Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика способностей человека, природные предпосылки развития способностей




Способности

В науке нет однозначного определения термина «способности». Все существующие подходы к исследованию способностей сводятся к трём основным направлениям. В первом направлении способности понимаются как свойства души человека, как совокупность его психических процессов и состояний. Это наиболее широкое и самое старое из всех имеющихся определений способностей. Во втором направлении под способностями понимают высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Третий подход основан на утверждении о том, что способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет их приобретение, закрепление и использование. Последнее определение наиболее распространено в отечественной психологии.

Наиболее значимый вклад в разработку общей теории способностей внёс известный отечественный учёный Б.М. Теплов. Он выделил три основных признака понятия «способности». «Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого… Во-вторых способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей… В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам и умениям, которые уже выработаны у данного человека» (Теплов Б.М., 1948).

Несмотря на то, что способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, это не означает, что они никак не связаны со знаниями и умениями. Во-первых, от способностей зависят лёгкость и быстрота приобретения знаний, умений и навыков. Во-вторых, приобретение этих знаний и умений, в свою очередь, содействует дальнейшему развитию способностей, тогда как отсутствие соответствующих знаний и умений является тормозом для развития способностей.

Способности – это прижизненные образования, которые развиваются в процессе индивидуальной жизни, в организованной деятельности, под влиянием среды и воспитания. На формирование способностей влияют знания, теоретический и практический опыт; физическая и умственная активность, связанная с выполнением конкретных целей и приобщением к различным видам игры, общения, труда; наблюдательность, хорошая память, яркость воображения.

Предпосылками к развитию способностей являются задатки. Задатки – это некоторые генетически детерминированные анатомо-физиологические особенности нервной системы, являющиеся индивидуально-природной предпосылкой формирования и развития способностей. Характерным для задатков является то, что они сами по себе ещё ни на что не направлены. Задатки влияют, но не решающим образом на процесс формирования и развития способностей, которые формируются прижизненно в процессе деятельности и воспитания. К основным составляющим природных различий способностей могут быть отнесены: определённые свойства нервной системы, познавательная активность и саморегуляция, особенности строения анализаторов. Задатки неспецифичны. Наличие у человека задатков определённого вида не означает, что на их базе в благоприятных условиях должна развиться какая-то конкретная способность. На основе одних и тех же задатков могут развиваться различные способности в зависимости от характера требований, предъявляемых деятельностью.

Успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой-либо одной, а от сочетания различных способностей. Однако, отсутствие способностей не означает непригодности человека к выполнению той или иной деятельности, поскольку существуют психологические механизмы компенсации отсутствующих способностей. Компенсация может осуществляться через приобретаемые знания и умения, либо через формирование индивидуального стиля деятельности, либо через другую более развитую способность. Именно это обеспечивает возможность успешной деятельности человека в самых различных областях.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 851; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.