Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Архитектура императорского Рима. 4 страница




Обрамленные коринфскими пилястрами широкие гладкие простенки между нишами оживлялись небольшими, поставленными перед ними эдикулами (ордерными обрамлениями), в них, также как в больших и малых нишах стояли статуи божеств. Лежавший над антаблементом второй ярус расчленялся могучими полуциркульными арками, находившимися над нишами; между ними же шла широкая гладь стены. Горизонтальная профилировка отделяла второй ярус от грандиозного полусферического купола, поверхность которого в нижней и средней частях оживлялась пятью рядами больших кассет. Два нижних ряда кассет купола соответствовали той части стены, которая призвана противодействовать громадной силе распора купола. Кассеты, перекликающиеся с пилястрами и колоннами, поднимаются кверху, по меридианам, замыкая купол, а горизонтали кассет вторят линиям карниза. Выявляя глубтиной рельефа толщу купольного перекрытия, кассеты усиливают впечатление ео материальности. Орждер Пантеона создавал переход от величественного масштаба здания к человеку. Покой, внутреннюю гармонию, уход от земной суеты в мир духовности – вот что давал Пантеон посетителям.

Пантеон посвящен 7 планетным богам (Аполлон, Диана, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн), но его религиозный мистицизм борется с латинским рационализмом и индивидуализмом, поэтому в его внутренней композиции больше антропоморфизма. Ордер храма служит расчленению массы. Большой ордер нижней части (пилястры, колонны, антаблемент) противопоставлен кассетам потолка, выделяя нижний ордер, как главный, и подчиняя ему все остальное. Кассеты Пантеона имеют огромное значение для акустики здания: они уничтожают эхо и звуковые эффекты, неизбежно получающиеся при купольном покрытии и криволейных очертаниях стен. Материальная часть купола из сплошной бетонной оболочки, к которой внутри приставлен тонкий слой мраморной облицовки.

Любопытна аналогия между Пантеоном и форумами. Диаметр Пантеона равен диаметру экседр форумов Августа и Траяна. Эта аналогия подтверждается также и тем, что Пантеон имел верхний просвет диаметром около 9 м, через который проникало солнце и совершало свой круг в течение дня, последовательно освещая отдельные ниши со скульптурным изображением различных богов. Слепые наружные стены Пантеона также походили на стены форумов, лишенные верхних проемов и украшенные лишь карнизными тягами.

 

 

169. Вилла Адриана в Тиволи.

За время своего 20-летнего правления Адриан посетил почти все римские провинции, побывал в Северной Африке и путешествовал по Египту, основал много новых городов, но любимым его городом были Афины. В Афинах им был достроен храм Зевса, построены триумфальная арка и новые крепостные сооружения, благоустроена агора, починены ветхие памятники. Из Греции он вывез в Рим многих греческих архитекторов. Благодаря греческим увлечениям в окрестностях Рима, в Тибуре (нынеТиволи) им была построена вилла, где элементы греческого, римского и даже египетского градостроительства нашли свое отражение.

 

 

Печили – площадь виллы Адриана в Тибуре.

Выбор места был тщательно обдуманным. В этой сельской местности уже стояла вилла, с 1 в. до н.э. зараставшая сосновым лесом. Ее земли были ограничены двумя реками, немного дальше впадавшими в реку Аниене, так что до Рима легко можно было добраться как по воде, по Тибру, так и по суше, по Тибуртинской дороге.

На территории площадью в один квадратный километр император, вспоминая наиболее любимые шедевры архитектуры, воссоздавал собственный «идеальный» город.

Каноп, например, водоем, украшенный колоннадой, напоминавший египетский канал, соединявший город Каноп в дельте Нила с Александрией, заканчивался в Серапеуме, воздвигнутом под впечатлением от Храма Сераписа, - здании, в котором Адриан обычно устраивал летние пиршества. С другой стороны, Стоя Пойкиле – точная копия оригинала в Афинах, хотя включала также сад с бассейном в центре, в котором Адриан совершал прогулки. Главный вход в свою резиденцию правитель назвал Темпейской Террасой в честь известной долины в Фессалии.

