Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ведущий специалист в области психологии труда. 2 страница




В рамках разрабатываемой теории личности, на основе гуманистического подхода, развивал идею о сотрудничестве учителя с учащимися, индивидуального подхода в обучении и воспитании. Обращал внимание педагогов на то, что педагоги должны заботиться об установлении правильных отношений с учащимися, если они ставят перед собой задачу не только передачи знаний, умений и навыков, но еще и формирования личности.

В последние годы своей жизни углублял деятельностный подход, разрабатывал концепцию человека на личностном и социально-философском уровнях, в психологическом и этическом аспектах. Основным вопросом для ученого стало сохранение этичности, способности к творчеству, индивидуальности личности в условиях, противоречащих ее достоинству, отрицающих ее право на выбор.

Селье Ганс (1907-1982 гг.) родился 16 октября 1907 г. в Монреале, Канада. Получил образование на медицинском факультете Немецкого университета в Праге, в Парижском и Римском университетах. С 1931 г. работал в университете Джонса Хопкинса (США), затем в университете Мак-Гилла (Канада); с 1945 директор института экспериментальной медицины и хирургии Монреальского университета.

Выдвинул теорию неспецифического реагирования, сформулированную в виде концепции стресса (стресс – состояние, возникающее под влиянием любых сильных воздействий и сопровождающееся «всеобщей мобилизацией» защитных систем организма). Ввёл понятия об общем адаптационном синдроме; об адаптативных гормонах (гормоны передней доли гипофиза и коры надпочечников); о болезнях адаптации (количественные или качественные отклонения в течение адаптационного синдрома); об адаптационной энергии (как мере выносливости организмов); о «местном стрессе» – избирательном поражении вредными агентами органов с измененной реактивностью (т. н. органов-мишеней). Разработал экспериментальную модель некроза миокарда, обусловленного нарушениями баланса в организме электролитов и стероидных гормонов, и предложил метод профилактики этого патологического состояния химическими средствами.

Почётный доктор многих университетов мира, член международных и национальных научных медицинских обществ. Университет в Брно учредил медаль имени Г. Селье, присуждаемую за вклад в общую патологию и эндокринологию.

Сеченов Иван Михайлович (1829-1905 гг.) родился 1(13) августа 1829 г. в селе Теплый стан Симбирской губернии (ныне село Сеченово Арзамасской области) в дворянской семье. В 1848 г. окончил в Петербурге военное Инженерное училище, получив высшее инженерно-техническое образование. В 1850 г. поступил на медицинский факультет Московского государственного университета, где увлекся психологией. Создатель в Петербургской медико-хирургической академии первой русской

физиологической школы (1860 г.), имевшую поначалу физико-химическое направление. Заведующий кафедрой физиологии Новороссийского университета (1870-1876 гг.). Известный русский естествоиспытатель, отец русской физиологии и основоположник материалистической психологии в России.

Родоначальник экспериментальных физиологических исследований центральной нервной системы, в частности - головного мозга. Открыл так называемые тормозные центры, раздражение которых задерживает двигательную активность. Сделал важный вклад в естественно-научное обоснование проблемы чувственного отражения и его познавательной функции, связи и перехода от чувственного отражения к мышлению, природы мыслительных процессов, роли предметной, практической деятельности в формировании образа и психических способностей.

Создатель рефлекторной теории психической деятельности животных и человека. Психологическая система базировалась на дарвиновской модели организма как системы, неотделимой от среды и активно адаптирующейся к ней. Исходил из идеи о «родственности» психического и физиологического «по способу происхождения», т. е. по механизму совершения. Сформулировал мысль о триедином психическом акте, который, подобно нервному, имеет наряду с центральной фазой начальную и конечную, непосредственно соединяющие его с внешней средой.

Предмет психологического исследования видел в изучении процесса, развертывающегося не в сознании (в сфере бессознательного), а в объективной системе отношений, т.е. поведения. В целом, в своей научной деятельности следовал традициям материалистической психологии и философии, основанных на естественно-научной, биологической мысли. Научные идеи И. М. Сеченова составляют колоссальное наследие в области психологии и медицины. С 1955 г. Московский медицинский институт носит имя этого великого ученого.

