Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие познавательных процессов. Восприятие.Основным отличием восприятия от ощущений является то, что в процессе восприятия у человека формируется целостное представление о предмете




Восприятие. Основным отличием восприятия от ощущений является то, что в процессе восприятия у человека формируется целостное представление о предмете, а не только об его отдельных свойствах. На этапе младенчества ребенок начинает выделять предметы из окружающего его мира, что свидетельствует о переходе его психического развития на более высокую ступень.

Признаки предметного восприятия начинают формироваться в возрасте 2-4 месяцев, когда начинают формироваться его действия с предметами. Ребенок перебирая предметы пытается сфокусировать на них свой взгляд. Важным условием развития восприятия является практика. Однако на этом этапе развития ребенок еще не самостоятелен и нуждается я в помощи взрослого. Поэтому его контакты с предметами реального мира чаще всего происходит в процессе совместной деятельности со взрослым. Следовательно, чем чаще ребенок общается со взрослыми, тем больше он совершает предметных действий и тем более быстрыми темпами происходит развитие его восприятия.

Однако следует заметить, что развитие восприятия не может осуществляться изолированно от развития мышления и речи, т.к. процессы мышления задействованы в процессе предметного восприятия окружающего мира, а делает он это при помощи слова.

Развитие речи происходит в несколько этапов. Период подготовления словесной речи относится к младенческому возрасту. Этот период начинается с первых дней рождения и длится до конца первого года жизни. Явление поиска ребенком источника голоса взрослого можно рассматривать как первые зачатки речевого общения.

После 3-4 месяцев звуки произносимые ребенком становятся более многочисленными и разнообразными. Это объясняется тем, что ребенок начинает бессознательно подражать голосу взрослого, прежде всего ее интонационной и ритмической стороне.

Со второй половины первого полугодия появляются элементы настоящего речевого общения. Появляются специфические реакции на жесты взрослого, сопровождающиеся словами, следовательно, ребенок начинает связывать воспринимаемый предмет с определенным словом – именем или названием предмета.

Существенной особенностью развития речи ребенка младенческого возраста является то, что первое понимание слов ребенком возникает, как правило, в действенных и эмоциональных ситуациях.

С 8-9 месяцев начинается период активной речи. В этот период отмечаются попытки подражания звукам, которые произносит взрослый. При этом ребенок подражает звучанию только тех слов, которые вызывают у него определенную реакцию, т.е. приобретают для него некоторый смысл. Потребность в речевом общении становится одной из жизненных потребностей ребенка.

Мышление является высшим психическим процессом. Суть его заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования в сознании человека окружающей действительности.

Начальный этап развития мышления человека связан с обобщением. Обобщение – продукт мыслительной деятельности, форма отражения общих признаков и качеств явлений действительности. Первые обобщения ребенка неотделимы от его практической деятельности: ребенок совершает одни и те же действия со сходными между собой предметами. Проявление мышления ребенка является жизненно необходимой тенденцией, поскольку сам процесс мышления для ребенка имеет практическую направленность. Оперируя предметами на основе знания отдельных их свойств, ребенок уже в конце первого – начале второго годов жизни может решать практические задачи.

К концу младенчества на основе организуемых взрослыми движений и действий ребенка у него складываются первоначальные представления об окружающем мире и возникают элементарные формы мышления и восприятия, позволяющие ориентироваться в этом мире и составляющие предпосылку к усвоению различных видов общественного опыта.

Первоначальными проявлениями такого психического процесса как память можно считать условные рефлексы, которые наблюдаются уже в первые месяцы жизни ребенка. Более отчетливо проявление памяти обнаруживается тогда, когда ребенок начинает узнавать предметы. Впервые этот процесс наблюдается в конце первого полугодия жизни малыша и сначала ограничивается узким кругом объектов: мать, другие взрослые из ближайшего окружения, вещи, с которыми ребенок постоянно имеет дело. Это все узнается, если не было длительного перерыва в восприятии предметов. Если же период между узнаванием и последним восприятием предмета (латентный период) был достаточно большим, то ребенок может не узнать предъявляемый ему предмет. Этот период не должен превышать несколько дней. Постепенно круг узнаваемых предметов увеличивается, удлиняется и латентный период.

Внимание. Начиная с третьего месяца, ребенок начинает все больше заинтересовываться внешними объектами, тесно связанными с его жизнедеятельностью. Позже он в состоянии достаточно долго рассматривать какой-либо предмет, ощупывать его, брать в рот. Особенно заметно проявление его интереса к новым ярким и блестящим предметам. Это позволяет говорить о том, что его непроизвольное внимание в этот период жизни достаточно развито и интенсивно.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 605; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.