Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 19: Типологический анализ радиовещания в г. Тольятти




Дополнительная

Основная

1. Радиожурналистика: Учебник / [под ред. А.А. Шереля]. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. – 480 с. – С. 90-103, 387-399, 406-422

1. Радио: мы говорим, нас слушают?.. Программы на радио и реакция аудитории. – М.: Фонд независимого радиовещания, 2004. – 144 с. – С. 101-139

2. Акопов, А.И. Некоторые вопросы журналистики: история, теория, практика (публикации разных лет). – Ростов-на-Дону: ООО «Терра», НПК «Гефест, 2002. – 368с. – С. 143-201

 

Сегодня в Тольятти вещают 21 радиостанций. Из них 4 государственные и 17 негосударственных по форме собственности радиостанций. Государственный сектор составили «Радио России», губернское «Радио Самары», городское «Радио Тольятти», вещающие на первой кнопке проводного радио, и «Маяк», вещающий в коротковолновом диапазоне. Коммерческий сектор включает: «Эхо Москвы», «Русское радио», «Ретро FM», «Дорожное радио», «Август», «Добрые песни», «Серебряный дождь», «Юмор FM», «Радио Рекорд», «Главное радио», «Авторадио», «Love радио», «Детское радио», «Европа плюс» «Шансон», «Радио Ваня».

Радиостанций со смешанной формой собственности в Тольятти не представлено, как не представлены и радиостанции, принадлежащие некоммерческим структурам.

Тенденции развития местного радиовещания в Тольятти совпадают с тенденциями развития радиовещания в нашей стране. Одна из наиболее ярких из них – это процесс концентрации капитала, медиаресурсов, образование мощных вещательных корпораций. В Тольятти существует 4 медиахолдинга, один принадлежит ОАО АВТОВАЗ и три находятся в частном владении.

При анализе цели вещания Тольяттинских радиостанций мы опирались на ответы руководителей радиостанций во время опроса. Собранные сведения показали, что с точки зрения целевых установок самая массовая группа – это коммерческие радиостанции. Большинство руководителей данных радиостанций единственным способом привлечения аудитории и рекламодателей считают создание легкого, не напрягающего радиослушателя, приспособленного к фоновому прослушиванию эфира.

На втором месте стоят информационные радиостанции. В этой группе обращает на себя внимание радиостанция «ЛАДА FM». Являясь корпоративной по форме собственности, она ставит перед собой в первую очередь информационные цели и стремится к их реализации через освещение городских событий. В то же время АВТОВАЗ как собственник данной радиостанции настаивает на работе в русле корпоративных интересов. Стремясь сочетать эти две цели, радиостанция находит наиболее оптимальную форму подачи информации и расстановки передач в сетке вещания. Однако, слушатели воспринимают данную радиостанцию как ВАЗовское СМИ и ассоциируют его, например, со зданием дирекции ВАЗа. Городское «Радио Тольятти», вошедшее также в эту группу, содержится на муниципальном бюджете и сталкивается с теми же проблемами, что и большинство подобных радиостанций по стране. К общественно-политическим радиостанциям мы можем отнести «Радио России».

Большинство руководителей радиостанций формально относятся к определению и изучению своего сектора слушателей, т.е. целевой аудитории. Отсюда несоответствие предполагаемой целевой аудитории и реально существующей на ряде радиостанций. Например, определенная редакцией городского «Радио Тольятти» аудитория – это горожане в возрасте от 28 до 50 лет. Однако опрос слушателей показал, что популярностью данная радиостанция пользуется у слушателей старше 50 лет, а категория слушателей в возрасте от 28 до 40 не слушают данную радиостанцию.

