Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ведущий специалист в области психологии труда. 3 страница




Влечение – это психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность.

Внимание - это направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном (реальном или идеальном объекте).

Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. В основе волевой регуляции лежат объективные условия деятельности, понимание человеком необходимости определённого поведения.

Воображение – это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений.

Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

Воспроизведение – это один из процессов памяти, заключающийся в воссоздании образа предмета или явления, воспринимаемого ранее, но не воспринимаемого в данный момент.

Вытеснение - один из механизмов психологической защиты личности, заключается в устранении из сознания неприемлемых влечений и переживаний.

Гениальность – высший уровень развития способностей, делающий человека выдающейся личностью в соответствующей сфере деятельности.

Гиперболизация - механизм воображения, увеличение или уменьшение предмета, а также изменение отдельных его частей.

Дедукция - логический вывод в процессе мышления от общего к частному.

Действие – относительно завершённый элемент деятельности, направленный на достижение определённой промежуточной осознаваемой цели.

Детерминизм -принцип, согласно которому психика определяется образом жизни и изменяется с изменением внешних условий.

Деятельностный подход -совокупность теоретико-методических и конкретно-эмпирических исследований, в которых психика и сознание, их формирование и развитие изучаются в различных формах предметной деятельности субъекта, а у некоторых представителей деятельностного похода психика рассматривается как особые формы (виды) этой деятельности, производные от внешне-практических её форм.

Деятельность - специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.

Диспозиционное направление -направление изучения личности, в основе которого лежит выделение в личности тех или иных черт (общих и индивидуальных).

Желание -осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определённому. Характеризуется осознанием не только своей потребности, но и возможных путей её удовлетворения.

Забывание - процесс, заключающийся в невозможности воспроизведения ранее закреплённого в памяти.

Задатки – генетически детерминированные анатомо-физиологические особенности нервной системы, являющиеся индивидуально-природной предпосылкой формирования и развития способностей.

Запоминание – это один из процессов памяти, заключающийся в запечатлении и последующем сохранении воспринимаемой информации.

Игра – вид деятельности в условных ситуациях, направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.

Ид (Оно) – бессознательная сфера личности, одна из основных подструктур личности по З.Фрейду: инстинкты, влечения, энергия либидо; всё генетически предопределённое, то, что предшествует «Я» на пути развития психики.

Идеал – это конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности индивида, т.е. то, к чему он стремится, на что ориентируется.

Идентификация – это способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его характеристикам самого субъекта.

Идентичность – тождественность человека самому себе, твёрдоусвоенный и личностнопринимаемый образ себя во всём богатстве отношений личности к окружающему миру, чувство адекватности и стабильного владения личностью собственным «я» независимо от изменений «я» и ситуации; способность личности к полноценному решению задач, возникающих перед ней на каждом этапе её развития (Э. Эриксон).

Избирательность восприятия -свойство восприятия, заключающееся в способности воспринимать в любой момент времени только один предмет или группу предметов, в то время как остальные не отражаются в нашем сознании.

Индивид – это человек как единичное природное существо, представитель вида homo sapiens, носитель предпосылок человеческого развития.

Индивидуальное бессознательное – в теории личности К.Юнга - сфера личности, состоящая из переживаний, которые оказались вытесненными из сознания, были подавлены, забыты или проигнорированы, а также слишком слабые, не достигшие уровня сознания.

Индивидуальность - неповторимое своеобразие конкретного человека, его природных и социально-приобретённых свойств.

Индукция – логический вывод в процессе мышления от частного к общему.

Инстинкт -форма генетически обусловленного поведения.

Интеллект -совокупность самых разнообразных умственных способностей, обеспечивающих успех познавательной деятельности человека.

Интерес – это специфическая форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке личности в окружающей действительности. Одной из наиболее существенных характеристик интереса является то, что при его удовлетворении он не угасает, а, наоборот вызывает новые интересы, соответствующие новому уровню познавательной деятельности.

Интериоризация -переход извне внутрь; психологическое понятие, означающее формирование стабильных структурно-функциональных единиц сознания через усвоение внешних действий с предметами и овладение внешними знаковыми средствами.

Интероцептивные ощущения - ощущения, сигнализирующие о состоянии внутренних органов и процессов организма.

Интровертированность - свойство темперамента, означающее направленность личности на себя, на собственные переживания и мысли.

Каузальная атрибуция – интерпретация человеком межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей.

Коллективное бессознательное – в теории личности К.Юнга, наследие эволюционного развития человека, хранилище скрытых воспоминаний, унаследованных от предков. Коллективное бессознательное выступает как предрасположенность, заставляющая людей реагировать на мир определённым образом.

Конкретизация -операция мышления, представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению. Конкретизация выступает как иллюстрация чего-то общего.

