Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Матричное представление архитектуры




Взаимосвязь различных взглядов на систему и аспектов её устройства в простейшем структурированном виде может быть представлена матрицей отношений взгляд – аспект (рис. 2.1).

 

  Характеристики субъектов Характеристики объектов Характеристики процессов          
Взгляд А Х Х Х
     
Взгляд Z Х Х Х

 

Рис. 2.1. Матрица отношений взгляд – аспект

 

Например, по строкам матрицы разделяются взгляды разных категорий наблюдателей, которые требуют согласования в процессе проектирования, создания, эксплуатации и демонтажа системы. В рамках взгляда формируется частное архитектурное представление системы, предполагающее отражение только тех субъектов, объектов и процессов, которые интересуют наблюдателя. Последовательное в смысле декомпозиции моделей формирование архитектуры на основе согласования разных взглядов позволит сформировать и развивать согласованную онтологию системы, не содержащую избыточных, никем не востребованных данных.

По столбцам матрицы расположены относительно независимые компоненты архитектуры, важные для комплексного представления знаний о системе и её связях с внешним миром в рамках одного взгляда (строки) или архитектуры в целом. Два первых столбца – субъекты и объекты, отображают систему в статике (структурные компоненты), третий – процессы, отображают динамику, реализацию целей системы во времени.

Полезна и отдельная ось системного времени, поскольку характеристики системы меняются во времени, и для разных элементов по-разному (ввиду разности скоростей изменений и стадий жизненного цикла отдельных элементов). Это позволит учесть, например, изменчивость исполнения различных экземпляров одного и того же делового процесса на стадии опытной эксплуатации системы или на стадии её зрелости.

Для отображения изменений в архитектуре системы сообразно стратегии её развития или её жизненному циклу необходимо разрабатывать соответствующие временн ы е архитектурные срезы для всех взглядов в комплексе. При этом будут доступны для наблюдения и измерения те изменения, которые необходимо произвести (или которые происходят сами) в состояниях субъектов, объектов, связей и т.д., а, значит, можно соотнести необходимый объём изменений с имеющимися организационными, финансовыми, временн ы ми, интеллектуальными и прочими ресурсами, разработать соответствующие планы мероприятий, оформить и выполнить заказы…

Получается своего рода архитектурная 3D- модель системы [11], объединяющая разные взгляды и аспекты рассмотрения системы, развивающейся в своём системном времени.

В клетках таблицы и/или группах клеток – областях, должны присутствовать декомпозируемые до необходимого уровня детальности представления модели, настраиваемые сообразно конкретному взгляду.

Для более полного отражения архитектурных особенностей следует использовать обсуждавшиеся ранее объектные, событийные и процессные (потоковые) модели, наиболее распространённая форма представления и декомпозиции аспектов – сеть или её частный случай — иерархия. Наряду с иерархическими классификаторами могут использоваться и фасетные, а связи ячеек удобно представлять, например, в виде матриц двух- трёхмерных зависимостей между этими классификаторами.

Параллельно с созданием графических и табличных представлений модели формируется и расширенная административная онтология [33], включающая следующие основные разделы:

· внешнее окружение системы;

· цели системы и показатели их достижения;

· деятельность системы (деловые и технологические процессы);

· организационная структура;

· личный состав системы;

· основные фонды, которыми система оперирует;

· информация внутри системы и обмен с внешней средой;

· бюджет системы и, возможно, ряд других.

При моделировании одинаково важны оба сопутствующих формированию архитектуры процесса: постепенное наполнение частных моделей с постоянной увязкой их между собой – разработка комплексной архитектуры (итерации с нарастанием степени точности и подробности описания), и формирование архитектурной витрины путем выделения из уже сформировавшихся в модели знаний какого-то нового аспекта (например, реорганизация бизнеса или перераспределение полномочий между органами власти вызывают соответствующее перераспределение субъектов, объектов и процессов).

2.2. Схема Захмана и её интерпретация для организационных систем

Существуют различные методики и формы представления архитектуры организационных систем. Наиболее приемлемой для структурированного представления архитектурных аспектов и последующего применения различных автоматизированных инструментов моделирования представляется полезная схема развития архитектуры информационной системы, впервые опубликованная в 1987 году и доработанная в 1992 году Джоном Захманом [3]. В общем случае схема применима не только к автоматизированным, но и к «обычным» организационным системам при некотором переосмыслении приводимых в ней аспектов. В данной модели на верхнем, наиболее общем уровне представлений различных участников жизненного цикла системы, приводится взаимосвязанный комплекс взглядов и наиболее существенных аспектов ее реализации, допускающий последовательную декомпозицию как по детализации аспектов рассмотрения, так и по детализации точек зрения на систему в целом.

