Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 12: Технологическая составляющая формата радиостанции




Дополнительная

Основная

1. Радиожурналистика: Учебник / [под ред. А.А. Шереля]. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. – 480 с. – С. 258-261

2. Смирнов, В.В. Жанры радиожурналистики: Учебное пособие для вузов / В.В. Смирнов. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 288с. – С. 49-53

3. Васильева, Л.А. Делаем новости!: Учебное пособие / Л.А. Васильева. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 190 с. – С.21-38

1. Бубукин, А. Форматы радиостанций. Как определить свой формат / А. Бубукин / Сайт «Радиовещательные технологии» - (http://www.radiostation.ru/music/format.html)

2. Тельцова, Н. Специфика ролевого поведения ведущих радиоканала. / Сайт «Радиопортал» – (http://www.radioportal.ru/articles/5899/spetsifika-rolevogo-povedeniya-vedushchikh-radiokanala)

3. Набокова, М. Правила работы ведущего музыкальных программ. / М. Набокова – Сайт «Радиовещательные технологии» – (http://www.radiostation.ru/music/djs.html)

4. Цвей, И. Раскрутка радиокомпании / И. Цвей – Сайт «Радиовещательные технологии» – (http://www.radiostation.ru/begin/radio_comp.html)

5. Комаров, С. Психосинтетические технологии в радиовещании. / Сайт «Волшебный голос радио» – (http://www.radiosound.ru/word/psycho.html)

6. Радио: музыкальное, новостное, общественное... / [под ред. В. А. Сухаревой, А. А. Аллахвердова]. – М.: Фонд независимого радиовещания, 2001. – 224 с. – С. 133-165

7. Время работать на радио. Современная радиожурналистика в разных жанрах / [под ред. Е.Н. Филимоновых]. – М.: Фонд независимого радиовещания, 2002. – 192с. – С. 166-189

8. Радио: мы говорим, нас слушают?.. Программы на радио и реакция аудитории. – М.: Фонд независимого радиовещания, 2004. – 144 с. – С. 84-101

В этой части многое диктуют условия работы радиостанции: сколько часов в сутки составляет ее объем вещания и идёт оно единым блоком, или дробится на несколько выходов в эфир в разные промежутки суток. Разработка технологического формата радиостанции включает в себя следую­щие пункты.

1. Процентное соотношение музыки, информации и спонтанной речи в эфире

Основой этого соотношения является целевая установка радиостан­ции. Если радиостанция по цели информационная - в приоритете будут информационные передачи, если музыкальная - музыка и т.п. Всё разнообразие промежуточных вариантов, таких, как музыкально-информационная радиостанция, информационно-развлекательная и т.д., тоже базируется на этом соотношении. Рассмотрим подробнее определение этой части технологического формата.

При информационном вещании музыки в эфире практически не бывает, а информационные передачи занимают 100% программы. Обычно это «закольцованные» выпуски новостей с постоянным обновлением информации по мере поступления и рекламными вставками. Иногда на некоторых радиостанциях к выпускам новостей добавляются и короткие ток-шоу.

Информационно-музыкальное вещание предполагает соотношение такое: 60-70% информационных передач, 30-40% музыки. При музыкально-информационном вещании соотношение информации и музыки меняется на противоположное: 30-40% информации и 60-70% музыки.

Музыкальное вещание: количество информации, включая короткие рубрики, выпуски новостей и рекламу, не превышает 10-25% эфирного времени. Остальное время занимает музыка.

Кажущаяся на первый взгляд простота в процентном делении веща­ния на три части обманчива. Главной проблемой в этом делении могут стать особенности функционирования жанров радиовещания, когда один жанр находится внутри другого и плавно перетекает в третий. В каждом конкретном случае принимать решение, к какой части отнести ту или иную программу, необ­ходимо в зависимости от наполнения передачи теми или иными компонен­тами, т.е. информацией, спонтанной речью или музыкальными компози­циями.

Приняв одну схему процентного соотношения, радиостанция в процессе своего творчества может наполниться новыми передачами и про граммами, и это соотношение может измениться. В этой связи необходимо периодически проверять и пересчитывать проценты, чтобы знать, насколь­ко радиостанция отклонилась от установленного ранее процентного соот­ношения музыки, речи и информации. Это поможет сохранить выбранный формат и избавиться от не совсем удачных или уместных передач, заби­вающих эфир, а не наполняющих его.

С другой стороны, может произойти и корректирование формата радиостанции в соответствии с требованием современности. Как правило, руководство радиостанций имеет представление о том, каково это соотношение приблизительно должно быть, но реальные цифры могут иметь рас­хождение с предполагаемыми.

2. Распределение по времени: наполнение утреннего, дневного, вечернего и, если имеется, ночного блоков вещания

Это раздел касается суточного колеса вещания: когда начинается каждый блок и когда заканчивается, какими передачами наполнен, какой объем времени они занимают, периодичность выпусков новостей в тот или иной промежуток суток.

