Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятия и определения




Из многообразия существующих определений понятия «управление» остановимся на следующем:

    Управление - это упорядоченные действия, направленные на достижение целей в соответствие с располагаемыми ресурсами.

Из данного определения следует, что управление имеет место только тогда, когда определены:

1. Цели, которых необходимо достичь, т.е. в основе любого управления непременно лежит целеполагание.

2. Действия для достижения этих целей: физические (механические, световые, электромагнитные и т.д.), химические, энергетические, информационные и т.д.

3. Ресурс – источник или запас чего-либо, к которому можно обратиться (временной, материальный или энергетический, информационный, финансовый, кадровый, административный и т.д.).

 

Примеры:

1. Животное, поедающее траву на пастбище, одержимо только инстинктом, целей не имеет. Цель, как абстрагированное желание достичь чего-либо, у животных отсутствует. Люди одержимые только животными инстинктами также живут без целеполагания. Таким образом, ни животные, ни люди, одержимые животными инстинктами, сами управлять не могут.

2. Болельщики на трибуне, желающие поддержать свою команду, как правило, представляют собой неуправляемую толпу (неупорядоченные действия). Подтверждение тому - гвалт на трибуне. Но когда находится «дирижер», который синхронизирует выкрики, хлопки или движения, то процесс становится управляемым, так как имеется цель, упорядоченные действия и ресурс.

3. Одна из основных целей молодых всех людей – создание семьи и, как необходимое условие быта – наличие жилье. Однако для реализации цели требуются ресурсы и упорядоченная деятельность для достижения этой цели. В случае совпадения целей молодежи и системы государственного управления – результат управленческой деятельности будет достигнут; в случае расхождения целей – многих ждут трудности и разочарования, а демографическая ситуация в стране будет ухудшаться.

4. Желание, например, уехать на дачу (цель) на электричке включает определенные действия: сборы ручной поклажи, встреча с попутчиками, прибытие на платформу и т.д. Однако, вы ограничены ресурсом времени, который определяется расписанием электричек. Невыполнение данного условия позволит вам с платформы увидеть только хвост уходящего поезда.

 

Пока без доказательства будем утверждать, что все процессы, происходящие во Вселенной, включая биосферу Земли, человеческое общество и каждого человека в отдельности – это не что иное, как процессы управления и самоуправления. Где под процессом будем понимать – последовательное изменение ряда состояний определенного явления в жизни и в мышлении, что приводит к его качественному изменению и переходу в другое явление[1].

Иначе говоря, процесс — это множество взаимовложенных совместно протекающих событий.

Событие – (со-бытие) пребывание вместе с кем-либо или с чем-либо в одно и тоже время.

Образно (схематично) любой процесс управления можно представить в виде «черного ящика» (Рис. 1.1.). При этом управление возможно только при наличии:

- управляющего элемента;

- управляемого элемента;

- связей между ними.

Понятия управляющего элемента и управляемого элемента характерны для технических систем. В системе общественного (социального) управления принято различать субъект и объект управления, где субъект управления олицетворяет активно действующего, обладающего сознанием индивида или социальную группу, формирующую целевую функцию и осуществляющую управление, а второй есть то, на что направлена деятельность субъекта (Рис. 1.2.).

Примеры.

1. Поставим вопросы: Может ли кто-либо кроме человека и социальных групп быть субъектом управления?..

- Нет, так как только Homo sapiens способен формировать цели. Если рассматривать технические системы, то опять-таки управляемый элемент и заданную программу его функционирования задает тот же Homo sapiens.

2. А может ли кто-либо кроме человека или что-либо быть объектом управления (управляемым элементом)?..

- Да, человек или социальная группа, биологические виды, технические системы и элементы.

 

При этом следует отметить, что всегда субъект и объект управления находятся в некоторой среде.

Кроме того, управление возможно только при наличии обмена (силового, химического светового, электромагнитного, химического, энергетического, информационного и т.д.) между объектом управления и структурой (субъектом) управления, причем, они должны быть определенным образом связаны (рис. 1.3.). Говорят о наличии, с одной стороны, выдачи и получении воздействия из объекта управления и окружающей среды в субъект управления – это обратные связи. С другой стороны, выдача и получение информации из субъекта управления в объект управления и среду – это прямые связи. Объект управления и субъект управления, охваченные прямыми и обратными связями, находящимися в среде, образуют систему управления.

 

Примеры.

