Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международные валютно-финансовые организации и их роль в мировой валютной системе




К числу наиболее значимых структур можно отнести МВФ, Всемирный банк и Банк международных расчетов.

БМР – наиболее старая организация, он создан в 1930 г. БМР имеет целью упрощение международного валютного и финансового сотрудничества и одновременно выступает банком для центральных банков стран-членов.

В состав входят 50 голосующих членов. Это центральные банки стран, а также Европейский центральный банк. РБ в его деятельности не участвует.

МВФ создан в 1944 г.В него в настоящее время входит 182 страны Цели деятельности:

-содействовать международному валютному сотрудничеству стран;

-облегчить развитие и способствовать сбалансированному росту международной торговли;

-осуществлять поддержание стабильности валютных курсов и оказывать помощь странам в создании многосторонней платежной системы.

Основная форма деятельности – предоставление кредитов.

Развитие отношений с МВФ служит сигналом для зарубежных государств и иностранных инвесторов для выделения кредитов по межправительственным линиям и масштабных прямых иностранных инвестиций.

Всемирный банк включает группу международных организаций, в которую входят:

· Международный банк реконструкции и развития (МБРР) – создан в 1945 г., цель – предоставление кредитов странам со средним уровнем доходов по рыночным ставкам на реализацию программ снижения бедности и ускорения экономического развития.

· Международная финансовая корпорация (МФК) – создана в 1956 г., цель – стимулирование экономического роста в развивающихся странах путем финансирования проектов в частном секторе, мобилизации финансовых капиталов на мировых рынках и оказания технического содействия и консультирования правительственных структур и частного бизнеса.

· Международная ассоциация развития (МАР) – создана в 1960 г., цель – работа с беднейшими странами мира. Предоставляет беспроцентные ссуды и техническое содействие на срок более 50 лет.

· Международное агентство по гарантиям инвестиций (МИГА) – создано в 1988 г., помогает привлекать иностранных инвесторов за счет предоставления гарантий защиты иностранных инвестиций от потерь, связанных с некоммерческими рисками в развивающихся странах.

· Международный центр по урегулированию инвестиционных споров – создан в 1966 г., предоставляет возможности урегулирвоания и арбитражного разбирательства споров, возникших между иностранными инвесторами и принимающими странами.

Полноправным членом МВФ РБ является с 1992 года. Ее квота составляет в настоящее время около 386,4 млн. СДР (или 542,1 млн. долл.) или 0,2% от суммарных ресурсов МВФ (212 млрд. СДР). Доля России – 2,8%, США – 17,5%.

Страны с переходной экономикой имеют право на получение следующих кредитов от МВФ:

Кредит СТФ (системных трансформаций) – закон и программа по приватизации, меры по либерализации ценообразования, введение национальной денежной единицы, создание валютного рынка. РБ получила по этой линии 140,2 млн. СДР (200 млн. долларов) на протяжении 1993-1995 гг. Условия этой линии были выполнены.

Кредит «стэнд бай» – выход на внутреннюю конвертацию, создание полноценного частного сектора в экономике, отказ от госрегулирования цен (кроме монополий). В 1995 году МВФ одобрил кредитную программу "стэнд-бай" для Беларуси на сумму 196,3 млн. СДР (293 млн. долларов США). Эти средства были предназначены на поддержание правительственной программы реформ и экономического развития. Сумма данного кредита должна была быть предоставлена Республике в виде четырех долей (транш), первая из которых в размере около 50 млн. СДР (66 млн. долларов США) была получена. Затем финансирование было прекращено в связи с невыполнением условий кредита.

Расширенное кредитование – стабилизация денежной единицы, завершение рыночных реформ, формирование инвестиционной среды, реформирование налогово-бюджетной системы.

линия чрезвычайного и компенсационного кредитования – осуществляется без выдвижения условий, в случае форс-мажорных обстоятельств (например, когда страна страдает от стихийных бедствий, финансового кризиса, не связанного с ее экономической политикой). РБ претендовала на этот кредит в 1998 г. в связи с финансовым кризисом в РФ, но кредита не получила.

В настоящее время с МВФ сотрудничество осуществляется на уровне консультаций, кроме того, эксперты МВФ осуществляют мониторинг экономического положения страны. А с 2005 года МВФ решил работать в Беларуси без официального представителя фонда и планирует продолжать оказание технической помощи. Сейчас идет работа по изучению финансового сектора нашей страны и укреплению системы борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма.

Офис постоянного представителя МВФ в Беларуси был открыт 5 октября 1992 года. С 30 июня 1998 года руководство белорусским представительством велось из Литвы — из офиса постоянного представителя в Вильнюсе. В связи с тем, что в мае 2004 года Литва вступила в ЕС, МВФ намерен до конца декабря закрыть представительство в Вильнюсе и других прибалтийских странах.

Республика Беларусь стала полноправным членом Всемирного банка в 1992 году. Подписка республики на акционерный капитал Банка составляет 3323 акции на сумму 400,9 млн. долларов США. Общая сумма финансовых средств, полученных республикой от группы Всемирного банка, составляет примерно 200 млн. долларов США.

