Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международные монополии




 

 

На базе вывоза капитала возникают огромные компании, имею­щие предприятия в разных странах, - так называемые международ­ные монополии.

В мировом хозяйстве действуют два вида международных корпо­раций (рис.14):

1. Транснациональные корпорации (ТНК), национальные по капи­талу, но интернациональные по сфере деятельности.

2. Межнациональные корпорации (МНК) – интернациональные и по капиталу, и по сфере деятельности.

Ведущим типом международных монополий являются ТНК. Крупные межнациональные компании всегда были уникальным явлением – и в конце XIX века, и сегодня.

Теоретическая экономика уделяет транснациональным корпораци­ям много внимания.

 

 

Рис.14.Виды международных корпораций

 

Первоначально ТНК изучались в рамках теории фирмы, затем ста­ли -разрабатываться их самостоятельные концепции.

Ч.П.Киндлебергер соединил теорию роста фирмы с теорией моно­полистической конкуренции и на этой базе обосновал выход компании за национальные границы: нормально развивающаяся фирма должна постоянно расти, используя свои монополистические преимущества.

Р. Вернон в своей концепции жизненного цикла продукта объяс­нял феномен ТНК прежде всего стремлением национальных моно­полий нанести своим зарубежным конкурентам как бы упреждаю­щий удар.

Дж. Гэлбрейт считает, что генезис ТНК обусловлен технологичес­кими причинами: современная продукция более сложна, чем в XIX веке, ее сбыт и обслуживание за рубежом требуют от фирмы созда­ния товаро- и услугопроводящей сети.

.Марксистская концепция сводится к тому, что ТНК – это прежде всего результат наложения процесса капиталистической концентрации и централизации на процесс интернационализации производства.

Последняя по времени появления – концепция интернализации. Она опирается на идеи английских экономистов Р.Коуза и Н.Калдора о том, что внутри большой корпорации между ее подразделе­ниями действует особый внутренний рынок (internal), регулируемый руководителями корпорации и ее филиалов. Создатели этой концеп­ции – Л. Бакли, М. Кассон, Дж. Мак-Манус, А. Рагмен, Дж.Даннинг и другие – считают, что значительная часть формально междуна­родных операций является фактически внутрифирменными операци­ями между подразделениями больших хозяйственных комплексов, называемых ТНК.

В 1901 году всего 18 корпораций США имели за рубежом дочер­ние предприятия (их было 47); накануне первой мировой войны – соответственно 39 и 116. В начале 80-х годов центр ООН по ТНК относил к транснациональным корпорациям 10 тысяч компаний со 100 тысячами филиалов. В 1992 году в мире насчитывалось 40 тысяч ТНК, которые имели 270 тысяч зарубежных филиалов.

В соответствии с философией единого мирового рынка, сейчас ТНК рассматривают в качестве главной цели своей деятельности не «максимизацию прибыли», а «максимизацию рынка». В результате формулируется глобальная сеть производства и сбыта, когда эти корпорации уже не довольствуются созданием производства с законченным циклом в отдельных странах, а стремятся специализировать каждое предприятие глобальной сети на наиболее рациональном производстве какого-либо компонента, узла для сбора конечной продукции там, где это выгоднее всего. Таким образом проявляется глобальная мобильность производственных факторов и предприятий, которые перемещаются в направлении тех стран, где уровень прибыльности выше, а условия деятельности наиболее благоприятны.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 610; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.