Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бланк ДМО




(В зависимости от целей и задач добавляется необходимое количество таблиц в бланке и указывается, какие представления выявляются: о себе реальном, себе

идеальном, о супруге и др.)

Обработка и интерпретация результатов

После того как испытуемый оценит себя, свой идеальный образ, мужа (жену) и его (ее) идеал и заполнит регистрационный бланк, подсчитываются баллы по восьми вариантам межличностного взаимодействия. Для этого использует­ся ключ, с помощью которого выделяются блоки по 16 номеров в каждом, фор­мирующих каждый из 8 октантов:

I октант: характеристики 1—4, 33-36, 65—68, 97—100;

II октант: характеристики 5—8, 37-40, 69-72, 101-104;

IIIоктант: характеристики 9—12, 41—44, 73—76, 105—108;

IV октант: характеристики 13—16, 45—48, 77—80, 109—112;

V октант: характеристики 17-20,49-52,81-84, 113-116;

VI октант: характеристики 21-24, 53-56, 85-88, 117-120;

VII октант: характеристики 25-28, 57-60, 89-92, 121-124;

VIII октант: характеристики 29-32, 61-64, 93-96, 125-128.

Каждый зачеркнутый номер соответствует одному баллу. По каждому ок­танту подсчитывается количество баллов. Максимальная оценка по октанту — 16 баллов, но она разделена на 4 степени выраженности отношений:

0-4 балла - низкая } адаптивное поведение

5—8 баллов — умеренная

9-12 баллов — высокая } экстремальное поведение

13-16 баллов —экстремальная Г до патологии

Полученные данные (баллы) переносятся на дискограмму (рис. 5).

Дискограмма — условная схема, разработанная Т. Лири для представления результатов методики, имеющая вид круга, разделенного на секторы (8 секто­ров, где каждый из секторов соответствует определенному типу взаимоотно­шений), на осях которого обозначены: дружелюбие—враждебность (агрессив­ность) по горизонтали, доминирование—подчинение по вертикали.

Количественные показатели по каждому из октантов — от 0 до 16 — откла­дываются на соответствующей номеру октанта координате, каждая из которых размечена дугами, расстояние между ними крат­но четырем: 0,4, 8,12, 16. На уровне, соответству­ющем полученным баллам по каждому октанту, проводится дуга. Определенная дугой внутренняя часть октанта заштриховывается. После того как отмечены все полученные при обследовании ре­зультаты и

заштрихована внутренняя, централь­ная часть круга дискограммы до уровня, очерчен­ного дугами, получается некое подобие «веера».

Максимально заштрихованные октанты (то есть те, по преобладающему стилю поведения дан­ного индивида в межличностных отношениях.

Характеристики, не выходящие за пределы 8 баллов, свойственны гармо­ничным личностям. Показатели, превышающие 8 баллов, свидетельствуют об акцентуации свойств, выявляемых данным октантом. Баллы, достигшие уров­ня 14—16, говорят о трудностях социальной адаптации.

Низкие показатели по всем октантам (0—3 балла) могут быть результатом скрытности и неоткровенности испытуемого. Соответственно, полученные данные следует рассматривать как сомнительные в плане их достоверности (Собчик Л. Н., 2003).

Характеристика типов отношения к окружающим

1. Авторитарный тип (властныйлидирующий).

13—16 —диктаторский, властный, деспотичный характер, тип сильной лич­ности, который лидирует во всех типах групповой деятельности, всех настав­ляет, поучает, всегда стремится полагаться на свое мнение, не умеет прини­мать советы других, Окружающие отмечают эту властность, но признают ее.

9—12 — доминантный, энергичный, компетентный, авторитетный лидер, успешный в делах, любит давать советы, требует к себе уважения.

0—8 — уверенный в себе человек, но не обязательно лидер, упорный и на­стойчивый.

2. Эгоистический (независимый—доминирующий).

13—16 — стремится быть над всеми, но одновременно в стороне от всех, са­мовлюбленный, расчетливый, независимый, себялюбивый. Трудности пере­кладывает на окружающих, но сам относится к ним несколько отчужденно.

0—12 — эгоистические черты, ориентация на себя, склонность к соперни­честву.

9—12 — самоуверенность.

0—8 — уверенность в себе.

3. Агрессивный тип (прямолинейный—агрессивный).

13—16 — жесткий, враждебный по отношению к окружающим, резкий; аг­рессивность может доходить до антисоциального поведения.

9—12 — требовательный, прямолинейный, откровенный, строгий и резкий в оценке других, непримиримый, склонный во всем обвинять окружающих, насмешливый, иронический.

0-8 — упрямый, упорный, настойчивый, энергичный.

4. Подозрительный (недоверчивый—скептический).

33—16 — отчужденный по отношению к враждебному миру, подозритель­ный, обидчивый, склонный к сомнению во всем, злопамятный, постоянно жалуется на всех (шизоидный тип характера).

9—12 — критичный, испытывает трудности в интерперсональных контак­тах из-за подозрительности и боязни плохого отношения, замкнутый, скеп­тичный, разочарованный в людях, скрытный, свой негативизм проявляет в вербальной агрессии.

0—8 — критичный по отношению ко всем социальным явлениям и окружа­ющим людям.

5. Подчиняемый тип (покорный—застенчивый).

