Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Градостроительство и архитектура Египта периода Древнего царства. 2 страница




Археологам удалось обнаружить приспособления, при помощи которых каменные блоки поднимали на платформу. Это были салазки-сегменты, при соединении которых вокруг каменного блока, возникало подобие колеса. Использовав четыре сегмента, даже многотонный груз можно было закатывать по пандусу на любую высоту.

Обнаруженные археологами остатки 300-метровой наклонной плоскости позволяют предположить, что для доставки строительного материала могли использовать пандус из глины и необработанного камня. Рампа могла состоять из обломков песчаника и гипсового раствора, а поверхность покрыта настилом из бревен.

Впрочем, с увеличением высоты пирамиды пандус пришлось бы вытянуть на 20 км. Практичнее было бы располагать скаты по периметру. Но это значит, что египетские инженеры были непревзойденными мастерами, способными возводить сооружение даже вслепую, так как, скорее всего для пандуса такой формы пирамиду пришлось бы засыпать.

Уникальность строительных методов, оригинальность в решении сложных задач позволяют предположить, что египетские архитекторы применяли в работе макеты. Хитроумная система безопасности, например, запущенная в толще камня в конце работы, вообще была бы немыслима без предварительных расчетов и экспериментов.

Оказывается, Большая галерея в сердце пирамиды была не чем иным, как направляющим каналом для массивных блоков, которые, заполнив собой коридор, должны были навсегда запечатать проход в погребальные камеры. Такие же монолиты должны были преградить подступы к камере царя.

И, несмотря на то, что гробница все-таки была разграблена, само строительство усыпальницы, соответствовавшей современному 50-этажному дому, навечно сохранило память о Хуфу и тяжелом и опасном труде древних строителей.

Благодаря открытиям археологов, исследовавших поселение и гробницы строителей пирамид известно, что их было всего 20 тысяч. Они жили и работали семьями. Только в одном из поселков площадью 16 га, жило 6000 человек. Здесь была обнаружена самая древняя в мире мощеная дорога и канализация. Жители пекли хлеб и варили пиво, лепили горшки и ткали одежду. Рабочие делились на артели по 1000 человек и бригады по 200. Одни артели были задействованы на строительстве пирамиды, другие доставляли материал, третьи работали в каменоломнях. Ежедневно курсировали лодки из Гизы в Ассуан, где добывали гранитные блоки, год за годом царские чиновники занимались набором рабочих, доставкой продовольствия, обеспечением инструментами, число учетчиков, контролеров, инженеров в 10 раз превосходило количество рабочих. Организация труда была такой сложной, что можно с уверенностью сказать: именно пирамиды превратили Египет в сверхдержаву.

Возведение пирамиды было настолько значительным общественным событием, что специалистов собирали повсюду. И вся страна обеспечивала нужды строительства. Рабочие получали такую же еду и медицинское обслуживание, как знать, и создавали свои профессиональные династии.

Возможности полученных строительных навыков виртуозно развили потомки Хуфу. Его первый наследник Джедефра решил превзойти своей гробницей пирамиду отца, для чего перенес работы с плато Гизы в гористую местность, ныне известную, как Абу Роаш (рис.53-54). С самого начала основание будущей пирамиды располагалось на 100 метров выше, чем Гиза, что давало сыну большие преимущества.

Так же как в Гизе, связывая пирамиду со скальным рельефом, строители вынуждены были укрепить природное основание. Горная порода оказалась хрупкой и ломкой, крошилась от прикосновения, поэтому тоннами смешивая гипс с водой и песком, египтяне фактически забетонировали фундамент будущей пирамиды.

Сложный горный рельеф затруднял строительство пологого пандуса, поэтому дорогу, располагавшуюся обычно с востока на запад, перенесли, обойдя все препятствия, направив с севера на юг. Следы этой насыпи хорошо просматриваются со спутника, ее протяженность около 2 км, это самое большое сооружение подобного рода в истории Древнего Египта.

Дорога начиналась в каменоломне, действующей до сих пор, и заканчивалась у пирамиды. Повсюду вокруг насыпи обрабатывали камень. Исследователи подсчитали, что на строительство пирамиды Джедефра ушло 325 тыс. тонн известняка. Каждый вырубленный в скале блок вымеряли, выравнивали и шлифовали. Для большей прочности все плиты основания, также как в пирамиде Джосера в Саккаре чуть скашивали и наклоняли в сторону центра. Известняковые плиты дополнительно скрепляли 4-5-метровыми гранитными штифтами, способными выдержать толчки землетрясения.

Однако, соперничая с отцом, облицевавшим гранитом царскую камеру, Джедефра, демонстрируя собственные могущество и богатство, решил использовать груды тяжело поддающегося обработке красного гранита, для внешней облицовки гробницы. Этот изумительный по фактуре камень не поддавался ни бронзовым, ни медным инструментам, поэтому добывали и обтесывали его вручную, при помощи более твердого долерита.

