Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тренируемся




Узнаём

Лексические нормы

Проверяем себя

1. Что изучает орфоэпия?

2. Перечислите основные правила произношения слов.

3. Каковы основные условия благозвучия речи?

 

 

 

Лексические нормы – это правила употребления слова в соответствии с его словарным значением, а также правила сочетаемости слов между собой.

Рассмотрим примеры употребления слова в несвойственном ему значении. Слово обратно имеет значение “назад, в противоположную сторону”, поэтому считается ошибкой употребление этого слова в таком контексте: обратно пошёл снег. В одном из первых изданий романа А. Фадеева “Разгром” можно было прочитать: Мечик навзничь упал на землю и уткнулся лицом в ладони. В этом предложении неточно употреблено слово навзничь: нельзя уткнуться лицом в ладони, если упасть навзничь, то есть на спину. В издание 1949 года автор внес исправление: Мечик ничком упал на землю и уткнулся лицом в ладони. В предложении Она рассказала всю его автобиографию неверно употреблено последнее слово. Автобиография пишется или рассказывается только самим автором, правильно было бы сказать: рассказать его биографию.

К ошибкам в употреблении слова в несвойственном ему значении относятся и случаи неправильного употребления однокоренных слов, близких по значению – смешение паронимов. Например, надеть пальто (одеть можно кого-то, надеть только на себя), поставить свою подпись (роспись – перечень, список чего-л.), у кассы стоят командированные (командировочными могут быть расходы, командированный – человек), стать на цыпочки (встать – подняться на ноги).

Для правильного употребления слов в речи необходимо учитывать их способность соединяться друг с другом. Рассмотрим пример: Большинство времени уходило на составление ненужных отчетов. Слово большинство сочетается со словами, обозначающими предметы, которые поддаются счету: большинство книг, большинство студентов и т.п. Неправомерно употребление в этом контексте слова времени, правильно будет сказать: большая часть времени.

Разную лексическую сочетаемость имеют многозначные слова. Так, например, слово низкий в значении “малый по высоте” сочетается с существительными: рост, человек, гора, дерево, шкаф; а в значении “плохой, подлый, бесчеловечный” – со словом поступок.

К речевым ошибкам относятся случаи многословия или употребления лишних слов. Плеоназмом (от греч. плеоназмос – излишество) называется употребление в речи близких или идентичных по значению и потому лишних слов: главная суть, повседневная обыденность, бесполезно пропадает, предчувствовать заранее, ценные сокровища, темный мрак и т.п.

Разновидностью плеоназма является тавтология (от греч. тауто – то же самое и логос – слово) – повторное обозначение другими словами уже названного понятия: умножать во много раз, спросить вопрос, возобновить вновь, необычный феномен, движущий лейтмотив. Тавтология может возникнуть при повторении однокоренных слов: рассказать рассказ, а также при соединении иноязычного и русского слова, дублирующих друг друга: памятные сувениры, впервые дебютировал. Тавтология может свидетельствовать о том, что говорящий не понимает точного смысла заимствованного слова: юный вундеркинд, мизерные мелочи, внутренний интерьер, ведущий лидер, интервал перерыва и т.п.

Иногда в речи допускаются ошибки при воспроизведении фразеологических оборотов: факир (вместо калиф) на час, выбивать из нормы (вместо колеи), играть значение (вместо роль), львиная часть (вместо доля), сломив (вместо сломя) голову, скрипя сердцем (вместо скрепя сердце). Чаще всего эти ошибки связаны с непониманием смысла идиомы, незнанием истории возникновения этого оборота в речи.

Наличие лексических ошибок в речи свидетельствуют не только о стилистической небрежности, но и указывают на нечеткость, неопределенность представлений автора о предмете речи.

 

№ 116. Определите лексическое значение следующих слов:

Адресант, адресат, авторитет, алгоритм, блокада, бюллетень, дефект, дефицит, коллаж, консенсус, легитимность, ментальность, оранжерея, привилегия, приоритет, референдум, структура, шествовать, шефствовать, экспансия, эмиссия, язык, ярмарка.

1. Определите стилистическую окраску этих слов.

2. Какие из этих слов являются однозначными?

3. Составьте предложения с любым многозначным словом, употребив его в разных значениях.