Лучше всего из построек на вилле сохранилось здание Морского Театра. Это круглое сооружение с ионическим портиком, внутри которого – канал, окружающий искусственный остров. Здесь Адриан построил маленькую виллу, на которую удалялся для чтения и научных занятий.

Центром комплекса была Золотая площадь. По ее сторонам размещались здания для приемов и великолепные термы. Вилла славилась смелыми архитектурными инновациями и непередаваемым сочетанием прямолинейных и криволинейных элементов, которое впоследствии было воспринято архитектурой барокко.

были построены Золотая площадь с главным зданием причудливой формы, в основе которого лежал крест с выпукло-вогнутыми формами, казармы императрской гвардии - Преторий, библиотеки. Воссоздав древнегреческий стадион, римские строители разбили - Печили - площадь размерами 200 х 100 м, окружили ее стеной с двусторонними портиками для прогулок в любую погоду, в центре ее выкопали прямоугольный пруд. Подземная дорога, избавлявшая императора от лицезрения людей и от пыли, соединяла площадь с Большими термами и Вестибюлем.

Большие термы, возведенные из местного известняка - тибуртина, и перекрытые сводами из плинфы – тонкоплиточного кирпича (толщина примерно 2,5 см), были укреплены бетоном. Расположив друг за другом типичные для римских терм фригидарий для холодных, тепидарий для теплых и кальдарий для горячих ванн, строители продумали систему отопления на основе горячей воды и сухого воздуха.

Возможно, для женщин предназначались Малые термы, построенные по-соседству.

Необыкновенно романтично выглядел Каноп – удлиненный пруд размерами примерно 100 х 20 м, окруженный остатками колонн и статуй. Он имитировал египетский Каноп – искусственный 19-километровый канал, соединявший Александрию с храмом Сераписа.

Каноп. Вилла Адрина в Тибуре.


Личные покои Адриана, любившего уединение, располагались в Морском Театре – круглом сооружение на круглом острове, защищенном каналом с водой и наружной цилиндрической стеной с круглой колоннадой.
Комплекс получил название, как в силу архитектурного оформления, так и использования скульптур морских существ, таких как Тритоны, Нереиды и другие. Впрочем, для уединения правителя предназначались многочисленные сады, такие, например, как Библиотечный Сад. Он имел неправильную форму и поддерживался подпорной стенкой длиной более 100 метров, включавшей полукруглые и прямоугольные ниши. Вероятно, в них стояли статуи и фонтаны. В центральной части сада до сих пор сохранились остатки двух фонтанов, соединенных длинным каналом. Интересно, что римлянам было очень хорошо известно топиарное искусство, и они активно формировали вечнозеленые растения типа самшита, лавра или тиса путем многократной обрезки. Растениям придавались регулярные геометрические формы или фигуры богов, животных и элементов ландшафтов с целью воспроизведения сцен из мифологических сказаний.

Колонны эффектно отражались в водах бассейна. Вилла представляла собой своеобразный музей: здесь были возведены архитектурные копии прекрасных оригиналов, встречавшихся императору во время его путешествий: Темпейская долина, увиденная в греческой Фессалии, Афинский Пестрый портик, египетский Каноп. Вилла Адриана – соединившая функции дома и музея, была украшена копиями произведений прославленных греческих скульпторов.

Последней постройкой Адриана в Риме был его мавзолей, строительство которого начато было за несколько лет до его смерти. Это был массивный, круглый в плане объем диаметром 64 м, покоящийся на высоком цоколе и увенчанный конусообразным завершением. На квадратном постаменте высотой в 13 м помещался высокий круглый барабан, обработанный пилястрами, а над ним конусообразное построение, сходившееся к венчающей памятник статуе императора на колеснице. Мавзолей закончен только в 139 г. императором Антонином Пием, в нем похоронены все римские исператоры от Адриана до Каракаллы (217 г.) К мавзолею, расположенному на правом берегу Тибра, с Марсова поля вел мост, украшенный статуями.