1. Систему управления образуют водитель и управляемый им автомобиль. Субъектом управления является водитель, который посредством прямых связей (свой опорно-двигательный аппарат), изменяя положения педалей, рулевой колонки и рукоятки коробки передач, управляет автомобилем. В свою очередь, по каналам обратных связей (через зрительный, слуховой и вестибулярный аппарат) водитель контролирует процесс управления автомобилем. Информация о параметрах управления поступает не только от автомобиля, но и от внешней по отношению к управляемой системе среды: состоянии дороги, погодные условия, разметка дороги, дорожные знаки, сотрудники ГИБДД, пешеходы и т.д. (м. Рис. 1.4.)

2. Клавиатура и мышь в процессе управления компьютером – прямые связи, а дисплей с определенным интерфейсом – обратные связи. (см. Рис. 1.5.)


Система управления – это совокупность взаимодействующих элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, совместно реализующих целевую функцию. При этом объекты (части) функционируют во времени как единое целое каждый объект, подсистема, ячейка работают ради единой цели, стоящей перед системой в целом.

С понятием «система» связано как представление как о мире в целом, его строении, движении, так и о неограниченном множестве отдельных целостных объектов на различных уровнях и срезах, а с понятием «управления» связаны все процессы, протекающие в отдельных элементах, системах и Мирозданье в целом.

Природа систем и процессов управления, протекающих в них, может быть различной: технические, биологические, социальные, информационные, галактические и др.

Примеры:

1. Системами являются: машина, собранная из деталей и узлов; живой организм, образуемый совокупностью систем, тканей, клеток; предприятие, объединяющее и связывающее в единое целое множество производственных процессов, коллективов людей, различные виды ресурсов, готовую продукцию; духовный мир человека, нации, народа и т.д. При этом объекты (части) функционируют как единое целое каждый объект, подсистема, ячейка работают ради единой цели, стоящей перед системой в целом.

2. У человека в неосвещенной комнате возникает потребность в дополнительном освещении. Эта потребность формирует цель – включить освещение. Человек – субъект возникшей системы управления – включает выключатель (производит управляющее воздействие) на объект управления – осветительный прибор, включенный в электрическую сеть. Объектом управления является другая система, состоящая из: электрической лампочки, электропроводки, выключателя, источника электрической энергии. Средой данной системы управления является все то, что находится в комнате. Органы чувств человека или фотоэкспонометр зафиксируют изменение освещенности в комнате (информация об объекте управления и среде).

3. Преемственность в подготовке высокопрофессиональных специалистов вызывает потребность в организации образовательного процесса. Целью данного процесса является подготовленный специалист, отвечающий требованиям, например, Государственного образовательного стандарта. Субъектом управления при проведении конкретного занятия является преподаватель (профессор, доцент или ассистент). Объектом управления являются студенты учебной группы, присутствующие на занятии. Управляющим воздействием является информация, излагаемая вербальным способом, в образной форме (слайды, плакаты, схемы, записи на доске, фильмы и т.д.), жестами, собственным примером поведения или на биополевом уровне. Условия среды (освещенность, температурные параметры, учебно-материальная база, учебно-методические материалы и т.д.) оказывают влияние на образовательный процесс. Обратной связью является ответ студента (объекта управления) во время контрольной работы, зачета, экзамена и т.д.

 

Системы в свою очередь состоят из элементов. При этом под элементом понимается неразложимый компонент системы при данном способе ее рассмотрения.

Примеры:

1. Элемент - студент при рассмотрении с позиции преподавателя или старосты группы; учебная группа при рассмотрении в целом с позиции факультета; факультет в системе университета; университет в системе образования РФ и т.д.

2. Элемент - клетка при рассмотрении с позиции ткани; орган, состоящий из этой ткани при рассмотрении какой-либо системы человеческого организма (дыхательной, кровообращения, нервной); сама система при рассмотрении функционирования организма в целом.

Наряду с представлением о любой системе входит понятие о ее структуре.

Структура – это, прежде всего закономерные связи элементов в системе, а среди последних наиболее значимые – интегрирующие связи.

Примеры:

1. Электрическая цепь, состоящая из источника электрической энергии, проводки, выключателя, электрической лампочки – структура системы. Неверное соединение данных элементов не позволяет организовать действующую систему.

2. Образовательный процесс представляет не просто набор изучаемых предметов-элементов, а определенным образом выстроенных в порядке их освоения. Говорят о создании структурно-логической схемы. Изучение прикладных вопросов прогнозирования и моделирования процессов в социально-экономических и организационно-технических системах невозможно освоить, не изучив предварительно, например, определенные разделы высшей математики.