 

№ 117. Определите лексическое значение слов. Многозначные это слова или омонимы? Докажите свой вывод.

Актив, заставить, комиссия, косяк, мотив, наряд, печь, пропасть, расположить, реакция, свет, склад, следить, слепить, совет, стать, течь, строй, топить, хватать, чинить, язык.

1. Составьте словосочетания с каждым омонимом.

№ 118. Определите слово по его значению.

1. Силлабические стихи, распространенные в русской литературе 17 – 18 вв.

2. Печатное издание в форме книжки, раскрывающейся, как ширма.

3. Род поэзии, идеализированно изображающий пастушескую жизнь; пастораль.

4. Точно соответствующий, равный чему-либо, совпадающий с чем-либо.

5. Излишняя самоуверенность в поведении, в речи.

6. Два произведения одного автора, связанные единством замысла и преемственностью сюжета.

7. Застарелый, закоренелый.

8. Дипломатический документ с изложением взглядов правительства на какой-либо вопрос.

9. Научное исследование, посвященное одному вопросу, одной теме.

10. Направление развития от высшего к низшему; движение назад, упадок.

Слова для справок: адекватный, апломб, буклет, буколика, вирши, дилогия, закоснелый, меморандум, монография, регресс.

 

№ 119. Определите значение каждого слова. Составьте словосочетания с этими словами.

Белить – белеть, горячий – горючий, добряк – доброхот, контекст – конспект, обретенный – обреченный, огородный – огороженный, приходный – приходский, старый – старинный, эстетский – эстетичный – этичный.

№ 120. Составьте словосочетания.

1. Аморфный; бесформенный, расплывчатый (масса, вещество, требование, определение, формулировка).

2. Быстрый, стремительный, скорый (развитие, рост, темпы, бег, танец, шаг, марш, движение, поезд, течение).

3. Выполнить, завершить (план, работа, обязательства).

4. Демонстрационный, показательный (стенд, полет).

5. Длинный, долгий (ночь, осень, жизнь, год, перерыв, ожидание, беседа, костюм).

6. Известие, сообщение, уведомление, весть (бюро погоды, из банка, с колхозных полей, из дому, о болезни матери).

7. Исправить, устранить (ошибки, недостатки).

8. Истинный, настоящий, подлинный, заправский (человек, охотник, друг, документ).

9. Иностранный, заграничный, зарубежный (музыка, эстрада, командировка, оборудование, корабль, пресса, валюта, делегация).

10. Название, имя, кличка, прозвище (человек, ученик, кошка, собака, кинофильм, ателье).

11. Повысить, расширить (кругозор, квалификация).

12. Предвещать, предсказать (победа, успех, погода).

13. Продолжительный, долгий, длинный, длительный, долговременный (кредит, путь, воздействие, период, сборы).

14. Созвать, организовать (встреча, совещание, форум, симпозиум).

15. Тихий, безмолвный, бесшумный, беззвучный (шорох, смех, звук, шаги, всплеск, весна, разговор, ночь, движение, мотор, ученик).

16. Увеличить, усилить, ускорить (темпы, контроль, потенциал).

17. Увеличить, повысить (объем, уровень, заработная плата).

18. Удешевить, снизить (себестоимость, товары, цены).

19. Часть, доля, доза (земля, вода, истина, заботы, участие, класс, мороженое, лекарство).

 

1. Определите стилистическую принадлежность словосочетаний.

№ 121. Определите значение словосочетаний. Составьте предложения с каждым из них.

Опасный человек – опасливый человек;

освоить прочитанное – усвоить прочитанное;

осудить действия – обсудить действия;

тактичные шаги – тактические шаги.

 

№ 122. Укажите, чем различаются данные слова-паронимы, употребите их в словосочетаниях или предложениях.

 

1. Организация – организованность, сопротивление – сопротивляемость, производство – производительность, правда – правдивость, ложь – лживость, лицо – личина, подпись – роспись.

2. Горный – гористый, высокий – высотный, единый – единственный, злой – злобный, лесной – лесистый, праздный – праздничный, практичный – практический, пустой – пустынный, решающий – решительный.

 

№ 123. Подберите к каждому слову-парониму имя существительное, приведенное в скобках. Значения слов уточните в словаре паронимов.

