Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ведущий специалист в области психологии труда. 1 страница




Кон Игорь Семенович (1928 г.) родился 21 мая 1928 года в Ленинграде. В 1947 г. окончил исторический факультет Ленинградского Педагогического института имени А. И. Герцена (ныне Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена) и две аспирантуры - по новой истории и по философии (1950 г.).

Работал в Вологодском пединституте (1950-1952 гг.), Ленинградском химико-фармацевтическом институте (1953-1956 гг.), Ленинградском Государственном Университете (1956-1967 гг.), Институте философии АН СССР (1967-1968 гг.), Институте конкретных социальных исследований АН СССР (1972-1974 гг.). С 1975 года - главный научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН.

Область научных интересов разнообразна: философия и методология истории, история социологии (основатель и первый президент Исследовательского комитета по истории социологии Всемирной социологической ассоциации), этика, социальная и возрастная психология, теория личности, антропология и социология детства и юности, сексология. В 1960-70-е гг. выступал как критик и популяризатор новейших течений западной социологии и социальной психологии.

Автор более чем 40 книг и 300 статей. Многие его работы переведены на иностранные языки. Научный консультант проекта «Половое воспитание российских школьников», начавшегося в 1996 году. Удостоен Золотой медали за выдающийся вклад в сексологию и сексуальное здоровье (2004 г.).

Лазурский Александр Федорович (1874-1917 гг.) родился 12 апреля 1874 г. в городе Переяславле Полтавской губернии. Окончил Лубянскую гимназию с золотой медалью и поступил в Военно-медицинскую академию. С 1895 г. работал в психиатрической лаборатории, где изучал проблемы экспериментальной психологии и клинической психофизиологии. Параллельно изучал теории характера и темперамента, а также провел анализ попыток их классификации. В итоге пришел к выводу о недостаточной разработанности этого раздела психологии человека. В 1897 г. окончил академию и был оставлен в клинике В. М. Бехтерева, где заведовал лабораторией и проводил лечебную практику. Действительный член Петербургского общества психиатров (1899 г.).

Доктор медицины (1900 г.). С 1901 по 1903 гг. жил и работал за границей (Лейпциг, Гейдельберг, Берлин). Приват-доцент Военно-медицинской академии по душевным и нервным болезням (1903 г.), ученый секретарь Русского общества нормальной и патологической психологии. Сыграл значительную роль в создании Психоневрологического института, где возглавлял кафедру общей психологии.

Рассматривал психические феномены как реально существующие, а психику считал закономерным этапом эволюции. В основе собственного понимания психологии - биологически обусловленная активность психики, а также принцип рефлекса как способа существования психического.

Подчеркивал необходимость создания характерологии, основную задачу которой видел в создании научно обоснованного описания индивидуальности. Отстаивал необходимость создания не чисто психологической, а психосоциальной классификации личностей. Разработал два основных принципа разделения людей: по психическому уровню активности на 3 разряда и по психическому содержанию на несколько типов. Ввел понятия эндопсихика и экзопсихика (1916 г.).

Создатель нового метода исследования – естественного эксперимента (1910 г.), сочетавшего в себе достоинства систематического наблюдения и лабораторного эксперимента.

Ланге Николай Николаевич (1858-1921 гг.) родился 12 марта 1858 г. После окончания гимназии поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. В 1882 г. был оставлен при кафедре философии. Через год был отправлен в заграничную командировку, которую посвятил экспериментально-психологической работе в лаборатории Вильгельма Вундта. В этой лаборатории провел самостоятельное исследование колебаний внима-ния и вывел моторную теорию внимания, вызвавшую большой интерес общественности. Вернувшись из Европы, защитил магистерскую диссертацию (1888 г.) и получил степень магистра философии, а также стал руководителем кафедры философии Одесского университета. Доктор философии (1893 г.). Создатель первой в России психологической лаборатории в Одессе (1896 г.).

Занимался проблемами восприятия, внимания, памяти, мышления. В экспериментальных исследованиях вывел закон перцепции, сформулировал концепцию фазовости восприятия, предполагающую смену фаз от более общего характера к частному. Разработал моторную теорию внимания, согласно которой движение рассматривалось как условие не только сопровождающее, но и улучшающее восприятие. Отрицал понятие воли как особой, специфической силы, и считал, что воля - это практическое знание о целесообразных движениях, возникшее благодаря предыдущему опыту.