По ориентированности на тот или иной сектор аудитории Тольяттинские радиостанции разделились следующим образом. Самая многочисленная группа – это радиостанции, ориентированные на слушателей в возрасте от 26 до 45 лет. Это закономерно, т.к. именно в этом возрасте люди ведут самый активный образ жизни, чаще обращаются к СМИ, больше интересуются различной информацией, музыкой, а главное, - являются активными покупателями товаров и услуг. Именно в этом секторе наиболее заинтересованы рекламодатели, что обусловило наибольшее количество коммерческих радиостанций в данной группе. Ряд из них определяют свою аудиторию очень широко. Для привлечения рекламодателей это неплохо. Но в то же время такая широкая направленность может негативно сказаться на удержании аудитории. Примером может служить «Август» который долгое время при отсутствии серьезной конкуренции на радиорынке Тольятти занимал первую строчку в рейтинге с серьезным отрывом в 15-20 %. С приходом в эфир большего количества коммерческих радиостанций, «Август» начал серьезно терять аудиторию и в конечном итоге не удержался на первой строке рейтинга.

Если говорить о детских и подростковых радиостанциях, то стоит сказать о появившемся недавно в эфире Тольятти «Детском радио». Кроме того некоторые редакции готовят для этой аудитории передачи, видя в ней потенциал, будущих слушателей.

Ориентированность радиостанций на ту или иную группу населения отмечается не у всех радиостанций. Как правило, руководители радиостанций ограничиваются определением только возрастного показателя. Специализированными на той или иной группе населения можно назвать следующие радиостанции: «Ретро FM» и «Шансон» для поклонников этих музыкальных направлений; «Авторадио» для автомобилистов, «Радио – 7» и «Серебряный дождь» для бизнесменов; «Русское радио» и «Август» для работников офисов, «ЛАДА FM» для работников ВАЗа. Группу массовых радиостанций представляют «Радио России» и «Маяк». Остальные радиостанции ориентированы только на определенную возрастную группу.

Цель и ориентированность на ту или иную группу аудитории является определяющим фактором при определении формата радиостанции, создании концепции ее вещания. Как уже говорилось, градация радиостанций по признаку «формат» может осуществляться в двух вариантах: по способу форматирования и по соотношению составляющих вещания в эфире.

90-е годы как первые годы становления негосударственного вещания были периодом экспериментов, творческого поиска и изучения опыта работы западных радиостанций этого типа. С этим связано то, что большинство российских коммерческих радиостанций в первые годы вещания не имели жесткого формата и во многом полагались на интуицию своих работников. Исключение составляли те радиостанции, которые открывались как представительства западных радиостанций. Например, «Европа плюс» начала вещание сразу в жестком формате и работала по плэй-листам, присылаемым из Франции. Радиостанции же российского происхождения иногда по несколько лет тратили на поиск собственного имиджа, на определение информационной и музыкальной политики. Особенно заметным этот процесс был в региональном коммерческом вещании. Так, открывшаяся в 1993 г. радиостанция «Август» до 2002 г. работала в широком формате. Не существовало плэй-листов, каждый ведущий эфира был автором музыкальной программы своих часов работы. При этом он ограничивал выбор песен только рамками существовавших правил: музыка может быть любого направления, но мягкая, несущая положительные эмоции, после русскоязычной песни звучат две иностранные композиции, микс должен быть приятно звучащим без резких переходов. Не существовало и жесткой программы передач. В любой момент в эфире могло начаться интервью со звездой эстрады или театра, по своему желанию ведущий мог пообщаться со слушателями в прямом эфире, у многих передач сдвигалось время выхода в эфир, исключение составляли выпуски новостей, рекламные блоки и коммерческие объявления, выходившие в эфир строго в определенное время. Со временем правила ведения эфира становились жестче, сформировалась сетка вещания, ограничился круг музыкальных направлений и в конечном итоге произошел переход на узкий формат. Причиной этого перехода стало постепенное насыщение радиорынка, появление конкуренции среди коммерческих музыкальных радиостанций. В этих условиях продолжать успешную деятельность можно было только при условии наличия жесткого формата. Это стало причиной исчезновения большинства широкоформатных радиостанций, ранее распространенных в российском эфире. На сегодняшний день форматирование для новой радиостанции является важнейшим компонентом, без которого в условия насыщенного рынка трудно будет занять свою нишу.