Константность восприятия – свойство восприятия, означающее способность воспринимать относительное постоянство свойств предметов при изменении условий их восприятия.

Конформность – тенденция человека изменять своё поведение под влиянием других людей таким образом, чтобы оно соответствовало мнениям окружающих, стремление приспособить его к их требованиям.

Концентрация внимания -свойство внимания, степень сосредоточенности внимания на объекте.

Лабильность и ригидность – свойства темперамента, означающие гибкость, лёгкость приспособления к новым условиями, и наоборот, инертность, костность, нечувствительность к изменению условий.

Личность – системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включённости в общественные отношения.

Локус контроля -локализация контроля со стороны человека над значимыми для него событиями; развитие личной ответственности за происходящие с личностью события.

Лонгитюдный метод -многократное обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного времени.

Метод – это путь познания, способ, посредством которого познается предмет науки.

Методология -учение об идейных позициях науки, логике и методах её исследования.

Метод опроса - получение необходимой информации от самих испытуемых путём вопросов и ответов.

Метод поперечных срезов -исследование одних и тех же характеристик в группах обследуемых различного возраста, разного уровня развития, с различными свойствами личности и т.д.

Мечта – вид творческого воображения, связанного с осознанием желаемого будущего.

Мировоззрение -система взглядов человека на объективный мир, на место в нём человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе, отражающая идеалы, ценностные ориентации, принципы познания и деятельности, убеждения.

Мотив – это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности субъекта.

Мотивация -совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

Мышление - наиболее обобщённая и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.

Наблюдение -планомерное изучение деятельности и поведения людей, которое проводится в обычных жизненных условиях без какого-либо преднамеренного вмешательства.

Навык -действие, сформированное путём повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля.

Надежность - показатель качества психологического тестирования, оценивает согласованность показателей, полученных на тех же самых испытуемых при повторном тестировании тем же самым тестом или эквивалентной его формой.

Надсознательные процессы -процессы образования некоего интегрального продукта в результате большой, как правило, сознательной интеллектуальной работы. В повседневной жизни подобные явления часто называют интуицией, т.е. способом принятия решения путём анализа на уровне, находящемся вне контроля сознания.

Направленность личности – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Направленность всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания.

Настроение – устойчивое, слабо выраженное эмоциональное состояние, проявляющееся в качестве положительного или отрицательного эмоционального фона психической жизни индивида.

Неосознаваемые автоматизмы - действия или акты, совершающиеся без участия сознания. Одни из них никогда не осознавались (врождённые или приобретённые в первый год жизни), другие вначале осознавались, но затем в результате многократного повторения стали осуществляться без участия сознания (навыки).

Обобщение - операция мышления, объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

Образ Я -определённые представления человекао самом себе.

Общение – взаимодействие двух или более лиц, состоящее в обмене информацией познавательного и/или аффективно-оценочного характера. Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей (труд, учение, игру), обеспечивает планирование, осуществление и контроль деятельности.

Объём внимания -свойство внимания,количество объектов, которые мы можем охватить с достаточной ясностью одновременно.

Одарённость - своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности.

Операция - составляющая действия, характеризует частичную сторону его выполнения. Операции мало осознаются или не осознаются вообще.

Осмысленность восприятия - свойство восприятия, означающее связь восприятия с мышлением; воспринять предмет - значит, назвать его, связать с определённым словом.

Отвлекаемость внимания – это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой либо деятельностью.

Отношение личности – это активная, сознательная, интегральная, избирательная, основанная на опыте связь личности с различными сторонами действительности.

Отражение -способность материи не только получать информацию об окружающем мире, но и на основе этой информации создавать определённый психический, т.е. субъективный по своей природе и идеалистический по своей сути образ, который с определённой мерой точности является копией материальных объектов реального мира.

Ощущение -отражение в сознании отдельных свойств явлений и предметов, воздействующих в данный момент на органы чувств. Ощущение - чувственное отображение объективной реальности.

Память -это запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта.

Переключение внимания - свойство внимания, сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой.

Планирование – это выбор средств и последовательности определённых действий по достижению цели.

Поведение -активность человека по отношению к обществу, другим людям и предметному миру, рассматриваемая со стороны её регуляции общественными нормами нравственности и права.

Понимание - способность постичь смысл или значение чего-либо.

Понятие - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.

Поступок -единица поведения, в которой формируются и в то же время выражаются позиция личности, её моральные убеждения. Это личностно осмысленное, личностно сконструированное и личностно реализованное поведение, направленное на разрешение конфликта с установленным, привычным, заведённым порядком.

Потребность – исходная форма активности живых организмов. Это состояние нужды человека в определённых условиях жизни и деятельности или материальных объектах. Потребность всегда связана с наличием у человека чувства удовлетворённости или неудовлетворённости.

