Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уход за батареей в эксплуатации




Эксплуатация батарей при высоких температурах

При повышенной температуре электролита быстрее разрушаются электроды, ускоряется сульфатация. Для снижения химической активности электролита его плотность в жарких и теплых влажных климатических районах понижают. По­вышение температуры вызывает интенсивное испарение воды из электролита. Под воздействием солнечных лучей и высокой температуры уменьшается проч­ность моноблоков, крышек, герметизирующей мастики.

Летом в условиях жаркого климата периодичность доливки дистиллирован­ной воды в батареи традиционного исполнения уменьшается до 5…7 суток, то­гда как в районах с умеренным климатом эта периодичность составляет 12…15 суток. Необходимость более частого контроля уровня электролита и доливки дистиллированной воды возникает и при эксплуатации в районах жаркого климата необслуживаемых батарей, так как увеличение напряжения начала разложения воды на воздух и кислород за счет применения малосурьмянистых сплавов не снижает скорости испарения воды из электролита при повышен­ных температурах. При эксплуатации необслуживаемых батарей в районах жаркого климата рекомендуется измерять уровень электролита 1 раз в 2…4 месяца. Продолжительность периода между следующими друг за другом до­бавлениями дистиллированной воды зависит также от интенсивности эксплу­атации автомобиля.

Быстрее в районах с жарким климатом перегреваются батареи, выполненные в моноблоках с темной окраской и устанавливаемые снаружи, когда они не за­щищены от прямого попадания солнечных лучей. При температуре окружающе­го воздуха в тени +45…47°С температура находящихся на солнце батарей в эбо­нитовых моноблоках черного цвета очень быстро возрастает до +60…65°С.

Регулируемое напряжение генераторных установок для районов с жарким климатом должно быть снижено до значения, при котором исключается продолжительный перезаряд батарей. При одних и тех же уровнях регулируемого напряжения из-за многократного ускорения процесса снижения уровня элект­ролита батарей, эксплуатируемых при повышенных температурах, срок службы батарей резко уменьшается, в основном, в связи с ускоренным разрушением ре­шеток положительных электродов.

Внешний осмотр. Батарею необходимо периодически осматривать. Ее поверхность должна быть чистой. Обычно поверхность батареи покрыта электропро­водным слоем пыли, смоченной слабым раствором серной кислоты. Электролит, попадающий на поверхность батареи, вытирают чистой ветошью, смоченной в растворе нашатырного спирта или в 10% растворе кальцинированной соды.

Особенно внимательно рекомендуется следить за чистотой и состоянием вы­водов, наконечников проводов и вентиляционных пробок. Коррозия токоведущих деталей, а также неплотное прилегание наконечников проводов к выводам батареи увеличивают сопротивление цепи питания электростартера и вызыва­ют его искрение. Не менее двух раз в месяц необходимо проверять плотность контакта наконечников проводов с полюсными выводами, чистоту вентиляци­онных отверстий пробок и надежность крепления батареи. Полюсные выводы и наконечники проводов смазывают техническим вазелином.

Внешний осмотр, очистка поверхности батареи, проверка ее крепления, а при необходимости и измерение уровня электролита проводятся при каждом TO-1. Те же операции производятся и при ТО-2.Батарея меньше загрязняется при установке в контейнере.

Измерение уровня электролита. В батареях с непрозрачными моноблоками уровень электролита измеряют стеклянной трубкой диаметром 6…8 мм и длиной 100…120 мм. Трубку опускают, по возможности вертикально, в заливочное отверстие до упора в предохранительный щиток. Затем верхний конец мерной трубки зажимают пальцем и вынимают ее из аккумулятора. Высота столбика электролита в труб­ке соответствует уровню электролита в аккумуляторе над предохранительным щитком. Нормальным является уровень в пределах 10…15 мм.