 

 

170- 171. Мавзолей Адриана. Реконструкция и современный вид.

Художественные идеалы римского искусства III и IV вв. н. э. отражают переломный характер эпохи, в которой распад древнеантичного уклада сопровождался новыми исканиями. В нем сильнее проявилась роль провинций и варварских влияний. Грандиозные масштабы некоторых памятников в Риме и в его провинциях напоминали архитектуру Древнего Востока. В то же время обнаружилось стремление максимально облегчить архитектуру, усилить в ней роль пространства, одухотворить его.

В последующем кризис империи отразился и на темпах строительства. Уже не строились крупные комплексы императорских форумов, стадионов, амфитеатров, не возводились новые дворцы и храмы. Исключения составляли лишь термы, которые в значительной степени объединили в себе почти все развлекательные и зрелищные функции. Такими были термы Каракаллы (211-217 г.г.) и термы Диоклетиана.

 

 

172. Термы Каракаллы, 212-216 г.г. Аэрофотосъемка 1929 г.

Каракалла был сыном Септимия Севера, амбициозного полководца Марка Аврелия, вступившего на императорский престол в результате очередного военного переворота. Свое правление он начал с убийства брата, и строительство терм для народа было для него попыткой обелить себя в глазах общественности. Бани воспроизводили план аналогичных сооружений Траяна, но превосходили их невиданным гигантизмом, использованием сводов.

Термы были начаты в 212 г. н.э. и открыты в 216 г.. Они располагались на Аппиевой дороге и примыкали одной своей стороной к Авентинскому холму. Это было очень крупное сооружение, которое занимало территорию 353 х 335 м (12 га). Термы были рассчитаны на 1600 человек и были бесплатными и общедоступными. Акведук Антония снабжал водой с Сабинских гор цистерны вместимостью 80 000 литров, 50 чанов безостановочно кипятили воду, подаваемую в бассейны. Тысячи рабов глубоко под землей обслуживали римский народ, который наверху предавался всем мыслимым и немыслимым удовольствиям.

В композиции терм Каракаллы наблюдалась такая же симметрия, как в императорских форумах. Термы состояли из центрального прямоугольного здания размерами 112 х 216 м., предназначенного для бань, сада с аллеями и цветником, по сторонам терм были два больших эллипса, в которых находились различные помещения для отдыха, спорта, массажей и других совместных занятий. В глубине находился стадион, окруженный латинской и греческой библиотеками (одна из экседр сохранила вырезанные в стене ниши, служившие для деревянных шкафов, в которых хранились свитки папируса и тома).

Центральная группа залов, окруженная огромным садом-двором – сохраняла типичную схему римского сводчатого стиля. В перистиле двор являлся главным, и его со всех сторон окружали помещения, которые развивали свое внутреннее пространство из центрального двора. В общей композиции терм Каракаллы главным являлся массивный блок, заключавший в себе группу замкнутых внутренних пространств. И этот блок окружал двор, который опоясывали совершенно незначительные по сравнению с центральным блоком помещения. Внутри самого центрального блока залов было два маленьких перистиля. Они симметрично располагались по сторонам блока, в то время как центральную ось образовывали три главных помещения для мытья: Фригидариум (холодные бани), Тепедариум (теплые бини) и в конце Кальдариум (горячие бани), из которых особенно важен большой средний зал, являющийся центром всего блока. Главные входы в банные помещения располагались с двух сторон трех центральных залов, каждый из этих входов вел в переднюю и примыкающие к ней помещения для раздевания. Оттуда посетитель шел в главный центральный зал, в котором потели, мылись и натирались благовониями. Из центрального зала посетители шли в примыкающий круглый зал, перекрытый куполом, с бассейном, наполненным теплой водой. Здесь принимали теплую ванну. Оттуда шли обратно через центральный зал в третье помещение центрального ряда – открытый бассейн с холодной водой, Фригидариум. Около главных залов располагались помещения с топкой. С каждой стороны к этой центральной осевой группе трех главных банных помещений – тепидария, кальдария и фригидария – примыкали большие перистильные дворы, вокруг которого группировались комплексы помещений для гимнастических упражнений, восходящих к эллинистическому гимнасию.