Подходил к пониманию психологии с объективно-субъективных позиций. Субъективность подразумевала под собой психологию как науку о сознании, а объективность – такую же реальность существования событий психического мира, как физические и физиологические процессы в живых организмах. Основную функцию психики видел в «круговой реакции», включающей центростремительный ток, сообщающий организму о достигнутом, и центробежную реакцию (ответ на это сообщение).

Левитов Николай Дмитриевич (1890-1972 гг.) родился 17 апреля 1890 г. в г. Ранненбурге Рязанской губернии (теперь г. Чаплыгин Липецкой обл.). Закончил Ранненбургское духовное училище, затем учился в Рязанской духовной семинарии, откуда среди лучших учеников был отправлен в Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1914 г. Одновременно занимался психологией в Петербургском психоневрологи-ческом институте под руководством А. Ф. Лазурского и В. С. Сербского.

Преподаватель психологии и логики в Ранненбургском педагогическом институте (1918-1921 гг.); логики и психологии в Институте народного образования (1921 г.). Работал в лаборатории Центрального института труда (1923-1936 гг.), руководил психологической лабораторией Института им. В.А. Обуха. Заведующий лабораторией воли и характера в Институте психологии (1938 г.), заведующий лабораторией психологии личности, доктор наук, профессор кафедры психологии МГПИ им. В.И. Ленина (1946-1958 гг.), профессор городского педагогического института им. В.П. Потемкина (1958-1960 гг.). С 1960 г. – профессор Областного педагогического института им. Н.К. Крупской.

Занимался вопросами психологии труда, психологии личности и педагогической психологии. Автор первого в советской России пособия для учителей по труду «Психология труда» (1963 г.).

Значительное место в своей научной деятельности отводил психологии характера и проблеме психических состояний. Выделил группу психических явлений, которые не подпадают ни под понятие «психический процесс», ни под понятие «психологическая особенность личности», образуя особую категорию «психических состояний». Считал, что психические состояния должны заполнить реально существующий в системе психологических понятий пробел между психическими процессами и психическими свойствами личности и рассматривал их как «самый реальный факт психики».

Заслуженный деятель науки РСФСР (1964 г.).

Леонтьев Алексей Николаевич (1903-1979 гг.) родился в Москве 5 февраля 1903 г. В 1924 г. закончил факультет общественных наук Московского университета и стал его аспирантом. В 1924 г. встречается с Л. С. Выготским и А. Р. Лурией, после чего начинается их совместная работа. Вскоре совместно с А. Р. Лурией он перешел в Академию коммунистического воспитания, работая одновременно во ВГИКе, в ГИТИСе, в клинике Г. И. Россолимо и в Институте дефектологии.

В 1930 г. комитет здравоохранения Украины принял решение организовать в Украинском психоневрологическом институте сектор психологии, где А. Н. Леонтьев занял пост заведующего отделом детской и генетической психологии. В начале 1930-х гг. лидер харьковской деятельностной школы. Доктор наук (1940 г.), заведующий кафедрой психологии в ЛГПУ им. Н. К. Крупской. Декан и заведующий кафедрой общей психологии МГУ (с 1966 г.).

Разрабатывал проблемы филогенетического развития психики, генезиса чувствительности, функционального развития психики, сознания человека, психологии творческой деятельности. Одним из первых определил объективный критерий элементарной психики. Разработал новую концепцию психического развития животных как развития психического отражения действительности, обусловленного изменениями условий существования и характера процесса деятельности животных на разных стадиях филогенеза: стадии сенсорной, перцептивной и интеллектуальной психики.

Автор психологической теории деятельности, являющейся в настоящее время одним из признанных теоретических направлений современной психологии. На основе предложенной им схемы деятельность – действие – операция – психофизиологические функции, соотнесенной со структурой мотивационной сферы (мотив – цель – условие), в отечественной психологии изучались практически все психические явления, что стимулировало возникновение и развитие новых психологических отраслей.

Считал возможным создание целостной системы психологии как «науки о порождении, функционировании и строении психического отражения реальности в процессе деятельности».

Ломов Борис Федорович (1927-1989 гг.) родился 28 января 1927 года в Нижнем Новгороде. После окончания средней школы поступил в Ленинградский государственный университет на факультет психологии. Во время учебы в университете активно занимался научной работой, уже в то время начали выходить в свет его первые статьи. Принимал непосредственное участие в создании в Москве Института психологии (1972 г.).

