Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Потребности и блага




 

Потребность – это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности, развития личности и общества в целом.

Товары и услуги, в которых испытывают потребности люди, исчисляются миллионами и их круг непрерывно расширяется. Экономисты изучают материальные потребности, т.е. желания потребителей приобрести и использовать товары и услуги, доставляющие им удовольствие или удовлетворение.

Историю экономической цивилизации можно представить как процесс формирования и реализации индивидуальных и институциональных потребностей. В процессе удовлетворения потребностей формируются новые в количественном и качественном отношении потребности, их структура изменяется, приоритеты смещаются, развивается взаимозаменяемость. Непрерывное возрастание, или возвышение, потребностей подтверждается многочисленными фактами из экономической эволюции человечества. В течение каждых десяти лет количество видов потребительских товаров и услуг увеличивается более чем в два раза. Эта историческая закономерность заслуживает выделения и может быть названа законом возвышения потребностей. Человек прошел этапы – от примитивного потребления ресурсов природы до рационального использования природных, человеческих и произведенных человеком ресурсов.

Современная цивилизация (нынешняя ступень развития материальной и духовной культуры общества) знает множество различных потребностей. Они подразделяются на следующие виды:

– физиологические потребности (в пище, воде, одежде, жилье, воспроизводстве рода);

– потребность в безопасности (защита от внешних врагов и преступников, помощи при болезни, защите от нищеты);

– потребность в социальных контактах (общении с людьми, имеющими те же интересы; в дружбе и любви);

– потребность в уважении (уважении со стороны других людей, самоуважении, в приобретении определенного общественного положения);

– потребность в саморазвитии (в совершенствовании всех возможностей и способностей человека).

Эти виды потребностей можно представить в виде пирамиды

Рис. 2.2.1. Пирамида потребностей

 

На рисунке видно, что в основании пирамиды находятся физиологические потребности. Как у всех живых существ, так и у человека, они обусловлены обменом веществ – необходимой предпосылкой существования каждого организма. Однако в этом отношении человек решительно отличается от любого животного. У последнего верхний предел его желаний – полностью удовлетворить потребности биологического порядка. У людей такого ограничителя нет.

В отличие от животных, которые просто приспосабливаются к природной среде, человеческое общество преобразует природную и социальную среду. Оно в первую очередь налаживает производство средств, необходимых для поддержания жизни (пищи, жилища, одежды и т.п.). Затем появляются качественно новые потребности более высокого порядка, которые могут резко увеличиваться.

Итак, экономический прогресс общества предполагает действие закона возвышения потребностей. Этот закон выражает объективную (не зависящую от воли и желания людей) необходимость роста и совершенствования человеческих потребностей с развитием производства и культуры. Действия этого закона проявляются в следующих изменениях. В ходе исторического развития потребности общества количественно растут и качественно изменяются. Некоторые потребности исчезают, возникают новые, вследствие чего иным становится состав потребностей. Соответственно этому меняется структура общественного богатства, уровень благосостояния людей.


Потребности подразделяются:

– на первичные, удовлетворяющие жизненно важные нужды человека (одежда, питание, жилье) и

– вторичные, к которым относятся все остальные (например, потребности досуга: кино, театр, спорт).

Широкий спектр продуктов, предназначенных для удовлетворения потребностей, иногда подразделяют:

– на предметы первой необходимости и

– предметы роскоши.

Нет большой необходимости доказывать условность гибкого деления. То, что является предметом первой необходимости для одного человека, может оказаться предметом роскоши для другого, и наоборот, то, что еще недавно считалось предметом роскоши, теперь является самым обычным предметом первой необходимости. К материальным потребностям относятся и услуги, которые наравне с товарами, удовлетворяют наши потребности (ремонт автомобиля, стрижка волос, консультации юриста и т.п.). Многие изделия и покупаются ради услуг: автомобиль, стиральная машина и др.

По субъектам (носителям потребностей) потребности различаются на индивидуальные, групповые, коллективные и общественные.

По объекту (предмету, на который они направлены) запросы людей подразделяются наматериальные, духовные, этические (относящиеся к нравственности) и эстетические (касающиеся искусства).

По сферам деятельности выделяются потребности труда, общения, рекреации (отдыха, восстановления работоспособности) и экономические.