Смирнов Анатолий Александрович (1894-1980 гг.) родился 24 октября 1894 г. в городе Руза Московской губернии в семье присяжного поверенного. После окончания в 1912 г. Варшавской гимназии поступил на историко-филологический факультет Московского государственного университета. Заинтересовался психологией под влиянием Г. И. Челпанова. Ассистент (1920 г.), научный сотрудник первого разряда (1922 г.) Психологического института.

Преподаватель психологии Академии социального воспитания (1921-1924 гг.). Профессор Института высшей школы (1931 г.). Руководитель Института психологии АПН СССР (1945-1972 гг.). Использовал эволюционно-генетический подход к изучению проблем педагогики, считая ребенка существом, непрерывно развивающимся.

Разрабатывал вопросы закономерностей психического и физического развития в различные периоды онтогенеза, факторов этого развития, особенностей формирования познавательных процессов, роли игры и труда в развитии ребенка, значения детского рисунка для познания его внутреннего мира и др. Один из родоначальников профессиональной психологии. Составил описание некоторого ряда профессий с точки зрения психофизических качеств, необходимых для их выполнения.

Автор теории осмысленного запоминания. Разработал детальную характеристику произвольного и непроизвольного запоминания, сформулировал общую закономерность их соотношения. Проанализировал взаимовлияние понимания и запоминания, определил значение и функции повторения, а также выделил некоторые особенности процесса повторения. Вывел целый ряд условий, влияющих на продуктивность процесса запоминания. Решающим фактором, определяющим эффективность запоминания, считал степень интеллектуальной активности, определяемую родом деятельности.

Редактор и один из авторов многотомного издания, посвященного развитию и современному состоянию отечественной и зарубежной психологии (1974, 1978, 1980 гг.).

Титченер Эдвард Брэдфорд (1867-1927 гг.) родился 11 января 1867, в Чичестере (Великобритания). Англо-американский психолог-экспериментатор. В Оксфордском университете изучал философию, классические языки и физиологию. В 1890 г. приехал в Лейпциг к В. Вундту и в 1892 г. защитил докторскую диссертацию. Переехав в США преподавал психологию в Корнельском университете (1892-1927 гг.). Основал первую американскую психологическую лабораторию и стал фактически «отцом» экспериментальной психологии в США.

Впервые ввёл термин «структурализм» для обозначения исследовательского подхода В. Вундта, в противовес функционализму У. Джемса. Продолжал развивать данный подход, хотя и перенял от Вюрцбургской школы интроспекционизм как метод изучения душевных процессов.

Придал психологии научный статус. Развивал экспериментальные методы и научный аппарат, настаивал на необходимости тщательной подготовки экспериментальных психологов. Пытался разложить психику на некоторые составные элементы, которых насчитывал до 30000, и которые сравнивал с химическими элементами. Открыл эффект, получивший позднее название «иллюзия Титченера»: окружность, окружённая другими окружностями, кажется тем меньше, чем больше диаметр окружающих её окружностей.

Теплов Борис Михайлович (1896-1965 гг.) родился 20 октября 1896 г. в Туле. В 1914 г. поступил на философское отделение филолого-исторического факультета Московского университета, который закончил в 1921 г., отслужив в армии. До 1933 г. работал в различных научных учреждениях Красной армии, где исследовал проблемы военной маскировки. Постепенно его интерес сместился в область экспериментальных законов восприятия и ощущений.

Вывел некоторые закономерности трансформации цвета на расстоянии, в частности, неотличаемость красного цвета от оранжевого, посветление желтого цвета, потемнение синего и фиолетового, относительную устойчивость зеленого цвета.

Автор теории индивидуальных различий и концепции способностей. Сформулировал гипотезу о наличии более общих и более частных способностей. Подвергал критике идеи о предопределенности индивидуальных способностей. Выдвинул предположение об обратной связи, существующей между силой нервной системы как пределом ее работоспособности и ее чувствительностью. Согласно этой гипотезе, низкая работоспособность нервной системы сочетается с высокой чувствительностью, что может компенсировать сниженные функциональные возможности.

Организатор лаборатории по изучению свойств нервной системы человека как физиологической основы индивидуальных психологических различий, основатель научной школы дифференциальной психологии.

Узнадзе Дмитрий Николаевич (1886-1950 гг.) родился в 1886 г., в селе Сакара Кутаисской губернии. В 1896 г. поступил в Кутаисскую гимназию. Дальнейшее образование получил в Швейцарии и Германии на философском факультете Лейпцигского университета. В 1909 г. получил звание доктора философии в университете города Галль. После возвращения в Кутаиси работал в различных гимназиях, преподавал историю, психологию, историю педагогики и логику.