Член-корреспондент Академии наук по отделению философии и права (1976 г.). Один из ведущих специалистов в области инженерной психологии.

Разработал способы внедрения теоретических основ психологии в общественно-трудовую практику. Предложил несколько методов повышения производительности труда, основанных на психологических законах. Высказывал необходимость поддержания на предприятии дружественной и уютной атмосферы как условия сохранения здоровья и гуманного умонастроения работников.

Основоположник системного подхода в психологии. Исходил из того, что психические явления включены во всеобщую взаимосвязь процессов материального мира и выражают уникальное единство всех живых организмов. Психическое выступает как отражение действительности и отношение к ней, как природное и социальное, как сознательное и бессознательное. На этой основе рассматривал психику как многомерное, иерархически организованное, динамически целое, т.е. она выступает как система.

Предлагал исследовать человека и его психику на нескольких уровнях: от самого низшего, обеспечивающего физиологическую основу психических процессов, до высшего, рассматривающего человека в системе человеческих отношений и изучающего его как личность.

Лурия Александр Романович (1902-1977 гг.) родился 16 июля 1902 г. в Казани. В 1921 г. окончил Казанский университет, а в 1937 г. 1-й Московский медицинский институт. Член Русского психоаналитического общества (1922-1930 гг). Профессор МГУ (1945 г.). Заведующий кафедрой нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ (1966-1977 гг.). Основатель и главный редактор «Докладов АПН РСФСР».

Следуя идеям Л. С. Выготского, разрабатывал культурно-историческую концепцию развития психики, участвовал в создании теории деятельности. Развивал идею системного строения высших психических функций, их изменчивости, пластичности и реализации в различных видах деятельности. Исследовал взаимоотношения наследственности и воспитания в психическом развитии.

Внес существенные изменения в близнецовый метод, проводя экспериментально-генетическое изучение развития детей в условиях целенаправленного формирования психических функций у одного из близнецов.

В области дефектологии развивал объективные методы исследования аномальных детей. Результаты комплексного клинико-физиологического изучения детей с различными формами умственной отсталости послужили основанием для их классификации, имеющей важное значение для педагогической и медицинской практики.

Создал новое направление - нейропсихологию, ныне выделившуюся в специальную отрасль психологической науки и получившую международное признание. Разработал теорию локализации высших психических функций, сформулировал основные принципы динамической локализации психических процессов, создал классификацию афазических расстройств и описал ранее неизвестные формы нарушений речи, изучал роль лобных долей головного мозга в регуляции психических процессов, мозговые механизмы памяти.

Маслоу Абрахам Харольд (1908-1970 гг.) родился 1 апреля 1908 г. в Нью-Йорке в семье еврейских иммигрантов. Учился в Висконсинском университете. Степень бакалавра получил в 1930 г., степень магистра гуманитарных наук - в 1931-м г., доктора - в 1934-м году. После получения докторской степени Маслоу вернулся в Нью-Йорк, продолжал заниматься исследованиями в Колумбии, затем преподавал психологию в Бруклинском колледже.

Председатель психологического отделения Бренденского университета (1951 г.), президент Американской психологичес-кой ассоциации (1967-1968 гг.), член совета Лафлиновского благотворительного фонда в Калифорнии (1968-1970 гг.). Автор концепции целостного подхода к человеку и анализа его высших сущностных проявлений - любви, творчества, духовных ценностей.

Создал иерархическую модель мотивации, в соответствии с которой утверждал, что высшие потребности направляют поведение индивида лишь в той мере, в какой удовлетворены его более низшие потребности. Определял самоактуализацию как «полное использование талантов, способностей, возможностей и т.п.». Разработал основные характеристики самоактуализирующихся людей. Описал восемь путей, которыми индивидуум может самоактуализироваться, восемь типов поведения, ведущих к самоактуализации.

Справедливо считается в США вторым (после У. Джемса) крупнейшим психологом и основоположником гуманистического направления (третьей силы после бихевиоризма и фрейдизма) в психологии.

Мясищев Владимир Николаевич (1893-1973 гг.) родился в 1893 г. Окончил медицинский факультет Психо-неврологического института. Научную деятельность начал еще в студенческие годы под руководством В. М. Бехтерева и известного русского психолога А. Ф. Лазурского. С 1919 г. работал в Ленинградском научно-исследовательском психо-неврологическом институте им. В. М. Бехтерева.

