuirdit gifullit... inti manage Israheles barno giuuerbit zi truhtine gote iro...” Inti quad Zacharias zi themo engile: “uuannan uueiz ih thaz? ih bim alt, inti min quena

fram ist gigangan in ira tagun.” Tho antlingonti thie engil quad imo: “ih bim Gabriel, thie azstantu fora gote, inti bim gisentit zi thir thisu thir sagen.”

 

4. А б л а у т в системе сильных глаголов

 

В отличие от преломления и умлаута а б л а у т является спонтанным чередованием гласных, не зависямщим от вокализма последующего слога. В своем грамматическом значении германский аблаут особенно четко выступает в системе сильных глаголов. В древневерхненемецком языке, как и во всех древнегерманских языках, сильный глагол имеет ч е т ы р е основные формы: 1) инфинитив;

2) ед. число прошедшего времени (1 и 3 лицо); 3) множ. число прош. времени; 4) причастие II. В нововерхненемецком мы имеем т р и основные формы вместо ч е т ы р е х в результате унификации индикатива прошедшего времени либо по единственному, либо по множественному числу.

Как и в нововерхненемецком, в древневерхненемецком языке в результате действия аблаута различаются основы, от которых образуются Рräteritum и Рartizip II сильных глаголов, с одной стороны, и Рräsens и Infinitiv, с другой. При этом следует учитывать, что при образовании всех глагольных основ действие аблаута может сопровождаться влиянием других видов чередования гласных, например, преломления. В связи с этим в следующей таблице рассматриваются пять основ в системе сильного глагола древневерхненемецкого языка и вводится понятие “класс” сильного глагола. Деление на классы обусловлено не только типом чередования гласного основы, но и следующим за ним согласным.

 

 

Ряд Класс 1-я основа 2-я основа 3-я основа 4-я основа 5-я основа Примеры
    Инфини-тив Презенс един. ч. Претер. един.ч. Претер.множ.ч. Прич.II  
    Презенс множ.ч. Импер. ед.ч.        
    Импер. множ.ч.          
    Прич. I          
               
I   i i ei i i stigan, stigu, steig, stigum, gistigan
I   i i e i i zihan, zihu, zeh, zigum, gizigan
II   io iu ou u o biogan,biugu, boug, bugum, gibogan
II   io iu o u o biotan, biutu, bot, butum, gibotan

 

 

Ряд Класс 1-я основа 2-я основа 3-я основа 4-я основа 5-я основа Примеры
III   e i a u o helfan, hilfu, half, hulfum, giholfan
III   i i a u u singen,singu, sang, sungum, gesungan; rinnan, rinnu, rann, runnum, girunnan
IV   e i a a o neman, nimu, nam, namum, ginoman
V   e i a a e geban, gibu, gab, gabum, gigeban
V   i i a a e bitten, bittu, bat, batum, gibetan; sizzen, sizzu, sa3, sa3um, gise33an
VI   a a uo uo a faran, faru, fuor, fuorum, gifaran
VI   e e uo uo a skepfen, skepfu, skuof, skuofum, giskaffan
VII   a a ia ia a waltan,waltu, wialt, wialtum, giwaltan; gangan, gangu, giang, giangum, gigangan
VII   a, ei a, ei ia ia a, ei la3an, la3u, lia3, lia3um, gila3an; hei3an, hei3u, hia3, hia3um, gihei3an
VII   o, ou, uo o, ou, uo, io io o,ou,uo sto3an, sto3u, stio3, stio3um, gisto3an; ruofan, ruofu, riof, riofum, giruofan; loufan, loufu, liof, liofum, giloufan

 

 