 

Связи — это то, что соединяет объекты и свойства в процессе управления в единое целое. Предполагается, что связи существуют между всеми системными элементами, между системами и подсистемами. Связи могут быть классифицированы (Рис. 1.6):

- по форме детерминизма:

Ø однозначные, иначе детерминированные;

Ø вероятностные, иначе стохастические;

- по силе:

ü жесткие,

ü слабые,

ü сильные,

- по характеру результатов, которые дает связь,

- по направлению действия:

Þ прямые,

Þ обратные.

- по своей значимости:

v малосущественные,

v существенные.

Примеры:

1. Структура вуза представляет собой: администрацию – ректорат (ректора, проректоров, управления и отделы, обеспечивающие подразделения), факультеты (основные учебные, научные и административно-хозяйственные подразделения); кафедры (профессорско-преподавательский состав и учебно-вспомогательный персонал, учебно-материальная база); учебные группы студентов и т.д. Все элементы такой структуры объединены по прямым и обратным связям, которые являются детерминированными, преимущественно жесткими, существенными, прямыми и обратными.

2. Средства массовой информации являются прямыми связями между субъектом управления (те, кто формирует целевую функцию на уровне государственного аппарата, коммерческих или других структур с помощью сценаристов и режиссеров) и объектом управления (всеми читателями, слушателями и зрителями), а статистические данные о поведении людей, участии в выборах, предпочтении тех или иных товаров, досуга и др. являются обратными связями. По своей природе они являются преимущественно вероятностными, могут быть и сильными и слабыми, могут быть существенными и несущественными.

3. При оплате товара в магазине Вам обязательно выбьют кассовый чек (детерминированная связь), а при покупке такого же товара на рынке (даже при наличии кассового аппарата) получение кассового чека – вероятностная связь между продавцом и покупателем. Получение кассового чека и приложение его для отчетности при ведении бюджета семьи – вероятностная связь между членами семьи.

Свойства — качественные (информационные) характеристики системы управления. Введя меру определения того или иного качества или выразив ее в определенных единицах измерения, иначе говоря, формализовав, можно описать объекты системы и процесс управления количественно, использую математический аппарат.

 

Примеры:

1. Трудовые и учебные коллективы, имеющие одинаковый количественный состав, отличаются функционально по предназначению. Соответственно они имеют и различную функциональную подготовку, т.е. отличаются свойствами.

2. Успеваемость учебной группы, показатели дисциплины, общественной деятельности и др. определяют характерные ее свойства.

Для интерпретации (описания) сложных процессов управления применяют метод моделирования.


 

Модель – (французское modele, от латинского modulus - мера, образец), 1) Устройство, воспроизводящее, имитирующее строение и действие какого-либо другого («моделируемого») устройства в научных, производственных (при испытаниях) или спортивных целях. 2) В широком смысле – любой образ, аналог (мысленный или условный: изображение, описание, схема, чертеж, график, план, карта и т.п.) какого-либо объекта, процесса или явления («оригинала» данной модели), используемый в качестве его «заместителя», «представителя». 3) В математике и логике моделью какой-либо системы аксиом называют любую совокупность (абстрактных) объектов, свойства которых и отношения между которыми удовлетворяют данным аксиомам, служащим тем самым совместным (неявным) определением такой совокупности. 4) Модель в языкознании - абстрактное понятие эталона или образца какой-либо системы (фонологической, грамматической и т.п.), представление самых общих характеристик какого-либо языкового явления; общая схема описания системы языка или какой-либо его подсистемы.

Цель исследования состоит в создании модели изучаемой системы или процесса независимо от того их природы, которая бы позволяла оценить качественные свойства процесса управления независимо от временных, геометрических и других характеристик объекта исследования.

Модель может быть строго математической, если удается выделить в проблеме количественные свойства. Если проблема по своей природе также и качественна, то модель может быть менее строгой и не более сложной, чем схема обработки данных. Создатель модели старается воспроизвести в миниатюрной, контролируемой форме действие изучаемой системы в реальном мире.

Примерами моделей могут являться:

— кибернетическая модель системы управления;

— математическая модель экономики;

— сетевые графы потока событий;

— алгоритм принятия управленческих решений;

— модель итераций в пространстве;

и т.д.

Для описания процессов управления, а также взаимодействия субъекта управления, объекта управления и среды, в теории управления применяются различные виды моделирования (Рис. 1.7). которые можно классифицировать следующим образом (Рис. 1.8).

 

Выводы:

1. Все процессы и явления независимо от их природы – это процессы управления и самоуправления.

2. Управление имеет место при наличии целеполагания, возможности использования ресурса для достижения целей и наличия системы управления.

3. Для описания процесса управления в реальных условиях используют методы моделирования.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1963; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.