Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Становление отечественной психологии




Особое место в развитии психологической мысли в России занимают труды М.В.Ломоносова. В своих работах по риторике и физике Ломоносов развивает материалистическое понимание ощущений и идей, говорит о первичности материи. По мнению Ломоносова необходимо различать познавательные (умственные) процессы и умственные качества человека. Последние возникают из соотношения умственных способностей и страстей, источником которых он считает действия и страдания человека. Таким образом, уже в середине 18 века были заложены материалистические основы отечественной психологии. А.Н.Радищев в своих трудах устанавливает ведущую роль речи для всего психического развития человека.

У нас в стране психология как самостоятельная наука начала развиваться в 19 веке. Большую роль в ее развитии на данном этапе сыграли труды А.И.Герцена, который говорил о «деянии» как существенном факторе духовного развития человека. Работа И.М.Сеченова «Рефлексы головного мозга» внесла значительный вклад в развитие психофизиологии, нейропсихологии, физиологии высшей нервной деятельности. Его труды создали естественнонаучную основу для современной психологии. Благодаря открытию И.П.Павловым (1849-1936) механизма образования условного рефлекса были сформированы многие психологические концепции.

Позднее А.Ф.Лазурский занимался вопросами личности, особенно изучением характера человека, он известен своими экспериментальными работами, в том числе предложенным им методом естественного эксперимента. Н.Н.Ланге (1858 – 1921) - один из основателей экспериментальной психологии в России, занимался изучением ощущения, восприятия, внимания, создал при Одесском университете одну из первых в России лабораторий экспериментальной психологии. Одновременно с экспериментальной психологией в России в конце 19 – начале 20в. развиваются общая психология, зоопсихология, психология ребенка. Г.И.Челпанов (1862-1936) является создателем первого в России Института экспериментальной психологии при Московском университете (1912 г.).

С.Л.Рубинштейн (1889 – 1960) – один из создателей деятельностного подхода в психологии, сформулировал принцип единства сознания и деятельности, является автором первого в нашей стране фундаментального психологического труда «Основы общей психологии».

А.Р.Лурия (1902 - 1977) исследовал нейрофизиологические основы памяти и мышления, заложил научно-психологическую базу для современной медицинской психологии, результаты его исследований широко применяются в диагностических и терапевтических целях в медицинской практике.

Б.Г.Ананьев (1907 – 1972) сформулировал принципы изучения человека и определил с этих позиций основные направления развития психологии, создал факультет психологии Ленинградского (Санкт-Петербургского) университета.

А.Н.Леонтьев (1903 - 1979) сыграл аналогичную организаторскую роль при создании факультета психологии МГУ, автор психологической теории деятельности, разрабатывал проблемы в области восприятия, памяти, сознания, личности и развития психики. В отечественной психологии на основе предложенной Леонтьевым схемы деятельности (деятельность – действие – операция - психофизиологические функции), соотнесенной со структурой мотивационной сферы (мотив – цель - условие), изучались практически все психические явления, что стимулировало возникновение и развитие новых психологических отраслей.

П.Я.Гальперин (1902 – 1988) является создателем теории планомерного (поэтапного) формирования умственных действий. А.В.Запорожец совместно с Д.Б.Элькониным заложил основы детской психологии, занимался вопросами возрастного развития и воспитания детей. Д.Б.Эльконин известен как автор учебника по детской психологии, теории детской игры, концепции периодизации возрастного развития.

В Грузии сформировалась психологическая школа Д.Н.Узнадзе (1886 – 1950), использовавшая понятие установки для анализа многих психологических явлений.

Л.С.Выготский (1896 - 1934) является создателем культурно-исторической теории развития высших психических функций, он разработал учение о развитии психических функций в процессе опосредованного общением освоения индивидом ценностей культуры. Высшие психические функции составляют высший уровень психики человека, обобщенно называемый сознанием, они формируются в ходе социальных взаимодействий, следовательно, имеют социальную природу. Высшие психические функции выражаются в формах произвольной деятельности и имеют опосредованную структуру (произвольная память, произвольное внимание, логическое мышление и др.). Главный вывод этой концепции: человек принципиально отличается от животного тем, что он овладел природой с помощью орудий. Это наложило отпечаток на его психику – он научился овладевать собственными психическими функциями. Для этого он также использует орудия, но орудия психологические. В качестве таких орудий выступают знаковые средства. Они имеют культурное происхождение, причем универсальной системой знаков является речь. Следовательно, высшие психические функции отличаются от психических функций животных по своим свойствам, строению и происхождению: они произвольны, опосредованы, социальны. Л.С.Выготский создал направление в детской психологии, включающее в себя положение о «зоне ближайшего развития» ребенка. Основные положения его концепции были использованы при разработке дефектологии.

А.А.Смирнов (1894 - 1980) известен своими трудами в психологии памяти, Б.М.Теплов (1896 – 1965) заложил научные основы изучения темперамента и психологии творческой деятельности.

И в настоящее время продолжаются исследования известных психологов, их труды вносят достойный вклад в развитие современной психологической науки (А.Г.Маклаков, 2008).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 631; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.