Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы композиции




 

Содержание дисциплины «Архитектурная графика с основами композиции» предполагает, как явствует из названия, ознакомление студентов с основными принципами и категориями композиции, о которых следует иметь представление будущим специалистам садово-паркового и ландшафтного строительства.

Под композицией (от лат. «compositio» - составление, связывание) во всех видах художественного творчества понимается организация элементов произведения, обеспечивающая его эстетическую выразительность и отвечающая его содержанию и назначению. Композиции, выполненные в различных областях искусства и дизайна (живописи, скульптуре, архитектуре, садово-парковом искусстве, фитодизайне интерьера и пр.), имеют свою специфику. В то же время существуют основные понятия композиции, имеющие значение для всех видов и жанров искусства и художественного проектирования. Эти понятия рассматриваются далее главным образом на примерах из сферы ландшафтного строительства и фитодизайна интерьера.

По пространственному расположению элементов все многообразие композиций в пластических искусствах и художественном проектировании можно разделить на три вида – фронтальные, объемные и пространственные композиции.

Фронтальные композиции являются двухмерными и рассчитаны на восприятие с одной стороны (при этом третье измерение может либо вообще не проявляться, либо выражаться гораздо менее активно в сравнении с другими измерениями). Примерами фронтальных композиций являются произведения живописи и графики, флористические панно и коллажи.

Отличительной чертой объемной композиции является трехмерность и возможность обзора ее зрителем с разных сторон. Примерами в данном случае могут служить скульптурные композиции, элементы оформления парков и площадей – беседки, фонтаны, цветочницы.

В пространственной композиции важнейшим компонентом является пространственное расположение составляющих ее объемов. В качестве примеров можно привести дворцово-парковые ансамбли, городские площади, зимние сады. Объемные композиции зачастую являются составной частью пространственных композиций.

Существует ряд промежуточных форм между названными видами композиции. К примеру, промежуточным вариантом между скульптурой и плоскостным изображением являются барельефы и горельефы (горельеф отличается большей выпуклостью форм в сравнении с барельефом). Если обратиться к области флористики, то также можно сказать, что помимо собственно объемных и плоскостных композиций широко распространены промежуточные формы – композиции, имеющие качества объемности, но рассчитанные на восприятие с одной стороны, другим примером могут служить плоскостные флористические панно с включением объемных элементов.

Композиционный центр и композиционная ось. Организация любой визуально воспринимаемой композиции предполагает выделение в ней главных и второстепенных элементов. В противном случае, если все элементы примерно равнозначны, композиция выглядит монотонной и невыразительной.

Главный, наиболее значимый элемент композиции называется композиционным центром. Например, в парках композиционным центром может быть архитектурное сооружение, декоративный водоем, площадь с богато украшенным цветником и т.п. Проектирование обширных территорий предусматривает также размещение ландшафтных акцентов, в качестве которых могут выступать малые архитектурные формы, клумбы и пр. Ландшафтные акценты должны быть подчинены композиционному центру.

Для выделения композиционного центра и акцентов могут быть использованы следующие средства:

- Доминирование значимого объекта композиции по величине. Примером такой организации композиционного центра может служить дворец в крупном парковом ансамбле, доминирующий своими размерами над окружением. Стоит, однако, заметить, что нередко акцент в ландшафтной композиции может быть меньше по размерам в сравнении с элементами окружения, но для его выделения используются другие средства – интересная форма, цветовые контрасты и пр.

- Выделение цветом. Любой элемент, отличающийся по цвету от окружения, выделяется из общего фона. Кроме того, главный в композиции объект решается, как правило, наиболее контрастно по отношению к окружению и активно по цвету. К примеру, клумба или партер в центральной части парка оформляются наиболее богато и красочно в сравнении с остальными элементами парковой композиции.

- Отличие по характеру формы от окружения. При этом главный элемент композиции и, в частности, ландшафтной композиции, как правило, имеет более сложную и богато украшенную форму по сравнению с окружением.

- Выделение за счет доминирующего положения. Так в ландшафтной композиции наиболее значимые сооружения нередко размещаются на возвышениях, доминируя таким образом над окружающим пейзажем.

- Выделение объекта за счет пустого пространства вокруг него. К примеру, напротив фасадов дворцов в крупных парках, как правило, располагается открытое пространство площадей, цветочных партеров и т. п.

При организации растительной композиции в интерьере зачастую используются сходные приемы выделения композиционного центра. Так главным композиционным элементом может быть растение, доминирующее над остальными частями фитокомпозиции за счет таких качеств, как, например, крупные размеры, эффектная форма, бросающаяся в глаза окраска цветов или фактура листьев.