Основные представления системы (взгляды) соответствуют тому, как видят систему представители различных ролей: заказчик, владелец, дизайнер или системный архитектор, проектировщики и разработчики компонент системы, монтажники и внедренцы, службы управления, обеспечения деятельности и участники основных деловых процессов. В схеме Захмана каждой строке соответствует точка зрения роли какого-либо участника жизненного цикла системы, в совокупности в ней отражаются шесть основных уровней представления информационной системы.

Каждая ячейка таблицы, соответствующая пересечению выбранного столбца и выбранной строки, содержит частное архитектурное представление определённого аспекта.

На рис. 2.2 представлена интерпретация одной из последних и наиболее полных версий схемы Захмана для информационной системы организации.

Схема позволяет рассматривать систему с различных точек зрения и по разным аспектам её существования на всех стадиях её жизненного цикла. Каждый из столбцов представляет определённый аспект рассмотрения:

· объекты физические и информационные (данные (data) во взаимосвязи между собой, представляющие информацию, важную для системы);

· функции (function) и наиболее важные операции, выполняемые в системе, в т.ч. формирование и передача знаний. Это может быть и потоковое описание процессов, с указанием, где возникают и как используются те или иные ресурсы и данные;

· сеть (network), инфраструктура - описание расположения объектов системы в их взаимосвязи, включая топологию информационных потоков организации.

· субъекты, люди (people), с описанием распределения ролей, ответственности, обязанностей и полномочий;

· графики работ и событий, происходящих в системе, в привязке ко времени (time), которое может быть абсолютным или относительным, отражающим взаимосвязь процессов и явлений;

· мотивация (motivation) и бизнес-цели различных субъектов.

 

Точка зрения/ аспект Данные, объекты Функции, процессы Сеть, инфраструктура Люди (субъекты) Время Цели, мотивы
Миссия и стратегия предприятия (заказчик) Перечень важных для бизнеса аспектов Перечень бизнес-процессов Перечень систем, сопровожда-ющих бизнес Руководите-ли и структурные подразделе-ния Основные вехи развития Цели высшего руководства
Концептуаль-ная бизнес-модель (владелец) Диаграмма классов Иерархия функций, модель бизнес-процесса Логистичес-кие цепочки Владельцы бизнес-процессов и исполнители Синхрониза-ция бизнес-процессов Цели основных субъектов системы
Системная модель (дизайнер)   Модель данных Функцио-нальная диаграмма Структурная схема системы Роли в процессе управления Планы-графики развития Цели в привязке к ролям
Технологическая модель (технологи) Модель документо-оборота, логистики Интерфейс пользовате-ля, техноло-гическая карта Топология сети, планировка участка Роли в технологиче-ском процессе Планы-графики деятельности Цели в привязке к ролям по техпроцессу
Детальное представле-ние (конст-рукторы, монтажники) Структура баз данных, специфика-ция оборудо-вания… Схема автоматиза-ции, программная документа-ция, код… Таблицы соединений, подключе-ний, адреса, протоколы… Штатное расписание, должност-ные регла-менты… Системное время Цели в привязке к ролям всех категорий персонала
Функциони-рующая система (персонал организации) Актуальные данные, инвентаризационная ведомость… Исполняе-мые функции Коммуника-ции между субъектами и объектами Личные дела сотрудников и т.п. Реальное время Цели и мотивы сотрудников

 

Рис. 2.2. Взаимосвязь средств представления архитектуры организационной системы

 

Схема Захмана изначально ориентирована в первую очередь на период создания системы и раскрывает различные аспекты системы на шести уровнях восприятия, каждому из которых соответствует своя строка:

· общие намерения (scope) - точка зрения на систему её владельцев и высшего менеджмента, интерпретируемая в терминах миссии, целей, стратегий, основных направлений деятельности в связи с внешней средой;

· модель организации (Enterprise Model) в понимании управленцев, главным образом, с точки зрения важности тех или иных процессов и их окружения для реализации миссии, стратегий и достижения целей. Это внутреннее и достаточно детальное описание, в то же время может не содержать существенных связей и элементов, если они «не видимы» с данной точки зрения;

· системная модель (system model) - полное и цельное представление всех существенных элементов системы и их связей. Как правило, содержит онтологическую модель системы без детализации частных решений;

· технологическая модель (technology model) - показывает, каким образом производятся различные продукты системы, в т.ч. и информационные;

· компоненты (components) - детальное представление системы в совокупности различных видов её обеспечений (информационное, техническое, программное, кадровое, правовое и т. п.);

· представление аспектов функционирования системы (functioning system) с точки зрения персонала организации и внешних пользователей.

Схема может быть использована и в случае, когда система находится уже в стадии эксплуатации, при этом на первый план по важности для её успешного существования выходят точки зрения владельца (руководство, принимающее решения о текущем финансировании и развитии), служб управления и обеспечения деятельности, участников основных деловых процессов и внешних потребителей результатов деятельности системы, следовательно, набор «взглядов» и раскрывающих их моделей может частично видоизмениться.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 471; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.