В 1917 г. переехал в Тбилиси. Один из организаторов кафедры психологии и педагогики (1918 г.) и психологической лаборатории (1920 г.) при созданном Тбилисском университете. Директор Института психологии АН Грузии.

Создатель общепсихологической теории установки, как особого вида отражения действительности. Под установкой подразумевал реальное психическое состояние человека, выражающее его готовность к определенному поведению. Установка не только определяет отношение человека к какому-либо событию, мнению, лицу, но и показывает, в каком виде эти последние реализуются в мире его восприятий. В рамках разрабатываемой теории впервые ввел в психологию принцип иерархиии, рассмотрев два уровня психической активности: уровень установки и уровень объективации. Охарактеризовал психические особенности человека в зависимости от скорости возникновения установки, ее сохранности во времени, силы воздействия и скорости смены. Выделил три основных типа личности: динамический, статичный, вариабельный.

Разрабатывал вопросы психотехники, педологии, возрастной и педагогической психологии, зоопсихологии. Особое внимание уделял исследованиям языка, образованию понятий, постижению понятий.

Уотсон Джон Бродес (1878-1958 гг.) родился 9 января 1878 г. в штате Южная Каролина. В 1894 г. поступил в баптистский университет Фурмана в Гринвилле, намереваясь стать священником. В 1900 г. получил степень магистра, однако после смерти матери отказался от первоначальных намерений и поступил в Чикагский университет, где и увлекся психологией. Изучая белых крыс, пришел к мысли, что в опытах с животными он может выяснить все то, что его коллеги изучают, проводя исследования с людьми. Самому ученому претила мысль об опытах на людях. Президент Американской психологической ассоциации.

Выражал мнение о том, что психология человека не отвечает требованиям, предъявляемым к ней как к естественной науке, является недостаточно экспериментальной и слишком умозрительной наукой, не решающей жизненно важные человеческие проблемы. Предлагал отказаться от изучения сознания как самостоятельного объекта исследования, приблизив психологию к другим естественным наукам при помощи нового научного направления – бихевиоризма - экспериментальной и объективной области естественной науки.

Доказывал мысль о том, что поведение легче всего поддается наблюдению и изучению, в отличие от сознания и человеческих чувств. Считал, что к изучению человеческого поведения нужно применять те же методы, что и к изучению поведения животного. Ввел в психологию основные понятия бихевиоризма - стимул и реакция. Любое поведение должно рассматриваться как реакция организма на стимулы среды. Утверждал, что при помощи метода подкрепления можно оказывать влияние на формирующуюся личность ребенка, с тем, чтобы получить желаемый результат.

Взгляды Дж. Уотсона нашли свое развитие в стимул-реактивной психологии. В рамках этого направления, не оформившегося, однако, в единую концепцию, некоторые из теорий приобрели широкую известность. Среди них: теория оперантного подкрепления Б. Ф. Скиннера, принципы социального научения А. Бандуры и др.

Ухтомский Алексей Алексеевич (1875-1942 гг.) родился в родовом поместье князей Ухтомских, род которых восходит к Рюрику, располагавшемся в селе Вослома Рыбинского уезда Ярославской губернии. В 1888 г., не закончив полного курса классической гимназии, поступил в Нижегородский кадетский корпус имени графа Аракчеева, где проявил заинтересованность в физико-математических дисциплинах, в философии и психологии, этике и литературе.

В 1894 г. поступил на словесное отделение Московской духовной академии, по окончании которой получил степень кандидата богословия. Выдвинул идею выявить естественнонаучные основы нравственного поведения людей, найти физиологические механизмы, с помощью которых складывается и развивается всё разнообразие человеческой личности.

Вскоре поступил в Санкт-Петербургский университет и в возрасте 25 лет стал студентом Естественного отделения Физико-математического факультета. В 1911 г. защитил магистерскую диссертацию. Заведующий кафедрой физиологии человека и животных (1922 г.). Академик АН СССР. Основатель Научно-исследовательского физиологического института.

Разработал принцип доминанты - теорию, способную объяснить некоторые фундаментальные аспекты поведения и психических процессов человека. Доминанта - временно господствующий очаг возбуждения в центральной нервной системе, создающий скрытую готовность организма к определенной деятельности при одновременном торможении других рефлекторных актов.