При его непосредственном участии были организованы отделение неврозов, отдел нейрофизиологии, отдел медицинской психологии, лаборатория электронной микроскопии, лечебно-производственный комбинат для трудовой терапии и мемориальный музей В. М. Бехтерева. Внес существенный вклад в изучение кожно-гальванического рефлекса в норме, а также при неврозах, алкоголизме, маниакально-депрессивном психозе и шизофрении.

Основоположник теории отношений человека в норме и патологии. Рассматривал отношения как особый класс психических фактов, характеризующих психику человека со стороны ее сознательной избирательной активной связи с любыми предметами и процессами действительности. Разработал клиническую патогенетическую теорию и классификацию неврозов человека, объясняющих их возникновение и течение.

Член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР (1957 г.), председатель проблемной комиссии союзного значения по медицинской психологии при АМН СССР (1964 г.), член интернациональной организации по изучению мозга при ЮНЕСКО (IBRO), член правления Всесоюзного и Всероссийского общества невропатологов и психиатров, почетный член правления Всероссийского и Ленинградского отделений общества, член правлений Ленинградского и Всероссийского общества психологов, почетный председатель Украинского общества психотерапевтов, член медицинского общества Румынской Академии наук, заслуженный деятель науки РСФСР (1964 г.).

Небылицын Владимир Дмитриевич (1930-1972 гг.) родился 21 июля 1930 г. в г. Троицке Челябинской области. Закончил отделение русского языка, логики и психологии филологического факультета МГУ (1952 г.). Доктор психологических наук (1965 г.), профессор (1968 г.), член-корреспондент АПН СССР (1970 г.). Работал заместителем директора института психологии АПН СССР и заведующим лабораторией дифференциальной психофизиологии (1965-1972 гг.).

Был одним из создателей Института психологии АН СССР, заместителем директора и заведующим лабораторией психофизиологии этого института (1972 г.) вплоть до своей трагической гибели в авиакатастрофе. Ученик и продолжатель учения Б. М. Теплова.

Заложил основы нового научного направления и явился создателем отечественной школы дифференциальной психофизиологии. Впервые при изучении психофизиологии индивидуальных различий применил электроэнцефалографические методы и использовал математико-статистический аппарат факторного анализа.

Выявил и эмпирически доказал обратную зависимость между абсолютной чувствительностью и функциональной выносливостью, работоспособностью (силой) нервной системы. Ввел принцип трехчленного деления свойств нервной системы, требующий их оценки по трем индексам, характеризующим процессы возбуждения, торможения и уравновешенности. Открыл новое свойство нервной системы - динамичность, понимаемую как способность к генерации возбудительного и тормозного процессов при замыкании нервных связей.

Детально проанализировал феномен парциальности или региональности основных свойств нервной системы. Сформулировал представления об общих свойствах как индивидуальных особенностях регуляторной системы мозга, составляющих природные задатки эмоциональности и активности. Показал важность оценки типологических особенностей нервной системы в общественной практике, в частности, при решении задач профотбора, профподбора и расстановки кадров, изучении надежности человека в системах управления.

Павлов Иван Петрович (1849-1936 гг.) родился 14 (26) сентября 1849 г. в Рязани в семье священника. Окончил Рязанское духовное училище, а затем, в 1864 г., в Рязанскую духовную семинарию. В 1870 г. поступил в Петербургский университет на физико-математический факультет, по окончании которого в 1875 г. поступил на 3-й курс Медико-хирургической академии. Кандидат естественных наук, доктор медицины (1881 г.).

Заведующий отделом физиологии Института экспериментальной медицины. Член-корреспондент (1901 г.), действительный член Академии наук (1907 г.). Развивая учение И. М. Сеченова о рефлекторном характере психической деятельности установил, что в основе психической деятельности лежат физиологические процессы, происходящие в коре головного мозга.

Создатель учения о высшей нервной деятельности и типах нервной системы, безусловных и условных рефлексах, двух типах сигнальных систем (сенсорной и речевой), концепции анализатора. В рамках проблемы работы высшей нервной деятельности исследовал вопросы причин индивидуальных различий, роли генетических факторов, зависимости нервно-психической патологии от свойств типа ВНД и др. Разработал понятие рефлекса цели – основной формы жизненной энергии каждого человека. Применительно к рефлексу цели как энергетической переменной ввел представление о социально-исторической детерминации. Причины падения энергии усматривал в общественных влияниях.

Лауреат Нобелевской премии (1904 г.) за работы по пищеварению и кровообращению. Создатель международной научной школы.

 

Петровский Артур Владимирович (1924- 2006 гг.) родился 14 мая 1924 г. в Севастополе. Добровольцем ушел на фронт. После демобили-зации поступил в ремесленное училище, затем в школу рабочей молодежи, по окончании которой поступил на филологический факультет Московского городского пединститута им В.П. Потемкина, а затем - в аспирантуру. Кандидат (1950 г.), доктор наук (1965 г.), профессор (1966 г.).

Работал на кафедрах психологии Волгоградского пединститута, Московского городского пединститута, МГПИ им. В. И. Ленина. Член-корреспондент АЛН СССР (1968 г.), академик-секретарь отделения психологии и возрастной физиологии, действительный член АПН СССР (1971 г.). Руководитель лаборатории психологии личности НИИ общей и педагогической психологии АПН РСФСР (1972-1993 гг.). Вице-президент АПН СССР (1976 г.), руководитель кафедры педагогики, психологии и методики преподавания в высшей школе на факультете повышения квалификации МГУ (1978-1985 гг.). Награжден премией Правительства РФ в области образования (1997 г.).

Вел серьезные исследования в области истории и теории психологии. Впервые поставил вопрос о необходимости объективной научной оценки педологии, столь популярной в начале нашего века, а также психотехники, рефлексологии, реактологии и трудов В. М. Бехтерева, В. А. Вагнера, П. П. Блонского и др. Основоположник теоретической психологии. Предложил многоуровневую категориальную систему, с помощью которой характеризовал психику человека на протопсихологическом, базисном, метапсихологическом и экстрапсихологическом уровнях.

В рамках социальной психологии разработал теорию деятельностного опосредствования межличностных отношений, позволяющую дифференцировать группы по уровню развития и исследовать структуру внутригрупповых связей. В общей теории межличностных отношений предложил трехфакторную модель значимого другого. Подвергая критике концепцию ведущей деятельности, сформулировал трехфазную концепцию развития личности, выявляющую закономерность смены этапов адаптации, индивидуализации и интеграции при вхождении в новую группу или при изменении статуса в прежней и на этой основе - возрастную периодизацию психического развития.

Разработал концепцию персонализации, составившую теоретическую основу исследований лаборатории в области проблем развивающейся личности.

Пиаже Жан (1896-1980 гг.) – один из наиболее известных ученых в области генетической психологии. С 11 лет работал в музее биологии. В университете занимался преимущественно биологией и философией и в 1918 году получил докторскую степень за работу о моллюсках. В 1919 г. был приглашен в Париж для работы над шкалами измерения интеллекта. В 1921 г. возвратился в Женеву и занял должность директора Института Ж.-Ж. Руссо.

Одновременно читал лекции в Женевском университете и работал в Женевском доме малютки. С 1955 г. возглавил созданный по его инициативе Международный центр по генетической эпистемологии в составе Женевского университета.

Автор теории развития детского мышления. Исходил из идеи о том, что основой психического развития является развитие интеллекта.

Открыл специфические особенности детского мышления: эгоцентризм (неумение встать на другую точку зрения), синкретизм (нерасчлененность), трансдукция (переход от частного к частному, минуя общее), артифициализм (искусственность, созданность мира), анимизм (одушевленность), нечувствительность к противоречиям. В отличие от других психологов, уделял существенное внимание операциональной стороне мышления. В рамках теории развития детского мышления разработал периодизацию психического развития, включающую стадии сенсомоторного интеллекта, конкретных операций и формальных операций.

Стремился соединить строго экспериментальный, лабораторный метод, свойственный биологическим исследованиям, с более информативным и свободным методом беседы, принятым в психоанализе. Этот метод получил название метода клинической беседы.

Несмотря на то, что позиция Ж. Пиаже вызывала серьезные нарекания со стороны других психологов, прежде всего Л. С. Выготского и В. Штерна, главная его заслуга состоит в исследовании и выражении качественного своеобразия детского мышления. Разработанные им методы исследования уровня развития интеллекта стали диагностическими и играют большую роль в современной практической психологии. Открытые закономерности процесса мыслительной деятельности остаются признанными многими учеными, несмотря на большое количество новых фактов о детском мышлении.