Болотный – болотистый (местность, лихорадка, край, испарения, техника, цвет, растительность, пойма).

Гармоничный – гармонический (голос, стиль, воспитание, человек, звуки, цвета, ноты).

Главный – заглавный (часть, момент, роль, мотив, инженер).

Дипломатичный – дипломатический (ответ, поступок, работник, корпус, речь, выступление, протокол, неприкосновенность).

Желанный – желательный (приезд, результат, миг, час, подход, направление, взгляд, улыбка, слово, голос).

Жесткость – жестокость (дивана, детей, характера, игры, климата, сроков).

Командированный – командировочный (отчет, удостоверение, деньги, врач).

Нетерпимый – нестерпимый (зной, боль, положение, условия, блеск, горе, человек).

Осложнить – усложнить (дело, вопрос, задание, проект, жизнь, решение задачи).

Основать – обосновать (теорию, вывод, решение, доказательство, претензию).

Памятныйпамятливый (человек, подарок, встреча, поездка).

Практическийпрактичный (конференция, направленность деятельности, одежда, женщина, интерес).

Представить – предоставить (слово, возможность, кредит, конспект, отчет, материалы, доказательства).

Расчетливыйрасчетный (траектория полета, невеста, скорость, сосед, книжка).

Сломанныйсломленный (аппарат, человек, рука, борец).

Целыйцельный (день, кусок мрамора, натура, чашка, молоко).

Технический – технологический (перерыв, прогресс, характеристика).

Усвоить – освоить (целинные земли, хорошие манеры, привычку, моду, машину, новую технику, профессию, лекцию, теорию).

Экономическийэкономичный (теория, ведение хозяйства, наука, машина).

Эффективность – эффектность (освещения, оформления, речи, движений, двигателя, метода, способа, внедрения новой техники, капиталовложений, производительности труда).

Явный – явственный (заговор, ложь, брак, враг, запах, звук, необходимость).

№ 124. Укажите, какой пароним надо употребить в следующих случаях:

1) Абонент или абонемент – о человеке, имеющем документ на право пользования библиотекой, бассейном и т.д.

2) Адресат или адресант – о человеке, получающем письмо.

3) Безответный или безответственный – о человеке крайне беспечном, беззаботном.

4) Двуручный или двурушный – о человеке неискреннем, лицемерном.

5) Дипломатический или дипломатичный – о человеке уклончивом, ловком собеседнике.

6) Нетерпимый или нестерпимый – при определении явления, с которым нельзя мириться.

7) Рыбий или рыбный – говоря о еде, приготовленной из рыбы.

8) Тяготеть или тяготить – объясняя влечение человека к науке.

№ 125. Выберите подходящее по смыслу слово из данных в скобках.

1. Анализ финансового положения объединения по экспортным операциям проводится на основании данных бухгалтерской (отчетности – отчетливости) по экспорту. 2. Отсутствие научно (основанных – обоснованных) механизмов прогнозирования, оценки рынка труда привело к известному дисбалансу в этой сфере. 3. (Главную – заглавную) роль в фильме “Мой нежный и ласковый зверь” сыграл Олег Янковский. 4. Второй (отборный – отборочный) тур уже закончился. 5. (Оплатить – заплатить) за проезд до станции “Люберцы”. 6. (Заплатить – оплатить) счет. 7. Людочка обладала (скрытым – скрытным) характером. 8. Он был награжден медалью за самоотверженный (поступок – проступок). 9. Нужно (помириться – примириться) со случившимся. 10. Соседи после ссоры (примирились – помирились). 11. (Осмотреть – посмотреть) выставку картин молодых художников можно в следующем зале. 12. (Представьте – предоставьте) мне необходимые материалы. 13. Ему (предоставилась – представилась) невероятная возможность. 14. (Одень – надень) пальто. 15. (Завесьте – взвесьте) мне вот этих конфет. 16. (Договоренность – договор) на поставку леса.

 

№ 126. Представьте, что в вашем окружении появился молодой человек или девушка, в лексиконе которого встречаются такие слова:

Зашибись, прикинь, достал, прикольный, стопудово, влом, врубаться, тащиться, прикид, обалденный, фигня, безбашенный, чувак, кликуха, лох, халява, скурвиться, косить.

1. Переведите речь вашего друга на литературный язык.

