Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нормы оценок и средние показатели для FACES-3




Бланк опросника

ФИО _____________________________________________________________

Возраст ___________________________________________________________

Дата исследования __________________________________________________

Инструкция:

Вариант А. Опишите Вашу реальную семью (супруги и дети). Прочитайте следующие высказывания и оцените их с помощью представленной шкалы.

Вариант Б. Теперь оцените эти высказывания с точки зрения идеальной се­мьи, то есть такой, о которой Вы мечтаете.

Утверждения почти никогда редко время от времени часто почти всегда
1. Члены нашей семьи обращаются друг другу за помощью          
2.При решении проблем учитываются предложения детей          
3. Мы с одобрением относимся к друзьям других членов семьи          
4. Дети самостоятельно выбирают форму поведения          
5. Мы предпочитаем общаться только в узком семейном кругу          
6. Каждый член нашей семьи может быть лидером          
7. Члены нашей семьи более близки с посторонними, чем друг с другом          
8. В нашей семье изменяется способ выполнения повседневных дел          
9. Мы любим проводить свободное время все вместе          
10. Наказания обсуждаются родителями и детьми вместе          
11. Члены нашей семьи чувствуют себя очень близкими друг другу          
12. В нашей семье большинство решений принимаются родителями          
13. На семейных мероприятиях присутствует большинство членов семьи          
14. Правила в нашей семье изменяются          
15. Нам трудно представить себе, что мы могли бы предпринять всей семьей          
16. Домашние обязанности могут переходить от одного члена семьи к другому          
17. Мы советуемся друг с другом при принятии решений          
18. Трудно сказать, кто у нас в семье лидер          
19. Единство очень важно для нашей семьи          
20. Трудно сказать, какие обязанности в домашнем хозяйстве выполняет каждый член семьи          

 

Таблица 2

(Шкала семейной адаптации и сплоченности)

Основные параметры Группы семей
Зрелые супружеские пары Семьи с подростками Молодые супружеские пары
X SD X SD X SD
Сплоченность 39,8 5,4 37,1 6,1 41,6 4,7
Адаптация 24,1 4,7 24,3 4,8 26,1 4,2
СПЛОЧЕННОСТЬ
  ранг % ранг % ранг %
Разобщенный 10-34 16,3 10-31 18,6 10-36 14,9
Разделенный 35-40 33,8 32-37 30,3 37-42 37,2
Связанный 41-45 36,3 38-43 36,4 43-46 34,9
Сцепленный 46-50 13,6 44-50 14,7 47-50 13,0
АДАПТАЦИЯ
Ригидный 10-19 16,3 10-19 15,9 10-21 13,2
Структурный 20-24 38,3 20-24 37,3 22-26 38,8
Гибкий 25-28 29,4 25-29 32,9 27-30 32,0
Хаотичный 29-50 16,0 30-50 13,9 31-50 16,0

П р и м е ч а н и е. X – средние показатели; SD – стандартные отклонения от средних.

Конкретные результаты исследования могут быть полезны при оказании психологической помощи семьям, находящимся в кризисном состоянии, при выдвижении гипотез и определении направлений дальнейшей работы. В рам­ках психопрофилактики семейных нарушений подобная методика помогает быстро выявить семьи группы риска, разработать конкретные приемы психокоррекционной работы.

Группу риска, по мнению ряда психологов, прежде всего, составляют семьи с ри­гидной структурой, не позволяющей быстро адаптироваться к изменяющим­ся условиям и возникающим стрессам в жизни семьи, что, в свою очередь, препятствует переходу к выполнению семьей задач развития, характеризую­щих новый этап жизненного цикла семьи. Подобная структура затрудняет проживание кризисных периодов и продвижение семьи по стадиям жизнен­ного никла. В эту группу войдут также семьи, структура которых хаотична и не сбалансирована, что свидетельствует о пребывании семьи в ситуации кри­зиса (например, вследствие рождения ребенка, развода, потери источников дохода, перемены места жительства и действия других ненормативных стрес­соров). В этом состоянии семья может находиться в течение такого периода времени, которое ей необходимо для адаптации к кризисной ситуации. Про­блемным данное состояние становится тогда, когда система застревает в со­стоянии хаоса надолго.

Интерпретация и обсуждение полученных результатов с членами семьи по­зволяет повысить их мотивацию к семейной психотерапии, прохождению групп тренинга, индивидуальной работе. «Наглядная» демонстрация, подтверждаю­щая наличие нарушений в семейной системе, позволяет разделить ответствен­ность за эффективность коррекционных мероприятий между всеми членами семьи и психологом.

Шкала может также служить инструментом, позволяющим выявить степень эффективности работы, проведенной с семьей. Изменения типа функциони­рования семьи (переход к более сбалансированному состоянию) и снижение уровня неудовлетворенности семейным функционированием говорят о том, что семья обрела способность адекватной коммуникации и более эффектив­ного преодоления стресса (кризисного состояния).

 

1.2. Тест «Семейная социограмма»

Тест «Семейная социограмма», авторами которого являются Э. Г Эйдемиллер и О. В. Черемисин, относится к рисуночным проективным методикам (Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М., 2003). Он позволяет выя­вить положение субъекта в системе межличностных отношений и определит! характер коммуникаций в семье (прямой или опосредованный). Данная про­ективная методика дает возможность экстернализаии неосознаваемого кон­текста взаимоотношений между членами семьи, что делает ее эффективным инструментом семейной диагностики, консультирования и психотерапии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 849; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.