Предметность восприятия – свойство восприятия, выражающееся в способности отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов.

Представление – это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта. Представление - это переход от сенсорно-перцептивных процессов к понятиям, т.е. к мышлению.

Привычка - потребность совершать то или иное действие.

Проекция -механизм психологической защиты личности, приписывание другим людям собственных вытесненных мотивов, переживаний и черт характера.

Проприоцептивные ощущения -ощущения, передающие информацию о положении тела в пространстве и о положении опорно-двигательного аппарата, обеспечивающие регуляцию наших движений.

Пространственная локализация -нахождение раздражителя в пространстве.

Психика -свойство высокоорганизованной живой материи (мозга), заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом не отчуждаемой от него картины этого мира и регуляция на этой основе поведения и деятельности.

Психические процессы - первичные регуляторы поведения человека. Они имеют определённое начало, течение и конец, т.е. обладают определёнными динамическими характеристиками, к которым, прежде всего, относятся параметры, определяющие длительность и устойчивость психического процесса.

Психические волевые процессы - процессы, влияющие на формирование поведения человека и проявляющиеся в ситуациях, связанных с принятием решений, преодолением трудностей, управлением своим поведением и т.д.

Психические неосознаваемые процессы - процессы, которые протекают или осуществляются вне контроля сознания.

Психические познавательные процессы - процессы, связанные с восприятием и переработкой информации, благодаря которым человек получает сведения об окружающем мире и себе.

Психические эмоциональные процессы - процессы, отражающие значимость или незначимость для человека любой информации.

Психические свойства личности - наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный количественный и качественный уровень деятельности и поведения человека. Характеризуются значительной устойчивостью и постоянством.

Психические состояния -явления, характеризующие состояния психики в целом, имеющие динамику, которая характеризуется длительностью, направленностью, устойчивостью и интенсивностью. Психические состояния влияют на течение и результат психических процессов и могут способствовать деятельности или тормозить её.

Психологическая защита -специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта. Функцией психологической защиты является «ограждение» сферы сознания от негативных, травмирующих личность переживаний.

Психологическая теория деятельности - совокупность теоретико-методологических и конкретно-эмпирических исследований, в которых психика и сознание, их формирование и развитие изучаются в различных формах предметной деятельности субъекта, а у некоторых представителей деятельностного подхода психика и сознание рассматриваются как особые формы (виды) этой деятельности, производные от внешне практических её форм.

Психология - наука о психике и психических явлениях. Предметом психологии являются психика и психические явления как одного конкретного человека, так и психические явления, наблюдаемые в группах и коллективах.

Раздражимость -способность живой материи отвечать на биологически значимые для организма воздействия окружающей среды.

Распределение внимания – свойство, с которым связана возможность одновременного успешного выполнения (совмещения) двух и более различных видов деятельности (нескольких действий).

Рационализация - механизм психологической защиты личности, рациональное объяснение человеком своих желаний и действий, истинные причины которых коренятся в иррациональных социально или личностно неприемлемых влечениях.

Реактивное образование (инверсия) -механизмпсихологической защиты личности, трансформация в сознании эмоционального отношения к объекту на прямо противоположное.

Реактивность – свойство темперамента, означающее силу эмоциональной реакции на внешние или внутренние раздражители.

Регрессия -механизм психологической защиты личности, возврат к более примитивным формам поведения и мышления.

Реминисценция -отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым.

Репрезентативность - способность выборки испытуемых быть представительной, т.е. достаточно точно (адекватно) отражать характеристики того контингента испытуемых, который обследуется.

Рефлекс (временная нервная связь) -ответная реакция живого организма на действие внешнего или внутреннего раздражителя.

Рефлексия - 1) процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний; 2) осознание субъектом того, как он воспринимается партнёрами по общению.

Речь – это процесс общения людей посредством языка.

Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств, свойств и места среди других людей.

Саморегуляция – одна из важнейших характеристик личности - состоит в том, что люди реактивно пытаются уменьшить расхождение между своими достижениями и целью, а затем проактивно ставят пред собой новые, более высокие цели.

Самосознание - сложный психический процесс, сущность которого состоит в восприятии личностью многочисленных образов самой себя в различных ситуациях деятельности и поведения, во всех формах взаимодействия с другими людьми и в соединении этих образов в единое, целостное образование - понятие Я, собственной индивидуальности.

Самоэффективность - это убеждения человека относительно его способности управлять событиями, осознание своего умения выстраивать поведение, соответствующее задаче, справляться с обстоятельствами.

Сензитивность (чувствительность) – свойство темперамента, означающее возникновение психической реакции на внешний раздражитель наименьшей силы.

Сенсибилизация - повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов или упражнений.

