Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальное проектирование. Организационные игры в проектировании систем образования




Политика в управлении образованием.

Организация образования как профессиональной общественной сферы.

Проблема психологической интерпретации возрастных кризисов развития.

Эпохи, этапы и ступени образования.

Закон периодизации душевного развития.

 

Технику социального проектирования мы демонстрируем на примере создания Образовательного центра «Русский университет».

Генеральной целью проекта является создание единого комплекса культуро-технической, научно-исследовательской и образовательной деятельности - то есть деятельности антропотехнической в условиях использования государственного статуса и площадок педагогических университетов (создание Центра антропотехники).

Центр антропотехники должен стать ядром новой формы организации науки, социального проектирования и практики образования человека, альтернативной традиционным академическим формам. На этой основе Центр будет способствовать реализации общечеловеческой ценности - духовного и культурного возрождения России и началу выхода из мирового кризиса образования.

Анализ современной ситуации является необходимым этапом для точной формулировки конкретных целей (конкретизация генеральной цели), которые определяются из концептуальных основ нашей Программы. Современное высшее профессиональное педагогическое образование в существующих институализированных формах (педагогические университеты и институты, педагогические факультеты в университетах и инженерных вузах, институты повышения квалификации, центры дополнительного образования) не в состоянии обеспечить выпускникам необходимую квалификацию. Необходимую с точки зрения понимания современной теории научной педагогики, о конкретном содержании которой речь пойдет в разделе “Теория”.

Дело в том, что все системы современного образования, включая и высшее педагогическое образование, основаны на представлениях о развитии человека на уровне первой половины XIX столетия. Ведущей дидактикой и в высшем образовании остается объяснительно-иллюстративная дидактика - великая дидактика А.Коменского (XVII век). Во всех трех основных элементах, а именно, содержании образования (ЧЕМУ учить), методах обучения (КАК) и организационных формах (КОМУ, КОГО и ГДЕ) современные вузы в большинстве своем не соответствуют законам возрастного развития человека. Обучение в вузе не соответствует ведущей мотивации студенческого возраста. В этом разделе с целью обеспечения лучшего понимания наших аналитических заключений по поводу состояния вузовского образования мы приведем некоторые концептуальные характеристики развития человека на ступени высшего образования.

Каждый возрастной период, прежде всего, характеризуется “ведущей мотивацией возраста” (мотивация ведущей деятельности”). Эту мотивацию определяет содержание познавательной профессионально-ориентированной деятельности, то есть студент в вузе должен и “хочет” овладеть профессией на уровне мастерства, то есть на уровне специализации соответствующей степени “магистра наук”. В лучшем случае дипломы вузов (особенно Российских) дают образование на уровне “бакалавра наук”, а в худшем - это простое свидетельство о прохождении вузовского обучения.

На схеме: “Профессионали­зация и специализация в системе высшего образования” иллюстрируется приведенное утверждение. Особенности исторического развития высшего образования привели к тому, что в настоящее время практически во всем мире действует трехступенчатая система высшего образования: первая ступень со степенью "бакалавра", вторая ступень со степенью "магистра" и третья ступень со степенью "доктора".

Докторантура (а в некоторых случаях и магистратура) относится к послевузовской ступени высшего образования. Такое строение не является случайным и отражает три основных уровня образования в общих процессах профессионализации и специализации, хотя следует заметить, что мировое образовательное сообщество еще не достаточно осознает этот факт закона развития человека. А факт этот заключается в том, что процессы специализации и профессионализации являются взаимопересекающимися, поскольку они осуществляются в разных пространствах развития человеческой души: профессионализация идет в сознании, а специализация в деятельности. Профессионал на уровне доктора свободно ориентируется в своей сфере и может все, но есть специалисты, которые некоторые дела могут делать лучше его - они мастера в этом деле. Специалист - мастер ориентируется в своей профессиональной сфере на уровне сознания, но он умеет делать мастерски какое-то одно или несколько дел. Вместе с тем, он может научиться мочь делать все и стать доктором. Вот в чем заключается сокровенный смысл трехступенчатой системы высшего профессионального образования. В настоящее время системы мирового образования (за исключением Российской) по формам предоставляемых документов об образовании соответствуют требованиям развития. Вместе с тем это соответствие остается в больши нстве случаев формальным, но не содержательным по уровню развития человеческих качеств.

