MC − предельные издержки
MR − предельный доход
С – издержки, руб.
Q − объем производства, шт.
Условие равновесия фирмы: MC=MR.
Любая фирма, максимизирующая прибыль, стремится установить такой объем производства, при котором соблюдается это условие равновесия.
На рынке совершенной конкуренции предельный доход всегда равен цене, так как производитель не может повлиять на уровень рыночных цен, поэтому условие равновесия принимает вид MC=P.
С
8.2. Монополия и её виды. Показатели монопольной власти.
P – цена товара,
Q – объем производства,
MC – предельные издержки,
AC – средние издержки,
D – спрос,
MR – предельный доход.
Положение равновесия фирмы определяется точкой Е (точкой пересечения МС и MR), от которой проводится вертикаль до кривой спроса D. В точке Е1 устанавливаетсяцена, обеспечивающая наибольшую прибыль монополисту.
Из графика видно, что монопольная цена Е1 > МС и MR, то есть монопольная фирма получает сверхприбыль за счет монопольного положения на рынке.
График показывает, что в условиях монополизации потребители получают меньше продукции, чем в условиях совершенной конкуренции, т.е. Q1 < Q2, а цена возрастет с Р2 до Р1. Это означает, что факторов производства будет вовлекаться меньше и общество понесет потери от неполного использования ресурсов. Эти потери в рамках ∆ ЕЕ1Е2, который получил название потерь мертвого груза.
Показатель
монопольной власти
Определение
показателя
Значения показателя
1.
Индекс концентрации
CR = ∑ Si, где
CR – индекс концентрации,
Si – рыночная доля фирмы
Чем выше показатель, тем выше монопольная власть на рынке.
2.
Индекс
Лернера
L = (P - MC)/P = 1/Ed, где
L – индекс Лернера,
P – монопольная цена,
MC – предельные издержки,
Еd – ценовая эластичность спроса фирмы.
Значение коэффициента Лернера находится между 0 и 1.
Для совершенно конкурентной фирмы P = MC и L = 0.
Чем больше L, тем больше монопольная власть.
3.
Индекс
Херфиндаля-Хиршмана
I h-h = S1 2 + S2 2 + … + Sn 2
I h-h = å Si2 , где
I h-h - индекс Херфиндаля-Хиршмана,
S1 – удельный вес самой крупной фирмы,
S2 – удельный вес следующей по величине фирмы,
Sn – удельный вес наименьшей фирмы.
I h-h = 10000, если действует одна фирма (S1 = 100%).
Если в отрасли 100 одинаковых фирм, то I h-h = 100, S1 = 1%.
Высокомонопольной считается отрасль, в которой I h-h > 1800.
Если I h-h < 1000, то рынок считается не концентрированным и слияние разрешают.
1000 < I h-h < 1800 – рынок умеренно концентрированный.
8.3. Монополистическая конкуренция и её основные черты.
· на рынке действует множество небольших фирм, которые не имеют решающих преимуществ над другими;
· барьеры входа на рынок не высоки;
· несовершенная информация;
· преимущественно неценовая конкуренция, крайне незначительно может влиять на общий уровень цен. Рекламирование продукции важно для развития;
· дифференциация продукта означает то, что выпускаемый каждой фирмой товар несколько отличается от изделий конкурентов (например, внешний вид, вкусовые качества, состав и т.д.).
8.4. Олигополия и её основные черты.
Олигополия – это рыночная структура, при которой относительно малое число фирм господствует на рынке товаров или услуг, которые могут производить как однородные, так и дифференцированные товары.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление