Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика. Ощущение начинает развиваться сразу после рождения ребенка




Восприятие

Развитие ощущений

Ощущение начинает развиваться сразу после рождения ребенка. При появлении на свет у ребенка более развитой оказывается кожная чувствительность. Он дрожит из-за различия температуры тела матери и температуры воздуха. Наиболее чувствительны у него губы и вся область рта. Уже к моменту рождения у ребенка достаточно высоко развита вкусовая и обонятельная чувствительность. Новорожденный по запаху материнского молока определяет, есть в комнате мать или нет.

Более сложный путь развития проходят зрение и слух, что объясняется сложностью строения и организации функционирования данных органов чувств и меньшей зрелостью их к моменту рождения. Как правило, ребенок начинает реагировать на звуки в течение первой недели. Они имеют характер общего двигательного возбуждения. Через два-три месяца после рождения ребенок начинает воспринимать направление звука, поворачивает голову в сторону источника. На втором месяце жизни ребенок начинает реагировать на интонацию речи. Затем начинает воспринимать ритмическую сторону речи и общий звуковой рисунок слов. Различение звуков речи наступает к концу первого года жизни.

Наиболее медленно у ребенка развивается зрение. Абсолютная чувствительность к свету у новорожденных низка, но заметно возрастает в первые дни жизни. Ребенок реагирует на свет различными двигательными реакциями. Различение цветов растет медленно. Предметы и лица младенец начинает различать лишь на третьем месяце жизни, так как движения глаз ребенка не согласованы.

Необходимо отметить, что уровень развития ощущений у различных людей неодинаков. Это во многом объясняется генетическими особенностями человека, но в то же время ощущения в известных пределах можно развивать посредством постоянных тренировок.

Таким образом, благодаря взаимодействию ощущений мы получаем наиболее полную информацию об окружающем нас мире, но целостный образ предмета мы получаем благодаря восприятию.

 

Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Восприятие включает в себя ощущение и основывается на нем. При этом всякий перцептивный образ включает в себя целый ряд ощущений, так как любой предмет или явление обладают многими и различными свойствами, каждое из которых способно независимо от других свойств вызвать ощущение.

Помимо ощущений в процессе восприятия задействован предыдущий опыт, процессы осмысления того, что воспринимается, т.е. в процесс восприятия включаются психические процессы еще более высокого уровня, такие как память и мышление.

Сегодня получили развитие различные теории процесса распознавания образов. В современных теориях основное внимание уделено следующему вопросу: как внешние сигналы, воздействующие на органы чувств, преобразуются в осмысленные перцептивные образы?

Исследования психофизиологов показывают, что восприятие является очень сложным процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы, включающим двигательные компоненты (движение глаз и ощупывание предметов; пропевание или проговаривание соответствующих звуков при восприятии). Таким образом, восприятие правильнее всего обозначать как воспринимающую деятельность субъекта. Результатом этой деятельности является целостное представление о предмете, с которым мы сталкиваемся в реальной жизни.

В свою очередь, целостное отражение предмета требует выделения из всего комплекса воздействующих признаков (вес, форма, температура, запах и т.д.) ведущих с одновременным отвлечением от несущественных. Следующий этап восприятия требует объединения группы основных существенных признаков и сопоставления воспринятого комплекса признаков с прежними знаниями о предмете. Если при таком сопоставлении гипотеза о предлагаемом предмете совпадает с поступающей информацией, возникает узнавание предмета и происходит его восприятие. Если гипотеза не согласуется с реально доходящей до субъекта информацией, поиски нужного решения продолжаются до тех пор, пока субъект не найдет его. Следует отметить, что восприятие знакомых предметов (шкаф, стул, тарелка), их узнавание происходит очень быстро, но при восприятии новых или незнакомых – узнавание протекает гораздо сложнее и в более развернутых формах. Полное восприятие таких предметов возникает как результат сложной аналитико-синтетической работы, при которой выделяются одни, существенные, признаки, тормозятся другие, несущественные. Скорость узнавания или отражения объекта реального мира во многом определяется тем, насколько восприятие, как процесс, активно. Естественно, что интересный для нас предмет будет восприниматься нами более активно, и наоборот, безразличный для нас предмет мы можем даже не заметить.

Физиологической основой восприятия являются процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе. Собственно физиологические механизмы восприятия включаются в процесс формирования целостного образа на этапе, когда возбуждение от проективных зон передается в интегративные зоны коры головного мозга, где и происходит завершение формирования образов явлений реального мира. Интегративные зоны коры головного мозга, завершающие процесс восприятия, часто называют перцептивными зонами.

Физиологическая основа восприятия еще более усложняется тем, что оно тесно связано с двигательной деятельностью, с эмоциональными переживаниями, разнообразными мыслительными процессами. Начавшись в органах чувств, нервные возбуждения, вызванные внешними раздражителями, переходят в нервные центры, где охватывают собой различные зоны коры, вступают во взаимодействия с другими нервными возбуждениями. Вся эта сеть возбуждений, взаимодействующих между собой и широко охватывающих разные зоны коры, и составляет физиологическую основу восприятия.

И.П. Павлов доказал, что в основе восприятия лежат условные рефлексы, т.е. временные нервные связи, образующиеся в коре больших полушарий головного мозга при воздействии на рецепторы предметов или явлений окружающего мира. Временные нервные связи, обеспечивающие процесс восприятия, могут быть двух видов: образуемые в пределах одного анализатора и межанализаторные. Первый вид имеет место при воздействии на организм комплексного раздражителя одной модальности. Например, таким раздражителем может являться музыкальное произведение, представляющее собой своеобразное сочетание отдельных звуков, воздействующих на слуховой анализатор. Весь этот комплекс действует как один сложный раздражитель. При этом нервные связи образуются не только в ответ на сами раздражители, но и на их отношение. В результате в коре больших полушарий происходит процесс интегрирования, или сложного синтеза.

Второй вид нервных связей, образуемых при воздействии комплексного раздражителя, - это связи в пределах разных анализаторов, возникновение которых И.М. Сеченов объяснял существованием ассоциаций (слуховых, осязательных, двигательных, зрительных и т.д.). Эти ассоциации у человека обязательно сопровождаются слуховым образом слова, благодаря которому восприятие приобретает целостный характер. Например, если человеку завязать глаза и положить в руку шарообразный предмет, предварительно сказав, что он съедобный, каждый ощутит его запах и, попробовав на вкус, поймет с чем имеет дело. В процессе работы со знакомым, но невидимым в данный момент предметом любой обязательно мысленно назовет его, т.е. произойдет воссоздание слухового образа, который по своей сути является своеобразным обобщением свойств предмета. Благодаря связям, образуемым между анализаторами, мы отражаем в восприятии такие свойства предметов или явлений, для восприятия которых нет специально приспособленных анализаторов (объем, величина, удельный вес предмета).

Таким образом, в основе сложного процесса построения образа восприятия лежат системы внутрианализаторных и межанализаторных связей, обеспечивающих оптимальные условия видения раздражителей и учет взаимодействия свойств предмета как сложного целого.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 562; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.