Учение о доминанте переросло рамки физиологии и стало целым направлением в русской философской антропологии. Оно также используется в психологически ориентированном литературоведении.

 

Фрейд Зигмунд (1856-1939 гг.) родился 6 мая 1856 г. В 1860 г. семья Фрейда в связи с финансовыми затруднениями перебралась в Вену. В 1873 г. поступил на медицинское отделение Венского университета. С 1876 по 1882 гг. работал в лаборатории психологии Э. Брюкке, изучая гистологию нервных клеток. В 1881 г. получил степень доктора медицины. В 1882 г. Фрейд приступил к медицинской практике. Научные интересы привели его в главную больницу Вены, где он начал исследования в Институте церебральной анатомии. В 1938 г. покинул германию и переехал в США. Родоначальник психоанализа.

В молодости заинтересовался гипнозом и его применением для оказания помощи душевнобольным. Позже отказался от гипноза, предпочтя метод свободных ассоциаций и анализ сновидений. Развивал точку зрения о том, что сновидение есть зашифрованное сообщение. Источником неврозов большинства людей считал подавленные сексуальные желания (либидо). Неудовлетворенное либидо проявляется в виде симптомов психического заболевания, а также может быть перенаправлено на несексуальные цели (сублимация).

Выделил в структуре психики три компонента - Оно (Ид), Я (Эго) и Сверх-Я (Суперэго). Оно представляет бессознательные влечения, Я - принцип реальности. Сверх-Я формируется в процессе усвоения человеком социальных норм, господство которых над психикой также становится бессознательным, приводит к возникновению совести и неосознанного чувства вины.

Несмотря на то, что значительная часть современных психоаналитиков не признает источником всех психических расстройств подавленную сексуальность, введенное З. Фрейдом понятие бессознательного, метод проработки скрытых причин симптомов, и «экономическое» рассмотрение психических процессов как взаимодействия обособленных инстанций лежит в основе большинства школ современного психоанализа, психотерапии и теорий личности. Идея о том, что произведения искусства могут рассматриваться как результат невротических переживаний их создателя и проявление глубинного бессознательного, оказала огромное влияние на культуру XX века.

Челпанов Георгий Николаевич (1862-1936 гг.) родился 16 апреля 1862 г. в городе Мариуполе Екатеринославской губернии. После окончания местного приходского училища поступил в Александровскую Мариупольскую гимназию, а потом на историко-филологический факультет Новороссийского университета (1883 г.). В 1890 г. сдал магистерский экзамен по философии и психологии и в 1891 г. стал приват-доцентом Московского университета, а в 1892 г. был зачислен в штатные приват-доценты Киевского университета. Магистр философии (1896 г.), доктор наук (1904 г.). Профессор философии и психологии Московского университета (1907 г.). Организатор Психологического института (1914 г.) и его директор (1914-1923 гг.).

Научный интерес был сосредоточен на проблеме восприятия пространства и времени. Рассматривая вопрос о пространстве с точки зрения гносеологии, протестовал против смешения гносеологической и психологической точек зрения.

Определяя научную значимость эксперимента в психологии, считал, что необходимым сочетать его с теоретической психологией, задачу которой он видел в систематизации, сведении к единству данных, полученных эмпирическим путем. Наиболее приемлемой гипотезой для выражения отношений между психическим и физическим считал психофизический параллелизм.

Критиковал марксизм, считая, что марксизм может быть распространен лишь на социальную психологию, которая, по его мнению, должна быть свободной от всякой философии. Отстаивал идею о значимости человека и его психики, т.е. признавал значение духовного фактора в истории.

Активно занимался проблемами педагогики и выступал против чрезмерного увлечения экспериментальной психологией, в особенности против применения методов экспериментальной психологии в педагогической практике. Считал, что педагогику нельзя рассматривать как прикладную психологию, она имеет свой предмет и должна опираться, в первую очередь, на философскую этику, дающую обоснование идеалов воспитания. Психология только указывает средства, при помощи которых можно достичь этих целей. Популяризатор психологической науки и автор ряда учебников по психологии.

Шеррингтон Чарльз Скотт (1857-1952 гг.) родился 27 ноября 1857 г. в Лондоне. В 1885 г. окончил Кембриджский университет. Работал в лабораториях Р. Коха и Р. Вирхова в Берлине. В 1891-1895 гг. - профессор Броуновского института в Лондоне, читал курс лекций по физиологии в больнице св. Фомы.

