Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организационно-экономические основы создания




Содержание и сущность организации производства

Содержание организации в современном менеджменте

НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА

Фундаментальный Оксфордский словарь английского языка дает четыре определения термина «менеджмент»:

- способ, манера общения с людьми;

- власть и искусство управления;

- особого рода умение и административные навыки;

- орган управления (административная единица).

Понятие «менеджмент» рассматривается как наука и практика управления, как организация управления фирмой и как процесс принятия управленческих решений.

Менеджмент – это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленной на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов с применением определенной системы научных принципов, функций и методов.

Термин «менеджмент» применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях.

Процесс управления состоит из функций: планирование, организация, мотивация и контроль. Эти первичные функции управления объединены связующими процессами коммуникаций и принятия решений.

Принятие решений – это выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать.

Основным требованием для принятия эффективного объективного решения является наличие адекватной точной информации. Единственным способом получения такой информации является коммуникация.

Коммуникация – это процесс обмена информацией, ее смысловым значением между двумя или более людьми.

Термин «организация» происходит от латинского слова organizo – сообщаю стройный вид, устраиваю. Под организацией понимается упорядочение, налаживание, взаимное расположение, устройство, приведение в систему чего-либо материального или духовного, т.е. некоторое действие и соотношение частей какого-либо целого.

Организация как основная функция менеджмента представляет собой вид действий, способов и средств по упорядочению совместной деятельности людей для достижения намеченных целей. При реализации данной функции оперируют категориями: процесс, система, коммуникации, организационно-стабилизационные методы и организационно-распорядительные средства. Организация как функция менеджмента формирует объект, совершенствует его, разрабатывает режимы функционирования, создает механизмы адаптации к изменениям внешних и внутренних связей в системе управления. Поэтому организация управления – это формирование условий устойчивости и гибкости социально-экономической системы на основе комплексного подхода с учетом системных и ситуационных факторов [8].

Содержание функции организации управления предполагает формирование и обоснование набора видов работ, необходимых для выполнения организуемой деятельности, определение по каждому виду деятельности:

1) компетенции, т.е. возможностей или границ действий и принятия решений;

2) полномочий, т.е. прав на принятие решений;

3) ответственности, т.е. меры и формы ответственности и санкций за последствия принятых решений.

На базе этих данных устанавливается профессиональный состав персонала и создается система информационного обеспечения. При этом формируются уровни управления, подразделения или звенья по уровням управления и система связей между ними. Звено системы управления рассматривается как обособленный элемент по объему и масштабу полномочий управления. В качестве звена может выступать должность, отдел, служба, подразделение. Состав звеньев в системе управления разнообразен. Приоритет при характеристике звена отдается критериям вида функций и объема полномочий [8].

По таким критериям различают линейные звенья (руководитель фирмы, цеха), функциональные (планово-экономический отдел), линейно-функциональное звено (главный инженер), функционально-линейное звено (руководитель творческой группы).

По характеру связей и формам взаимодействия наиболее распространены следующие системы управления производством: линейные, линейно-штабные, функциональные, линейно-функциональные, программно-целевые или адаптивные и дивизиональные. Средствами для выполненияфункций фирмы являются регламенты, нормативы, распоряжения, инструкции, самоорганизация.

Координация представляет собой вид деятельности по согласованию и упорядочению объединенных общей целью и совместной деятельностью людей в производственно - хозяйственных организациях. В организациях, ориентированных на долговременное функционирование, координация рассматривается как дополнение и расширение функции организации. В процессе реализации данной функции осуществляется координация преимущественно внешних связей руководителями высших уровней отраслевого, регионального, муниципального управления [8].

В других случаях, например, при формировании программно-ориентированных систем типа творческих групп, координация становится основной организующей функцией, ибо в данных системах требуется не жесткая формализация, а лишь согласованность творческих усилий, целенаправленность на идеи, их мотивированность.

Мотивация как основная функция менеджмента связана с процессом побуждения себя и других людей к деятельности через формирование мотивов поведения для достижения личных целей и целей организации.

Контроль – это процесс обеспечения того, что организация действительно достигает своих целей.