С понятием композиционного центра тесно связано понятие композиционной оси. Композиционной осью принято называть основное направление, в котором для посетителей данной территории (например, парка) разворачивается ландшафтное пространство. Композиционная ось может проходить через аллею или, например, через ось симметрии цветочного партера. Организация ландшафтной композиции предполагает, как правило, выделение нескольких композиционных осей, одна из которых является главной, а остальные второстепенными.

Главная аллея, являющаяся основной композиционной осью, обычно характеризуется по сравнению с другими аллеями большей шириной, более разнообразным составом древесных, кустарниковых и цветочных посадок, более сложным декоративным оформлением элементов паркового оборудования.

Композиционные оси следует располагать так, чтобы они вели к какому-либо объекту, при этом главная ось, как правило, направляется к композиционному центру. Не рекомендуется также размещать композиционные оси под прямым углом.

Контраст, нюанс. Контраст в композиции представляет собой резкое противопоставление каких-либо качеств, например, большого и малого объекта, светлых и темных пятен и т.д. Противоположные качества, будучи сопоставленными, воспринимаются еще более ярко и напряженно. В сущности, в любой композиции так или иначе присутствует контрастное начало, появляющееся в сопоставлении различающихся между собой форм, величин, масс, фактур, оттенков и пр. Если противопоставление выражено активно, то композиция может быть названа контрастной. Если же различие элементов композиции проявляется мало, то можно сказать, что она построена на нюансах.

Использование контрастов придает композиции напряженное, динамичное, мажорное, а иногда и драматичное звучание. Следует, однако, иметь в виду, что чрезмерные контрасты могут утомлять зрителя. Поэтому при составлении композиций растения часто подбирают так, чтобы они были контрастны по одним свойствам, а по другим воспринимались на нюансе, например, форма растений может быть резко различной, а цвет листвы сходным.

Эмоциональное воздействие нюансов в противоположность контрастам – спокойное, мягкое и лиричное. Если обратиться в качестве примера к тому впечатлению, которое производит на человека окружающий ландшафт, то можно вспомнить, что природу средней полосы России часто называют «лиричной». Одна из множества причин, определяющих эмоциональное воздействие среднерусской природы на человека, состоит в том, что контрасты, которые могут проявляться в резких перепадах рельефа, сопоставлении сильно различающихся растительных форм и буйстве цветовых тонов, выражены в среднерусском пейзаже не очень активно, что и определяет его спокойный и лиричный характер.

Существуют различные виды контрастов (и, соответственно, нюансов) в композиции, к числу которых относятся следующие:

Контраст величин. Если в композиции множество элементов примерно равнозначны по размерам, то она воспринимается невыразительно. Поэтому при составлении композиций важно находить пропорции ее составных частей таким образом, чтобы между ними наблюдалось гармоничное различие по величине. В ландшафтной композиции контраст величин может проявляться в соотношениях самых разных элементов – высокорослых и низкорослых пород деревьев и кустарников, пропорциях куртин, площади пятен цветочных узоров на партерах, отношениях высоты деревьев к высоте малых архитектурных форм и пр. За счет продуманного использования контраста величин можно подчеркнуть акцент в ландшафте, усилить звучание отдельных элементов.

Контраст форм. В окружающем мире имеется бесконечное разнообразие различающихся между собой форм, - например, резко отличаются форма круга и вытянутого треугольника, контрастно смотрятся геометрически правильные формы рядом с аморфными и т.д. Соответственно, можно привести ряд примеров контрастов форм в растительных композициях. Так деревья, имеющие вытянутую пирамидальную крону, выглядят контрастно рядом с деревьями, у которых округлая или зонтичная форма кроны, силуэт деревьев с ажурной кроной контрастно воспринимается в сравнении с деревьями, обладающими густой, плотной кроной, или, например, живые растительные формы могут контрастировать с геометрически строгими формами зданий. Кроме того, среди растений можно наблюдать огромное разнообразие контрастных форм листьев, ветвей, цветов и т.д. Комбинируя разнообразные природные и искусственные формы, можно создать интересные и выразительные ландшафтные или интерьерные растительные композиции.

Контраст цвета. Существует два основных вида цветового контраста – контраст по светлоте, то есть различие более светлых и более темных тонов, и собственно цветовой контраст, в основе которого лежит восприятие цветовых оттенков (красного, желтого, зеленого, синего и пр.).