Задание 1. Распределите следующие сильные глаголы по рядам аблаута. Напишите формы их прошедшего времени и причастие II:

beran (4) bergan (3) biginnan (3) biliban (1) bintan (3)

biogan (2) biotan (2) bitriogan (2) bitten (5) bi33an (1)

blasan (7) bratan (7) brehhan (4) brestan (3) bringan (3)

brinnan (3) bruhhan (2) gidihan (1) draen (1) dreskan (3)

dringan (3) thwingan (3) entfahan (7) e33an (5) erblichen (1)

fahan (7) fallan (7) faran (6) fehtan (3) ferderban (3)

findan (3) fliogan (2) fliohan (2) flio3an (2) ferdrie3an (2)

fli33an (5) fre33an (5) ganesan (5) gangan (7) forliosan (2)

geban (5) geltan (3) giberan (4) gilingan (3) ginio3an (2)

gio3an (2) giwinnan (3) graban (6) grifan (1) giskeppian (6)

hahan (7) haltan (7) heffan (6) hei33an (7) helfan (3)

houwan (7) hriuwan (2) kiosan (2) kriochan (2) quedan (5)

quellen (3) queman (4) la33an (7) lesan (5) lidan (1)

liggen (5) lihan (1) liogan (2) loufan (7) me33an (5)

neman (4) pflegan (5) ratan (7) rehhan (4) ringan (3)

rinnan (3) ritan (1) ruofan (7) sehan (5) singan (3)

sinkan (3) siodan (2) sizzen (5) sceidan (7) scellan (3)

skephen (6) skinan (1) skio33an (2) scrian (1) scriban (1)

scritan (1) slaffan (7) slahan (6) sliffan (1) slihhan (1)

slioffan (2) slio3an (2) sli33an (1) smerzan (3) smiegen (2)

snidan (1) sprehhan (4) springan (3) stantan (6) sterban (3)

stigan (1) stinkan (3) stioban (2) sto3an (7) strihhan (1)

stritan (1) swelhan (3) swellan (3) sweren (6) swingan (3)

tragan (6) treffan (4) tretan (5) triban (1) trinkan (3)

triofan (2) triogan (2) wahsan (6) wallan (7) waltan (7)

werban (3) werdan (3) werfan (3) wesan (5) wihhan (1)

winnan (3) wintan (3) wi3an (1) ziohan (2)

 

Задание 2. Прочитайте и переведите следующий текст. Установите случаи, в которых прослеживается действие аблаута и запишите их в тетрадь, указав ряд аблаута:

Gilamf inan varan thuruh Samariam. Inti quam tho in burg Samariae thiu dar ist giquetan Sychar, nah uodile den dar gab Jacob Josebe sinemo sune. Uuas dar brunno Jacobes. Der heilant uuas giuueigit fon dero uuegeverti, saz so oba themo brunnen, uuas tho zit nah sehsta. Quam tho uuib fon Samariu sceffen uuazzar. Tho quad iru der heilant: “gib mir trinkan”. Tho quad imo uuib thaz samaritanisga: “uueo thu mit thiu Iudeisg bis trinkan von mir bitis, mit thiu bin uuib samaritanisg? ni ebanbruchent Judei Samaritanis”. Tho antlingita ther heilant inti quad iru: “oba thu uuessis gotes geba, inti uuer ist the dir quidit: gib mir trinkan, thu odouuan batis fon imo, thaz her dir gabi lebenti uuazzar.” Tho quad imo thaz uuib: “herro, thu nu ni habes mit hiu scefes inti thiu fuzze teof ist, uuanan habes lebenti uuazzar? Eno thu bistu mera unsaremo fater Jacobe, the dar gab uns den phuzi, her tranc fon imo inti sina suni inti sin fihu.” Tho antuuurtanti der heilant inti quad iru: “giuuelih de dar trinkit fon uuazzare thesemo, thurstit inan abur, de dar trinkit fon thesemo uuazzare thaz ih gibu, ni thurstit zi euuidu, ouh uuazzar, thaz ih imo gibu, ist in imo brunno uuazzares ufspringanti in euuin lib.” Tho quad zi imo thaz uuib: “herro, gib mir thaz uuazzar, thaz mih ni thurste noh ni queme hera scephen.”

 

З А Н Я Т И Е 4.

1. Спряжение слабых и сильных глаголов в

Р r ä s e n s

Простые глаголы имеют в древневерхненемецком языке в Рräsens следующую структуру:

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2291; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.