Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Й этаж. Большой зал




Название экспозиции: ТОПОС И УТОПИЯ /МИР ВОКРУГ НАС/

Назад в будущее, или Возвращение потерянного рая.

Человечество, уже на заре своей истории утратившее страну благословенную, всегда желало вновь ее обрести.

Известно, что термин «утопия» ведет свое происхождение от греческого «у» - нет и «топос» - место. Иными словами, буквальный смысл термина «утопия» - место, которого нет. Так Томас Мор назвал свою вымышленную страну.

Другое истолкование этого термина производит его от греческого «ев» - совершенный, лучший и «топос» - место, т. е. совершенное место, страна совершенства.

Мечты о более совершенном мире и справедливом общественном устройстве во все времена волновали мыслителей. Утопии прошлого, далекие от реальной действительности и лишённые всякого научного обоснования, отталкивались от идеальной, мифологической картины мира и были полны поэтикой романтических образов. К древним утопиям относятся мечты о «золотом веке», которые встречаются уже у Гомера, описания «острова блаженства», различные религиозные и этические концепции и идеалы. Утопический элемент силен в христианстве, он проявляется в представлениях о рае, апокалипсисе, в идеале монастырской жизни как искусственной модели «града божьего».

Древний утопизм завершается в эпоху Возрождения. В это время возникают современные классические утопии, такие, как «Утопия» Мора, «Город Солнца» Кампанеллы, «Христианополис» Андреа, «Новая Атлантида» Фрэнсиса Бэкона. В отличие от древних современные утопии воплощали идею равенства, концепцию научного и технического прогресса, убеждение, что наука и технические открытия могут улучшить жизнь человека. Концепции утопического социализма, появившиеся в 19 веке стали выполнять функции социальной критики и строились на идеях всеобщего равенства.

Во все времена утопия не учитывала обстоятельств реального места и настоящего времени. И в этом смысле всегда была прожектом, рациональной сконструированной моделью прекрасного будущего. На протяжении всей истории утопической мысли попытки вернуть человеку человеком потерянный рай, как правило, не учитывали самого главного – места и роли самого человека в предлагаемых утопией обстоятельствах. Гуманизм утопий всегда более декларативен, чем реален, построен скорее на любви к «прекрасному далеку», мечте, будущему, чем к заботе о конкретном человеке. Для большинства авторов теории утопического социализма, «ближние» современники - лишь материал, подлежащий обработке, выделке, подготовке к новому обществу. Утопическая модель так называемого «казарменного социализма», существовавшая в 18-19 веке лишь в теории, как известно, в 20 веке привела к гибели миллионов людей, к трагедиям целых наций и поколений. Практика воплощенных в жизнь утопических моделей общества (сталинизм, нацистская Германия, маосизм), показала, что мечта о равенстве и справедливости, претворенная в действительности, становится системой с нечеловеческим лицом, государственной машиной, для функционирования которой необходим акт всеобщего коллективного действия, лишенного индивидуальности сознания.

Столкновения утопии с топосом – местом локальной действительности – неизбежно приводит к конфликту – между желаемым и действительным, между человеком и государством, художником и обществом. Не случайно Платон, строя свою модель идеального города, изгоняет из него поэтов.

Однако, стремление человека к счастью, к лучшему справедливому миру, вечно и неистребимо, и в природе человеческого, как и его стремление к свободе.

Петр Горбань (1923-1935) – художник, путь которого неразрывно связан с эпохой воплощенной в жизнь утопии - социалистической модели советского общества. Человек, чья жизнь и творчество прошла через все этапы советской утопии– от ее становления до гибели. Художник, главной темой которого стала любовь и сострадание к человечеству.

  1. Петр Горбань. Сады Эдема.

Жители рая на экспрессивно- монументальном полотне Горбаня, отсылающем к таитянскому циклу Гогена и интересу культуры авангарда к различного рода утопиям, отделены от зрителя сплетенной из стволов деревьев решеткой и забором из травы.

Горбань возвращает человеку потерянный рай, но не делает при этом его особо счастливым или свободным. Возможно, художник задает себе и зрителю вопрос: а нужен ли человечеству утраченный рай несколько тысяч лет спустя.