Среди радиостанций, вещающих в Тольятти, к широкоформатным можно отнести радиостанцию

Большинство же вещающих в Тольятти радиостанций являются узкоформатными и строят свое вещание в строго определенных рамках формата. «Август» ориентирован на хиты поп–музыки; «Русское радио» – на самые популярные мелодии российской эстрады; «Рекорд» – горячие хиты танцевальной музыки. Наиболее жестко форматированными являются радиостанции «Шансон». «Радио - 7» строят свою музыкальную программу в основном на мелодиях 80-х годов. «Авторадио» отдает предпочтение мягкому балладному року.

Особо необходимо сказать об информационных радиостанциях. Работая в информационном вещании, радиостанция вынуждена придерживаться узких рамок своего формата, определенных прежде всего информационной политикой. Узкоформатная радиостанция всегда соответствует ожиданиям слушателей, а это одно из главных условий популярности информационного вещания. Поэтому к узкоформатным можно отнести информационные радиостанции «Радио России», «Маяк», «Эхо Москвы», губернское «Радио Самары», городское радио «Тольятти», «ЛАДА FM».

По соотношению музыки, информации и спонтанной речи тольяттинские радиостанции делятся следующим образом. Самая многочисленная группа – музыкально-информационные радиостанции, т.к. именно этот формат на сегодняшний день является наиболее успешным с коммерческой точки зрения и популярным у слушателей. В эту группу вошли «Август», «Русское радио», «Шансон», «Love радио», «Хит-FM», «Авторадио», «Рекорд» и др. Соотношение музыки и информации на этих радиостанциях придерживается величины 60х40, а спонтанная речь ограничена программами по заявкам и играми в прямом эфире со слушателями. Информационно-музыкальные радиостанции в тольяттинском эфире представлены радиостанциями: «Радио – 7», «Маяк». В эфире этих радиостанций большая часть времени отдана информации, небольшое количество музыки, а спонтанная речь представлена не только программами по заявкам и играми, но и интервью в прямом эфире. Однако разговорных программ не так много, как, например, на радиостанциях следующей группы. Информационно-разговорные радиостанции «Эхо Москвы» музыкальное вещание имеет незначительное, но зато информационная составляющая для нее является доминантной. Для более глубоко освещения событий, явлений, ситуаций эта радиостанция активно используют жанры интервью, беседы, круглые столы, что делает разговорную составляющую эфира значительной. Так, в эфире «Эха Москвы» информационные и разговорные передачи занимают около 70% времени, и только 30% отдается музыке. Губернское «Радио Самары» и « ЛАДА FM» вошли в группу информационных радиостанций. Небольшой объем вещания этих радиостанций и при этом цель, связанная с освещением событий, происходящих в городе и области, и определили «чистый» формат. В эфире этих радиостанций в среднем 70% занимают новостные программы, и сравнительно небольшую часть, примерно 30%, занимают разговорные передачи. Разговорно-музыкальная радиостанция представленная в тольяттинском эфире – «Юмор FM».

Говоря о классификации тольяттинских радиостанций по содержательно–тематической направленности вещания, прежде всего, следует отметить, что в радиовещании России пока только идет процесс специализации радиостанций. Долгое время отечественный эфир тяготел к универсальности из-за существовавшей монополии государственного вещания. Да и начало коммерческого вещания не было связано с ориентированностью на узкую группу слушателей и специализацией на том или ином виде музыки или информации. Процесс специализации радиостанций начинается только тогда, когда конкуренция на рынке достаточно высока. В Тольятти большая часть радиостанций является универсальными по проблемно– тематической направленности и освещают широкий круг тем. Исключение составляют те радиостанции, которые специализируются на новостях: губернское «Радио Самары», городское «Радио Тольятти», « ЛАДА FM», «Эхо Москвы». Круг освещаемых в эфире тем достаточно широк, но приоритет отдан всему новому, что происходит в той или иной области. Это позволяет определить их как специализированные на новостях. В группу специализированных на определенной теме можно отнести и «Авторадио», т.к. большая часть передач этой радиостанции посвящена автомобильной тематике.

