Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тренируемся. 1. Какая речь называется логичной?




Узнаём

Проверяем себя

1. Какая речь называется логичной?

2. Какие условия логичности речи называют экстралингвистическими?

3. Назовите собственно лингвистические условия логичности речи.

4. Что такое алогизм?

5. Расскажите о логичности научной речи. В чем ее специфика?

6. Как проявляется логичность в произведениях художественной литературы?

 

Глава 7. Уместность речи

 

Под уместностью речи понимают строгое соответствие ее структуры условиям и задачам общения, содержанию выражаемой информации, избранному жанру и стилю из­ложения, индивидуальным особенностям автора и адресата.

Соблюдение уместности речи предполагает прежде все­го знание стилистической системы языка, закономерностей употребления языковых средств в том или ином функцио­нальном стиле, что позволяет найти наиболее целесообраз­ный способ выражения мысли, передачи информации.

Необходимым условием уместности, так же как и других коммуникативных качеств речи, является хорошее зна­ние и осмысление предмета информации, ее объема и характера, задач и целей. Кроме того, немаловажное значение имеет общая культура говорящего (пишущего), его нравст­венный облик, отношение к адресату, умение быстро ори­ентироваться в меняющихся условиях общения и приводить структуру речи в соответствие с ними и т.п.

Выделяют уместность стилевую, ситуативно-контекстуальную и личностно-психологическую.

Стилевой уместностью называют соответствие речи закономерностям отбора и употребления языковых средств каждого стиля. Так, если в официально-деловом и научном стилях, как правило, используются общеупотребительные, нейтральные и книжные языковые средства, то в публицистике с особым стилистическим заданием могут употребляться и разговорные элементы (в ограниченных пределах – даже жаргонно-просторечные). В стиле художественной литературы уместными могут быть самые разнообразные языковые средства, здесь допустимы отступления от норм общелитературного языка. Главный критерий уместности употребления языковых средств – это обоснованность целевой установкой автора, функциональная целесообразность.

Стилистически немотивированное употребление языковых средств приводит к нарушению уместности речи. Например, неоправданное употребление слов и словосочетаний официально-делового стиля (канцеляризмов) в других стилях, употребление анахронизмов (перенесение слов и устойчивых словосочетаний из одной эпохи в другую), замена литературного языкового элемента просторечным и т.д. Нарушением критерия уместности является также перенасыщение речи (в особенности – художественной) специальными терминами.

Под ситуативно-контекстуальной уместностью следует понимать употребление языкового материала в зависимости от ситуации и задач речевого общения. Б.Н. Головин утверждал, что “нельзя говорить одними и теми же словами, одними и теми же предложениями с ребенком пяти лет и со взрослым человеком: необходим отбор языковых средств, соответствующих возможностям ребенка и уровню развития взрослого человека; нельзя обойтись одним и тем же набором языковых средств, создавая лирическое стихотворение и роман в прозе”. В подтверждение этой мысли автор сопоставляет отрывки из “Сказки о рыбаке и рыбке” и поэмы “Медный всадник” А.С. Пушкина. Для первого характерны разговорно-бытовые языковые элементы, для второго – литературно-книжные. Языковые средства, уместные в одном произведении, неуместны в другом.

Личностно-психологическая уместность предполагает внутреннюю вежливость, тактичность, отзывчивость, заботливое отношение автора к собеседнику, умение вовремя подумать о его настроении, учесть его индивидуально-психологические особенности, умение найти в той или иной ситуации нужное слово, необходимую интонацию, что способствует установлению правильных взаимоотношений собеседников, является залогом морального и физического здоровья людей.

Выделение различных видов уместности несколько условно. Ситуативно-контекстуальная и личностно-психологическая уместность тесно переплетаются между собой, а также с понятием речевого этикета (в широком смысле), предполагающем тактичность, доброту, вежливость, честность, благородство в речевом поведении участников общения.

 

№ 312. Общеупотребительными обращениями к незнакомому че­ловеку считаются товарищ, гражданин, гражданка. Как вы оце­ниваете такие формы обращения? Используются и другие формы обращения, подчеркивающие различные социальные, возрастные и др. признаки общающихся: сударь, сударыня, господин, госпожа, мадам, дама, дедушка, бабушка, отец, сынок, дочка и т.д.

Какие слова вы считаете наиболее уместными при обращении к незнакомому человеку, который старше вас, к незнакомым молодым людям? Как бы вы хотели, чтобы обращались к вам?

 

№ 313. Как вы оцениваете широко применяемое в сфере обслу­живания обращение девушка? Например: Девушка, взвесьте мне, пожалуйста, килограмм колбасы. (Перед вами женщина средних лет).

 

№ 314. Составьте небольшую памятку-инструкцию для младших школьников, в которой объясните, как надо обращаться к стар­шим по возрасту и к ровесникам; к знакомым и незнакомым лю­дям; к родителям, бабушкам, дедушкам.

 

№ 315. В каких случаях уместна форма обращения “Дамы и гос­пода”?

№ 316. Почему нельзя обратиться к секретарю учреждения: “Вы секретарша?”; к врачу: “Вы наша участковая врачиха?”; к учителю: “Вы учительница математики?” Ответ мотивируйте.

 

№ 317. В каких случаях следует употреблять слова преподава­тель, аспирант, лаборант, корреспондент, а в каких – препода­вательница, аспирантка, лаборантка, корреспондентка? Только ли с полом называемого лица связаны особенности их употреб­ления?

 

№ 318. Отметьте стилистически маркированные языковые эле­менты; определите их функции и целесообразность использова­ния в данном тексте. Проследите зависимость употребления язы­ковых средств от конкретной речевой ситуации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 900; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.