Горбань как никто другой понимает, что возвращение в утопию не всегда радостная перспектива для отдельного человека, а благими намерениями не рай вымощен.

Это взгляд художника, ставшего свидетелем многих драматических событий 20 века, повлекших за собой страдания народов. События, ставшими эпохальными для современной истории - война, вынужденная миграция народов, фашизм. Все эти темы легли в основу живописных серий Горбаня («Беженцы», «Переселенцы», «Фашизм»)

  1. Базанов. Противостояние.

 

Работа Базанова, напоминающая фриз монументальной росписи, отразила героический дух революционного романтизма эпохи становления демократической России в 90-е гг. Для создания фрески по мотивам новейшей истории России, художник выбрал высокий стиль советской академической живописи, отсылающего к полотнам Дейнеки и его героическим матросам в обороне Севастополя.. Конец эпохи советской империи запечатлен художником в образе противостояния человека, вышедшего на баррикады сражаться за свободу голыми руками, и основательно вооруженной системы без человеческого лица. Яркая театральность, отраженная в эффектной постановочности композиции, аффектированности поз героев, монументальности, отраженной в холодных тонах, придает драматическому эпизоду из истории новейшей России вневременное, эпическое звучание. Свобода, ведущая народ на баррикады, - вечная история человечества, в которой нет межнациональных и расовых различий, человечества, всегда находящегося между топосом данности и утопией невозможного.

+ НАВИГАЦИЯ /МАРШРУТ №1

Спуститься в лифте на первый этаж и пройти в галерейное крыло, сделав остановку у принт-шопа /STOP 1

Здесь вы можете увидеть примеры репродукций работ из коллекции Эрарты, выполненные в технике принт, жикле и wall-art. Их изготовлением занимается одна из составляющих проекта Эрарта – Мастерская в Санкт-Петербурге. Задача мастерской заключается в распространении идеи доступности и естественности присутствия современного искусства в среде каждого человека. Работа мастерской дает возможность широкой аудитории получать удовольствие от полюбившихся произведений искусства, которые не всегда можно приобрести в оригинале - особенно если они висят на стене в музее и, поэтому, конечно же, не продаются! Мастерская Эрарты работает на уникальных сканерах Cruse, которые используют в хранилищах Ватикана и Пентагоне, позволяющие получать сверхреалистичные отсканированные изображения. Это позволяет воспроизводить работу или любой ее фрагмент на бумаге, холсте и даже стенах в технике wall-art в абсолютно любом масштабе и размере без потери качества. Итак, принт – это изображение, отпечатанное на холсте, а жикле – тоже, принт, но доработанный вручную с помощью гелей, красок, лаков и других специальных материалов. Эта техника помогает создавать объемные поверхности и передавать живые мазки, проявляя фактуру холста, а также имитировать старение картины… (Здесь нужно предложить зрителям отличить принт от жикле, вглядевшись более детально в выставленные работы (напоминание: ищем объемность рельефа). Из-за возможности воспроизведения в любом размере, принты, жикле и wall-art являются эффектным интерьерным решением (показать рукой на интерьер, созданный под «Корягу» Федорова), и мастерская специально работает над оформлением интерьеров и разрабатывает бесплатные предложения с разными вариантами дизайна для любого желающего. Наши гости также очень часто заказывают принты и жикле в качестве оригинальных подарков.

НАВИГАЦИЯ/ STOP 2

ГАЛЕРЕИ. Мы с вами уже видели коллекцию музея Эрарта, а сейчас мы находимся в галерейном крыле. Международная сеть галерей Эрарта – самая обширная из всех российских галерей, включающая в себя представительства в разных странах мира (США, Великобританию и Швейцарию). Миссия галерей Эрарты – продвижение современного российского искусства в стране и за ее пределами.

Наши гости часто спрашивают, после того как узнают что Эрарта – негосударственный проект, продаются ли все работы в здании – ответ прост – нет, конечно же, из музейной коллекции не продается ни одна работа – но в галерее можно приобрести все выставленные работы. (Здесь нужно подчеркнуть, что продажа картин является неотъемлемой частью механизма развития искусства, популяризации авторов, включая расширения их географии и, наконец, поддержки авторов).

