Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Причины возникновения риска и его виды




Способы уменьшения рисков

Классификация рисков

Причины возникновения риска

Экономическая неопределенность

Тема 9. Экономика неопределенности и риска

 

 

9.1. Экономическая неопределенность

 

В реальной жизни модель совершенной конкуренции практически не встречается, поскольку отдельные экономические агенты имеют доступ к важной информации, а другие не имеют. В силу этого рыночная экономика характеризуются неопределенностью, то есть недостатком информации о будущих вероятных событиях.

Неопределенность не позволяет экономическим агентам вести себя рационально и снижает эффективность использования ресурсов в обществе.

Отсутствие равного доступа к информации на конкурентном рынке может привести к возникновению монополий, поскольку у фирм появляется стимул к получению сверхприбыли за счет использованию конфиденциальных источников информации.

Информационное неравенство побуждает тратить деньги не только на приобретение информации, но и на ее распространение. Реклама является типичным примером распространения информации.

Неопределенность рыночной экономики обусловливают высокую степень ее рискованности.

 

 

Риск – оборотная сторона предпринимательства. Поэтому необходимо прогнозировать, оценивать риск и не переходить его допустимые пределы. В оценке степени риска велика роль интуиции, которая основывается на прошлом знании. Интуиция и расчеты дополняют друг друга.

Риск – это вероятность убытков по сравнению с планируемым доходом, измеряется вероятностью определенного уровня потерь.

Допустимый риск – это потеря экономической прибыли, критический риск – потеря затрат (т.е. всей выручки), катастрофический – потеря всего имущества и банкротство.

Кривая вероятности возникновения потерь строится при условиях (допущениях):

1) вероятность нулевых потерь равна нулю;

2) вероятность исключительных потерь равна нулю. Этим определяется вид кривой риска или кривой вероятности различного уровня потерь (рис. 9.2.1.).


 

 

 
 
Q


Рис. 9.2.1. Кривая вероятности потерь

 

9.3. Классификация рисков

 

Классификация рисков производиться на основе различных критериев (см. табл. 8.3.1.).


 

Таблица 8.3.1.

Классификация рисков

Классификационные критерии Виды риска
   
По субъектно-объектным характеристикам     По субъекту Индивидуальный, коллективный
По объекту Индивидуальный, коллективный
По условиям возникновения   По социальной обусловленности институционализированный неинституционализированный
По степени свободы субъекта Добровольный, недобровольный
По наличию аналогов решений Ординарный, неординарный
По источникам возникновения Внешний внутренний  
По природе возникновения Объективный, субъективный
По содержанию     По направленности на цель действия Действия, бездействия
По степени обоснованности Обоснованный необоснованный
По возможным последствиям По роду потерь Материальный, трудовой, финансовый, потери времени, специальный
По возможным последствиям     По предсказуемости Прогнозируемый, непрогнозируемый
По калькулируемости Калькулируемый, некалькулируемый
По времени существования краткосрочный долгосрочный
По времени появления На этапе принятия решения, на этапе реализации решения
По возможному результату Чистый, спекулятивный
По характеру воздействия на результаты производства Аддитивный, мультипликативный
По степени допустимости Допустимый, критический, катастрофический
По масштабу экономических систем отраслевой экономических субъектов
По возможности передачи и снижения     По возможности страхования Страхуемый, нестрахуемый
По возможности диверсификации Систематический, специфический

 

9.4. Способы уменьшения рисков

 

Способы уменьшения риска (рис. 9.4.1.):

- диверсификация (производить зонты и шезлонги) – уменьшает несистематический риск, но систематический – изменение процента, ожидание подъема или кризиса – не снижает;

- хеджирование – страхование рисков различными способами (в узком смысле –страхование валютного риска путем создания встречных требований в валюте);

- самострахование через выпуск опционов –ценных бумаг на право купить или продать бумаги или товары в течение 3 – 6 месяцев по фиксированной цене; при продаже опционов предприятие получает дополнительную выручку от снижения доходов за счет падения спроса на бумаги или товары;

- финансовые фьючерсы – продажа обязательств на проведение купли или продажи.

 

Рис. 9.4.1. Способы уменьшения риска

 

Наиболее распространенным методом снижения рисков от финансового вложения или инвестиций является диверсификация фондового портфеля, то есть обеспечение разнообразия ценных бумаг входящих в портфель. Потери от одних ценных бумаг компенсируются доходом по другим ценным бумагам.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 700; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.