Платонов Константин Константинович (1906-1984 гг.) родился в семье потомственных врачей. Окончил Хаpьковский медицинский институт и биологический факультет Хаpьковского института народного образования (1929 г.), доктор медицинских и доктор психологических наук, профессор (1954 г.). Сотрудник сектора психологии Института философии АН СССР (с 1960 г.), а затем - Института психологии АН СССР (1972-1984 гг.).

Более 20 лет посвятил психологическим исследованиям в области авиации (1935-1959 гг.). Впервые создал самолет-лабораторию для исследования летных навыков. Совместно с Л. М.Шваpцем подготовил одно из первых учебных пособий по психологии летной деятельности (1948 г.). Под его редакцией подготовлен ряд трудов и учебных пособий по авиационной психологии.

В послевоенные годы сферой его исследования становятся: психология труда психология личности, социальная психология. Значительное внимание уделял рассмотрению методолого-теоретических оснований психологии, обоснованию и утверждению отражательной природы психики, ее активного формирования в деятельности, личностного опосредования психических явлений.

Исходной категорией определял категорию «взаимодействие», через которую объединяются в единое целое теория отражения и системный подход. С позиции стpуктуpно-генетического подхода разрабатывал проблему личности, включающую рассмотрение как ее структуры, так и взаимодействия разных ее компонентов в процессе развития. Исследования личности органически связывал с разработкой проблем коллектива, который определял как группу людей, объединенных общей деятельностью, конечная цель которой совпадает с целью общества.

Роджерс Карл Рэнсом (1902-1987 гг.) родился в Оук-парке (предместье Чикаго), штат Иллинойс. В 1919 г. поступил в Висконсинский университет и в качестве предмета изучения выбрал научное земледелие. Однако на втором курсе активно занялся религиозной деятельностью. В 1922 г. был избран для поездки на конференцию Всемирной студенческой христианской федерации в Пекине. Жизнь на Востоке не только сделала взгляды К. Роджерса на жизнь более либеральными, но и заставила усомниться в божественности Иисуса.

По окончании Учительского колледжа Колумбийского университета получил степень магистра (1928 г.), а затем доктора клинической психологии (1931 г.). Психолог Отделения исследования детей Общества по предотвращению жестокости к детям в Рочестере, Нью-Йорк (1931 г.).

Профессор кафедры психологии Университета штата Огайо (1939 г.). Профессор психологии Чикагского университета и директор университетского консультативного центра (1945 г.). Сотрудник Висконсинского университета (1957 г.), Западного института бихевиоральных наук в Ла-Джолле (1964 г.), Центра по изучению человека в Ла-Джолле.

Один из основателей гуманистической психологии. В качестве ядра личности рассматривал «Я-концепцию», представленную динамикой соотношения «Я-реального» и «Я-идеального». Разработал недирективную психотерапию, центрированную на клиенте, в основе которой лежит правило не давать советов клиенту и избегать оценок его поведения, но актуализировать его творческие способности, требующиеся для самостоятельного решения его проблем.

Президент Американской психологической ассоциации (1946-1947 гг.). Дважды награжден Американской психологической ассоциации за выдающийся вклад в науку (1955 г.) и выдающиеся профессиональные достижения (1972 г.).

Рубинштейн Сергей Леонидович (1889-1960 гг.) родился 18 июня 1889 г. в Одессе, в семье адвоката. В 1908 г. он окончил Ришельевскую гимназию с золотой медалью. Образование получил во Фрайбургском и Марбургском университетах. В 1917 г. возвратился в Одессу и работал преподавателем в гимназии. Приват-доцент кафедры философии (1919 г.) историко-философского факультета Новороссийского университета.

Профессор кафедры психологии Одесского института народного образования (1921 г.). Директор Института психологии (1942 г.). Создатель кафедры, а затем отделение психологии в МГУ им. М. В. Ломоносова (1943 г.), сектора психологии в Институте философии АН СССР (1945 г.). Автор фундаментального труда «Основы общей психологии» (1940 г.), удостоенного Государственной премии и получившего высокие оценки в рецензиях ведущих отечественных психологов. В 1922 г., сформулировал принцип сознания и деятельности, который в дальнейшем (30-ые гг.) был положен в основу деятельностного подхода.

Теоретически и экспериментально изучал вопросы творческих процессов мышления и определял мышление как процесс, составляющий непрерывное взаимодействие субъекта с объектами познания. Неотъемлемой чертой познания считал проблемность. Значительное внимание уделял проблеме коммуникативной функции сознания и переживания как способа выражения отношения личности к миру.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 774; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.