По жанровой палитре передач тольяттинские радиостанции распределились следующим образом. Самая большая группа – это информационные радиостанции, поскольку в передачах они используют только информационные жанры. В этой группе оказалось большинство коммерческих радиостанций: «Авторадио», «Love радио», «Август», «Русское радио», «Шансон», «Рекорд», «Радио-7». Так как, большая часть вещания у них отдана музыке, они вынуждены отказаться от объемных по времени звучания передач аналитических и художественно-публицистических жанров. К этой же группе относятся губернское «Радио Самары», городское «Радио Тольятти», « Новый век».

Аналитические жанры, наряду с информационными, широко используют радиостанции «Эхо Москвы», «Маяк». Например, в эфире «Эха Москвы» идут передачи «Гостиная «Эхо Москвы», «Без посредников», «Рикошет», «Персонально ваш», «Суть событий», «Прямая речь», «Контрудар», два раза в день политический комментарий к событиям дня и др. Эти радиостанции мы определили как информационно-аналитические. К универсальным мы отнесли «Радио России», поскольку эти радиостанции широко использует всю палитру радиожанров.

Осуществляя классификацию тольяттинских радиостанций по региону вещания, следует отметить что к всероссийским сетевым радиостанциям мы относим только те, которые являются головными в сети, и их эфир транслируется в регионах посредством сети представительств. Если бы мы анализировали радиовещание Москвы или Санкт-Петербурга, то эта группа была бы многочисленной. В Тольятти таких радиостанций не существует.

Тольятти, являясь крупным промышленным центром и городом, в котором активно развиваются коммерческие структуры, имеет достаточно большое количество представительств сетевых радиостанций. Успешность радиобизнеса обусловлена спросом на радиорекламу. В группу местных радиостанций, т.е. имеющих собственное вещание, свои радиопередачи и возможности для их создания, не использующие бренд других радиостанций, вошли городское «Радио Тольятти», «ЛАДА FM» и «Август». Собственную частоту из них имеет только «Август», остальные вещают на частоте совместно с московскими радиостанциями: «Радио Тольятти» не первой кнопке проводного радио вместе с «Радио России», а «ЛАДА FM» на частоте «Эха Москвы». Тем не менее, обе радиостанции имеют собственный бренд, свое производство радиопрограмм. В группу региональных радиостанций вошло губернское «Радио Самары».

Объем вещания является немаловажным фактором для радиостанций. Именно он определяет возможности радиостанции создавать собственные программы в том или ином количестве, с тем или иным временем звучания. Именно от него зависит объем размещаемой рекламы, а значит и коммерческий успех радиостанции. Поэтому все коммерческие радиостанции имеют объем вещания 24 часа в сутки. Однако так было не всегда. Например, «Август» перешел на круглосуточное вещание только через три года после своего основания. Менее 24 часов в сутки в Тольятти вещают те радиостанции, которые для собственного эфира используют частоту других каналов. Это городское «Радио Тольятти», « ЛАДА FM», губернское «Радио Самары».

Главным показателем объема аудитории остается рейтинг радиостанции и его динамика. По результатам исследования проведенного в рамках проекта «TNS Radio Index-Города» на октябрь 2010г. наиболее стабильные и высокие рейтинговые показатели у таких радиостанции как «Август», «Авторадио», «Дорожное радио». Это же исследование показало, что в Тольятти среднее время прослушивания радио за сутки составляет 3,5 часа (по России этот показатель 3,26 часа) и 77% аудитории слушают радио дома.