В 1994 году в Минске было открыто Постоянное представительство Международного банка реконструкции и развития.

За прошедшие годы Всемирным Банком были одобрены 4 программы по сотрудничеству с Беларусью (1993, 1997, 1999 и 2002 гг.), а также ряд кредитных соглашений по конкретным проектам.

Наиболее активно сотрудничество Республики Беларусь с Всемирным банком происходило в 1993-1994 годах: в 1993 году были подписаны кредитные соглашения о предоставлении Беларуси займа в размере 8,3 млн. долларов США для проведения преобразований в сфере государственного управления и реабилитационного займа в размере 120 млн. долларов США. В 1994 году был утвержден заем на развитие лесного хозяйства (первоначальная сумма кредита - 41,9 млн. долларов США, в 1999 г. она была скорректирована до 33,9 млн. долларов США), который официально завершился в 2002 году.

В июне 2001 г. Совет директоров Всемирного банка одобрил заем для Республики Беларусь на сумму 22,6 млн. долларов США на проект "Модернизация инфраструктуры в социальной сфере Республики Беларусь". Выполнение проекта рассчитано на 5 лет - с декабря 2001 г. по июнь 2006 г. В качестве объектов проекта выбраны учреждения систем здравоохранения и образования, на долю которых приходится около 40% энергии, потребляемой организациями бюджетной сферы. Мероприятия проекта выполняются на 353 объектах (школы, детские сады, больницы, поликлиники, дома-интернаты и другие объекты социальной сферы). Годовая экономия после реализации всех предусмотренных проектом мероприятий оценивается в 4,12 млн. долларов США в год.

Кроме кредитной поддержки Всемирным банком стране была оказана безвозмездная помощь за счет грантов, предоставленных Банком из различных специальных фондов на сумму более 15 млн. долларов США (экология, поддержка процесса приватизации, социальная защита малообеспеченных слоев населения, сохранение биоразнообразия лесов, вывод из применения озоноразрушающих веществ, развитие потенциала по обеспечению соблюдения экологического законодательства в Республике Беларусь и другие).

Стратегия сотрудничества Группы Всемирного банка с Республикой Беларусь на 2002 – 2004 финансовые годы имела определенную социальную направленность и предусматривала:

· консультационную деятельность с целью предоставления рекомендаций по проведению реформ с учетом новейшего опыта, прежде всего в отношении условий для предпринимательской деятельности и социальной политики;

· кредитование по трем направлениям:

1. мероприятий, имеющих глобальное значение (туберкулез, охрана окружающей среды);

2. помощь в решении последствий Чернобыльской катастрофы;

3. содействие развитию частного предпринимательства;

· предоставление технической помощи.

В 2004 году продолжалась реализация проекта "Модернизация инфраструктуры в социальной сфере Республики Беларусь" (7056-BY), основной целью которого является снижение потребления топливно-энергетических ресурсов на объектах социальной сферы с одновременным улучшением теплового комфорта и качества освещения. Общая стоимость кредитного проекта составляет 40,43 млн.долл.США.

Банк инициировал проведение в соответствии со своими внутренними процедурами подготовку оценки результатов реализации действующей Стратегии для Беларуси, по итогам которой Правительству в августе 2004 года был представлен проект отчета "Об оценке выполнения Стратегии сотрудничества Всемирного банка для Республики Беларусь".

В 2004 году Всемирный банк совместно с Правительством республики начал разработку Странового экономического меморандума. В период с 6 по 17 декабря 2004 г. в республике находилась очередная миссия по его разработке. Работу над данным документом предполагается завершить к середине 2005 года.

В 2004 году Банком завершена подготовка отчетов "Беларусь: Повышение эффективности управления государственными финансовыми ресурсами", "Беларусь: Оценка бедности. Можно ли сохранить тенденцию к сокращению бедности и доступность услуг"; МФК – "Деловая среда в Беларуси".

Наиболее активно Республика Беларусь сотрудничает с МФК. За прошедшее время в рамках оказания технической помощи в республике осуществлены 4 проекта – "Малая приватизация в Беларуси", "Поддержка частного предпринимательства в Беларуси", "Развитие малого и среднего бизнеса в Беларуси", "Развитие объединений малого и среднего бизнеса".

За время осуществления проектов технической помощи МФК в Беларуси общая сумма технической помощи МФК составила порядка 10 млн. долларов США.

В августе 2004 г. МФК объявила о предоставлении "Приорбанк" ОАО кредита в размере 20 млн. долл. США на 7 лет. Средства выделяются МФК в форме долгосрочного кредита "Райффайзен Интернэшнл Банк – Холдинг АГ" для развития дочерних банков и лизинговых компаний в России, Беларуси, Румынии и Украине. "Приорбанк" ОАО может направлять полученные ресурсы на финансирование проектов негосударственных предприятий в сфере производства товаров и услуг, инвестиций в основной и оборотный капитал, лизинговой деятельности. Кроме того, кредитная линия МФК может использоваться для ипотечного кредитования и предоставления потребительских кредитов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 592; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.