Основой этого деления будет ориентированность на распорядок дня целевой аудитории. Радиостанция должна просыпаться вместе со своей целевой аудиторией, давать информацию, которая той в данное время наиболее необходима, с ней проживать рабочий или учебный день, с ней возвращаться с работы, развлекать её в минуту отдыха и петь колыбельную на ночь. Таким образом, может быть решена одна из основных задач радиостанции: удержать на своей волне слушателя как можно дольше, создавая разнообразие и не допуская переключений на конкурирующие радиостан­ции.

Если радиостанция живёт в одном ритме с целевой аудиторией, она даёт то, что ей нужно тогда, когда ей это нужно, то необходимости в до­полнительной информации у аудитории не возникает. Например, с утра необходима информация о погоде, а ближе к обеду актуальность данной информации снижается, однако к концу рабочего дня важно знать погоду на завтра. Информация о ситуации на дороге важна тогда, когда наш слу­шатель едет из дома на работу или с работы домой. Ночью необходимо больше музыки, а утром информации.

В соответствии с этими потребностями строится концепция каждого суточного блока вещания.

3. Ритм вещания

Как правило, ритм вещания радиостанции возникает стихийно. Про­сто сначала возникают передачи, которые длятся определенное время, по­том их ставят в сетку вещания, и только после этого возникает ритм веща­ния. Ориентируясь на слух, редакторы вносят поправки и переносят про­граммы с одного времени, расставляют их очерёдность в эфире и т.д. Но современная жёсткая конкуренция в радиовещании требует другого под­хода к созданию ритма вещания, так как времени на корректирование его на слух, как правило, не даётся. К тому же дело престижа радиостанции, заявив программу в одно время, не перемещать её, так как она может быть уже ожидаемой слушателем. Поэтому ритм вещания необходимо проду­мывать и соотносить опять же с целевой аудиторией, учитывая особенно­сти восприятия в каждый конкретный период времени.

К примеру, в разгар рабочего дня внимание слушателя не сосредото­чено на радио, и ставить в этот промежуток длинные и серьёзные разго­ворные, аналитические или информационные передачи не стоит, уместнее здесь будут короткие – на несколько минут – и яркие передачи. А вот по дороге с работы слушатель в состоянии прослушать что-то и длиннее, коротая время в дороге или в дорожной пробке. Вечером за чаем в компании с радио слушатель может провести много времени, а значит, самые длительные передачи мо­гут быть именно в это время. Вместе с тем крайне важно так распределить передачи в сетке вещания, чтобы несколько длинных передач не звучали подряд, чтобы все передачи ритмически сочетались между собой и созда­вали общую динамику эфира, несложную для восприятия слушателя.

По сути, технологический формат – это программирование эфира, составление сетки вещания радиостанции. Программирование, введенное еще в эпоху становления радиовещания, сыграло важную роль в создании форм взаимодействия слушателя и радио. С демонополизацией эфира в 90-х г.г., с развитием коммерческого сектора радиовещания стали складываться и новые способы составления сетки вещания.

Сегодня можно выделить несколько способов программирования по структуре эфирной сетки: чистый формат, программная чересполосица и лоскутное программирование.

«Чистый формат» предусматривает строгое соблюдение избранного формата. Если «только ново­сти», то только новости, если «альбомный рок», то только альбомный рок. Без компромиссов. Когда бы и в какое бы время слушатель ни включил ра­дио, он получит именно то, что ожидает.

«Программная чересполосица» наиболее характерна для большинст­ва действующих станций. Такое радио менее предсказуемо, и слушатель не может рассчитывать на то, что в любой момент дня он включит радио и услышит то, что хочет услышать. Однако и здесь элемент предсказуемости присутствует: утреннее шоу выходит в одно и то же время по рабочим дням, новостные блоки также фиксированы во времени. Если программа в выходные и рабочие дни отличается, отличия эти носят долговременный характер, и слушатель к ним привыкает. Более того, различия как бы при­спосабливаются к его стилю жизни в разные дни недели.

«Лоскутное программирование» наиболее характерно для разговор­ных и чисто новостных станций. Каждый последующий час отличается от предыдущего не только в течение дня, но и в течение недели, и слушатель не может сказать, на что он наткнется, включив эту станцию. Как правило, подобные станции не относятся к станциям фонового прослушивания.

Итак, четвёртой составляющей формата радиостанции является технологический формат, состоящий из процентного соотношения музы­ки, информации и спонтанной речи, распределения по времени и наполне­ния суточных блоков вещания и ритма вещания.

 

 


Рис. 5. Структура формата радиостанции и его составляющие

 

Вопросы для самоконтроля.

1. Почему процентное соотношение информации, музыки и спонтанной речи является определяющим для технологической составляющей формата?

2. Каким является процентное соотношение информации, музыки и
спонтанной речи на радиостанциях разного типа вещания?

3. Как влияет изменение процентного соотношения компанентов вещания на восприятие радиостанции целевой аудиторией?

4. Как определяются блоки утреннего, дневного, вечернего и ночного
вещания?

5. В чем специфика прослушивания передач аудиторией в разное время суток и как она влияет на программирование каждого суточного блока?

6. Какие способы программирования в современном радиовещании
существуют?

Литература:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 931; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.