Действие светлотного контраста проявляется в том, что светлые оттенки на темном фоне воспринимаются еще светлее, а темные на светлом – еще темнее. Сила контраста зависит также от площади сопоставляемых пятен, - например, чем меньше площадь светлого пятна на темном фоне, тем оно воспринимается ярче.

Среди цветовых (хроматических) контрастов, в свою очередь, выделяется ряд разновидностей. В частности, существуют контрасты теплых и холодных оттенков. Можно напомнить, что к теплым относятся цвета коротковолновой части видимого спектра, – синий, сине-зеленый, фиолетовый, а также их разнообразные оттенки. Холодные цвета (желтый, оранжевый, красный, коричневый и т.д.), соответственно, расположены в длинноволновой части спектра. Расположенные рядом одинаково теплые или одинаково холодные оттенки зачастую воспринимаются дисгармонично, более интересно выглядит сопоставление теплых и холодных пятен.

Среди различных видов цветовых контрастов большое значение имеет контраст дополнительных цветов. Дополнительные (их также называют контрастными) цвета расположены на противоположных краях цветового круга (рисунок 62). В качестве примеров дополнительных цветов можно назвать красный и зеленый, оранжевый и синий, желтый и фиолетовый, бордовый и желто-зеленый и т.д. Размещенные рядом дополнительные цвета усиливают свою звучность. В свою очередь, при смешении дополнительных цветов в равных пропорциях образуется серый цвет. Эффекты взаимодействия расположенных рядом дополнительных цветов проявляются тем сильнее, чем выше насыщенность цветовых пятен и чем больше площадь их поверхностей.

Строго говоря, любые размещенные по соседству цвета визуально немного изменяются в сторону дополнительного к соседнему цвету оттенка. Например, серое пятно на синем фоне воспринимается теплее, желтое пятно, расположенное рядом с красным, приобретает чуть зеленоватый оттенок и т.д. Это обстоятельство следует учитывать при составлении цветочных композиций.

Считается, что эффект взаимодействия дополнительных цветов накладывает отпечаток на цветовые предпочтения различных народов, проявляющиеся в выборе колористических решений в архитектуре, оформлении костюма, предметов быта.

Известно, например, что на Руси название цвета «красный» соответствовало значению слова «красивый». Причину этого можно увидеть в том, что доминирующим цветом в среднерусском ландшафте в теплое время года является зеленый цвет лесов и лугов. По контрасту с этим зеленым цветом наиболее эффектно воспринимается красный цвет, и в этом плане не случайно, что красные оттенки широко использовались в русском крестьянском костюме.

Другим примером может служить активное применение синего цвета в оформлении куполов среднеазиатских храмов и минаретов. В выжженном солнцем среднеазиатском пейзаже преобладающими являются теплые цветовые тона. Дополнительные к ним оттенки синего и голубого цвета позволяют их зрительно уравновесить.

К числу разновидностей цветовых контрастов относятся одновременный и последовательный контрасты. Одновременный контраст наблюдается в процессе одновременного восприятия расположенных рядом контрастирующих оттенков. Последовательный контраст возникает при переводе взгляда с одного яркого цветового пятна на другое. К примеру, если некоторое время смотреть на крупное пятно красного цвета, а потом перевести взгляд на другие объекты, то они будут восприниматься немного зеленоватыми. Можно привести другой пример последовательного контраста – если выйти из затененного елового леса на солнечную поляну, то она воспринимается особенно ярко. Подобный прием контрастной смены впечатлений обогащает ландшафтную композицию, делает ее более интересной.

Физиологической основой всех видов контрастов является адаптация к характеру светового потока, воздействующего на зрительный аппарат. Например, если смотреть на синюю поверхность, то чувствительность зрения к синему цвету притупляется и, соответственно, возрастает чувствительность к оранжевому цвету.

Говоря о светлотных и хроматических контрастах, следует упомянуть также о краевом контрасте (пограничном эффекте), который проявляется в том, что контрасты наиболее активно выражены на границе расположенных рядом контрастирующих поверхностей. К примеру, при внимательном наблюдении можно заметить, что тональная разница между освещенной и теневой гранью любого предмета прямоугольной формы несколько более заметно проявляется на стыке граней.

