Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Соединений




ЗАНЯТИЕ 16. ОСНОВЫ МЕТАБОЛИЗМА АЗОТИСТЫХ

Задания на дом

Обсуждение рефератов

Темы реферативных сообщений

И ФУНКЦИИ БИОМЕМБРАН. ЭНЕРГООБМЕН КЛЕТОК И ОРГАНИЗМОВ.

15.1. Общие замечания. Занятие, как обычно, начинается с проверки СРС и разбора неясностей. Затем, в течение часа студенты письменно отвечают на 3 из рассмотренных вопросов учебной программы о структуре, свойствах и функциях биомембран и особенностях энергетического обмена углеводов и липидов в клетках и организмах.

см. стр. 10-12 данного пособия.

15.4.1. При оформлении протокола и подготовке к занятию 16 объясните, почему азот сконцентрирован не в соединениях, а в атмосфере Земли?

15.4.2. Зачем и какие соединения азота нужны организмам?

15.4.3. Что такое синтрофия и чем она вызвана?

15.4.4. Что вы знаете о генах азотфиксации?

15.4.5. Какие соединения азота способны усваивать клетки?

15.4.5. Что такое витамины?

15.4.6. Каким показателем оценивают динамические состояния организмов и популяций?

15.4.7. Объясните понятия заменимые и незаменимые аминокислоты и, какова их роль с позиций питания человека?

15.4.8. Объясните причины зависимости консументов от внешних источников аминокислот.

15.4.9. В чем заключается полноценность пищевых белков для человека?

15.4.10. Что общего у сериновых протеиназ, входящих в системы пептидгидролаз ЖКТ, свертывания крови и комплемента?

15.4.11. Назовите основные источники аминокислот для клеток животных.

15.4.12. Что такое остаточный азот крови и зачем нужен этот критерий?

15.4.13. Какую роль играет определение мочевины в крови?

15.4.14. Есть ли смысл определять количество мочевины в моче и, при каких условиях?

15.4.15. Что такое креатинин и, какую информацию может дать его определение в плазме крови?

16.1. Общие замечания. Известно, что из-за прочности тройной связи молекула азота инертна и без катализаторов, обычно не вступает в окислительно-восстановительные реакции. Поэтому, в отличие от большинства химических элементов, азот cконцентрирован не в веществах, а в атмосфере планеты, составляя 78 % ее массы. С другой стороны, азот нуженвсем организмамдля биосинтезабелков, нуклеиновых кислот и низкомолекулярных веществ, частично объединенных термином витамины. Однако nif-гены, ответственные за экспрессию ферментов восстановления азота и главного из них – нитрогеназы, широко распространены у прокариот-азотфиксаторов, включая архебактерий, но не встречаются у эукариот. Т. о., переводя азот атмосферы в доступные другим организмам соединения, азотфиксаторы делают его вслед за углеродом, основой синтрофии = совместного питания таксонов биосферы (рис. 16.1).

 

 

 

Рис. 16.1. Схема синтрофии соединений азота в биосфере. (Масштаб процессов в млн. Т азота/год, по В.В. Игнатову, 1998, с изменениями)

 

Очевидно, что свободные, ассоциативные или симбиотические азотфиксаторы обеспечивают себя и партнеров более реакционноспособным ионом ам­мония или оксидами азота, в свою очередь, получая множество синтезированных ими веществ. Приняв эти молекулы, клетки растений восстанавливают их до аминокислот, из которых синтезируют все азотсодержащие соединения, в т. ч. и биополимеров. Животные, поедая растения, получают биополимеры пищи, среди которых наиболее важен растительный белок. Его ступенчатый протеолиз в ЖКТ ведет к всасыванию свободных аминокислот в плазму крови, а затем, также как у растений, к их утилизации в клетках.

Продукты неполного распада азотистых соединений, типа мочевины, креатинина, билирубина и др., возвращаются в почву, где ряд нитри- и нитрофикаторов окисляет их до аммиака, нитритов и нитратов, вновь утилизируемых растениями. Отсюда:

1. Круговорот азота в природе – важней­шее звено в биогеохимических циклах Земли.

2. Все пластические нужды биоты лимитируют соединения азота, форма усвоения которого зависит от положения клетки или таксона в пищевых цепях.

3. Основная форма потребления азота клетками-консументами – аминокислоты.

4. Витамины – вещества, чаще азотсодержащие, синтезируемые продуцентами и необходимые для метаболизма консументов.

5. Со времен М. Рубнера (Германия, 1854 — 1932), для оценки динамических состояний организмов и популяций, применяют понятие азотистый баланс (табл.16.1).

Таблица 16.1

Варианты азотистого баланса

 

С позиций питания, 20 протеиногенных аминокислот обычно делят на 2 группы (табл. 16.2), т.к. белки злаков бедныЛиз, Три и Мет. Поэтому, раннее отнятие от груди и перевод детей на растительную пищу, вызывает развитие маразма = слабоумия и дистрофии = квашиоркор.

Однако, приведенное в той же таблице сравнение источников и количеств Е, нужных прокариотам для биосинтеза всех аминокислот, свидетельствует, что их автономный синтез, в первую очередь требует больших затрат АТФ и других субстратов, для биосинтеза множества «лишних» ферментов. Т.о., зависимость консументов от внешних источников аминокислот, биологически, вполне рациональна.

Таблица 16.2




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 583; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.