Таким образом, подводя итоги типологического исследования радиовещания в г. Тольятти можно сделать следующие выводы.

1. В тольяттинском эфире представлены как государственные радиостанции, так и негосударственные. Большая часть из них – это частные радиостанции. Половина действующих радиостанций принадлежит различным холдингам. Не используют возможности радиовещания тольяттинские некоммерческие структуры. Нет радиостанций и со смешанной формой собственности.

2. При подавляющем большинстве радиостанций с коммерческой целью деятельности можно выделить и информационные, и общественно-политические. К сожалению, в Тольятти не представлены просветительские радиостанции, хотя спрос на такой вид радиовещания у аудитории есть.

3. При анализе аудиторной направленности вещания выявились следующие тенденции. Во-первых, подавляющее большинство коммерческих радиостанций ориентируется на одни и те же секторы слушателей: молодежь и взрослое население. В результате происходит дробление рекламного бюджета. Это снижает уровень дохода коммерческих радиостанций, вынуждая одних объединяться в холдинги, а других - исчезать из эфира. Во-вторых, специализация на том или ином секторе аудитории в Тольятти только начинается, и этот процесс пока идет сложно. В городе нет юношеских, элитарных, этнических (несмотря на то, что Тольятти – многонациональный город) радиостанций. Очень мало радиопередач для детей и подростков.

4. По формату большая часть радиостанций Тольятти является узкоформатными, музыкально-информационными. Жесткая конкуренция на городском радиорынке заставила радиостанции более четко ограничивать свой эфир, устанавливая рамки вещательной политики, с конкретной ориентацией на целевую аудиторию. Именно это стало причиной того, что большинство радиостанций на сегодняшний день дрейфуют в сторону узкоформатных. Свободной остается ниша разговорных форматов и субформатов.

5. Содержательно-тематическая направленность передач тольяттинских радиостанций преимущественно универсальная. Попытка охватить максимальное количество тем прослеживается как в коммерческом, так и в государственном секторе. Той или иной тематической специализацией отличаются только несколько радиостанций. Хотя успешной и востребованной может быть, например, спортивная радиостанция или радиостанция, специализирующаяся на темах культуры и искусстве.

6. Преимущество информационных жанров в эфире тольяттинских радиостанций обусловлено самой природой радио как самого оперативного СМИ. Но спрос на аналитические программы у слушателя есть, что подтверждает стабильный рейтинг информационно-аналитических радиостанций.

7. По охвату территории вещания несомненное лидерство имеют представительства сетевых коммерческих радиостанций. В то же время практика показывает, что местные радиостанции не уступают в рейтингах представительствам и способны приносить прибыль. Создание местных радиостанций является перспективным направлением для тольяттинского радиорынка.

8. По объему вещания большинство радиостанций охватывает полные сутки. Только несколько радиостанций, вещающих на частоте других каналов, имеют меньший объем вещания.

9. По охвату аудитории несомненное лидерство принадлежит коммерческим музыкально–информационным радиостанциям. Радиостанции других форматов обладают невысокими, но стабильными показателями рейтинга, что говорит о постоянстве их аудитории.

Таким образом, типологический анализ радиовещания дает четкое представление современного состояния всей системы городского радиовещания Тольятти, позволяет обнаружить проблемы и выявить перспективы ее развития.

Вопросы для самоконтроля.

1. Для чего необходим типологический анализ городского радиовещания?

2. Каким образом выглядит градация тольяттинских радиостанций по типоформирующим признакам?

3. Как распределились радиостанции города при делении по формату вещания?

4. Как разделились радиостанции вещающие в городе по тематическому и жанровому признаку?

5. Как выглядит деление тольяттинских радиостанций по формальным типологическим признакам?

6. Какие выводы можно сделать в результате типологического анализа радиостанций г.Тольятти?

Литература:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 557; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.