Особенность Эрарты заключается в том, что одна из важнейших целей проекта – работа с молодыми талантливыми художниками и открытие новых имен. Продажа работ позволяет Эрарте материально поддерживать ныне живущих авторов на выбранном ими творческом пути.

Арт-рынок современного российского искусства имеет очень интересный потенциал с точки зрения инвестиций – за последние 5 лет на мировом рынке произошел головокружительный скачок в продажах работ современного китайского искусства, стоимость которого выросла в десятки раз. У российского современного искусства – не меньший потенциал, связанный с сильнейшей школой художественного образования, традициями и высоким качеством работ. Поэтому если вы не знаете, куда вкладывать деньги, российское современное искусство – очень перспективный вариант!

НАВИГАЦИЯ / STOP 3 Подняться на 3 этаж (по дороге) – В Галереях Эрарты вы можете увидеть временные выставки, которые обновляются минимум раз в два месяца

НАВИГАЦИЯ/ STOP 4 Закончить экскурсию у тач-скринов в кафе между музеем и галерейным крылом.

 

НАВИГАЦИЯ /МАРШРУТ №2

· Спуститься с пятого этажа музея на третий и пройти в галереи по коридору 3-го этажа. По пути в галереи обратить внимание на следующие проекты Эрарты:

· Эрарта-видеоинтервью /тачскрины

· Кафе с оформлением интерьеров с использованием работ из коллекции Эрарты (рассказать кратко об этом направлении деятельности мастерской, технике Wall-art)

· Проект «СОТЫ»

· STOP1 Зал галерей 3-го этажа с мультиплазмами. Рассказать кратко о деятельности Галерей Эрарты, цели и задачах (см. текст выше)

· STOP2 Спуститься по лестнице галерейного крыла на 1-ый этаж, по дороге обратив внимание на лестничную Галерею Автопортретов художников Эрарты.

· STOP 3 Принт-шоп /Краткая презентацией деятельности мастерской по изготовлению копии с электронной коллекции Эрарты (принты и жикле – см. текст выше)

ФИНАЛ

Наша экскурсия подошла к концу. Я очень надеюсь, что вам понравилось в Эрарте, и если у вас остались какие-нибудь вопросы, я с удовольствием отвечу на них. Если же нет – я вас оставляю на самостоятельное дальнейшее исследование Эрарты, особенно ее авторских проектов, о которых мы подробно говорили во время экскурсии (Ю-спейсы, спектакль «Отчего люди не летают», мультсериал «Черный квадрат»).

Отсюда вы можете вернуться прямо в музей (показать рукой направо) или в галерейное крыло (показать рукой налево). Если вам нужны туалеты – то мужские справа/слева от нас, а женские слева/справа (показать рукой). Здесь вы также можете посмотреть интервью с художниками из коллекции Эрарты на сенсорных экранах или сделать приятный для себя перерыв за чашкой кофе или чая в уютном кафе, дизайнерски оформленном нашей Мастерской.

Еще раз большое вам спасибо за интерес и внимание к проекту Эрарта. Надеюсь, вам было интересно у нас. До новых встреч.

Общие методические рекомендации: экскурсия в Музее современного искусства отличается от классической стандартной формы проведения экскурсии, прежде всего, другим подходом к работе с посетителями. Современное искусство – это всегда открытый диалог художника с миром. Задача экскурсовода сделать зрителя активным участником этого диалога. Мастерство ведущего экскурсию заключается в создании для экскурсантов максимально комфортного и демократичного поля общения с современным искусством во время пребывания в Музее. Важной задачей экскурсовода является этически корректное и доброжелательное вовлечение посетителей музея в интересный разговор о формах и смыслах современного искусства. Не нужно забывать, что современное искусство предоставило свободу не только художнику, но и зрителю. Поэтому все наши посетители имеют право на индивидуальное восприятие, собственное видение и свободу интерпретаций. Наша задача не лишать зрителя этой свободы, а стараться максимально помочь сделать не всегда простой и доступный язык современногоискусства более близким и понятным для людей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.