Контраст фактур. Этот вид контрастов проявляется при сопоставлении предметов, имеющих различную фактуру поверхности. Составляя растительные композиции, можно широко использовать контрастные сочетания фактур. Например, шероховатая фактура камней в рокарии или альпинарии контрастно смотрится в сочетании с поверхностью воды в декоративном водоеме. Различные части растений могут иметь самую разнообразную фактуру, – к примеру, листья могут быть гладкими, бархатистыми, морщинистыми и пр. Материалы для покрытия дорожек, облицовки поверхностей, различного оборудования как в ландшафтной, так и в интерьерной композиции также могут иметь самую разную фактуру. Таким образом, сопоставление различных поверхностей открывает богатые возможности сочетания фактур, что является одним из средств достижения композиционной выразительности.

Симметрия и асимметрия. Понятие симметрии, как известно, подразумевает расположение тождественных элементов на равном расстоянии и противоположных участках относительно некоторой оси, точки или плоскости. Из повседневного жизненного опыта легко вспомнить примеры симметричных или почти симметричных форм: симметричные фасады зданий, внешний облик человека и животных, произведения декоративного искусства, многие предметы быта, машины, детали механизмов и пр. В свою очередь, если в композиции нельзя выделить признаки симметрии, она называется асимметричной.

Симметричное расположение составных частей придает композиции строгость, упорядоченность, некоторую статичность. При создании торжественных, парадных композиций их компоненты также зачастую располагают симметрично. В этом отношении не случайно, что фасады многих дворцов и прилегающая к ним садово-парковая территория оформлены, как правило, симметрично или почти симметрично. Можно также вспомнить в этой связи, что при озеленении перед фасадами административных зданий нередко используются породы деревьев, имеющие симметричную форму кроны (ель, туя).

Асимметричное распределение элементов выглядит более свободным, непреднамеренным; при создании ландшафтных композиций асимметричность придает им большую естественность и вызывает ощущение близости к природе. Симметричный план характерен для парков регулярной планировки, и, соответственно, асимметричный – для парков, выполненных в пейзажном стиле. Как правило, пространственная симметрия наиболее ясно просматривается в центральной части садово-парковых ансамблей, а на периферийной территории планировка является более свободной. При этом даже в центральной части ландшафта, выполненного в регулярном стиле, строгая симметрия обычно немного нарушается, чтобы симметричная однообразность не утомляла посетителя. Для обозначения неполной симметрии существует понятие дисимметрии. Ярким примером парка, планировочная структура которого выполнена по принципу дисимметрии, может служить Версальский парк.

Равновесие. Элементы любой композиции и, в частности, ландшафтной композиции имеют визуальную «массу»; при этом, как правило, чем крупнее объект, тем он выглядит «тяжелее». В этой связи важно, чтобы все составные части композиции были зрительно уравновешены, в противном случае она производит неприятное впечатление. К примеру, очевидно, что если в проектируемом ландшафте по одну сторону главной композиционной оси поместить рощу, а по другую оставить открытое пространство, то такое расположение будет производить впечатление неуравновешенности.

Равновесие принято разделять на статическое и динамическое. В первом случае элементы композиции размещены симметрично относительно некоторой оси (рисунок 63а), а во втором случае наблюдается более свободное расположение элементов, но при этом они воспринимаются уравновешенными (рисунок 63б). Чем дальше объект расположен от оси, тем он воспринимается тяжелее, что заметно на рисунке 63б.

Рисунок 63 – Схемы равновесия: а) статического, б) динамического

 

Визуальная тяжесть и легкость, от которой зависит впечатление уравновешенности или неуравновешенности ландшафтной композиции, не всегда связана с действительной массой расположенных в данном пространстве объектов. К примеру, постройка с большой поверхностью остекления воспринимается легче постройки из дерева, хотя в действительности стекло тяжелее дерева.

С помощью цвета можно в известной степени изменить ощущение тяжести или легкости объекта. Так светлые цвета воспринимаются легче темных, холодные легче теплых. Возможно, в данном случае играют роль цветовые ассоциации. Темные и теплые оттенки ассоциируются с цветом земли, с ее тяжестью, а холодные и светлые тона связываются в сознании с легкостью воздуха и синего неба.

В композициях, предназначенных для восприятия с одной стороны (букеты в сосудах, флористические панно и коллажи, произведения живописи, графики и пр.), расположенные справа объекты выглядят несколько тяжелее, чем размещенные слева. Считается, что обусловлено это привычкой читать текст слева направо, в результате чего при восприятии композиции взгляд зрителя неосознанно направляется от левого края к правому.

«Вес» объекта помимо всего прочего определяется его значимостью. Так небольшой объект, имеющий интересный внешний вид и воспринимающийся как значимый, будет зрительно уравновешивать более крупные, но менее значимые элементы композиции.