Гранит привозили из Ассуана, расположенного в 1000 км от Абу Роаша. Движение лодок, нагруженных многотонным грузом, было возможно только в период нильских разливов. Но для воплощения грандиозных замыслов правителя, архитекторы заложили настоящий речной порт, а чтобы поднять блоки с реки на холм, прорыли в песках систему каналов. Рядом с гробницей возникла деревня строителей пирамид, на месте которой и ныне живут обитатели Абу Роаша.

Так, за 20 лет царствования правителя, преобразовывая всю жизнь в округе, на высоту 70 м, поднялась пирамида Джедефра, облицованная в нижней трети гранитом, вверху сияющим известняком и увенчанная пирамидионом из сплава золота и серебра. Погребальная камера внутри нее в 4 раза превосходила камеру Хуфу. Усыпальница была окружена некрополем знати и целым комплексом поминальных храмов, в которых жрецы жили до конца правления V династии.

 

53 Пирамида Джедефры в Абу-Роаш. Реконструкция.

 

 

54. Пирамида Джедефры в Абу-Роаш. Погребальная камера.

К сожалению, в позднее время, когда Египет утратил свою независимость и стал одной из восточных римских провинций, величественную пирамиду Джедефры использовали в качестве каменоломни. Дорогостоящий гранит и плиты известняка вывозили в разные части империи, даже в XIX веке, по свидетельству очевидцев, отсюда ежедневно уходили караваны из 300 верблюдов, нагруженных камнем для строительства Каира и других городов. Поэтому, все, что осталось от пирамиды сегодня, это массивное основание и впадина глубиной 20 м со следами гранитной облицовки, которая некогда украшала камеру фараона (рис.54).

Хафра (в греческом произношении Хефрен) - сын и второй преемник Хуфу, вернувшись на плато Гизы, также как Джедефра воспользовался природным рельефом, во всяком случае, внешне его усыпальница не уступала размерами гробнице отца, - ее высота 143 м при длине основания 210 м. Вход в пирамиду находился у основания сооружения, погребальная камера располагалась ниже основания. Судя по остаткам облицовки на вершине гробницы и многочисленным гранитным осколкам у основания можно предположить, что внешне пирамида напоминала гробницу Джедефры: нижняя часть была облицована гранитом, верхняя – известняком.

Недалеко от усыпальницы, в скале были вырублены помещения для погребальных лодок, аналогичные помещениям, обнаруженным возле пирамиды Хуфу. Также были воспроизведены верхний и нижний заупокойные храмы, соединенные крытым коридором, освещавшимся через отверстия в потолке, частично высеченным в скале, частично выложенным плитами известняка и облицованным гранитом. Не исключено также, что его внутренние стены некогда покрывали рельефы. Пандус, соединявший верхний храм с нижним, при разнице уровней, составлявшей более 45 м, имел длину 494 м, а ширину 4,5 м.

Прямоугольный верхний храм, площадью 112 х 50 м, продолжал ось пирамиды на востоке, примыкая задней стеной к ограде комплекса. Соответствуя сложившемуся типу заупокойного храма Древнего царства, он состоял из молельни, доступной для всех и павильона, открытого только для избранных. Узким преддверием он примыкал ко двору

перед пирамидой, за которым находились склады. Дальше следовали пять вытянутых, расположенных параллельно друг другу помещений, предназначенных для статуй царя. Изображения фараона возвышались и в следующем дворе, окруженном стеной с выступающими мощными пилястрами. Квадратный нижний храм, напоминающий мастабу легким наклоном стен, длиной стороны 4,5 м, был построен из больших блоков гранита. Двенадцатиметровый фасад, имеющий форму вытянутого прямоугольника, имел две двери, отмеченные надписями, содержащими имя и титул царя.

 

 

55. Пирамида Хафра.

Перед храмом находилась пристань, куда причаливали ладьи, плывущие по каналу со стороны Нила. Два входа в храм стерегли, по-видимому, 4 сфинкса, высеченные из гранита. Посередине храма помещалось нечто вроде наоса, где возможно находилась статуя фараона. От обоих входов отходили узкие коридоры, напоминающие вестибюль высотой 9 м, целиком сооруженные из гранита, которые вели в гипостиль с 16 монолитными столбами: 6 квадратных в сечении гранитных столбов стояли в поперечном помещении, а 10 – в перпендикулярном ему продольном помещении. Столбы служили опорами гранитным плитам, образующим потолок храма. Плиты, так же как столбы, были идеально отполированы. Строгость и простоту отделки храма подчеркивала естественная красота материала: темно-розового гранита колонн, белого известняка плит, которыми был выложен пол, сливочно-белого алебастра и желтого шифера (сланца). Здесь же была найдена статуя фараона Хафра из темно-зеленого диорита. Этот зал, ныне лишенный перекрытия, освещался первоначально с помощью небольших отверстий в потолке, так что все цветовое великолепие представало перед посетителями во всем блеске.