Абитуриент поступает на факультет или отделение вуза. Тем самым (по закону развития) он обозначает свой выбор профессиональной сферы, в рамках которой он хочет специализироваться: он поступает на физический, экономический, психологический, физкультурный факультет или факультет музыкального искусства (на самом деле, по данным социологии сейчас это далеко не так). Его ориентация в профессиональной сфере еще очень неопределенная и не полная. Однако при этом студент может быть ориентирован на конкретную достаточно узкую специальность, с момента поступления студент начинает специализироваться и профессионализироваться. Но осуществлять эти процессы необходимо не путем включения студентов в изучения отдельных специальных предметов, а предлагая общие курсы введения (пропедевтики) в широкую гуманитарную культуру (общее высшее образование) и профессию (профессиональное образование).

Современные психологические исследования процессов перехода от среднего образования к высшему позволяют говорить о необходимости двухгодичной адаптации молодых людей к непривычным для них формам студенческой жизни. Однако даже если бы не требовалось периода адаптации (в случае нормальной организации непрерывного образования), то период самой общей профессионализации человека, то есть формирования у него профессионально-ориентированного сознания совершенно необходим для нормального развития человека.

Если студент не покинул по тем или иным причинам университет, то следующие два года он профессионализируется и специализируется до уровня "бакалавра". Уровень "бакалавра" и его достижение определяет, что человек способен осуществлять какую-то специальную исследовательскую, инженерную или практическую деятельность в рамках профессиональной сферы и может передавать опыт профессии в системе среднего образования, то есть быть учителем в образовательных учреждениях среднего образования. После получения степени "бакалавра" студент может продолжить свое образование по второй ступени и в результате получить степень "магистра".

Магистр (master) - это человек, способный на высоком уровне мастерства осуществлять какую-либо специальную деятельность и передавать знания и опыт о всей профессиональной сфере младшим поколениям, то есть быть преподавателем во всех образовательных учреждениях по своей специальности. Магистратура, если мы хотим, чтобы она была адекватна законам развития человека на этой ступени образования, должна строиться по системе "мастерских профессора". С этой точки зрения кафедра вуза не что иное, как ансамбль авторских школ профессоров, то есть мастерских. Принципиальное значение на рынке интеллектуального труда имеет возможность для магистра сказать, как это могут сделать выпускники факультета психологии МГУ 70-х годов: "Я специализировался на кафедре возрастной психологии у П.Я.Гальперина, а я у Е.Н.Соколова".

Уровень доктора и образование в докторантуре следует относить только к послевузовскому, так как эта ступень высшего образования является наименее социально регламентированной. Доктор - это человек способный осуществлять любую деятельность в профессиональной сфере на уровне мастерства. Доктор как профессор формирует свои индивидуальные именные учебные курсы и собственные "школы". Докторский уровень образования (завершенное высшее образование) позволяет человеку свободно, самостоятельно и ответственно увеличивать свое духовное богатство, усердно работая в Духе.

Итак, двухступенчатое вузовское (мастерское) образование для того, чтобы стать действительно формой полноценного развития человека, должно строиться как сменяющаяся система образовательных программ, складывающихся из авторских учебных курсов. Пропедевтических курсов на уровне адаптации, курсов профессионализации на уровне "бакалавра наук, свободных искусств, или инженерии" и курсов специализации в "мастерских" на уровне магистратуры. Образовательные программы, их разработка, создание и реализация являются такими общественными формами, которые объединяют все элементы образовательных процессов в единый механизм и, главное, создают практически осмысленную систему сотрудничества субъектов образования. Особое значение образовательные программы приобретают для высшего образования, так как на ступенях высшего образования взаимоотношения элементов образовательных процессов наиболее сложны и противоречивы. Эти противоречия определяются кардинальным переходом в развитии от интенсивных форм овладения человеческими качествами к экстенсивным формам обогащения, приобретения разносторонности и индивидуальной динамичности человеческих качеств у каждого конкретного взрослого человека.

Именно программы как особый инструмент организации взаимодействия субъектов образования соединяют (учителей и учеников, учителей друг с другом и учеников вместе) все подсистемы в целостный механизм осуществления образования как формы развития человеческой души. Только программы позволяют создать развивающиеся системы жизнедеятельности на современном этапе общественного и культурного развития человеческой цивилизации. Процессы образования (воспитание, обучение и духовестие) преподаватели (профессора) осуществляют посредством разработки и реализации "учебных курсов", комплекс которых составляет образовательные программы.

Курсы всегда являются авторскими. Профессор или Магистр (Master) сам создает, и сам реализует созданный им курс, а в сотрудничестве с коллегами по педагогической деятельности и студентами реализует ту, или иную образовательную программу. Образовательные учреждения (причем все без исключения) в свою очередь предоставляют условия для реализации предлагаемых педагогами курсов и осуществления образовательных программ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 538; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.