Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рынок совершенной конкуренции и его основные черты




Тема 8. Типы рыночных структур

 

Основные черты рынка   Рынок совершенной конкуренции Рынок несовершенной конкуренции
Монополия Монополистическая конкуренция Олигополия
Число продавцов продукции Много Один Много Несколько
Тип продукции Однородный (стандартизированный) Однородный (уникальный) Дифференцированный Однородный или дифференцированный
Установление цены Цены определяются рыночным механизмом Практически полный контроль над ценой Влияние на цену ограничено Существует влияние на цену
Доступность экономической информации Полный доступ Не доступна Некоторые ограничения Существенные ограничения
Барьеры входа в отрасль Нет Да (нет вхождения) Нет Обычно есть

       
 
 
   
Равновесие фирмы на рынке совершенной конкуренции


MC − предельные издержки MR − предельный доход С – издержки, руб. Q − объем производства, шт.   Условие равновесия фирмы: MC=MR. Любая фирма, максимизирующая прибыль, стремится установить такой объем производства, при котором соблюдается это условие равновесия. На рынке совершенной конкуренции предельный доход всегда равен цене, так как производитель не может повлиять на уровень рыночных цен, поэтому условие равновесия принимает вид MC=P.  
С

8.2. Монополия и её виды. Показатели монопольной власти.

 
 


P – цена товара, Q – объем производства, MC – предельные издержки, AC – средние издержки, D – спрос, MR – предельный доход.  

 

           
   
 
   
 
 
Положение равновесия фирмы определяется точ­кой Е (точкой пересечения МС и MR), от которой проводится вертикаль до кривой спроса D. В точке Е1 устанавливаетсяцена, обеспечивающая наи­большую прибыль монополисту. Из графика видно, что монопольная цена Е1 > МС и MR, то есть монопольная фирма получает сверхприбыль за счет монопольного положения на рынке. График показывает, что в условиях монополизации потребители получают меньше продукции, чем в условиях совершенной конкуренции, т.е. Q1 < Q2, а цена возрастет с Р2 до Р1. Это означает, что факторов производства будет вовлекаться меньше и общество понесет потери от неполного использования ресурсов. Эти потери в рамках ∆ ЕЕ1Е2, который получил название потерь мертвого груза.  

 

 

       
 
 
   


  Показатель монопольной власти Определение показателя Значения показателя
1. Индекс концентрации CR = ∑ Si, где CR – индекс концентрации, Si – рыночная доля фирмы   Чем выше показатель, тем выше монопольная власть на рынке.
2. Индекс Лернера L = (P - MC)/P = 1/Ed, где L – индекс Лернера, P – монопольная цена, MC – предельные издержки, Еd – ценовая эластичность спроса фирмы. Значение коэффициента Лернера находится между 0 и 1. Для совершенно конкурентной фирмы P = MC и L = 0. Чем больше L, тем больше монопольная власть.
3. Индекс Херфиндаля-Хиршмана I h-h = S1 2 + S2 2 + … + Sn 2 I h-h = å Si2 , где I h-h - индекс Херфиндаля-Хиршмана, S1 – удельный вес самой крупной фирмы, S2 – удельный вес следующей по величине фирмы, Sn – удельный вес наименьшей фирмы. I h-h = 10000, если действует одна фирма (S1 = 100%). Если в отрасли 100 одинаковых фирм, то I h-h = 100, S1 = 1%. Высокомонопольной считается отрасль, в которой I h-h > 1800. Если I h-h < 1000, то рынок считается не концентрированным и слияние разрешают. 1000 < I h-h < 1800 – рынок умеренно концентрированный.  

8.3. Монополистическая конкуренция и её основные черты.

 
 


· на рынке действует множество небольших фирм, которые не имеют решающих преимуществ над другими; · барьеры входа на рынок не высоки; · несовершенная информация; · преимущественно неценовая конкуренция, крайне незначительно может влиять на общий уровень цен. Рекламирование продукции важно для развития; · дифференциация продукта означает то, что выпускаемый каждой фирмой товар несколько отличается от изделий конкурентов (например, внешний вид, вкусовые качества, состав и т.д.).  

 

 
 


8.4. Олигополия и её основные черты.

 
 
Олигополия – это рыночная структура, при которой относительно малое число фирм господствует на рынке товаров или услуг, которые могут производить как однородные, так и дифференцированные товары.  

           
   
 
 
 
   


8.5. Антимонопольное законодательство: цели, принципы.

 
 

 

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 568; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.