Ритм, метр. Ритм в широком смысле представляет собой чередование повторяющихся элементов, действий или процессов. В окружающем мире можно найти бесчисленное количество примеров ритма: чередование деревьев по краям аллеи, однотипные части в архитектуре (колонны, окна, арки), смена дня и ночи, чередование времен года, ритмы музыки и танца, все виды волнового движения и т.д. О существовании ритмического ряда можно говорить при наличии в нем не менее трех повторяющихся элементов.

Метр представляет собой частный случай ритма и предполагает строгое повторение одинаковых элементов через равные интервалы. Метрическое распределение элементов часто можно наблюдать в орнаменте (рисунок 64). Ритм, соответственно, является более широким понятием и подразумевает как равномерное повторение (в этом случае понятия «ритм» и «метр» совпадают), так и более свободное чередование с изменением свойств элементов и интервалов между ними.

 

 

Рисунок 64 – Метрический ряд в орнаменте

 

Ритмическое расположение составных частей ландшафтной и архитектурной композиции во множестве случаев обусловлено утилитарными причинами, например, одинаковые интервалы размещения колонн диктуются необходимостью оптимального распределения веса на опоры. В то же время художественно организованный ритм является мощным средством эмоционального воздействия. Глубинная причина этого воздействия, как принято считать, состоит в том, что многие процессы в организме как человека, так и других живых существ протекают ритмично: биение сердца, дыхание, сон и бодрствование, ходьба, различные трудовые действия и пр. То есть ритмичность, органически присущая человеку, побуждает его искать и находить эмоциональное удовлетворение в ритмически организованных произведениях искусства и дизайна.

Ритмичная организация придает ландшафтной композиции упорядоченность, зачастую строгий ритм позволяет добиться впечатления торжественности. При этом, однако, длительный ритмический ряд из однообразных элементов утомляет зрителя. Чтобы преодолеть это однообразие, существуют различные способы усложнения ритма. Так обогащение ритмического ряда может достигаться за счет включения в него дополнительных элементов, например, ритм рядовой посадки деревьев может быть усложнен за счет включения в него других пород деревьев и кустарников, паркового оборудования, декоративных элементов, использования различных материалов в отделке. В ритмический ряд могут также вводиться элементы, нарушающие строгую последовательность и тем самым усложняющие его. Кроме того, если ритмический ряд рассчитан на фронтальное восприятие зрителем, то иногда параметры его центральной части изменяют в сравнении с боковыми участками. К примеру, если на фасаде здания имеется ряд арок, то центральная арка может быть больше по пропорциям и сложнее оформлена в сравнении с остальными.

Рисунок 65 – Такты ритма: а) одно-, б) двух-, в) трехчастный

 

В ландшафтном проектировании принято различать природный и художественный (искусственный) типы ритмов. Природный ритм проявляется в особенностях внешнего облика растений, прежде всего в ветвлении и листорасположении - например, в зимнее время очень красиво может смотреться ритмический узор ветвей сбросивших листву деревьев. Художественный ритм, в свою очередь, определяется расположением растений и прочих элементов композиции.

«Единицей» ритмического ряда является такт, соответственно, различаются одно-, двух- и трехчастный ритм (рисунок 65). Из одинаковых тактов состоит метрический ряд; в более сложном, свободном ритме такты прослеживаются не столь ясно.

 

Рисунок 66 – Ритмические ряды: а) простой, б) сложный из деревьев и кустарников, в) сложный из деревьев и лиан

Среди искусственных ритмических рядов в растительных композициях можно выделить следующие:

- простой ритм, состоящий из деревьев или кустарников одной породы. Этот ритм может быть обычным, разреженным или сомкнутым (рисунок 66);

- сложный, предполагающий наличие растений, значительно различающихся по внешним признакам (деревьев, кустарников или лиан);

- смешанный, в котором помимо растений имеется парковое оборудование, декоративные элементы, малые архитектурные формы;

- фигурный ритм, состоящий из растений, кроны которых сформированы в виде различных геометрических фигур;

- сезонно-динамические ритмы, проявляющиеся в холодное время года при чередовании вечнозеленых и листопадных растений, а также растений, по-разному изменяющих окраску листвы осенью;

- ритмы, различающиеся по геометрии плана – прямые, круговые, панорамные (раскрывающиеся по кривой амфитеатра);

- ритмы вертикального направления, которые можно наблюдать как в расположении ветвей хвойных и некоторых лиственных пород, так и в искусственно созданных сооружениях (рисунок 67).