Экономические потребности – та часть человеческих нужд, для удовлетворения которых необходимо производство, распределение, обмен и потребление благ. Именно они участвуют в активном взаимодействии между производством и неудовлетворенными запросами людей. Каково же это взаимодействие?

Производство прямо влияет на потребности по нескольким направлениям.

Во-первых, оно создает конкретные блага и тем самым способствует реализации определенных человеческих запросов. Их удовлетворение с помощью уже потребленной вещи ведет к возникновению новых запросов. Вот простой пример. Предположим, человек пожелал приобрести автомобиль. После его покупки владелец машины испытывает массу новых нужд. Автомашину надо застраховать, найти для нее подходящую стоянку или гараж, приобрести горючее, запасные части и многое другое.

Во-вторых, под воздействием технического обновления производства сильно изменяется предметный мир и уклад жизни, возникают качественно новые потребности. Скажем, с появлением в продаже персональных компьютеров, видеомагнитофонов, телевизоров новых поколений у людей возникает желание их приобрести.

В-третьих, производство не только доставляет материал для удовлетворения потребности, но и влияет на способы потребления, а тем самым формирует определенную культуру потребителя. Например, первобытный дикарь питался, разрывая руками и зубами сырое мясо на куски. А современный человек испытывает, как правило, качественно иную потребность. Мясо должно быть определенным образом приготовлено и потреблено с помощью столовых приборов.

Значит, производство создает потребление и определенный способ потребления. Благодаря этому оно развивает у людей потребности – влечение и способности к потреблению.

В свою очередь, экономические потребности оказывают сильное обратное воздействие на производство, которое идет по двум линиям.

Во-первых, потребности являются внутренней побудительной причиной и конкретным ориентиром созидательной деятельности.

Во-вторых, запросам людей присуще свойство быстро изменяться в количественном и качественном отношении. Потребности всегда включают в себя появление новых созидательных целей еще до того, как изготавливаются блага, соответствующие таким целям. В силу этого человеческие запросы часто обгоняют производство и толкают его вперед.

Глубокая внутренняя взаимосвязь производства и потребностей выражается в законе возвышения потребностей. Потребности общества способны расти бесконечно – и в отношении увеличения их разнообразия, и в отношении качественных изменений. С другой стороны, такой рост в действительности может происходить лишь по мере соответствующего усложнения разделения труда в производстве и его качественного совершенствования. Закон возвышения потребностей функционирует как относительно устойчивая тенденция, прокладывающая себе путь при особых благоприятных условиях

Средства, с помощью которых удовлетворяются потребности, называются благами. Одни блага имеются в распоряжении общества в неограниченном количестве (например, воздух), другие – в ограниченном. Последние называют экономическими благами.

Неоклассическая теория разделяет блага на экономические и неэкономические. Разделение связано с понятием редкости благ: неэкономические блага имеются в неограниченном количестве, экономические – редкие блага. Товары – это экономические блага, предназначенные для обмена.

Блага обладают стоимостью (ценностью). Согласно марксистской теории стоимость блага определяется затратами труда, необходимыми для его производства. Согласно неоклассической теории, ценность блага зависит от его редкости, от интенсивности потребности в нем и количества данного блага.

Блага классифицируются следующим образом. В соответствии с длительностью пользования различают долговременные (длительного пользования) блага и блага разового потребления (продукты питания).

По признаку заменяемости-дополняемости различают взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые (комплименты) блага. Взаимозаменяемость – это свойство благ (ресурсов) удовлетворять потребности вместо других благ (ресурсов). Взаимозаменяемость может быть полной и частичной. Взаимодополняемость благ (ресурсов) - это свойство благ (ресурсов) удовлетворять потребность лишь в комплексе друг с другом. Взаимодополняемость может быть полной и частичной.

По признаку периода потребления блага различают настоящие и будущие.

По механизму потребления различают прямые (потребительские) и косвенные (производственные, инвестиционные) блага.

 

2.3. Экономические ресурсы и факторы производства

 

Ресурсы производства – это совокупность тех природных, социальных и духовных сил, которые могут быть использованы в создании товара, услуг и иных ценностей.