2. Как вы думаете, почему такие слова появляются в речи молодых людей?

3. Как вы относитесь к жаргонным словам в речи молодежи?

№ 127. Найдите и исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением слова в речи.

1. На предприятии использовалось прогрессивное оборудование. 2. На улице лил большой дождь. 3. В последние годы было создано массовое количество инновационных форм. 4. В разговоре он допустил сильную ошибку. 5. Наконец-то обнаружены остатки царской семьи. 6. Грехи мои тяжелые! 7. Фермерам стало экономически ущербным реализовывать скот по этим ценам. 8. При подготовке к выступлению мы соблюдаем креп­кую конспирацию. 9. Эти данные позволили автору основать следующие выводы и положения. 10. Мы должны бороться всеми нашими ресурсами. 11. Очевидна нетождественность правительственной программы социальным условиям жизни.

№ 128. Составьте словосочетания, учитывая лексическую соче­таемость.

Группа, караван, колонна, косяк, отара, рой, стадо, стая, табун, толпа.

Слова для справок: верблюды, голуби, демонстранты, коровы, лошади, любопытные, овцы, пчелы, рыбы, туристы.

 

№ 129. Объясните случаи нарушения лексической сочетаемости. Исправьте ошибки.

1. Теперь каждый гражданин получил возможность обладать собственностью. 2. Проходит процесс формирования рыночных структур. 3. По мере относительного насыщения простейших потребностей в еде, одежде, жилье на первое место выходят потребности в самореализации, творчестве, признании коллег и т.п. 4. В дипломной работе дается теоретическое осмысление опыта.

№ 130. Укажите случаи нарушения сочетаемости слов. Объясните, в чем они состоят. Исправьте предложения.

1. Этот вид деятельности способствует потере производства в качестве и отделке тканей. 2. Благоприятно сказался на промышленников Указ императора Павла I. 3. Многочисленные стихийные базары значительно обезобразили город. 4. Как опыт западных стран, так и отечественная практика богаты фактами разорения не только мелких предприятий, но и крупных заводов. 5. Вода все больше прибывала, и положение являлось опасным. 6. Скоропостижный приезд родственников застал нас врасплох. 7. Необходимо решительно ставить свои требования.

№ 131. Прочитайте предложения. Определите значения выделенных слов. Установите, в чем причина возникновения двусмысленности. Устраните ее.

Образец:Эта камера теперь ваша. Слово камера имеет несколько омонимов: Эта фотокамера теперь ваша. Эта автомобильная камера теперь ваша. Эта тюремная камера теперь ваша.

1. После повторного анализа были получены отличные данные.

2. Эту способность модели просмотрели.

3. Недостаток приборов ставит под сомнение результаты эксперимента.

4. Аудитория мне понравилась.

5. Ваша выдержка меня порадовала.

6. Как прекрасен этот свет!

7. Мы долго искали ключ, но найти его так и не смогли.

№ 132. Употребите данные сочетания в контексте. Следите за тем, чтобы не возникла двусмысленность.

 

1. Загнать лошадь, клин, шапку. 2. Прослушать выступление, курс лекций, сердце. 2. Просмотреть рукопись, книгу, ошибку. 4. Оставить дом, деньги, без сладкого, без внимания. 5. Обойти озеро, обойти спортсмена на вираже. 6. Почитать Пушкина, роман, старших. 7. Отобрать книги, оружие. 8. Гражданский долг, кодекс, брак, костюм. 9. Премудрый ответ, человек, стиль изложения.

№ 133. Распределите словосочетания в три столбика:

плеонастические словосочетания, закрепленные в языке плеонастические словосочетания, являющиеся ошибкой изобразительное средство языка – оксюморон

Автобиография жизни, агрессивный экстремизм, адрес местожительства, будущая перспектива, букинистическая книга, взаимно друг к другу, габаритные размеры, голосование по вотуму доверия, горячий снег, живой труп, завещать в наследство, звонкая тишина, из официального коммюнике, коллега по работе, местный абориген, молодой юноша, монументальный памятник, народная демократия, народный фольклор, ночная серенада, облокотиться спиной, обыкновенное чудо, очевидное-невероятное, патриот своей родины, первая премьера, первый лидер, период времени, полное фиаско, прейскурант цен, реальная действительность, рыбная уха, саммит на высшем уровне, свободная вакансия, сладкая боль, старый ветеран, хронометраж времени, целиком и полностью погружен, частная собственность, четкая ясность, штурвал руля, экспонат выставки, яблочная шарлотка.