Продуманно организованный ритм линий и пятен может придавать композиции своеобразную «му-

 

 

Рисунок 68 – Арабеска на партере перед фасадом Екатерининского дворца в г. Пушкин (фрагмент плана)

 

зыкальность», «текучесть» форм. Примером такого использования ритма в ландшафтном строительстве может служить фрагмент партера, расположенного перед Екатерининским дворцом в г. Пушкин (рисунок 68). Ритмически повторяющиеся изгибы линий в данном случае создают красивый, изысканный узор.

Масштаб и масштабность. Под пространственным масштабом принято понимать степень крупности объектов, составляющих пространство архитектурного ансамбля, садово-парковой территории или интерьера здания. Соответственно, о крупном масштабе можно говорить в случае, если пространство образовано крупными объектами с протяженными интервалами между ними и, наоборот, мелкому масштабу соответствует пространственная композиция, состоящая из мелких элементов.

Масштаб определяется также характером детализации формы. Чем активнее выражено членение форм на мелкие детали, тем сильнее проявляется качество мелкомасштабности в композиции, и, в свою очередь, объекты, имеющие обобщенные, лаконичные формы, воспринимаются крупномасштабными. Типичным примером максимально крупномасштабных, лаконичных форм являются египетские пирамиды (комплекс в Гизе).

Масштаб в немалой степени определяет эмоциональное воздействие архитектурной и ландшафтной композиции. Крупный масштаб позволяет придать композиции впечатление торжественности, мощи, значительности. В качестве примеров можно привести мемориальный комплекс на Мамаевом кургане в Волгограде или уже упоминавшиеся египетские пирамиды. В свою очередь мелкий масштаб зачастую уместен в композициях, воздействие которых более мягкое, камерное, лиричное.

Понятие масштабности предполагает соответствие элементов пространственной композиции друг другу и находящемуся в данном пространстве человеку. Если величина отдельных элементов не соответствует масштабу окружения, то в этом случае говорят, что части композиции не сомасштабны друг другу. К примеру, если в интерьерном пространстве общественного здания, обладающем крупномасштабными характеристиками (это может быть, допустим, зал крупного торгового центра или фойе театра) расставить на полу в качестве элементов озеленения небольшие одиночные растения, то нетрудно представить, что они будут выглядеть слишком мелкими и не сомасштабными окружению. Другим примером отсутствия сомасштабности может служить застройка некоторых современных живых кварталов. Крупный масштаб высотных построек своими размерами может в некоторой степени подавлять человека, а пространственная среда в этом случае воспринимается неуютной и неосвоенной.

При проектировании садового участка или парковой территории важно добиться впечатления сомасштабности составляющих композицию элементов. Пространство сада должно быть пропорционально величине дома, площадь газона – саду и т.п. Одно из правил достижения сомасштабности составных частей ландшафтной композиции состоит в том, что не следует переносить размеры элементов интерьера в пространство садового участка. Так ширина лестниц в доме может составлять 90 – 110 см, а в саду 120 – 200 см, ширина дверного проема 70 – 90 см, арки в саду 120 – 150 см[3].

Восприятие масштабности пространства во многом зависит от исторических и социальных условий. Так впечатление от крупномасштабной застройки у наблюдателя идущего пешком или едущего в автомобиле существенно различаются. Если в первом случае крупные объекты могут довлеть над человеком, то во втором случае пространство выглядит более сомасштабным.

Можно говорить также о различиях в восприятии масштаба разными возрастными группами. Пространство, воспринимаемое взрослым человеком как вполне комфортное, для ребенка может казаться огромным и не сомасштабным ему.

В определении масштаба пространственной композиции важную роль играют так называемые указатели масштаба, то есть объекты, величина которых хорошо известна и с которыми сравнивается величина других объектов. Указателями масштаба могут быть окна и балконы в типовых панельных домах, скамьи, ступени лестниц и пр.

Статика, динамика. Элементы композиции или сочетание элементов могут визуально восприниматься более статично или динамично. В качестве примеров можно привести простейшие геометрические фигуры (рисунок 69). Статичные фигуры расположены в левом столбце рисунка. К числу наиболее статичных объектов относится квадрат, визуально воспринимаемый как очень устойчивая фигура. Круг также является статичной фигурой, к тому же в нем нет «жесткости», присущей формам, ограниченным прямыми линиями и углами. Однако круг менее устойчив в сравнении с квадратом и в этом плане содержит в себе внутреннюю динамику. Равносторонний треугольник, стоящий на основании, воспринимается как статичная фигура, но наличие острых углов придает ему элемент динамичности.

