Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие познавательных процессов




С момента рождения и до смерти человек постоянно получает информацию об окружающем его мире. Этот процесс обеспечивается психикой человека, проявления которой весьма разнообразны. В настоящее время в структуре психических явлений принято выделять психические процессы, психические состояния и психические свойства.

Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека. Они имеют определенное начало, течение и конец. Таким образом, психические процессы – это динамические образования, которые характеризуются длительностью и устойчивостью их протекания. В свою очередь психические процессы могут быть разделены на три группы – познавательные, эмоциональные и волевые процессы.

К познавательным процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят: ощущения, восприятие, представления, память, воображение, речь. Именно данным процессам человек сведения об окружающем мире и самом себе.

Ощущения - это психический процесс, начинающий развиваться сразу после рождения. Суть ощущений заключается в отражении психикой ребенка отдельных свойств предметов. Классифицируя ощущения по отражению характеристик основных органов чувств, принято говорить о зрительных, слуховых, обонятельных, осязательных ощущениях.

Спустя непродолжительное время после рождения ребенок испытывает ощущения всех видов, но степень их зрелости и этапы развития этих чувств различны.

Сразу после рождения у ребенка более развитой оказывается кожная чувствительность. Ребенок реагирует на температуру в помещении, на прикосновения (наиболее чувствительными являются губы и область рта), на свет, звуки.

Уже к моменту рождения у ребенка достаточно высоко развита вкусовая чувствительность. Новорожденные дети ярко реагируют на введение им в рот хинина или сахара. Через несколько дней после рождения ребенок способен отличить молоко от подслащенной воды.

Развитие обонятельной чувствительности также развивается с самого рождения. Новорожденный по запаху чувствует, есть в комнате мама или нет. Если ребенок с рождения питался материнским молоком, то он еще долгое время будет отворачиваться от коровьего, лишь почувствует его запах. Однако следует отметить, что обонятельные ощущения не связанные с питанием, развиваются достаточно долго.

Более сложно чем обоняние и вкус, развивается зрение и слух. В первые дни после рождения ребенок не реагирует на звуки. Это объясняется тем, что слуховой проход новорожденного заполнен околоплодной жидкостью, которая рассасывается лишь через несколько дней после рождения. Первые реакции на звук имеют характер общего двигательного возбуждения. Через два-три месяца после рождения ребенок начинает воспринимать направление звука, поворачивая голову в сторону источника звука.

Наиболее медленно развивается зрение. Абсолютная чувствительность к свету у новорожденных достаточно низкая, но уже в первые дни жизни она заметно возрастает. Новорожденный не различает предметы и цвет. Эта способность возникает у него лишь в процессе развития восприятия.

Восприятие это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений возникающих в сознании человека при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности его органов чувств.

Потребность в получении впечатлений связана с ориентировочными рефлексами и развивается в зависимости от готовности органов чувств ребенка получать эти впечатления. Зрительный и слуховой аппараты вступают в строй с первого дня рождения. Ребенок следит глазами за движущимися предметами, а затем останавливает взгляд на неподвижных предметах. Он начинает реагировать на резкие звуки, в частности на голос взрослого. В ответ на зрительные и слуховые раздражители возникает задержка импульсивных движений ручек и ножек, прекращение плача свидетельствуют о зрительном и слуховом сосредоточении. Зрительное и слуховое сосредоточение фактически закладывают основу перехода от ощущения к восприятию, к возможности увидеть предмет целиком, во всей совокупности его свойств, а также проследить взглядом за движущимся предметом или повернуть голову за перемещающимся источником звука.

Новорожденный ребенок, обладая определенными ощущениями, не может «видеть» предметы. По мнению Б.М.Теплова, признаки предметного восприятия у ребенка начинают проявляться к 2-3 месяцам, когда начинают формироваться действия с предметами.

Следует отметить, что развитие восприятия не может осуществляться изолированно от развития мышления и речи, т.к. процессы мышления задействованы в процессе предметного восприятия окружающего мира. Так, при восприятии реального мира человек присваивает каждому предмету какое-то значение, а делает он это при помощи слова.

Развитие речи проходит несколько этапов. Голосовые реакции наблюдаются уже у новорожденных. Это хныканье. Несколько позднее они превращаются в редкие отрывистые звуки – зачатки лепета. Первые звуки, произносимые ребенком, лишены функции речи. Они возникают из-за органических ощущений, или двигательных реакций на внешний раздражитель. К концу первого – началу второго месяца жизни у ребенка возникает специфическая реакция на человеческую речь – особое внимание к ней, называемое слуховым сосредоточением.

Рассмотрение особенностей развития когнитивных процессов человека в возрасте до двух лет было бы неполным без анализа особенностей развития внимания ребенка.

Внимание когнитивный процесс, под которым понимают направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-то определенном. Внимание как большинство психических процессов имеет свои этапы развития. Непроизвольное внимание – один из видов внимания – психический процесс, который возникает независимо от сознания человека и заключается в вынужденном сосредоточении субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте.

В первые месяцы жизни у ребенка отмечается только непроизвольное внимание. Ребенок вначале реагирует только на внешние раздражители, причем в случае их резкой смены – при переходе от сумерек к яркому свету, при внезапных громких звуках, при смене температуры и т.д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1078; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.