Здесь, как и в других сооружениях IV династии, ярко проявилось мастерство египтян в обращении с камнем. Подражание дереву исчезло. Опоры впервые отделились от стены, каменные столбы встали свободно. Инертная масса сменилась системой сильных опор, на которых лежали горизонтальные массивные каменные блоки. Формы начали полностью совпадать с конструкцией, архитектура овладела новым материалом. Мастерство обработки камня достигло таких высот, что даже на тех участках, где можно было обойтись квадрами размерами в 10-20 тонн, строители, возможно, для ускорения работы, использовали монолиты весом в 100-200, а иногда даже в 500 тонн.

Совершенное владение материалом демонстрирует и третья пирамида Гизы – усыпальница фараона Менкаура (по-гречески Микерина, рис.56). Даже уступая по величине своим предшественникам (ее высота 66,5 м при ширине 108,4 м), она выглядела также монументально. Гробница сложена из очень больших блоков и в нижней трети облицована гранитными плитами, срезанными особым способом наискосок, как это было в пирамиде Джедефра.

 

 

56. Пирамида фараона Менкаура.

С южной стороны к гробнице примыкали три связанные с нею небольшие пирамиды жен фараона, окруженные общей стеной. Площадь основания каждой из них по величине равна 1/3 площади основания пирамиды Менкаура. Они были возведены из известняковых блоков, облицованы кирпичем-сырцом и покрыты белым раствором. Также были построены заупокойные храмы, но сын Менкаура Шепсескаф, заканчивавший постройку комплекса, сооружал их из кирпича-сырца, а в кровле использовал деревянные перекрытия, худший по качеству строительный материал.

Это несоответствие уровня строительной техники и качества материала поставило под сомнение время строительства всего комплекса. Соседство величественных пирамид, в которых, к слову сказать, не были обнаружены ни погребальные рельефы или росписи, ни тела фараонов, ни какие-либо письменные указания на них, с довольно примитивно сложенными храмами, которые как раз датируются более определенно, - позволило исследователям предположить, что пирамиды могли быть памятником более древней цивилизации, существовавшей в Египте задолго до правления фараонов.

Косвенным подтверждением этой гипотезы стало исследование стража пирамид – так называемого Большого сфинкса (рис.57), высотой 20 м и длиной 57,3 м.

Когда-то сфинкс был частью храмового комплекса, где совершались заупокойные обряды в память фараона. Но сам таинственный образ полульва-получеловека, обращенный лицом к восходящему солнцу, был наделен такой силой и значимостью, что его стали наделять более важным символическим значением в архитектурном комплексе Гизы. Пирамиды трудно представить вне африканской пустыни, а сфинкс словно призван углубить эту связь между природой и человеком. Его трудно рассматривать как что-то эстетическое или декоративное, такими будут выглядеть сфинксы позднее. Большой сфинкс олицетворял страх египтян перед силами природы, для них он был реальным существом, порожденным пустыней, неким чудовищем, выросшим здесь прямо из толщи скалы. Не только символом стража храма, о распространении культа которого свидетельствуют некоторые вотивные стелы, найденные в Гизе, но знаком некого начала всех начал, памятником времени.

Египтяне, наблюдавшие за движением Солнца и звезд, очень рано заметили, что год за годом повторяются некие циклы: они первыми создали солнечный календарь, но выделив

365 дней, не стали выделять оставшуюся четверть дня, из-за чего каждые четыре года день египетского нового года, приходившийся на день солнцестояния и восхождения звезды Сириус, наступал на один день позже. Жрецы, годами отмечавшие совпадения солнцестояния и появления звезды Сириус, обнаружили, что Солнце в разное время восходит в разных созвездиях, из-за прецессии, изменения положения Земли во время вращения вокруг своей оси, поэтому встретив Новый год 21 июня, через 730 лет они отмечали очередное обновление страны и Нила в день зимнего солнцестояния, от первого до следующего совпадения летнего солнцестояния и восхождения Сириуса проходило 1460 лет (именно такое количество ниш в стене вокруг пирамиды Джосера в Саккаре). Кажется невероятным, но египтяне, считавшие, что их земля является отражением небесного ландшафта, не только точно следовали солнечным и лунным циклам, но и стремились запечатлеть все небесные изменения на земле. Дальше мы увидим, что через каждые 730 лет в стране появлялись храмы, ориентированные то на север, то на юг, в зависимости от прецессии, а значит, древние зодчие строили не просто колоссальные по размерам и затратам сооружения, а сакральные солнечные центры, целью которых было возвращение страны к началу начал, к истокам мироздания, к мифическому золотому веку (Зеп Тепи), начатому криком мифического Феникса, священной птицы возрождения.