В батареях с прозрачными пластмассовыми моноблоками уровень электроли­та в каждом аккумуляторе контролируют через стенки моноблока, на боковых поверхностях которых могут быть нанесены две отметки, соответствующие ми­нимально и максимально допустимым уровням электролита.

Если уровень электролита выше или совпадает с верхней отметкой, то часть электролита следует из аккумулятора удалить. То же самое необходимо сде­лать, если будет выше 15 мм уровень электролита, измеренный трубкой в бата­реях с непрозрачными моноблоками. При уровне электролита ниже нормы в ак­кумуляторы доливают дистиллированную воду до максимально допустимого уровня.

Зимой при низких температурах воду рекомендуется доливать непосредст­венно перед пуском двигателя. В этом случае исключается вероятность замер­зания воды, так как она быстрее перемешивается с электролитом при стартерном разряде батареи. Электролит той же плотности, какую имеет электролит в аккумуляторе, доливают в том случае, если точно установлено выплескивание электролита из аккумулятора. Вы­брасывание электролита на поверх­ность крышки и быстрое уменьшение его уровня указывают на систематиче­ский перезаряд батареи. Уровень электролита можно опре­делять световым индикатором (рис. 2.11), в котором используется принцип изменения освещенности одной из поверхностей прозрачного тела в зави­симости от степени его погружения в электролит. Индикатор в виде стерж­ня 3 имеет призматическую светоотражательную поверхность 4. на приз­матическую поверхность свет попада­ет через плоскую поверхность 1. Ког­да уровень электролита в аккумуля­торе в пределах нормы (между отмет­ками А и В), поверхность 4 находится в электролите и свет, поступающий по стержню 3, расплывается. Если уровень электролита ниже линии В, световой поток отражается от призматической поверхности и увеличивает освещенность поверхности 1. Конструктивно све­товой индикатор выполняют в виде резиновой или пластмассовой пробки 7, ко­торую вставляют в заливочное отверстие аккумулятора.

 

 

Рис. 2.11. Световой индикатор для измерения уровня электролита: а – установка в аккумуляторе; б – конструкция; 1 – плоская поверхность стержня; 2 – кольцеоб­разный выступ для закрепления стержня в пробке; 3 – стержень; 4 – светоотражательная призматическая поверхность; 5,6 – вентиляци­онные отверстия; 7 – пробка; 8 – защитный пояс, предохраняющий стержень от попадания на не­го электролита

Приборы для измерения плотности электролита и оценки технического состояния батареи

Один раз в три месяца и при снижении надежности пуска двигателя необхо­димо проверить степень разряженности батареи по плотности электролита. Разряженность батареи по величине измеренной плотности определяют с уче­том начальной плотности электролита полностью заряженной батареи в соот­ветствующем климатическом районе по справочным таблицам. Ориентировочно состояние заряженности батареи можно определить из условия, что при изменении на 0,01 г/см3 плотности электролита происходит изменение степени заряженности примерно на 6,25% (при сроке службы до 75% от установленного для батареи).

Плотность электролита измеряют денсиметром 3 (рис. 2.12, а), помещенным в сте­клянной пипетке 2, или плотномером (рис. 2.12, б). При измерении плотности полость пипетки 2 или плотномера заполняется электролитом из аккумулятора с помощью груши 1. Плотность электролита отсчитывают по делению шкалы денсиметра, кото­рое устанавливается на уровне поверхности электролита. Цена деления шкалы денсиметра 0,01 г/см3. Денсиметр не должен касаться стенок пипетки. Точность пока­заний денсиметра повышается, если пе­ред измерением 2…3 раза наполнить пи­петку электролитом и вылить его. При использовании плотномера плотность определяют по последнему из всплыв­ших поплавков 7, против которого на прозрачном корпусе 6 находится надпись с большим значением плотности.