В экономической теории ресурсы принято делить на четыре группы:

природные – потенциально пригодные для применения в процессе производства естественные силы и вещества, среди которых разделяют «неисчерпаемые» и «исчерпаемые» (а последних – «возобновляемые» и «невозобновляемые»);

материальные – все созданные человеком («рукотворные») средства производства, которые сами являются результатом производства;

трудовые – население в трудоспособном возрасте, которое в «ресурсном» аспекте обычно оценивают по трем параметрам: социально-демографическому, профессионально-квалифицированному и культурно-образовательному;

финансово-денежные средства, которые общество в состоянии выделить на организацию производства.

Природные, материальные и трудовые ресурсы присущи любому производству, поэтому они получили название «базовых»; возникшие на «рыночной» ступени ресурсы стали называться «производными».

Наряду с понятием «ресурсы производства» экономическая теория также оперирует также понятием «факторы производства». В чем же их отличия?

Когда мы характеризовали ресурсы, то отмечали, что это – те природные и социальные силы, которые могут быть вовлечены в производство.

«Факторы производства» – экономическая категория, обозначающая уже реально вовлеченные в процесс производства ресурсы; следовательно, «ресурсы производства» – понятие более широкое, чем «факторы производства». Иными словами, факторы производства – это производящие ресурсы.

В отличие от ресурсов факторы становятся таковыми только в рамках взаимодействия; поэтому производство всегда есть взаимодействующее единство его факторов.

В экономической теории выделяют четыре основных фактора производства.

Природные ресурсы (земля) – это все естественные ресурсы, применяемые человеком в процессе производства. К ним относятся: леса, пахотные и другие земли, запасы недр, вода, живые ресурсы суши, морей и др.; «земля» – как фактор производства имеет троякое значение:

– в широком смысле она означает все используемые в производственном процессе естественные ресурсы;

– в ряде отраслей (аграрной, добывающей, рыбной) «земля» есть объект хозяйствования, когда она одновременно выступает и «предметом труда», и «средством труда»;

– в пределах всей экономики «земля» может выступить как объект собственности (в этом случае ее собственник непосредственного участия в процессе производства может не принимать, он участвует апосредственно, предоставлением «своей» земли).

Капитал – так называют материальные и финансовые ресурсы в системе факторов производства. Капитал бывает двух видов: производственный и финансовый. К производственному капиталу относятся все средства производства, созданные человеком, например, здания, сооружения, оборудование, машины, а также полуфабрикаты и материалы, прошедшие первичную обработку.

К финансовому капиталу относятся денежные средства, которые привлекаются для приобретения производственного капитала.

Труд – та часть общества, которая непосредственно занята в процессе производства (иногда используют и такой термин, как «экономически активное население»), который охватывает только трудоспособных занятых в производстве. Труд – это совокупность умственных (знаний, умений и навыков) и физических способностей человека, которую он использует при производстве товаров и услуг. Обучение работников и потение их квалификации обычно рассматривают как процесс образования «человеческого капитала».

Предпринимательская способность – это способность людей принимать решения, в результате которых все остальные факторы производства соединяются в единую систему производства. Не все люди наделены этой способностью, так что предпринимательство является разновидностью таланта и связано с риском и ответственностью.

Факторы производства всегда кому-то принадлежат, и собственники этих факторов желают получить доход от их использования:

– собственник труда рассчитывает на доход в виде заработной платы,

– собственник капитала доход в виде процента на капитал,

– собственник природных ресурсов на доход в виде ренты,

– собственник предпринимательской способности – на прибыль.

Доходность всех факторов означает, что все их собственники выступают независимыми и равноправными партнерами, более того, можно даже говорить о своеобразной экономической справедливости, ибо доходы каждого участника производства соответствуют вкладу принадлежащего ему фактора в создании совокупного дохода.

Поскольку каждый фактор представлен его собственником, то производство приобретает общественный характер, становится социальным процессом. Производство превращается в результат производственных отношений между собственниками факторов производства. А так как в роли собственников могут выступать и индивиды, и их группы, и социальные институты, то производство представлено взаимоотношением различных экономических субъектов (или – разных форм собственности – индивидуальной, коллективной, государственной).