13—16 — покорный, склонный к самоуничтожению, слабовольный, уступа­ющий всем и во всем, всегда ставит себя на последнее место, осуждая себя; приписывает себе вину, пассивен, стремится найти опору в ком-либо более сильном.

9—12 — застенчивый, кроткий, легко смущается, склонен подчиняться бо­лее сильному без учета ситуации.

0—8 — скромный, робкий, уступчивый, эмоционально сдержанный, способ­ный подчиняться, не имеет собственного мнения, послушно и честно выпол­няет свои обязанности.

6. Зависимый (зависимый—послушный).

При умеренных показателях — потребность в помощи и доверии со сторо­ны окружающих, в их признании. При высоких показателях — сверхконформность, полная зависимость от мнения окружающих.

7. Дружелюбный (сотрудничающий—конвенциальный).

Выявляет стиль межличностных отношений, свойственный лицам, стремя­щимся к тесному сотрудничеству с референтной группой, к дружелюбным от­ношениям с окружающими. Избыточность степени выраженности данного стиля проявляется компромиссным поведением, несдержанностью в излия­ниях своего дружелюбия по отношению к окружающим, стремлением подчер­кнуть свою причастность к интересам большинства.

8. Альтруистический (ответственный—великодушный).

Этот вариант межличностного поведения проявляется выраженной готов­ностью помогать окружающим, развитым чувством ответственности (до 8 бал­лов). Высокие баллы свидетельствуют о мягкосердечности, сверхобязательности, гиперсоциальности установок, подчеркнутом альтруизме. В экстремальной форме характерна гиперответственность, стремление принести в жертву себя и свои интересы, навязчивость в своей помощи.

Первые четыре типа межличностных отношений — 1, 2, 3 и 4 — характери­зуются преобладанием неконформных тенденций, из них 3, 4 отражают склон­ность к дизъюнктивным (конфликтным) проявлениям, а 1 и 2 — стремление к независимости мнения, упорство в отстаивании собственной точки зрения, тенденцию к лидерству и доминированию. Другие четыре октанта — 5, 6, 7 и 8 — дают противоположную картину: подчиняемость, неуверенность в себе и конформность (5 и 6), склонность к компромиссам, конгруэнтность и ответ­ственность в контактах с окружающими (7 и 8).

Интерпретация данных ДМО в основном должна ориентироваться не пре­обладание одних показателей над другими, и в меньшей степени — не абсо­лютные величины.

Формула для вычисления индекса доминантности (вектор V):

Vl-5+0,7[(2-8)-(6+4)]

Формула для вычисления индекса доброжелательности (вектор G):

G = 7-3+0,7[(S+7)-(4+3)]

Результат, отклоняющийся от 1,0 как в положительную, так и в отрицатель­ную сторону, выявляет преобладающие тенденции.

На основании результатов выполнения данной методики можно получить наглядное представление о конфликтных зонах и выстроить терапевтические ги­потезы о причинах затруднений в паре, соотнеся представления супругов о себе и о партнере; о реальном и идеальном партнере, представив их в одной таблице.

Таблица 7

Согласованность стилей межличностных отношений супругов

 

 

Использование метода ДМО в сфере семейного консультирования доста­точно эффективно: помимо констатации межличностного конфликта, метод позволяет глубже понять причины психологической несовместимости, кото­рые могут таиться как в разных характерах и поведенческих паттернах членов семьи, так и в наличии у кого-то из них внутриличностной неконгруэнтности (внутреннего конфликта). Кроме того, пагубную роль в таких ситуациях могут играть нереальные представления об идеале мужа, жены, детей или родителей (Собчик Л.Н., 2003).

 

 

3.7. Методика «Мое письмо о супруге»

Методика «Мое письмо о супруге», автором которой является С. А. Белору­сов (1998), представляет собой вариант известного в психологии метода «Не­законченные предложения». Она сконструирована с учетом ситуации семей­ного консультирования.

Данная методика позволяет супругам, обратившимся за психологической помощью, систематизировать взаимные претензии, обиды, оценки друг друга. В результате чего, по мнению автора, целесообразно использовать ее на пер­вых этапах консультирования. Содержащаяся в методике структурированная информация может также оказаться ценной для консультанта, предоставляя возможность оценить ситуацию и сделать вывод о проблеме обратившейся су­пружеской пары. Так, например, уже совпадение или близкий смысл первого предлагающегося определения «самого... для меня человека» позволяет наде­яться на хороший и, возможно, быстрый результат консультирования. И на­против, абсолютно разные определения с первой строки могут обозначить при­чины фрустрации как результата несовпадения ожиданий.

Одной из задач при работе с методикой «Мое письмо о супруге» может быть выявление представлений супругов друг о друге, о своем браке, а также об ос­новных трудностях и проблемах супружества. Прочитав бланк и заполнив его, супруг сможет лучше понять, представить и, возможно, изменить свое отно­шение к своему партнеру, «Письмо» которого он читает.

При составлении текста методики автор руководствовался достижениями «нарративной теории», согласно которой жизнь, как отдельного человека, так и семьи можно представить в виде рассказанной истории, к которой будут приложимы универсальные принципы истолкования (экзегезы). Если в момент обращения к специалисту эта история может быть интерпретирована как куль­минация трагедии или драмы, то целью консультанта будет помочь ее участ­никам пересказать ее для себя в ином повествовательном ключе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1362; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.