Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Объективная» и «субъективная» камера




Ракурс

Пожалуй, первое с чего следует начать, это рассмотреть основополагающий момент любой съемки - ракурс. Мы уже касались этого вопроса, когда говорили о перспективе и линии горизонта.

 

Ракурс - прием операторского искусства, связанный с наклоном оптической оси при съемке. Объект или персонаж может быть снят снизу или сверху, и тогда он выглядит в сокращенной по вертикали перспективе. Как мы уже отмечали выше, при взгляде снизу на персонаж он начинает, как бы, «довлеть над нами»,, превосходит нас, становится значительнее и т.д. А при съемки сверху объект или персонаж «съеживается», становится меньше, как бы скукоживается, сплющивается. И теперь мы, зрители (или герой с точки зрения, которого производится съемка «субъективной камерой»), довлеем, превосходим. Этим часто пользуются для придания определенного эффекта в кино, в том числе и анимационном. Вспомните, вырастающую на фоне дома, появившуюся фигуру милиционера из мультипликационного фильма Ф. Хитрука «История одного преступления». Довлеющий над нами и толпой во дворе дома милиционер, он как раз «взят» ракурсом снизу средним планом. И, наоборот толпа, показана с верхней точки, с высоты взгляда блюстителя порядка, что придает определенный вес продолжению сцены разбирательства совершенного преступления.

 

Иногда оптическую ось смещают и относительно вертикальной оси. Таким образом, можно получить диагональную композицию, усилив тем самым мизансцену, придав ей экспрессивность. Или, например, создать впечатление качки, циклично меняя положения камеры.

Ракурс как выразительное средство позволяет, как бы совмещать точку зрения оператора с точкой зрения одного из персонажей это называется «субъективной точкой зрения», или с точкой зрения зрителей – «объективная точка зрения». Этим самым выражается авторская позиция, показывается динамика действия в кадре, подчеркивается на экране выразительность мизансцены или мимика актера на крупных планах, раскрывается движение больших групп персонажей в пространстве и пр.

Несколько слов в связи с этим о «объективной» и «субъективной» камере.

Как ни странно, но эти две позиции придуманы не кинематографом, а — литературой. Оттуда и заимствованы режиссерами для экра­на эти приемы. Только в словесном творчестве это называется: рас­сказ от автора и рассказ от первого лица.

Режиссер показывает событие с объективной точки зрения, когда аппарат наблюдает за происходящим с позиции, выбранной режиссером и не зависящей от героев и их действий. Режиссерская, авторская точка зрения. (Объективная камера.)

Режиссер присваивает камере точку зрения пер­сонажа на события, как бы глазами действующего лица, через объек­тив видит сцену, разворачивающуюся на экране. Камера — участ­ник события, словно на себе ощущает столкновения с другими объектами и участниками сцены. Такую съемку и такой внутрикад­ровый монтаж принято называть субъективной точкой зрения. (Субъективная камера).

Субъективная камера в движении тоже стоит на точке зрения героя, но только движется так, как перемещается действующее лицо. Чего можно добиться, используя субъективную камеру?

Мы получаем возможность заставить зрителей пережить те же эмоции, которые в данный момент развития действия испытывает герой, временно отождествить наблюдателя с персонажем.

Менять ракурс съемки можно, и, не выключая камеры. Тогда, как нетрудно догадаться, изменение угла произойдет в движении, что еще больше придаст динамику кадру.

Рассмотрим некоторые чаще всего встречающиеся виды движения камеры. Здесь важно учитывать следующие обстоятельство: одно дело — движение ради активизации внима­ния зрителя к статичной сцене. Мы уже отмечали, что без движения на экране у зрителей очень быстро наступает подсознательное падение интенсивности восприятия, возникает ощу­щение скуки и однообразия, занудности произведения. Другое — движение для создания определенно­го настроения.

Умение создать в своем произведении то или другое настрое­ние — качество подлинного творчества в любом виде искусства: в живописи, архитектуре, музыке... Для анимационного фильма — это не менее важное обстоятельство. Уже одно то, что автор сумел создать в своем произведении и передать зрителям какое-то настроение, говорит о высоком уровне его творческой потенции.

Но в силу того, фильм представляет собой ту или иную форму рассказа, настроение в нем не может быть чем-то самостоятельным. Оно всегда связано с контекстом, обус­ловлено предшествующей этому настроению информацией и, как правило, готовится ходом предыдущих событий или обстоятельств.

Движение камеры способно подчеркнуть состояние героя, пер­сонажа действующего в кадре. Это может быть и страх, и внутреннее напряжение, и радость, и уныние, и ощущение фатальности, и состояние эйфории... Ключом к возбуж­дению у зрителя таких переживаний является скорость движения изображения на экране, а это в нашем случае или скорость панорам или перемещения самой камеры.

 

Выбор направления движения объектов в кадре и камеры по отноше­нию к объектам есть важная составляющая режиссерского решения. В связи с этим необходимо договорится о понятиях: что есть что!

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 5835; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.