 

Рисунок 69 – Зависимость визуальной статичности и динамичности геометрических форм от их пропорций и наклона (слева статичные формы, справа - динамичные)

 

Рисунок 70 – Примеры статичного (а) и динамичного (б) расположения геометрических тел

 

Если обратить внимание на второй столбец рисунка, то можно убедиться, что вытянутые фигуры воспринимаются более динамично, чем фигуры, имеющие примерно равные размеры по высоте и ширине. Можно еще отметить, что вертикальные фигуры выглядят динамичнее горизонтальных.

Следующая особенность восприятия статики и динамики состоит в том, что фигуры, имеющие произвольный наклон, воспринимаются динамичнее в сравнении с объектами, расположенными горизонтально или вертикально (третий столбец). При этом динамичная композиция предполагает наличие элементов, наклоненных не только относительно горизонтали или вертикали, но и по отношению к другим элементам (рисунок 70б).

 

Рисунок 71 – Растительные формы с преобладанием во внешнем облике статики (слева) и динамики (справа). В качестве примеров использованы рисунки деревьев-бонсай.

 

Симметричные композиции воспринимаются более статично, чем асимметричные; это же касается и отдельных фигур. Так лишенные оси симметрии фигуры из четвертого столбца на рисунке 69 выглядят динамичнее по сравнению с фигурами из третьего столбца.

Динамика в композиции во многом обусловлена наличием контрастов и ритма. Активные контрасты форм, цвета и величин придают композиции напряженность и динамичность; в свою очередь, композиция, построенная на нюансах, выглядит спокойной и статичной.

Примеры визуальной статичности и динамичности в реально существующих растительных формах приведены на рисунке 71.

Пропорции и пропорционирование. Понятие пропорции обычно используется в двух основных значениях: 1) соотношение по величине основных параметров формы (длина, ширина, высота, размеры отдельных элементов); 2) математическое отношение, выражаемое в виде формулы a: b = c: d.

Пропоционирование предполагает решение задачи нахождения оптимальных пропорций путем различных математических отношений. Одним из наиболее известных отношений подобного рода является «золотое сечение». Это отношение предполагает такое различие величины элементов, при котором меньшая величина так относится к большей, как большая к сумме величин. Если, допустим, величину отрезка, разделенного на две неравные части в пропорции золотого сечения, принять за единицу, то величина большей стороны будет равна около 0,618, а величина меньшей, соответственно, 0,382. В качестве примера использования золотого сечения можно привести изображенные на плане прямоугольные куртины, стороны которых соотносятся в указанной пропорции (рисунок 70а). Эта пропорция вызывает ощущение наиболее гармоничного соотношения величин, и не случайно поэтому со времен древнего мира многие художники и архитекторы применяли это соотношение в своей творческой практике. Золотое сечение может использоваться при проектировании цветников, газонов, водных пространств, для определения пропорций декоративных элементов оформления парков и скверов и т.п.

 

 

 

Рисунок 72 – Изображение куртин на плане. а) соотношение длины и ширины куртин соответствует пропорции золотого сечения; б) размеры сторон и расстояние между куртинами кратно выбранному модулю.

 

Термин «золотое сечение» впервые был введен Леонардо да Винчи, который называл его «божественной пропорцией». Золотому сечению приблизительно соответствует соотношение чисел в так называемом ряду Фибоначчи (числа в этом ряду представляют собой сумму двух предыдущих: 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21 и т. д.). Каждое последующее соотношение чисел в ряду Фибоначчи, начиная сотношения 3: 5, все более приближается к точной пропорции золотого сечения (5: 8, 8: 13...). Эти соотношения удобно использовать для нахождения пропорций проектируемых объектов, если по замыслу они приблизительно должны соответствовать золотому сечению.

Модульная система подразумевает, что за основу берется условная единица величины (модуль) и все размеры проектируемых объектов составляют целое число заданных модулей. Пример использования модуля для определения пропорций куртин приведен на рисунке 72б.

 

 

 

Рисунок 73 – Система модульных пропорций в греческих ордерах. Слева направо - схемы дорического, ионического и коринфского ордеров (по Г.П. Степанову)

 

Модульная система применяется в архитектуре уже несколько тысячелетий. Примером ее использования могут служить античные ордера[4], в которых в качестве модуля берется диаметр или радиус колонны (рисунок 73). В нашей стране применяется единая модульная система (ЕМС) с принятой величиной модуля 100 см. Все размеры в строительстве получают путем умножения или деления данного модуля.