Существует три аспекта управленческого контроля:

· Установление стандартов – это точное определение целей, которые должны быть достигнуты в обозначенный отрезок времени. Оно основывается на планах, разработанных в процессе планирования.

· Измерение того, что было достигнуто в действительности за определенный период времени.

· Сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами.

Планирование как основная функция менеджмента представляет собой виды деятельности по формированию средств воздействия, обеспечивающих единое направление усилий всех членов фирмы на достижение общих целей. Планирование как процесс управления включает разработку и реализацию средств воздействия: концепцию, прогноз, программу, план. Каждое из средств воздействия имеет свою специфику и условия использования.

Концепция – идея, теоретические и методологические основы ее разработки, обоснование, методы и условия реализации. Любая теоретическая экономическая проблема до ее воплощения в экономике проходит стадию формирования концепции.

Прогноз – многовариантноенаучное предвидение возможного состояния фирмы, корпорации, экономики, общества в будущем. Прогнозы в бизнесе разрабатываются по сложным социально-экономическим проблемам, как правило, на долгосрочный или среднесрочный период. Чаще всего прогнозы используются в стратегическом планировании.

Программа – законченный комплекс заданий, мероприятий, работ, объединенных общей целью, имеющий конкретный конечный результат, требующий привлечения значительных ресурсов, осуществляемый совокупностью взаимодействующих органов, организаций, лиц разных функциональных сфер экономики. Формирование целевых комплексных программ в бизнесе и их реализация играют все возрастающую роль в процессах управления в разных сферах экономики и научных исследованиях. Их преимущество связано с более четкой ориентацией на конечный результат, с формированием более эффективной системы контроля и мотивации деятельности персонала, с сокращением бюрократических процедур и повышением оперативности управления, с более четкой системой координации и регулирования деятельности. В условиях России, особенно в период реформирования, программное управление становится распространенным видом антикризисного управления [8].

 

Сущность понятия "организация" в широком смысле можно определить: 1) как "внутреннюю упорядоченность, согласованность, взаимодействие более или менее дифференциро­ванных и автономных частей целого, обусловленную ее строени­ем"; 2) как "совокупность процессов или действий, ведущих к об­разованию и совершенствованию взаимосвязи между частями це­лого"; 3) как "объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе опреде­ленных процедур и правил" [Б. Г. Юдин]. Таким образом, в самом об­щем случае под организацией следует понимать упорядоченное со­стояние элементов целого и процесс по их упорядочению в целесо­образное единство [31]. На рис. 2.1 приведено структурное представление понятия "организация".

 

Рис. 2.1. Структурное представление понятия "организация"

Организация, рассматриваемая в статике, — это некоторое целостное образование (социальное, техническое, физическое, био­логическое), имеющее вполне определенную предназначенность. В динамике она представляется в виде разнообразных процессов по упорядочению элементов, формированию и поддержанию це­лостности вновь создаваемых или функционирующих природных объектов [31].

Р.А. Фатхутдинов считает, что применительно к производственным системам организацию следует рассматривать одновременно с двух сторон: 1) с точки зрения субстанции системы, ее структуры и содержания, сути и формы организации как юридического лица; 2) с точки зрения процесса по переработке входа системы в ее выход как функции управления по достижению миссии, целей си­стемы. Субстанцию и процесс следует рассматривать в единстве, они не могут существовать отдельно друг от друга [31].

Р.А. Фатхутдинов предлагает следующее определение понятия "организация": «организация — это единство субстанции системы и процесса ее функционирования. Для производ­ственных систем понятие "организация производства" можно кон­кретизировать следующим образом. Организация производства – единство структуры и содержания системы, ее формы как юридичес­кого лица, с одной стороны, и процесса функционирования системы в соответствии с ее миссией по переработке входа системы в ее выход с целью выпуска конкурентоспособного товара – с другой»[31]. Структура понятия "организация" применительно к про­изводственным системам приведена на рис. 2.2.

В.И. Терещенко даёт следующее определение организации: «Под организацией понимается структура, остов, в рамках которого проводятся определенные мероприятия. Управление – это совокупность скоординированных мероприятий, направленных на достижение определенной цели. Организация – это своего рода «анатомия» предприятия, управление – это его «физиология». Организация – это «статика» дела, управление – его «динамика».