№ 134. Отредактируйте фразы.

1. Каждый герой имеет свои индивидуальные черты. 2. Территориальные образования в недавнем прошлом не просто игнорировались, а вообще не принимались во внимание. 3. Медведя выводили во двор и подкатывали к нему пустую порожнюю бочку, утыканную гвоздями. 4. Реформа ведется при одновременном сосуществовании старых и новых структур управления. 5. Последним остатком свободной торговли являются стихийные базары. 6. В состав структуры вошли: страховая компания, гостиничная фирма, социальная фирма. 7. Пресса высоко позитивно оценивает результаты предвыборной кампании. 8. Необходимо учитывать эти тонкие нюансы. 9. В июле месяце намечается завершение реконструкции этой станции метрополитена. 10. Незаконное растаскивание государственного имущества не могло продолжаться бесконечно. 11. Перед своей смертью он написал завещание. 12. В пресс-зале будет экспонироваться выставка графики Елены Зуевой. 13. Войска талибов были вынуждены отступить назад. 14. Она по праву завоевала первое место и призовой кубок.

 

№ 135. Найдите случаи тавтологии и исправьте фразы.

1. Я не считал, что надо что-то планировать в этом плане. 2. Власти города определили, когда прозвенит последний звонок. 3. Раскрывая предложенную тему, мы попытаемся раскрыть концепцию занятости в новых социально-экономических условиях России. 4. Риск пошива швейных изделий в Иванове для следующей реализации в странах СНГ оказался слишком велик. 5. Множество преград преграждало ему путь. 6. Огонь охватил здание, которое вскоре было все охвачено огнем. 7. В отличие от становления предпринимательства в XIX веке, отличавшегося самобытностью и народностью, предпринимательство XX столетия являет более пеструю картину. 8. Традиционные экономические теории традиционно учитывали только низшие потребности. 9. Мне приятно думать, что рядом существует это пушистое существо. 10. Время сна зависит от времени года – зимой мы спим дольше. 11. Колорадский жук размножился и во множестве заселил наши поля. 12. Комфортные ощущения Вы можете ощущать, если будете пить простую воду или зеленый чай.

 

№ 136. Исправьте ошибки.

1. К концу соревнований в более лучшем положении оказалась команда “Рубин”. 2. Я окончил университет два года тому назад. 3. Мы не в состоянии составить конкуренцию фирме “Факел”. 4. Менеджер рассказал о перспективах на будущее. 5. Я рад, что контракт подписан, потому что это мой первый дебют. 6. Он уволен за прогул без уважительной причины. 7. В своем докладе я постараюсь изложить главную суть нашего проекта. 8. Первая премьера спектакля состоялась в 1978 году. 9. Я внес свои коррективы и поправки. 10. Иван Петрович Задорин – старый ветеран завода. 11. Продолжительность процесса длится несколько часов. 12. Инициатором и зачинателем движения является экономическая ассоциация. 13. Он кивнул головой в ответ. 14. Чего там есть? Супа-то кот поплакал. 15. Под лежачим камнем вода не течет. 16. Данный опыт имел большую роль в моей деятельности.

№ 137. Прочитайте. Определите стиль речи. Оправдано ли употребление иноязычных слов в этих предложениях? Замените эти слова синонимами.

1. На концерте эстрадной музыки превалировали вокальные номера. 2. Жители Ярославской области отметили дефекты в работе местной прессы. 3. Дедушка презентовал мне старинные часы. 4. Наша команда потерпела фиаско в отборочном туре. 5. Я хочу информировать вас о предстоящем совещании. 6. Его манера говорить производит крайне негативный эффект. 7. Эта музыка очень популярна среди тинэйджеров. 8. Это явно дефект воспитания. 9. Данные новации могут оказаться весьма продуктивными. 10. Состоялся форум модельеров, на котором демонстрировались новые модели. 11. Предупреждаю Вас о невозможности повторения подобных прецедентов. 12. Бизнес-встреча продлится 2 часа с перерывом на кофе-брейк.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2459; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.081 сек.