Кратко изложенные в данном параграфе основные понятия композиции в дальнейшем рассматриваются на более детальном уровне при изучении студентами дисциплин «ландшафтное проектирование», «аранжировка и фитодизайн интерьера» и «градостроительство с основами архитектуры». Знание этих понятий является необходимой основой для грамотного выполнения композиций будущими специалистами садово-паркового и ландшафтного строительства.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Антал Я. Архитектурное черчение (пер. со словацкого) / Я. Антал, Л. Кушнир, И. Сламень, Б. Гавранкова. – Киев: Будивельник, 1980. – 127 с.

2. Будасов Б.В. Строительное черчение и рисование / Б.В. Будасов, В.П. Каминский, Г.Б. Базилевский, В.В. Владиславский. – М.: Стройиздат, 1981. – 448 с.

3. Гарнизоненко Т. С. Справочник современного ландшафтного дизайнера. / Т. С. Гарнизоненко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 315 с.

4. Ермаков А.В. Архитектурная графика ландшафтного проектирования / А.В. Ермаков. – М.: МГОУ ВПО МГУЛ, 2006. – 148 с.

5. Зайцев К.Г. Современная архитектурная графика / К.Г. Зайцев. – М.: Стройиздат, 1970. – 203 с.

6. Комаров Н.А. Архитектурная графика. Рабочая тетрадь. Ч. 2. / Н.А.Комаров, О.С. Летина. – М.: МГУЛ, 2003. – 42 с.

7. Короев Ю.И. Начертательная геометрия / Ю.И. Короев. – М.: Архитектура-С, 2006. – 424 с.

8. Короев Ю.И. Строительное черчение и рисование / Ю.И. Короев. – М.: Высшая школа, 1983. – 288 с.

9. Крижановская Н.Я. Основы ландшафтного дизайна / Н.Я. Крижановская. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 204 с.

10. Лепкович И.П. Ландшафтное искусство / И.П. Лепкович. – СПб.: Изд-во «ДИЛЯ», 2004. – 400с.

11. Писаренко С.А. Архитектурная графика с основами композиции: лабораторный практикум для студ. спец. 250203 – «Садово-парковое и ландшафтное строительство» / С.А. Писаренко; Новочерк. гос. мелиор. акад. – Новочеркасск, 2008. – 40с.

12. Писаренко С.А. Архитектурная графика с основами композиции: методические указания по выполнению расчетно-графической работы на тему: «Построение интерьера методом перспективной сетки» для студентов спец. 250203 – «Садово-парковое и ландшафтное строительство» / С.А. Писаренко; Новочерк. гос. мелиор. акад. – Новочеркасск, 2009. – 22 с.

13. Писаренко С.А. Архитектурная графика с основами композиции: методические указания по выполнению контрольной работы на тему «Графическое изображение ландшафта методом перспективной сетки» студентами заочной формы обучения по спец. 250203 – «Садово-парковое и ландшафтное строительство» / С.А. Писаренко; Новочерк. гос. мелиор. акад. – Новочеркасск, 2008. – 16 с.

14. Степанов Г.П. Объемно-пространственная композиция / Г.П. Степанов [и др.] – М.: Архитектура-С, 2001.

15. Шулейкин А.С. Шрифты для проектов, планов и карт / А.С. Шулейкин, В.Д. Солдаткина, В.В. Воронежцев [и др.] – М.: Недра, 1979. – 56 с.

16. Шулейкин А.С. Шрифты для проектов, планов и карт / А.С. Шулейкин, М.В. Федорченко, В.П. Раклов [и др.] – М.: Недра, 1987. – 62 с.

 

СОДЕРЖАНИЕ

    с
  ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….  
  ПЕРСПЕКТИВА…………………………………………………………….  
  1.1 Геометрические основы построения перспективных изображений……….  
  1.2 Перспектива точки, прямой и плоскости……………………………  
  1.3 Перспективные масштабыопределение натуральных величин отрезков и углов …………...…………………………………………….  
  1.4 Способы построения перспективы……………………………………  
  1.5 Построение окружностей и тел вращения в перспективе……………  
  1.6 Частные случаи перспективных построений…………………...…….  
  1.7 Построение теней………………………………………………………  
  1.8 Построение отражений…………………………………………………  
  ШРИФТЫ……………………………………………………………………  
  СТИЛИЗОВАННОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНОСТИ…………..  
  ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ………………………………………………..  
  ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………  

 

 


Учебное издание

 


Писаренко Сергей Александрович

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 11850; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.149 сек.