 

Рис. 2.2. Структура понятия "организация" применительно к производственным системам

Под организацией производства понимается комплексная деятельность, направленная на рациональное сочетание и соединение во времени и пространстве рабочей силы со средствами и предметами труда для достижения заданной цели производственной системы с минимальными затратами.

Различают три аспекта организации производства:

- функциональный (поэлементный);

- пространственный;

- временной.

Основным является функциональный аспект, т.к. функциональность – наиболее существенное свойство любой системы. Именно на основе функциональности осуществляется формирование и дальнейшее развитие системы. Функциональный аспект организации производства предполагает выделение основных элементов производства: средств труда, предметов труда и самого труда и соединение рабочей силы со средствами и предметами труда в единый производственный процесс.

Пространственный и временной аспекты дополняют и развивают функциональный аспект.

Организация производства в пространстве означает расчленение совокупного производственного процесса выпуска продукции на частичные производственные процессы, закрепление частичных производственных процессов за отдельными цехами, рациональное размещение цехов на территории предприятия и организацию взаимодействия цехов.

Организация производства во времени означает определение производственного цикла совокупного производственного процесса выпуска продукции, расчет длительности частичных производственных процессов, сочетание во времени производственных программ всех цехов, выполняющих частичные производственные процессы, и разработку комплекса мероприятий по сокращению производственного цикла и улучшению использования во времени средств труда, предметов труда и рабочей силы.

Понятие организации производства возникло на стадии машинного производства. До тех пор, пока не сложилась система машин, процесс производства практически не отличался от процесса труда. Организация труда носила субъективный характер и полностью определялась целесообразной деятельностью человека.

Машинное производство приводит к кооперации машин, складываются объективные пропорции группировки оборудования по цехам и стадиям производственного процесса. В связи с этим возникает проблема организации использования оборудования и рационального движения предметов труда.

Организация труда является составной частью организации производства. Под организацией труда понимается система мер, направленных на рациональное сочетание и соединение работников производства во времени и пространстве с целью достижения полезного эффекта их трудовой деятельности при установленной технологии, организации использования средств труда и движения предметов труда.

Пространственное сочетание работников выражается в различных формах построения производственных бригад и различных вариантах распределения людей по рабочим местам.

Сочетание работников во времени основывается на различных формах разделения и кооперации труда, организации и обслуживания рабочих мест, установлении определенных режимов труда и отдыха.

Организация труда на предприятии – это система, которая функционирует и прогнозируется по следующим направлениям работы:

- внутрипроизводственное разделение и кооперация труда;

- организация и обслуживание рабочих мест;

- изучение, обобщение и распространение передовых приемов и методов труда;

- совершенствование нормирования труда;

- организация материального и морального стимулирования труда;

- подготовка и повышение квалификации кадров;

- улучшение условий труда;

- проектирование рациональных режимов труда и отдыха.

Организация производства на предприятии включает:

- организацию живого труда;

- организацию использования средств труда;

- организацию рационального движения предметов труда;

- выбор наиболее эффективных методов и форм организации производства;

- организацию основного и вспомогательного производства;

-проектирование рационального сочетания производственных операций, обеспечивающих наикратчайший производственный цикл;

- проектирование рациональных производственных процессов, основанных на непрерывности, ритмичности, пропорциональности, параллельности, прямоточности;

- обеспечение производства необходимыми материально-техническими ресурсами.

 

 

Контрольные вопросы

1. Понятие менеджмента. Функции менеджмента.

2. Содержание функции организации в современном менеджменте.

3. Понятие организации производства. Функциональный, пространственный и временной аспекты организации производства.

4. Понятие организации производства в статике и динамике.

5. Содержание и сущность организации производства на предприятии.

6. Диалектика понятий организации труда и организации производства.

7. Основные направления работы по научной организации труда на предприятии.

8. Содержание функции планирования в современном менеджменте.

9. Содержание функции мотивации в современном менеджменте.

10. Содержание функции контроля в современном менеджменте.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1527; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.