Профессор физиологии Ливерпульского (1895-1913 гг.) и Оксфордского (1913-1936 гг.) университетов. Президент Лондонского королевского общества (1920-1925 гг.).

Сформулировал общие принципы деятельности физиологии центральной нервной системы - реципрокность и «общий конечный путь». Отрицал существование особых координирующих центров. Создал учение о рецептивных полях, разделив все рецепторы на проприо-, экстеро- и интерорецепторы. Показал важность проприорецепторов (специализированных нервных окончаний, расположенных в тканях мышечно-суставного аппарата) в координации движений. Сформулировал представление о синапсе - области контакта нейронов друг с другом, определил его значение в механизмах возбуждения и торможения нервных клеток, участвующих в формировании рефлексов. Установил существование взаимоусиливающих и взаимоослабляющих (антагонистических) рефлексов, открыл феномен облегчения рефлексов. Исследовал торможение в спинном мозге и проанализировал явление суммации возбуждений.

Создатель научной школы в Англии и Америке. Лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине (совместно с Э. Эдрианом) за исследование функций нейронов (1932 г.).

Эббингауз Герман (1850-1909 гг.) – немецкий психолог. Обучался в университетах в Галле и Берлина сначала по специальности история и филология, затем – философия. Доцент университета в Берлине (1980 г.). Профессор университета в Галле (1905 г.), где организовал небольшую лабораторию экспериментальной психологии. Создатель первой профессиональной организации немецких психологов «Немецкое общество экспериментальной психологии», первый редактор «Журнала психологии и физиологии органов чувств» (1890 г.).

Один из основателей экспериментальной психологии. Доказывал идею о возможности экспериментального исследования не только элементарных, но и более сложных психических процессов, прежде всего, памяти.

Исходным материалом для таких исследований послужили так называемые бессмысленные слоги – искусственные сочетания речевых элементов (две согласные и гласная между ними), не вызывающие никаких смысловых ассоциаций. Составив список из 2300 бессмысленных слогов, экспериментально, причем на самом себе, изучал процессы заучивания и забывания, разработав методы, позволявшие установить особенности и закономерности памяти. Вывел «кривую забывания», показывающую, что наибольший процент материала забывается в период, следующий непосредственно за заучиванием. Эта кривая приобрела значение образца, по типу которой строились в дальнейшем кривые выработки навыка, решения проблемы и т.д.

Автор ряда работ и методик по изучению умственного развития. Создал тест на заполнение фразы пропущенным словом, который получил широкое применение в детской и педагогической психологии. Разрабатывал также теорию цветного зрения. Показал значимость статистической обработки данных с целью установления закономерностей, которым подчинены, при всей их прихотливости, психические явления.

Эриксон Эрик (1902-1980 гг.) родился во Франкфурте-на-Майне (Германия) 15 июня 1902 г., вырос в Карлсруэ. В юности изучал искусство и начал свою карьеру в качестве портретиста. В 1927 г. был приглашен другом детства Питером Блосом приехать в Вену, чтобы рисовать портреты детей в экспериментальной школе, основанной Д. Бэрлингхэм и А.Фрейд. Через некоторое время становится членом педагогического коллектива, наблюдая за детьми и постепенно вливаясь в психоаналитический мир Вены и Фрейдов.

Активное освоение теории и практики психоанализа пришлось на 1927-1933 гг. В 1933 г., вскоре после окончания Венского университета, по политическим причинам (в это время он жил под фамилией отчима - еврейского педиатра Хомбургера) переехал в США и работал в Бостоне; Йеле, Беркли. В конце жизни перебрался в Гарвардский университет. В 1939 г. принял американское гражданство и выбрал себе фамилию Эриксон в честь неизвестного Эрику отца-датчанина.

Продолжая исследование психоанализа, творчески и весьма критично переосмыслил учение З. Фрейда и выдвинул собственную оригинальную концепцию развития человека от младенчества до старости. С его точки зрения, жизненный цикл определяется последовательностью кризисов, которые разрешаются и уступают место новым, благодаря чему индивид реализует свои возможности. Человек в любом возрасте может либо находиться в согласии с самим собой, либо его могут раздирать внутренние противоречия.