Во время произведенных раскопок, в особенности раскопок 1500 года, в термах было найдено большое количество античных скульптур, среди которых Телец, Геркулес Фарнезийский и две гранитные ванны. Известно, что здесь же устраивались выставки произведений изобразительного искусства, проходили литературные и музыкальные выступления, существовали комнаты для бесед и т.д.

Термы Каракаллы были закончены Элиогобалом и Александром Севером. Они продолжали работать вплоть до 537 г., когда готы Витига снесли акведук, который снабжал большие цистерны.

Термы Диоклетиана, построенные на 90 лет позже, по своим размерам и композиции были близки к термам Каракаллы с той только разницей, что в них главное здание было обширнее, но не имело столь ясно выраженного центра в виде ротонды.

Диоклетиан, в прошлом Диокл, сын писца-вольноотпущенника из Салоны, прошел стремительный путь сначала от легионера до консула, затем от начальника императорской стражи до императора (284 г.). Этот человек был умен и проницателен, и быстро понял, что одному ему не сохранить надолго власть в том бушующем море, которое представляла собой в III веке Римская империя, раздираемая междоусобицами, окруженная свирепыми варварскими племенами. Понимая, что самому ему уже не удастся решить все проблемы огромного города, он разделил власть и императорские почести с Максимианом, выходцем из Паннонии. В 293 г. два Августа провозгласили своих соправителей, называемых двумя Цезарями, - Констанция и Галерия. Решение о соправителях императоров было принято спешно под давлением военных обстоятельств, требовавших присутствия императора одновременно на разных фронтах. Тетрархия являлась законным правлением, но она санкционировала лишение Рима столичного статуса: Максимиан обосновался в Трире, Диоклетиан – в Никомедии, два Цезаря – в Милане и Фессалониках.

Перед угрозой вторжения варваров Рим оказался неудобным в стратегическом положении, чтобы владеть ситуацией, императоры должны были постоянно находиться «ближе к внешним врагам государства». Столица же сначала перестала быть императорской резиденцией, а затем, медленно, но неотвратимо стала клониться к упадку и запустению.

Император Диоклетиан уже редко бывал в Риме. Выбрав для себя восточную, наиболее богатую часть империи, он всецело отдался «некой безграничной страсти к строительству. Здесь строились базилики, цирк, монетный двор, там – арсенал, дворцы для жены и дочери…». Незадолго до отречения правитель приказал возвести на Адриатическом побережье близ Салоны великолепный дворец, в котором и провел остаток дней своих, окружив себя невероятной роскошью.

Дворец, построенный здесь, красноречиво свидетельствовал о характере этого времени. Обнесенный мощной крепостной стеной с башнями, с выходами к морю, четко распланированный, он был похож скорее на военный лагерь. Он имел форму не вполне правильного четырехугольника. Стены с шестнадцатью башнями надежно защищали императорскую резиденцию, являясь одновременно и внешними стенами самого дворца. Мощные четырехгранные башни возвышались по углам крепости, шесть восьмигранных башен защищали въезды во дворец со стороны суши, четыре четырехгранные башни меньшего размера симметрично размещенные между угловыми и надвратными, создавали дополнительную защиту и без того грозным стенам. Дворец занимал по площади более 30 тысяч квадратных метров, длина его внешних стен превышала 800 метров.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 714; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.