 

57. Большой сфинкс в Гизе.

Это сейчас нам известно, что прецессия, полный оборот Земли вокруг своей оси охватывает 26 тысяч лет. Египтяне, подчинившие свою религию космическому образу мира, каким-то образом сохраняли память о начальных этапах своей истории и первоначальной картине неба, во всяком случае, архитектурные сооружения в этой стране мистическим образом соответствуют звездной картине. Большой сфинкс, направленный строго на восток, туда, где солнце встает в момент равноденствия, предстает перед нами еще большей загадкой, если мы перенесемся на 11,5 тысяч лет назад. Тогда

 

58-59. Ансамбль пирамид в Гизе. Современный вид и реконструкция.

 

Солнце не просто поднималось над Гизой, а отмечало день нового года, находясь в созвездии Льва: земной лев таким образом вглядывался в Льва небесного. Связь с космосом окажется более значимой, если мы вспомним, что прежде, звезды созвездия Орион, столь значимого для Египта, после длительного отсутствия также показывались на небосклоне за 20-25 дней до наступления летнего солнцестояния, примерно за час до появления Сириуса. Египтяне видели в созвездии герольда, предвестника возрождения природы и, естественно, разлива Нила.Что на небе, то и на Земле. Млечному пути соответствовал Нил, а звезды созвездия Орион были отмечены расположением пирамид. В то время как не стихают споры по поводу того, какого фараона изображает сфинкс, внимательный наблюдатель сразу заметит, насколько непропорциональной по отношению к туловищу выглядит голова фараона. Почему бы не предположить, что первоначально лев и был львом, и только позже был превращен в сфинкса с головой человека.

В 1992 г. геолог Джон Энтони Уэст и специалист по эрозии горных пород, профессор геологии Бостонского университета Роберт Шоч отодвинули время появления Сфинкса в гораздо более древние, чем династические времена, указав на следы эрозии Сфинкса и окружающей его траншеи, вырубленной в скале, которая появилась не из-за воздействия ветра, а в результате сильных дождей, тысячи лет заливавших африканского монстра тогда, когда климат в долине Нила был более влажным. Струи воды, обрушиваясь на поверхность песчаника, оставили на нем вертикальные бороздки, особенно хорошо заметные на стенках траншеи вокруг Сфинкса, тогда как песок, увлекаемый ветром вдоль поверхности земли, словно наждаком продвигаясь по встречаемому препятствию, образовывал бы горизонтальные, похожие на щели каналы с острыми кромками. Так что предположение, что 11,5 тысяч лет назад Сфинкс уже стоял на плато Гизы может быть не далеким от истины. Столь же древними могут оказаться и пирамиды. Изначальное использование их в качестве совершенных центров наблюдения за природой и космосом кажется наиболее вероятным, фараоны же известные нам, вполне могли отреставрировать и вторично использовать их уже в более позднее время, то есть в XXVI-XXV вв. до н.э..

Еще одно подтверждение данной гипотезы – неожиданный спад пирамидостроения после смерти фараона Менкаура. Его сын Шепсескаф, перед лицом вечности ограничился кирпичной мастабой между некрополями Саккары и Дашура. Правда, усыпальница фараона своими размерами намного превосходила окружающие ее мастабы чиновников и знатных вельмож. Прямой коридор с квадратной комнатой посередине внутри мастабы соединялся с залом, слева от которого находились четыре прямоугольных в плане, расположенных параллельно друг другу подсобных ритуальных помещения, справа – погребальная камера.

Скромные размеры последних сооружений, неполное покрытие поверхности каменной облицовкой, использование в строительстве вместо камня кирпича-сырца и дерева – все это соответствовало строительным навыкам предшествующих династий. И объяснять этот факт угасанием экономической мощи или постоянными войнами было бы очень просто.

Около 2700 г. до н. э. произошла смена династии. Гробницы фараонов V и VI династий (около 2700- 2400 гг. до н. э.)не превышали 70 м в высоту, и воздвигались из небольших блоков, а частично даже из бута. Новые фараоны были вынуждены считаться с номовой знатью и не могли напрягать все силы страны для сооружения своих гробниц. Тем большее внимание уделялось ими строительству храмов. Появился новый вид зданий - так называемый солнечный храм. Важнейшим элементом такого храма был колоссальный каменный обелиск – четырехгранный монолит, украшенный рельефами, верхушка которого обивалась медью и ярко блестела на солнце; он стоял на возвышении, перед которым устраивался огромный жертвенник. Как и пирамида, солнечный храм соединялся крытым проходом с воротами в долине. Именно в храмах впервые появились ставшие потом столь характерными для египетской архитектуры пальмовидные колонны и колонны в форме связок нераспустившихся папирусов и бутонов лотосов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 814; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.