Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Президент России




Политические партии.

В сегодняшней России существует лишь одна политическая партия, которую можно рассматривать как полноценную стратегическую группу – Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ). Стратегически КПРФ – выразитель интересов неадаптированного населения и нерыночного бизнеса. Стратегия, выражаемая и реализуемая партией, конфронтационна по отношению к стратегиями олигархов и РГ. По ряду вопросов эта стратегия вполне созвучна ВОБ.

КПРФ находится в стадии эрозии. Существуют объективные и субъективные факторы ослабления влияния КПРФ.

Основа стабильности этой партии – система первичных организаций и персональный состав их руководителей, немобильных дезадаптантов в возрасте от 55 лет. Имманетно присущий ресурс партии – роль наследницы советского строя, на сознательном / бессознательном уровне адекватного мироощущениям и ожиданиям значительной части дезадаптантов (группы рыночных аутсайдеров). Перехода эрозии КПРФ в ее распад следует ожидать в середине текущего десятилетия: на руинах партии будут созданы неоимперские проекты, которым суждены стать собственностью и инструментарием групп 2, 7.

Зеркалом системной эрозии КПРФ является кризис ее управленских структур. В настоящее время внутри КПРФ существует четыре центра влияния:

- традиционная бюрократия, ориентированная на лидера партии Геннадия Зюганова;

- новая патриотическая (в чистом виде, некоммунистическая группа), ориентированная на Сергея Глазьева;

- группа лояльных Кремлю функционеров, ассоциируемая с вице–спикером Государственной Думы ФС РФ Геннадием Семигиным – фактическим представителем администрации президента РФ в структурах КПРФ и Народно–патриотического союза России (НПСР);

- региональная группа во главе с губернатором ивановской области Тихоновым.

Партия «Единая Россия», обладающая большим потенциальным электоратом, но опирающаяся на разнородные политические ресурсы и ориентированная на кардинально расходящиеся политические интересы, не исповедующая сколько–нибудь целостной идеологии, не может представить стране какого–либо самостоятельного стратегического проекта и, в силу этого, не является СИ.

Потенциально стратегическая група может возникнуть в нише «партии адаптантов», возможно, на базе Союза правых сил (СПС). Однако на сегодняшний день СПС нельзя признать полноценной партией.

 

Президент России является суперэлитой (СЭ) в силу статуса первого лица государства независимо от личных качеств и устремлений конкретного носителя этой власти – Владимира Путина.

Путин как СЭ внутренне противоречив и оказывает внутренне противоречивое влияние на процесс формирования национальной стратегии.

С одной стороны, не вызывает сомнения его ориентация на модернизацию политических и экономических институтов России. Курс на партнерские отношения с Западом оказывает существенное влияние на формирование поддерживаемой президентом модели модернизации страны, обусловливает значительное совпадение этой модели с «олигархической модернизацией».

С другой, практика его руководства свидетельствует о том, что у Путина имеются значительные сомнения в эффективности этой модели, многие его шаги носят правопопулистский характер, кардинально выходят за пределы «олигархической модернизации» или прямо противоречат ее требованиям. Действие взаимоисключающих тенденций в логике Путина нередко приводит к «нулевому результату», который может трактоваться как отсутствие у президента стратегического видения и потребности в стратегии как таковой.

Сегодня можно констатировать, что президент как представитель СЭ:

- не тождествен группе 1 и не может быть признан выразителем ее интересов – во многом этим обусловлена его полемика с правительством – Комитетом по делам олигархов по поводу темпов и механизмов экономического роста, ряду ключевых экономических решений

- стремится закрепить за собой роль рефери между системообразующими группами 1, 2 и, отчасти, 3 – модератора матрицы;

- все более тяготеет к выражению протостратегических интенций дезадаптантов – рыночных аутсайдеров;

- слабо (не более чем на 10–15%) использует свой политико–исторический потенциал;

- является единственным представителем СЭ из всех институтов власти.

 


6. Бывшие и будущие «элиты».

К группе 6 могут быть отнесены:

- Администрация президента, правительство, а также парламент, игравшие подобную роль при Борисе Ельцине, более не являются стратегической группой;

- Борис Ельцин и его семья.

Знаковым стало появление Бориса Ельцина на церемонии вручения кинопремии «Ника» весной 2002 г. Затем первый президент выступил в качестве неформального посредника между Владимиром Путиным и президентом Беларуси Александром Лукашенко, при этом придерживался линии, не полностью тождественной кремлевской. Весьма вероятно, что в близком будущем Ельцин сможет выполнять функцию посредника в межолигархических конфликтах.

- Борис Березовский и Владимир Гусинский как ренегаты группы 1.

- Экспертное сообщество.

Особо следует выделить роль экспертного сообщества. С 1998 года Кремль неофициально проводил линию на «вытаптывание» интеллектуального поля. К началу 2002 года эта линия достигла апогея. Сегодня очевидно, что интеллектуальный вакуум во властных структурах и элитах блокирует любые идеи и смысловые конструкции гораздо быстрее, чем насыщенная среда начала – середины 90–х годов XX века. Высока вероятность, что в ближайшие 2–3 года будет, во–первых, завершена институционализация независимого экспертного сообщества; во–вторых, существенно возрастет уровень влияния его организованных форм.

 

7. Виртуальные «элиты».

К таковым, в первую очередь, следует отнести спецслужбы. Есть основания утверждать, что спецслужбы не представляют собой ни единого класса, ни даже единого лобби. Спецслужбы (шире – правоохранительные органы) – субъект властного ресурса, обслуживающего интересы группы 1.

В этом смысле, для судеб модернизации опасность представляет не бесконтрольность спецслужб, не способных к самоорганизации, а произвольное использование их возможностей основными стратегическими группами, в первую очередь, группой 1.

Легенда о «чекистском реванше» активно культивировалась в рамках внутригруппового противостояния по линии Абрамович – Пугачев, резко активизировавшегося после отставки «семейного» министра внутренних дел РФ Владимира Рушайло в марте 2001 г.

Также к виртуальным стратегическим «элитарным» группам следует отнести либеральных «медиократов», обладающих многими признаками СЭ, но также как и спецслужбы не способны к самоорганизации и представлению собственного видения стратегической перспективы.

 

8. Внешние «элитарные» страны и группы стран.

Для целей настоящего документа не рассматриваются. Состав их очевиден:

- США;

- Евросоюз в лице оси его лидеров (Германия–Франция);

- Китай;

- Индия;

- исламский мир, рассматриваемый в виде эвентуального субъекта;

- вторичные «элитарные» группы – ключевые страны постсоветского пространства (в первую очередь, Украина и Казахстан), имеющие собственное видение стратегии развития России и воздействующие на Россию как напрямую (по политическим каналам), так и через группу 1 (на уровне согласования экономических интересов и трансформации этих интересов в политико–лоббистский ресурс вторичных внешних «элитарных» групп на российском поле), и через первичных внешних «элитарных» групп.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 336; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.