Не всякий собственник фактора производства непременно должен принимать непосредственное участие в производстве. Однако это – привилегия собственников лишь отчуждаемых факторов производства – «земли» и «капитала». Способность же к труду передать невозможно. Поэтому тот, кто представляет только фактор «труд», должен всегда принимать непосредственное участие в производстве.

Следовательно, его статус как «наемного работника» объективен, что, впрочем, не мешает ему иметь собственность на другие факторы производства (к примеру, приобрести акции, недвижимость и т.п.).

 

2.4. Граница производственных возможностей

 

С расходованием ресурсов для удовлетворения потребностей связаны все проблемы экономического развития. И все решения этих проблем базируются на двух фундаментальных экономических аксиомах. Первая аксиома – потребности общества (индивидов и институтов) безграничны, полностью неутолимы. Вторая аксиома – ресурсы общества, необходимые для производства товаров и услуг, ограничены или редки.

Отмеченное противоречие разрешается путем выбора. Не случайно одно из определений экономики как общественной науки гласит: экономика описывает и анализирует выбор из ограниченных ресурсов для максимального удовлетворения потребностей.

Вследствие ограниченности общего объема имеющихся ресурсов способность экономики производить продукцию ограничена, так как ограничен общий объем имеющихся ресурсов.

 

Рис 2.4.1. График производственных возможностей страны

 

Поскольку ресурсы ограничены и применяются целиком, всякое увеличение произведет средств производства требует переключения части ресурсов с производства потребительских товаров. И наоборот, если мы предпочтем увеличить производство потребительских товаров, необходимые для этого ресурсы должны быть получены за счет сокращения товаров производственного назначения.

Рассмотрим график производственных возможностей страны. По оси абсцисс отложен объем потребительских товаров, по оси ординат – объем средств производства. Выразим эти объемы в денежной форме. Кривая АВСD, называемая границей производственных возможностей, характеризует максимально возможные объёмы производства средств производства и потребительских товаров при полном и эффективном использовании всех имеющихся ресурсов.

Значит, каждая точка на этой кривой представлю определенную и предельную комбинацию объемов товаров этих двух видов. Например, точка В представляет собой комбинацию объемов ХВ единиц потребительских товаров и единиц средств производства.

Рассмотрим точки А и D. Выбрав вариант А, общество направляет все свои имеющиеся ресурсы на производство средств производства. При варианте D все имеющиеся ресурсы используются для производства потребительских товаров. Оба эти варианта нереалистичны, так как всякая экономика должна производить и товары производственного назначения, и потребительские товары. Население необходимо постоянно обеспечивать потребительскими товарами, а для их производства требуется постоянное возобновление и расширение средств производства. Политика переключения значительного количества ресурсов с производства средств производства на производство потребительских товаров представляется заманчивой, однако она дорого обходится. Со временем это нанесет удар самому обществу, поскольку запас его средств производства рано или поздно сократится. В результате этого потенциал будущего производства снизится, том числе снизятся и возможности производства потребительских товаров. Продвигаясь от варианта D к варианту А, общество выбирает политику воздержания текущего потребления. Высвобождаемые таким образом ресурсы могут быть использованы на производство средств производства, следовательно, общество может рассчитывать на большее потребление в будущем.

Возьмём точку F внутри области производственных возможностей. Она представляет собой такую комбинацию средств производства и потребительских товаров, которая существенно меньше, чем могло бы производиться при полном и эффективном использовании всех ресурсов. Выбрав такую точку, мы смирились бы либо с наличием неиспользуемых ресурсов (например, с безработицей), либо с низкой эффективностью их использования (например, с большими потерями, в том числе и рабочего времени). Точка Е, наоборот, характеризует такой предполагаемый выпуск продукции, который не достижим при полном использовании наличных производственных ресурсов и существующей сегодня технологии.

Таким образом, кривая АВСD, то есть граница производственных возможностей, характеризует одновременно и возможный, и желательный выпуск продукции. Именно из точек, лежащих на этой кривой, необходимо выбрать ту, которая является наиболее предпочтительной. При переходе, например, из точки В к точке С мы получим дополнительно АХ = ОХс – ОХв единиц потребительских товаров, пожертвовав для этого DY = ОYв – ОYс единиц средств производства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 6531; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.