Развивал теорию идентичности личности, исследовал социально-психологические механизмы и способы формирования психосоциальной идентичности в процессе развития и взросления человека. Расширил и развил фрейдовскую концепцию психосексуальных стадий развития, связав развитие индивида с социальными нормами. Выделил восемь стадий развития и описал их в терминах конфликтов, от разрешения которых на каждой стадии зависит успешность развития.

Награжден Национальной премией США и Пулитцеровской премией за работу «Истина Ганди» (1969 г.).

Юнг Карл Густав (1875-1961 гг.) родился в 1875 г. в швейцарском местечке Кесвиль. Окончив Базельскую гимназию, поступил в 1895 г. в университет, намереваясь серьезно заниматься хирургией. Решение заняться психиатрией принял после случайного знакомства во время практики в клинике и подготовки к государственному экзамену с учебником по психиатрии. В 1900 г. работал в качестве ассистента в клинике Бургхельцли. С 1905 г. читал курс психиатрии в Цюрихе, занимал пост главврача в университетской клинике.

Основал лабораторию экспериментальной психопатологии при психиатрической больнице, где вместе со своими студентами изучал всевозможные психические реакции. В 1906-1913 гг. работал с З. Фрейдом, в дальнейшем отошел от классического психоанализа и создал собственную аналитическую психологию.

Разработал одну из методик ассоциативного эксперимента, ввел понятие «комплекс». В результате многолетних клинических исследований пришел к заключению, что в психике человека существенную роль играет не только индивидуальное, но и коллективное бессознательное, содержание которого представлено архетипами, унаследованными от предков.

Автор сложной структуры личности, включающей «я», «тень» (совокупность вытесненных человеком представлений о самом себе), «самость» (самопознание смысла жизни), «анима» (источник ласки и влечений), «анимус» (источник непререкаемых суждений). Предложил типологию характеров на основе двух признаков: оп ориентированности установки (экстраверсия – интроверсия) и по доминирующей функции (мышление, чувство, ощущение или инстуиция). Выделил такие термины, как экстраверт и интроверт в отношении двух наиболее общих типов людей. Экстравертов характеризует открытость по отношению к окружающему миру, а интровертов, напротив, сконцентрированность на самих себе, которые не зависят от объекта. Выдвинул метод психологического компаса, позволяющего анализировать типы людей.

Словарь основных терминов

Абсолютный порог ощущений - минимальная величина раздражителя, при которой возникает ощущение.

Абстракция - операция мышления, мысленное выделение существенных признаков предмета или явления и отвлечение от других, несущественных.

Агглютинация - механизм воображения, создание новых образов на основе «склеивания» различных, в повседневной жизни несоединимых качеств, частей.

Адаптация -изменение чувствительности, происходящее вследствие приспособления органа чувств к действующим на него раздражителям.

Активность – свойство темперамента, связывается с запасом потенциальной энергии, проявляется в том, как долго человек может выполнять работу, активно преодолевая препятствия.

Акцентуация характера – это чрезмерное усиление отдельных черт характера, проявляющееся в избирательной уязвимости личности по отношению к определённого рода психогенным воздействиям (тяжёлым переживаниям, чрезвычайным нервно-психическим нагрузкам и т.д.) при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.

Анализ -операция мышления, мысленное разделение предметов и явлений на части или свойства.

Анализатор – анатомо-физиологический аппарат, специализированный для приёма воздействий определённых раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения, включает три элемента: рецептор, чувствительные нервы и специализированный участок коры мозга.

Аналогия -логический вывод в процессе мышления от частного к частному (на основе некоторых элементов сходства).

Апперцепция -свойство восприятия, означающее зависимость восприятия от прошлого опыта, запаса знаний и общей направленности личности.

Архетип – одна из систем личности по К.Юнгу, являющаяся содержанием коллективного бессознательного; первичный психический образ, универсальная мыслительная форма (идея), содержащая значительный эмоциональный элемент.

Аффект – эмоциональное состояние взрывного характера, бурно протекающее, характеризующееся изменением сознания, нарушением волевого контроля, а также изменением всей жизнедеятельности организма (изменения в функциях внутренних органов, снижение способности к логическому мышлению, двигательные реакции или ступор).

Безусловный рефлекс -врождённая, наследственно закреплённая форма реагирования на биологически значимые воздействия внешнего мира или на изменения внутренней среды организма.

Валидность – один из важнейших критериев качества теста, означающий пригодность теста для измерения того, что он по замыслу должен измерять.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 684; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.