 

 

Рис. 2.12. Приборы для измерения плотности электролита: а – денсиметр с пипеткой; б – плотномер; в – измерение плотности денсиметром; 1 – резиновая гру­ша, 2 – пипетка, 3 – денсиметр; 4 – резиновая пробка; 5 – пластмассовая трубка (наконечник); 6 – прозрачный корпус; 7 – пластмассовые поплавки

 

Чтобы учесть температурную по­правку, одновременно с измерением плотности ρt измеряют температуру электролита tэл. Для приведения плотности к температуре 25°С используют график на рис. 2.13.

Аккумуляторные батареи, степень разряженности которых больше 50% летом и 25% зимой, необходимо снять с эксплуатации и зарядить в стационарных условиях.

Оценка технического состояния. После длительной эксплуатации батареи проявляется неоднородность технического состояния отдельных аккумуляторов. Плотность электролита в них может отличаться более чем на 0,01 г/см3, т.е. значение, которое допускается инструкцией по эксплуатации батареи. Все это приводит к увеличению погрешности при определении степени заряженности батареи.

 

 

Рис. 2.13. Определение температурной поправ­ки к показаниям денсиметра при приведении плотности электролита к температуре 25°С

 

Для быстрой оценки технического состояния аккумуляторов и батареи в це­лом применяют аккумуляторные пробники Э107 и Э108 (рис. 2.14). Пробником 3107 (рис. 2.14, а) проверяют работоспособность 12-и вольтовых батарей с межэлементными перемычками под крышкой. При проверке батареи щуп 7 подклю­чается к отрицательному выводу, а контактная ножка 5 к положительному вы­воду батареи. Батарея исправна, если напряжение под нагрузкой в конце пятой секунды будет больше 8,9 В. Нагрузочные резисторы пробника Э107 соединены с одной контактной ножкой постоянно, а с другой соединение осуществляется с помощью гайки. Щуп 7 прикреплен к корпусу пробника с помощью гибкого изо­лированного провода. Аккумуляторный пробник Э108 (рис. 2.14, б) используют для батарей с межэ­лементными перемычками над крышкой. Пробник Э108 унифицирован с пробником Э107, имеет три нагрузочных резистора из нихрома, две контактные гайки 6 и вольтметр 1 с двухсторонней шкалой, что не требует соблюдения полярности при измерениях. Различное включение позволяет проверять отдельные акку­муляторы батарей емкостью 45…105, 105…150 и 150…190 А·ч.

При измерении напряжения острия контактных ножек плотно прижимаются к выводам проверяемого аккумулятора, чтобы контактные ножки прокололи свин­цовую окисную пленку на поверхности выводов и обеспечивали надежный элек­трический контакт. Время подключения нагрузки не должно быть больше 5 с, чтобы избежать перегрева нагрузочных резисторов. Если напряжение исправ­ного и заряженного аккумулятора отличается от напряжения других аккумуля­торов на 0,1 В или падает ниже 1,4 В, батарею требуется зарядить в стационар­ных условиях или отремонтировать. При отключенных резисторах (если отвер­нуть обе гайки) отключается нагрузка и вольтметрами пробников измеряют ЭДС аккумуляторов или батареи (пробник Э107).

После завершения работы с пробниками контактные ножки и щуп следует протереть для удаления электролита и смазать техническим вазелином. Хра­нить пробники рекомендуется в помещении, где отсутствуют пары кислоты. При длительном хранении все неокрашенные металлические поверхности деталей пробников должны быть покрыты консервационной смазкой.

Категорически запрещается проверять техническое состояние аккумуляторов и батареи коротким замыканием «на искру» проводом большого сечения или металлическим предметом. Это приводит к быстрому выходу батареи из строя из-за выпадения активной массы и деформации электродов. При сильном ис­крении может произойти взрыв водородно-кислородной смеси в аккумуляторе.

 

 

Рис. 2.14. Аккумуляторные пробники: а – Э107: б – Э108; 1 – вольтметр; 2 – кронштейн; 3 – корпус; 4 – нагрузочный резистор; 5 – контакт­ная ножка; 6 – контактная гайка; 7 – щуп

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 987; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.