Синестезия -возникновение под влиянием раздражителя одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора.

Синтез – противоположная анализу операция мышления, которая позволяет соединять части предметов и явлений в единое целое.

Свойства темперамента -устойчивые психические свойства, характеризующие динамику психической деятельности (сензитивность, активность, реактивность, лабильность, ригидность и т.д.)

Склонность - избирательная направленность индивида на определённую деятельность, побуждающая ею заниматься.

Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщённого отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Социализация – это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта.

Способности – индивидуальные особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности и лёгкость овладения ею.

Стереотипизация – это классификация форм поведения и интерпретация их причин путем отнесения к уже известным или кажущимся известными явлениям, категориям, социальным стереотипам.

Сравнение -операция мышления, сопоставление предметов и явлений, нахождение сходства и различий между ними.

Сравнительный метод - рассмотрение отдельных механизмов поведения и психологических актов в процессе развития и в сравнении со сходными явлениями у других организмов.

Стиль деятельности - система наиболее эффективных приёмов и способов организации своей деятельности, некоторая устойчивая система особенностей деятельности и поведения.

Страсть – сильное и яркое эмоциональное состояние человека, доминирующее над другими побуждениями и приводящее к сосредоточению на предмете страсти всех устремлений и сил.

Стресс – состояние длительного и сильного психологического напряжения, связанное с эмоциональной перегрузкой.

Структурность – свойство восприятия, заключающееся в том, что восприятие не является простой суммой ощущений; мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщённую структуру.

Сублимация -механизм психологической защиты, преобразование энергии сексуального влечения в социально приемлемые формы активности.

Субъект деятельности – индивид как носитель сознания, обладающий способностью к деятельности. Субъект деятельности объединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность человека.

Суждение -форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо.

Схематизация -механизм воображения, когда отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают чётко.

Суперэго (Сверх-Я) – одна из подструктур личности по З.Фрейду, носитель моральных норм, критик и цензор; образуется в результате усвоения родительских требований и запретов.

Талант - высокий уровень развития специальных способностей. Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода.

Творчество -это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей.

Темп реакции – свойство темперамента, означающее скорость протекания психических процессов и реакций.

Темперамент – совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону её деятельности и поведения.

Тест – стандартизированное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной психический процесс или личность в целом.

Тип нервной системы -врождённые и относительно слабоподверженные изменениям под воздействием окружения и воспитания свойства нервной системы. Эти свойства образуют физиологическую основу темперамента.

Типизация - механизм воображения, выделение существенного, повторяющегося в однородных образах.

Тревожность -эмоциональная возбудимость в угрожающей ситуации, зависящая от силы раздражителя.

Труд - специфический, присущий только человеку вид деятельности, заключающийся в осуществлении воздействия на природу с целью обеспечения условий своего существования.

Убеждение – высшая форма направленности – система мотивов личности, побуждающих её поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.

Умение -освоенный субъектом способ выполнения действия, основанный на практическом применении приобретённых ранее знаний и навыков и приводящий к успеху в данном виде деятельности.

Умозаключение - высшая форма мышления, возникающая в процессе оперирования различными суждениями с использованием определенных умственных операций, представляющая собой формирование новых суждений на основе преобразования уже имеющихся.

Уровень притязаний -желаемая самооценка, проявляющаяся в степени трудности цели, которую личность ставит перед собой. Функциональное структурное образование, назначение которого - предвосхитить, конкретизировать приемлемый для «образа Я» возможный результат.

Условный рефлекс -приобретённая реакция живого организма на определённый раздражитель.

Установка – это неосознаваемое состояние готовности человека определённым образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к окружающим его людям и объектам.

Устойчивость внимания - свойство внимания, длительность сосредоточения внимания на объекте.

Учение - вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.

Филогенез -развитие (эволюция) психики в животном мире.

Фрустрация -специфическое эмоциональное состояние человека, возникающее в случае появления непреодолимых препятствий на пути к достижению желаемой цели.

Характер – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обуславливая типичные для неё способы поведения.

Целостность восприятия -свойство восприятия,обобщение получаемой в виде различных ощущений информации об отдельных свойствах и качествах предмета в целостный образ.

Цель – ожидаемый и предполагаемый результат действия. Постановка цели связана с удовлетворением какой-либо потребности.

Человек -высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Наиболее общее понятие, биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями, способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда.

Чувства – отражение в сознании человека его отношений к действительности, возникающее при удовлетворении или неудовлетворении высших потребностей.

Эго (Я) - одна из подструктур личности по З.Фрейду, центр сознания, контролирует все познавательные функции, подчиняется принципу реальности.

Эксперимент -основной метод психологии, опирающийся на точный учёт изменяемых независимых переменных, влияющих на зависимую переменную.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 465; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.085 сек.